Города-на-Ферме

15.08.11
19:25
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (21254)

7 августа завершился архитектурный Фестиваль «Города». На животноводческой ферме и прилегающей к ней территории в Тульской области было создано более 30 объектов - необычных и практичных.

Фото Екатерина Шалина
Мост. Команда «Рога и копыта» (Вологда)

Фото Екатерина Шалина

На АрхФерму мы попали в последний день Фестиваля. Все призы уже были розданы, жюри, в составе которого работали авторитетные московские архитекторы и критики, выбрало лучшие проекты, участники потихоньку сворачивали палатки и собирались по домам (кому-то путь предстоял совсем не близкий – до Ростова-на-Дону, Вологды, Новосибирска и даже французского Монпелье), а кто-то еще что-то достраивал и доделывал. Готовые «новорожденные» сооружения из обрезной доски и бруса золотились под солнцем, выглядывавшим из-за облаков. 

Фото Андрей Асадов
 
Входная группа АрхФерма. Команда "Сарай и Утки" (Ростов-на-Дону)

Исследование окрестностей, где рассредоточились объекты, выявило, что места здесь идиллически красивые, можно сказать, шишкинские: озеро, сосны, деревня на холмах и бескрайние просторы. Пасторальную картину довершали пасущиеся коровы - исконные обитательницы фермы, в мирном соседстве с которыми на протяжении двух недель жили 180 человек-участников Фестиваля.

Фото Екатерина Шалина
 
Берег Нечаевского озера

О том, что происходило в те две недели, пока шел Фестиваль, а также до того, нам рассказала Мария Трошина, один из организаторов: «Фестиваль «Города», затеянный архитекторами Иваном Овчинниковым и Андреем Асадовым шесть лет назад, всегда был странствующим. Мы побывали на Байкале, на Алтае, в Греции и других местах. Постепенно созрела потребность найти постоянную базу, чтобы строить не только арт-объекты, но и практичные, функциональные вещи. А для этого нужны мастерские, налаженная поставка материалов. Долго искали место и нашли эту ферму в 100 км от Москвы. Ее нынешние владельцы используют только часть коровников и хозяйственных помещений. Остальные постройки были предоставлены в наше распоряжение, и с весны мы стараемся привести здесь все в порядок».

Фото Екатерина Шалина

В архиве АрхФермы есть фотографии «до и после». Работа была проделана колоссальная. Например, в одном из бывших зернохранилищ после ремонта крыши и расчистки мусора оборудован информационный центр с кафе и комнатами, где жили ведущие воркшопов и семинаров, проведенных во время Фестиваля.

Фото Андрей Асадов
Информационный центр. Архитектор Иван Овчинников

Здесь же временно поселился и куратор  Фестиваля - Николай Белоусов, архитектор, получивший в этом году премию «Золотое сечение» «за современное прочтение народного зодчества на основе дерева». «Николай не только знает основной материал, с которым мы имеем дело. Он талантлив и как преподаватель, любит работать с молодежью и умеет ее увлечь. Очень повезло, что он с нами», - говорит Мария.

Фото Екатерина Шалина
Силосные башни - опознавательный знак и главный ориентир АрхФермы, а также - благодаря отличной акустике - излюбленное место для хорового пения и музыкальных импровизаций на подвернувшихся под руку ударных.

Фото Андрей Асадов

Фото Андрей Асадов
Инсталляция «Электрические цветы». Yunaya bureau (Москва)

Участники, приехавшие из разных городов России, две недели жили в палатках. Некоторые прибыли уже слаженными творческими коллективами. Остальные объединялись в команды на месте. Организаторы предложили несколько тем на выбор и затем на основе выполненных за два дня проектов определяли, кто и что будет строить. В списке «необычного практичного» (так звучала общая тема) фигурировали: автобусная остановка, скамейка,  беседка, жилой модуль и прочие сооружения, соответствующие главной идее «Городов» - дать архитекторам возможность построить что-нибудь собственными руками из экологичных материалов.

Фото Андрей Асадов
«Астановка». Команда FartArt (Москва). Лучший объект по выбору жюри, в составе которого работали Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, Елена Гонсалес

Фото Екатерина Шалина
«Домик на курьих ножках» или «Оксюморон», А. Шорин (Москва)

Фото Андрей Асадов
InsideOut. Команда TransFarmers (Монпелье)

Были и задания из разряда «сайт-специфик» (site specific) - ориентированные непосредственно на нужды АрхФермы. Так, например, возникла лестница, ведущая на второй этаж амбара, где когда-то было родильное отделение для коров, а во время Фестиваля - расположилась фотогалерея «Городов».

Фото Андрей Асадов
Лестница «Рупор культуры». Команда «Буду». (Москва) Лучший объект по выбору жюри.

Фото Андрей Асадов

Фото Андрей Асадов

На берегу Нечаевского озера, находящегося неподалеку от фермы, выросла смотровая вышка, а на воде появились две плавучих бани и плотояхта.

Фото Андрей Асадов
Вышка спасателей. Степан Липгарт, команда «Дети Иофана» (Москва). Лучший объект по выбору жюри.

Фото Екатерина Шалина

Фото Екатерина Шалина
Баня «Задушевная». Команда AРХИ+ (Москва)

Фото Андрей Асадов
Бобр-баня. Команда СoMar (Москва)

Что будет дальше? В последний день Фестиваля собрался круглый стол. Создатели АрхФермы обсуждали ее перспективы с представителями ЦК «Гараж», дизайн-завода «Флакон», института «Стрелка». Есть планы развивать АрхФерму как экспериментальную  площадку – образовательную, выставочную, творческую. Здесь могли бы находиться мастерские и цеха по разработке прототипов и выпуску архитектурно-дизайнерской продукции.

Фото Екатерина Шалина
Скамья «Смешные люди». Команда «Галя, я люблю фасоль» (Минск)

Фото Екатерина Шалина
LOVE-ка. Команда АРХИ+

На «арх-фермерские» изделия, кстати, уже есть спрос . Ряд конкурсных заданий формулировался в сотрудничестве с компанией Крост, строящей микрорайон Эдальго. Для него проектировались лавочки, песочницы, клумбы.

Фото Андрея Асадова
Информационный центр. Проект Андрея Асадова по развитию АрхФермы


Андрей Асадов представил план освоения территорий фермы и ее окрестностей, включающий поселок для архитекторов. «Архитекторов можно было бы мотивировать льготными условиями аренды или покупки земли, - считает Иван Овчинников. - Пусть построят здесь дома – для себя и для демонстрации своего мастерства потенциальным заказчикам и живут в среде творческих людей». Но это план, как минимум, лет на пять-семь.

Фото Екатерина Шалина
Лавка-тачка-скворечник. Команда K.A.M.П.ост (Вологда)

В ближайшем же будущем создателям АрхФермы предстоит ответить на несколько насущных вопросов.  Как, например, организовать круглогодичное функционирование загородной площадки? Здесь уже есть на что посмотреть, но необходим постоянно обновляющийся «контент», интересный настолько, чтобы люди ради него поехали в Заокский район Тульской области. Где найти инвестиции? Проект позиционируется как некоммерческий. Нужны спонсоры, готовые вкладываться в него «из любви к искусству», ради «пиара» или реализации меценатских амбиций. Инфраструктура для комфортного пребывания гостей зимой и летом – еще один вопрос. Есть и другие проблемы, требующие оперативного решения. Хочется верить, что у энтузиастов архитектурно-фермерского хозяйства все получится.

Официальный сайт Фестиваля «Города»: goroda-fest.ru

Официальный сайт АрхФермы: archfarm.ru

Фото Андрея Асадова
Дом-модуль. Команда «Алькос» (Москва)

Фото Андрея Асадова

Фото Андрея Асадова
Божья коробка. Команда M.A.Т.А.-жарит (Москва)

Фото Андрея Асадова
Божья коробка. Команда M.A.Т.А.-жарит (Москва)

Фото Екатерина Шалина
Плотояхта. Команда X-10 (Москва)

Фото Андрей Асадов
Световая инсталляция. К.З_АИ (Новосибирск)

Фото Андрей Асадов
Лавка-пепельница. Команда «Елкин корень» (Нижний Новгород)

Фото Андрей Асадов
Клумба-беседка. Команда ИАРхИ ЮХУ (Ростов-на Дону)

Фото Екатерина Шалина

Фото Екатерина Шалина

 

 

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(21254)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey