Фамильные черты

30.11.11
16:11
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (12038)

Выставка «Ассы: В.Е.K.», действующая в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря, - творческий «семейный портрет». Однако родственное сходство в искусстве трех поколений архитекторов раскрывают отнюдь не их сооружения. 

Евгений и Кирилл Ассы делали свою «домашнюю», как они говорят, выставку без куратора. Да он им был и не нужен. Во-первых, оба сами не раз выступали в этом качестве. Во-вторых, семейная история - предмет сокровенный, лучше никто бы и не справился. «Ассы: В.Е.К.» - в названии экспозиции первые буквы имен трех представителей архитектурной династии удачно складываются в слово «век». Проект приурочен к столетию со дня рождения Виктора Евгеньевича Асса (1911 - 1987), отца Евгения и деда Кирилла.

Фото Елена Стрекоза
Кирилл и Евгений Ассы на открытии выставки

Несмотря на тему преемственности поколений, хронологический принцип в экспозиции соблюдается только в документах и фотографиях, разложенных на витринах-кубах, установленных крестом в центре галереи. Здесь отражены и тяготы войны, вынудившей Виктора Евгеньевича с женой Александрой Михайловной Христиани-Асс эвакуироваться из Ленинграда, и радость по поводу рождения в 1946 году сына Евгения, и рабочие будни в мастерской у архитектора Л.В. Руднева – личности, сыгравшей очень важную роль в жизни этой семьи. Здесь же – фотографии и зарисовки сооружений Асса старшего, фиксирующие трансформацию его архитектуры от академизма 30-40-х до функционализма 60-80-х,  от жилого дома Министерства Обороны на Садово-Кудринской улице в Москве, с колоннами, балюстрадой, арочными окнами, до сурового в непрерывности своих горизонталей Центрального военного госпиталя в Красногорске.

Фото Елена Стрекоза

Евгений, глава бюро «Архитекторы Асс» и Кирилл, работающий в мастерской у Александра Бродского, свою архитектуру не стали выставлять намеренно. «Нам показалось, что сопоставлять современные технологичные визуализации со старыми фотографиями и эскизами проектов отца - не вполне корректно. К тому же в семейном архиве материалов по ним мало. Отец работал в военном ведомстве, и большая часть его объектов  – секрет государственной важности», - объяснил Евгений Асс.  

Фото: Елена Стрекоза

В семейном архиве сохранилась фотография, где Виктор Евгеньевич показывает сыну альбомы по искусству. Ее можно рассматривать как свидетельство некой предопределенности. Все Ассы с детства отлично рисовали. «Прадед был инженером, отец хотел стать театральным художником, но на семейном совете решили, что архитектура – это верное дело в руках, а искусством можно и для себя заниматься», - вспоминает Евгений. Так сложилось и у него, и у его сына Кирилла. Однако, именно живопись, графика, документации инсталляций составили костяк данной экспозиции. «В своих художественных работах отец был намного свободнее, чем в архитектуре, где  есть зависимость от заказчика», - считает Евгений. «Искусство всего лишь дает другие инструменты, но авторское высказывание в арт-проектах получается более концентрированным», - рассказывает о своей практике Кирилл. Главное, что в картинах, рисунках и арт-проектах отчетливее, чем в стилистически далеких монументальных формах, проступает родственное художественное чувство или «генокод» семейного творчества.

Фото Елена Стрекоза

Работы в галерее развешивались так, как они висят в «родовом гнезде» Ассов  - в квартире в том самом доме на Садово-Кудринской, спроектированном Виктором Евгеньевичем. Произведения сгруппированы не по времени создания, а по разным принципам сближения. Архитектурные эскизы и пейзажи, фигуративные и абстрактные изображения, работы отца и сына, деда и внука перекликаются где-то темами, где-то колоритом, где-то настроением. Если не читать инициалы и не знать наверняка, то авторство, что показательно, не везде очевидно. Подобрать точные слова для описания этих родственных черт довольно сложно. Можно говорить про прозрачность и простоту, про крупную, косую  штриховку или склонность к изображению городских и природных ландшафтов, теме монументов и вышек. Но скорее это что-то из области интуитивного, не поддающегося словесному выражению. 

Фото Елена Стрекоза

«Если ты растешь в окружении произведений отца и деда, с детства впитываешь определенные образы, они формируют твое художественное мышление на подсознательном уровне», -  говорит Кирилл. «Фундаментальная вещь для нашей семьи – это вкус. Он не зависит от разных стилистических систем. Вкус делает вещи приемлемыми», - так, цитируя философа Людвига Витгенштейна, отвечает на вопрос о творческом генокоде Евгений Асс. «Нам бы хотелось, чтобы посетители выставки сами для себя определили, в чем близость и родственность всех этих произведений», - добавляет он.  

Выставка открыта в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря.

Сайт галереи: vkhutemas.ru
 
Фотографии с открытия выставки

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 

 

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(12038)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey