Освещая города

17.06.16
10:12
автор: Анна Евстигнеева    |    просмотр: (14129)

Одной из лучших экспозиций XXI АРХ Москвы стала выставка «Приметы городов». Она представила российские региональные центры так, что сразу захотелось отправиться в путешествие и еще глубже погрузиться в их историю и современность.

От Москвы до Венеции три часа самолетом. Концентрация культурной жизни на один квадратный метр в разы больше, чем в Москве, не говоря о других городах России. И все же: почему стоит потратить время и деньги, чтобы приехать во Владивосток, до которого «лететь 3 фильма», как говорят местные жители, и в другие города отечества, близкие и не очень? Выставка в рамках проекта, организованного коммуникационным агентством «Правила общения», предложила свежий взгляд на знаковые центры России, которые формируют культурный код страны и являются очагами ее регионального развития. Инициатор проекта и его куратор Юлия Зинкевич постаралась напомнить, что все мы, хотим того или нет, живем в пространстве русской культуры и ее истории, которая прорастает, как живая ткань, во все времена  и в городах, и в весях, и в каждом...

Первыми в фокус проекта попали: Архангельск, Владивосток, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Казань, Калининград, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тверь, Ярославль. О них светящаяся экспозиция рассказывала в двух жанрах: города-достопримечательности (панно с коллажами) и  города-персонажи (светильники). Все экспонаты были сделаны на базе светотехнического оборудования компании «Сарос», которая выступила главным техническим партнером выставки.

 

Экспозиция, придуманная архитектором Ильей Мукосеем, в буквальном смысле слова пролила свет на особые приметы, которые делают эти города уникальными, непохожими на другие: архитектура и ландшафт, фестивали и культурные акции, местные традиции... В них знаки времени, подлинные ценности, сконцентрированные воспоминания поколений...  Для каждого города их выбирали и систематизировали «дежурные по городам»: неравнодушные горожане и эксперты, культрегенты. Дизайн планшетов выполнил Максим Журавлев, арт-директор сообщества ARCHiPEOPLE, соорганизатора проекта «Приметы городов».

Города-достопримечательности

Архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы («Архитектурное бюро Храмова», мастерская урбанистики «Артполис») предложили взглянуть на родную Самару, немыслимую без реки Волги, как на город-курорт, утопающий в каштанах и акациях, с самой длинной набережной и пляжем-«гостиной» города. Роскошные дачи купцов-миллионщиков, построенные в стиле модерн в начале ХХ века лучшими архитекторами своего времени, еще стоят по берегам Волги...

Автор иллюстрации — Саша Кравченко

Екатеринбург как столицу русского конструктивизма представили Алена Смышлева, обозреватель журнала «Собака. Екатеринбург», и Полина Иванова, куратор проекта «Белая Башня». Белая башня была построена в героическую эпоху первых пятилеток и является иконой конструктивизма. Сегодня в городе выявлено и описано больше 100 зданий этого периода, а кварталы с авангардной застройкой представляют собой музей под открытым небом. Новая цитадель культурной жизни города – «Ельцин-центр», своим внешним обликом обязанный бюро Бориса Бернаскони. И, конечно же, Екатеринбург – это столица русского рока, паблик-арта и «Уральской индустриальной биеннале современного искусства».

Автор иллюстрации — Лена Гордеева

Журналисту Радмиле Хаковой и урбанисту Гузель Файзрахмановой удалось показать Казань как столицу самобытного края – республики Татарстан, характер которой ярко отразился в ее архитектуре. Начиная от «падающей» башни Сююмбике XVI  века до Моста Миллениум, построенного к 1000-летию Казани. И конечно, эксперты не забыли про то, что Казань – «город-парк». В 2015 год в Татарстане был объявлен «Год парков и скверов». Для реализации проекта была приглашена Наталия Фишман, ранее работавшая в команде Сергея Капкова в Москве. Первый этап реконструкции прошел в 140 ландшафтных объектах республики.

Автор иллюстрации — Анна Рослякова

Иваново посетителям выставки открыл Михаил Тимофеев (на фото вверху), профессор Ивановского государственного университета, главный редактор журнала «Лабиринт». Царство русского ситца, город социальных и архитектурных экспериментов советской эпохи, он и сегодня остается «селом в городе».  Иваново – единственный в России областной центр с сохранившейся сельской планировкой улиц: «Частный сектор примыкает к центральным проспектам и площадям. Деревянные и каменные дома, домишки, а также вклинившиеся в их ряды разнородные особняки с весны до поздней осени благоухают ароматом отменного шашлыка».

Автор иллюстрации — Ася Платонова

«Владивосток до сих пор остается чем-то неизвестным, и возможно, даже не до конца понятным для большинства жителей нашей большой Родины», – считают «дежурные» по городу Алиса Багдонайте, куратор ЦСИ «Заря»,  и стажер «Зари» Екатерина Корнилова. Самая восточная точка России. Ее символический образ – маяк Эгершельд, от которого простирается Тихий океан. Владивосток, когда-то самой крупный пересыльный лагерь, зарытый город, сегодня – вольный город-порт. Все, чем он гордится, так или иначе связано с морем. Музеи-корабли и подводные лодки, океанариум, бухты и пляжи, рестораны со свежими морепродуктами — главные достопримечательности Владивостока. Огромные мосты, не имеющие аналогов в России, здесь соседствуют с неповторимым колоритом дикой природы. В 2012 году столица Приморья обзавелась крупнейшим научно-образовательным центром Дальневосточного региона, включающим Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН. За последние время в городе открылось несколько центров современного искусства, включая крупный кластер «Заря».

Автор иллюстрации — Влад Милушкин

«Гидами» по Вологде выступили Константин Гудков и Александр Дуднев, инициаторы и кураторы проекта «Дни архитектуры в Вологде».  Деревянное зодчество, прославившее Русский Север, в Вологде превратилось в городскую архитектуру. Здесь оно развивалось таким образом, что в деревянной городской застройке города представлены все стили, которые были в архитектуре, начиная с XVII в.: классицизм, ампир, модерн и даже конструктивизм. Из дерева продолжают строить и современную архитектуру, которая выросла в рамках проекта «Активация». Яркий пример — новый «Красный пляж» на берегу реки Вологды: деревянный амфитеатр стал любимым местом отдыха горожан.

Автор иллюстрации — Эля Хасанова

Калининград – бывшая столица Пруссии, родина Канта, Гофмана и Гришковца, город-порт и мост в Европу. Самая западная точка России. Восстановление исторического облика – одна из примет, о которой рассказывают отвечавшие за этот город Ирина Мельничук, менеджер проектов благотворительного фонда местного сообщества «Калининград» и журналист Кристина Черемушкина. Помимо всем известных достопримечательностей Калининграда, связанных с могилой Канта и песчаными пляжами, появились новые.  Например — Октябрьский остров, который раньше был болотом. Здесь расположена «Рыбная деревня», этнографический и торгово-ремесленный квартал стилизован под архитектуру довоенного Кенигсберга.

Автор иллюстрации — Анна Михайлова

О Твери как о городе, где сошлись две столицы, рассказала Ирина Головина, создатель клуба «Будь туристом», и один из самых известных краеведов Денис Ромодин. Город, расположенный между Москвой и Петербургом, взял понемногу и от того, и от другого. Многие здания здесь возводили известные петербургские зодчие — Растрелли, Кваренги, Росси. А в советское время, когда Тверь стала Калининым, над ее реконструкцией работали лучшие московские архитекторы: Жолтовский, Леонидов, Калмыков. Окрестности старой Твери сохранили нетронутыми замечательные рабочие городки рубежа XIX-XX вв. — прообразы современных микрорайонов.

Автор иллюстрации — Николай Филатов

Пермь в современную историю России вошла как город неудавшейся культурной революции, предпринятой в 2008 галеристом Маратом Гельманом и сенатором Сергеем Гордеевым. Начало пермского периода в современном искусстве — выставка «Русское бедное», ставшая визитной карточкой музея PERMM. Город становится более интересным для своих жителей и гостей, появляются новые арт-площадки, общественные пространства, город приобретает человеческое лицо. Какое оно, во всех деталях показали «дежурные» – Денис Самойлов, менеджер общественных проектов и неравнодушный горожанин, а так же Ирина Журавлева, основатель арт-проекта «ЛЕС» и студии документального кино о природе LESFILM.

Автор иллюстрации — Евгения Демахина

Воронеж в интерпретации Алексея Болоха, главного редактора популярного в городе сетевого издания downtown.ru, предстал как природный заповедник с гигантским водохранилищем, которое полностью находится в черте города. Из его новых примет он выделил две. Парк «Алые Паруса», реконструированный по проекту французского ландшафтного архитектора Оливье Даме, превратился в «воронежский Версаль». Новое здание Камерного театра стало лучшей культурной площадкой города. Под крышей здания в стиле лофт расположились театральные, выставочные, лекционные залы.

Автор иллюстрации — Ольга Прохорова

Нижний Новгород многолик, как и его история. В архитектурной ткани сошлись советские эксперименты по строительству идеального соцгорода для работников автомобильного завода в конце 1920-х, уходящая натура деревянных домов, стены которых покрыты лиричными граффити, Кремлевский Арсенал, реконструированный и оборудованный под центр современного искусства.... А еще здесь на берегу Оки стоит Шуховская башня, в окружении сосен. Обо всех этих фактах и многих других, мы узнали благодаря Марине Игнатушко – автору проекта «Нижегородский архитектурный рейтинг».

Автор иллюстрации — Варя Щука

Юлия Кривцова, куратор и инициатор культурных проектов, «дежурная» по Ярославлю, ясно обозначила его главную идею: «Каким бы ни был этот город, он начинается с «Я» — с меня и с каждого жителя, который чувствует свою причастность к нему». Старинный и прекрасный в своем сегодняшнем дне, Ярославль зовет гулять вдоль набережных, рассматривать небо в обсерватории нового планетария и уникальные фрески в Храме «Николы Мокрого». В городе проходят фестивали колокольной музыки и «Джаз над Волгой», фестиваль уличных театров, а на сцене Первого русского театра имени Волкова показывают свои дипломные спектакли выпускники театральных вузов со всей страны. Открываются частные музеи и галереи, появляются новые точки притяжения для горожан — арт-пространства, культурные центры…

 


Автор иллюстрации — Станислав Давыдов

Архангельск – столица русского Севера, крупнейший город-порт на Белом море, где ледоход и северное сияние – такие же заурядные явления природы, как дождь и гроза. Здесь каменные коттеджи и деревянные мостовые, небоскребы и покосившееся деревянные дома, природные и архитектурные заповедники. О своем родном городе рассказывает журналист и фотограф Николай Гернет: «В Архангельске множество архитектурных достопримечательностей, среди которых подворье Соловецкого монастыря и старейшее в России здание Гостиного двора — один из немногих сохранившихся памятников русского зодчества второй половины XVII в., поражающий своей красотой и мощью. В городе есть три театра, музеи, проводятся различные фестивали, концерты, ярмарки. Особой любовью горожан и гостей города пользуется Международный фестиваль уличных театров, на который съезжаются десятки театров из разных стран мира…»


Автор иллюстрации — Ольга Пташник

«Острог, центр пересылки, купеческий город, промышленный и ресурсный центр Сибири, ядерное хранилище, столица Красноярского края», – так в нескольких словах характеризует свой город и рассказывает его историю Оксана Будулак, редактор в Siburbia, «дежурная» по Красноярску. Красноярск богато одарен природой: тайга и скалы, сильная река в шаговой доступности… Сегодня большинство красноярцев зимой катаются в «Бобровом логу» на сноуборде, летом сплавляются по таежной речке Мане и ставят рекорды по скалолазанию на Столбах. В культурном плане Красноярск – местный эпицентр значимых событий.  На биеннале, музейные ночи, книжную ярмарка КРЯКК, музыкальный фестиваль АТФ приезжают сотни людей из соседних сибирских городов…

Автор иллюстрации — Роман Беляев


Города-персонажи

И еще выставка напомнила о людях, реальных и вымышленных персонажах, тех, кто в этих городах родился, жил, живет сейчас или связан с ними на разных витках своих биографий. Их портреты светятся на абажурах, отрисованных студентами-иллюстраторами с курса Виктора Меламеда из Британской высшей школы дизайна.
Каждый студент, участник проекта, получил в работу досье на жителей одного города. Из этого получились удивительные иллюстрации. Их художественная образность эффектно контрастировала с фотографиями на стеновых панно. В выставочном зале абажуры были подвешены на уровне глаз, чтобы каждый желающий мог во всех подробностях разглядеть героев города и «приметы» их жизни в нем. Например, Артемия Троицкого, который родился в Ярославле. Эльдара Рязанова, который мальчишкой жил в Самаре и лакомился самыми вкусными эклерами в театральном буфете.
Глядя на футуристические опоры мостов Владивостока, трудно представить, что в годы сталинских репрессий через его пересылочный лагерь прошли сотен тысяч заключенных, среди которых   –  будущий актер Георгий Жженов, писатели Варлам Шаламов и Евгения Гинзбург, «космический» академик Сергей Королёв…, и именно здесь умер Осип Мандельштам. С Воронежем была связана судьба писателей Ивана Бунина и Андрея Платонова. Последний именно здесь стал в 26 лет самым лучшим мелиоратором Советского Союза, за что и был отмечен переводом из черноземных воронежских земель в Москву….

Куратор проекта Юлия Зинкевич с дипломом «Лучшая премьера 5 Московской Биеннале Архитектуры»

Все, кто не успел посетить выставку на АРХ Москве, смогут увидеть ««Приметы городов» в Центральном Доме Архитектора в конце июня (даты уточняются). А в начале июля «Приметы городов» отправятся в путешествие по волжским городам на «Архитектурном пароходе 2016» в рамках научно-художественного проекта «Волга». Выставку также ждут в Красноярске, Нижнем Новгороде, Владивостоке и в других городах, представленных в экспозиции. 

Анна Евстигнеева, координатор проекта «Приметы городов» коммуникационного агентства «Правила общения», и Люся Малкис, основатель сообщества ARCHiPEOPLE, соорганизатора проекта.

Команда проекта «Приметы городов»

Художники-иллюстраторы выставки — студенты курса Виктора Меламеда Британской высшей школы дизайна.


Инициатор и организатор проекта «Приметы городов» – коммуникационное агентство «Правила Общения», соорганизатор  -  ARCHiPEOPLE [сообщество архитекторов, дизайнеров, творческих людей],  партнеры проекта - компании «Сарос», Barlinek, ROCKFON, CEOFFICE, Milliken.

www.primetygorodov.ru

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

 

 

tags: АРХ Москва | |

автор: Анна Евстигнеева |  просмотр:(14129)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey