Человек vs машина

06.08.13
18:56
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (12867)

В «Манеже» открылась выставка Lexus Gybrid Art «Чувства в движении». Девять масштабных инсталляций показывают разные грани взаимодействия реального и виртуального. До 22 августа.

Выставочные проекты Lexus Gibrid Art акцентируют внимание на объектах, произведенных путем скрещивания искусства с достижениями науки, разнообразными технологиями: от простых кинетических до сложных кибернетических. Организаторы преследуют цель «сделать современное искусство ближе и понятнее всем без исключения», поэтому экспозиции, как правило, зрелищны, занятны, представляют легкоусвояемую пищу для ума и довольно калорийную – для эмоций и перцептивного опыта. Такова и четвертая ежегодная выставка, открывшаяся вчера, 5 августа, в ЦВЗ «Манеж».

Девять объектов, выбранных куратором Марчелло Пизу, объединены идеей «все, что движется в искусстве». В каждой из инсталляций, свободно рассредоточенных по всему пространству огромного зала «Манежа» (архитектор выставки - Катя Бочавар), действительно что-то движется, светится, меняется и трансформируется само по себе или при контакте со зрителем. На наш взгляд, самый любопытный из смысловых слоев выставки  –  то, как ведут себя произведения со зрителями. Все представленные искусственные создания выстраивают свой модус взаимодействия с живым миром и нашими органами чувств, в диапазоне от полной зависимости до демонстративной самостоятельности. 

Некоторым экспонатам человеческие чувства – зрение, слух, осязание – жизненно необходимы, чтобы показать себя «во всей красе». К кристаллам Дана Розегарде нужно прикасаться, брать их в руки, выкладывать слова и рисунки. Они отвечают светом диодов, вокруг которых и были сформированы структуры из специальной соли. «Партитуру» бразильского художника Каду нужно долго созерцать и слушать. Игрушечные поезда ездят по рельсам, задевая металлическими антеннами за расставленные  по миниатюрной железной дороге стеклянные сосуды, пустые и по-разному заполненные водой. Возникающие при этом звуки складываются в медитативную музыку. 

В состояние транса способна ввести и «Материализация/Дематериализация» нью-йоркского видеоартиста Марко Брамбиллы, для достижения этого эффекта воспользовавшегося соединением «живой» воды с 3D технологиями. На зеркале водной глади сначала появляются маленькие цветные круги. Затем круги динамично растут, расходятся, и обнаруживается, что их составляют фигурки людей, погруженных в какое-то запредельное измерение. В основе этого образа лежит способ телепортации из киноэпопеи «Звездный путь».   

«Человека играющего» будят в зрителе «Монстротени» британца Филиппа Уортингтона. Нужно перед специальным экраном изображать руками всевозможную живность. Инсталляция немедленно реагирует – дополняет тени на экране зубами, ушами, плавниками. Забавный «театр теней» сопровождается «дикими» звуками. 

Произведению Георгия и Ильи Пузенковых нужно присутствие зрителя, чтобы скучная пиксельная сетка потекла ручьями краски и удивительным образом перекрылась цветным силуэтом того, кто попал в поле видеопроекции. «Цвет тени», премьерная работа двух художников разных поколений, открывает новый путь для традиционной живописи в современном цифровом мире. 

Технологические творения на этой выставке не только завораживают, заигрывают со зрителем, но и показывают иную сторону своего вторжения в реальность. Визуализировать невидимое информационное поле, плотно окружающее человека каждый день, попытались японцы Хидеми Нишида и Теппей Косеки. Камерный бокс наполнен гигантскими прозрачными шарами, на тонкие стенки которых спроецирован видеоряд. Очередь, чтобы попасть в инсталляцию (в тесное пространство в день открытия пускали по пять человек) усиливает эффект, к которому, очевидно, и стремились авторы «Эфемерного вторжения». Виртуальный мир ежедневно сдавливает нас и вызывает неосознанный дискомфорт своими звуками, мельтешением слов и картинок. 

Выставка продемонстрировала, как технологии могут  навязывать свою волю, озадачивая человека нетипичным поведением привычных вещей и произведенных из них предметов искусства. Сложно представить, что традиционная скульптура при приближении зрителя возьмет и отвернется от него. Тем более никто не ожидает такого подвоха от обычного зеркала.

Но «Зеркало, перпендикулярное биссектрисе, проведенной между двух пар глаз» Юлиуса фон Бисмарка ведет себя именно так. Оно упорно не желает отражать того, кто в него пытается заглянуть, разворачивается таким образом, чтобы были видны только лица людей, стоящих рядом. Искусственное создание провоцирует человека на визуальную коммуникацию с окружающими. 

Два цветка-робота Давида Летелье общаются друг с другом, преобразовывая собственные сигналы и звуки вокруг в движения. Они улавливают и интегрируют в звуковую дорожку также человеческие голоса, но могут обойтись в своем диалоге без них. Здесь зрителю оставлена роль пассивного наблюдателя. 

Инсталляция Versus играет роль «ворот» в экспозицию: на входе зрители быстро проходят между парой цветов-роботов, устремляясь вглубь зала, но на выходе задерживаются, чтобы рассмотреть своеобразный разговор двух машин. Эта работа воспринимается как итог выставки и подводит к мысли о том, что при всей интерактивности, зависимости большинства из представленных экспонатов от человека, в этом мире высокотехнологичного искусства ему отведена отнюдь не главная роль.

Посетителей выставки «встречают и провожают» два огромных киборга  –  две антропоморфные фигуры, созданные международной командой технологов и дизайнеров в рамках проекта Lexus International. В экспозицию включена видеозапись, демонстрирующая, как эти создания передвигаются. По замыслу авторов, они показывают красоту движения человеческого тела. В пресс-релизе  роботы-гиганты названы гостями выставки. Но остается впечатление, что в этом ином, более точном и совершенном, мире технологий как раз они и есть хозяева, а люди – лишь гости, которым машины, умные устройства, принявшие облик произведений искусства, парадоксальным образом напоминают о человеческих чувствах, эмоциях, способности к игре и необходимости общения друг с другом.

Выставка открыта в ЦВЗ «Манеж» до 22 августа.

Стратегический партнер Lexus Gybrid Art 2013: VISA

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(12867)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey