Следы Эшера

10.01.14
17:36
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (20134)

До 9 февраля в ММOМА на Петровке действует выставка гравюр знаменитого голландского художника. Рассмотрев его фантастическую архитектурную графику и мозаичные паттерны, редакция Архплатформа.ру вспомнила несколько недавних примеров их влияния на cовременную архитектуру и дизайн.

Глаз, 1946, Меццо-тинто. Фото: http://www.dailyartfixx.com

Московская выставка «Мауриц Корнелис Эшер» – большой подарок  «Года Голландии в России» всем поклонникам творчества выдающегося графика XX века и любителям художественных зарядок для ума. Более ста гравюр на дереве и металле, фотографии и видео из архивов Фонда М.К. Эшера в Нидерландах разместились в нескольких залах на втором этаже Московского музея современного искусства (MMOMA).
Хронологически экспозиция выстроена не строго, но, так или иначе, охватывает все творчество Эшера (1898 – 1972) – от ранних опытов в гравюре на дереве – «Рука с шишкой», 1921 –  до последней, законченной в 1969 году работы «Змеи». В послании куратора – доктора искусствоведения Андрея Толстого – говорится, что организаторы стремились представить основные типы произведений автора, показать, как в ранние периоды зарождался интерес к темам, позже принесшим ему всемирную известность.

Змеи. Гравюра на дереве, 1956. Фото: http://www.mcescher.com

Пейзажи из путешествий по Италии и Испании, мозаики-тесселяции, навеянные изучением мавританского стиля, осмысление разных типов симметрии, динамические трансформации двухмерного и трехмерного, оптические иллюзии, геометрические головоломки, бесконечные метаморфозы живых существ и абстрактных фигур, пространственные парадоксы, иллюстрирующие различные математические исследования, – все это представлено на выставке в головокружительном изобилии. Архитектура как особая тема не выделена, но ее сквозная и ключевая роль в творчестве Эшера и без того очевидна.

Рука с зеркальной сферой. 1935. Литография. Фото предоставлено пресс-службой ММСИ


Есть мнение, что Эшер мог стать архитектором. Сын инженера, он некоторое время учился в Техническом колледже в Дельфте, по болезни был отчислен, но позже продолжил образование в Школе архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Серьезные занятия гравюрой и влияние художника Самуэля де Мескита, учившего его рисовать, определили иной творческий путь. Эшер стал графиком, но архитектура его определенно притягивала. «В моих литографиях я пытаюсь утверждать, что мы живем в прекрасном и организованном мире, а не в хаосе, не имеющем норм, хотя именно таким наш мир иногда нам кажется»,  –  говорил мастер. Архитектура в его работах предстает идеальной материализацией тех незримых законов и порядка, действующих как в области, доступной разуму, так и за ее пределами.

Барбарано, Чимино, 1929. Литография. Фото: http://www.mcescher.com

В реальных архитектурных пейзажах Эшер графически вычленяет структуру зданий, подчеркивает их подобие формам окружающих скал. Жестко дробит целое на детали, явно наслаждаясь тем, как оно собирается из себе подобных деталей, что в дальнейшем будет развито во множестве абстрактно-орнаментальных форм, и что позже, уже после смерти художника, будет названо фракталами. Ради того, чтобы заглянуть за пределы видимого и показать, как можно больше подробностей, он начинает выворачивать реальное пространство, играть с перспективой. Стремясь к широте охвата, выбирает высокие точки, виды с птичьего полета. От той же жажды объять необъятное – постоянные эксперименты со сферами.

Вавилонская башня, 1928. Гравюра на дереве. Фото: http://www.wikipaintings.org

Балкон, 1945. Литография. Фото: http://www.wikipaintings.org

Изображая узнаваемые сооружения в странных ситуациях, например, тонущий готический собор, он подбирается к достоверному изображению невозможного. Идеально вычерченные, разлинованные как тетрадка по математике, элементы ренессансной архитектуры представляют «Другой мир» в гравюре 1947 года. Увлеченный «невозможными фигурами» физика Роджера Пенроуза, он не просто рисует его парадоксальную лестницу и треугольник, но выстраивает из них невероятные здания, существующие одновременно в нескольких измерениях.

Другой мир, 1947. Гравюра на дереве. Фото: http://www.zeldadungeon.net

Эти конструкции, построенные из архетипических элементов мировой архитектуры – самые изощренные визуальные ловушки, возле которых надолго застревают зрители. Что дальше – что ближе, что внутри – что снаружи, что вогнуто – что выгнуто, и где же пространство совершает скачок в иное измерение? Этими загадками до сих пор интригую публику «Водопад», «Бельведер», «Спускаясь и поднимаясь», «Относительность», потрясающие архитектурные фантазии, породившие множество интерпретаций и реплик. 

Водопад, 1961. Литография. Фото предоставлено пресс-службой ММСИ

Выпуклости и углубления, 1955. Литография http://www.wikipaintings.org

Волновавший его мир неевклидовой геометрии Эшер тоже показывает архитектурно – в пространстве «Галереи гравюр» вроде бы изображенный городской пейзаж непостижимым образом переплетается с вроде бы реальным интерьером галереи.  

Галерея гравюр, 1956. Литография. Фото: http://www.wikipaintings.org

Одна из причин сегодняшней популярности Эшера – абсолютно современное дизайнерское мышление. Он рисовал открытки, оберточную бумагу, создавал панно для общественных интерьеров. И сегодня мотивы его искусства с удовольствием подхватывают в самых разных сферах предметного и архитектурного проектирования.

Метаморфозы 2, 1940. Гравюра на дереве. Фото: https://undergrad.stanford.edu

В 2011 Vacheron Konstantin выпустила уникальную модель часов «Dove» – драгоценное ювелирное изделие, выручка от которого пошла на благотворительные цели. Рисунок циферблата вдохновлен фрагментом гравюры «Метаморфозы» Эшера.


Представить, что мог бы проектировать голландский художник, стань он вдруг архитектором, сложно. В наше время, возможно, экспериментировал бы с параметрическим моделированием. А может быть, построил бы что-то похожее на образец хай-тека – здание Fuji TV в Токио (1997, фото внизу). В форме узких этажей-переходов архитектор Кендзо Танге в соответствии с функцией подразумевал скорее кинопленку, но нельзя не согласиться с блоггером tuffincr: здание напоминает о гравюрах Эшера, совмещая два его любимых мотива – лестницы (на них переходы и узкие вертикальные элементы тоже похожи) и сферу.

Явной отсылкой к гравюре «Спускаясь и поднимаясь» выглядит зеленая крыша отеля Two Seasons в норвежском Ставангере. В проекте 2010 года, разработанном JDS Architects и Brandsberg-Dahls Arkitekter, были ступени без зелени, и сходство читалось сильнее.  

Спускаясь и поднимаясь, 1960. Литография. Фото предоставлено пресс-службой ММСИ


Не скрывают, что обращались за вдохновением к творчеству Эшера, авторы нижеследующих интерьеров.



Бюро 3Gatti, бутик Atler, Шанхай, 2011. Подробнее о проекте

Источник вдохновения бюро 3Gatti — гравюра Эшера «Относительность», 1953. Фото: http://www.mcescher.com

Studio Mode, Graffiti Café, Варна, 2012. Подробнее о проекте

Joey Ho, ресторан The Room, Гонконг 2012. Подробнее о проекте

Свидетельство неослабевающего влияния Эшера – спецпроект Лондонского Фестиваля Дизайна 2013 года. Каждый год организаторы удивляют гостей зрелищными инсталляциями в общественных пространствах.  Минувшей осенью на поляне перед Tate Modern возникла «Бесконечная лестница» из дерева – 13 пролетов в эшеровском стиле, собранных в замысловатую самодостаточную конструкцию, ведущую в никуда.

Фото: http://www.londondesignfestival.com, Ed Reeve


Сайт ММСИ: www.mmoma.ru
Официальный сайт наследия М.К. Эшера: http://www.mcescher.com
 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(20134)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey