TAG: Рем Колхас (Rem Koolhaas)

Музей паркового типа

17.06.15
14:20

Открывшееся в парке Горького основное здание музея современного искусства «Гараж» —  исключительный арт-объект Рема Колхаса (ОМА) в неброской и с виду недорогой упаковке.

Фото: Нина Фролова

10 июня реконструированное здание бывшего ресторана «Времена года» (построено в 1968 г.) в новом — музейном — качестве представили прессе, 12 июня его официально открыли для публики. Роль этого проекта для Москвы трудно переоценить: после небольшой паузы и продуктивного, но компактного существования во временном павильоне там же, на территории ЦПКиО, обрела постоянное пристанище институция, в 2008-2010 годах прививавшая москвичам любовь к современному искусству масштабными, мирового класса экспозициями в «Бахметьевском гараже». Учредивший центр современной культуры «Гараж» фонд Дарьи Жуковой стал проводником значимых архитектурных свершений в столице: на первом месте проживания отреставрировал памятник конструктивизма — шедевр Константина Мельникова, после переезда в парк Горького позвал строить временный павильон именитого японского мастера Шигеру Бана и вот дал возможность реализовать свои идеи в Москве, где, как известно, архитекторам-иностранцам пока не очень везет, другому притцкеровскому лауреату —  Рему Колхасу.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Для 70-летнего нидерландского архитектора этот проект стал логичным продолжением деятельности в России: сотрудничество с «Эрмитажем», кураторство учебной программы института «Стрелка», в частности, направления «Сохранение». На примере здания «Гаража» он наглядно проиллюстрировал свои убеждения: сохранения достойны не только выдающиеся сооружения, но любые носители духа времени. В этом смысле заурядному, хоть и некогда популярному, объекту общепита сказочно повезло: не все кафе и рестораны превращаются в центры культуры, и далеко не все здания тех лет, даже признанные критиками и историками архитектуры шедеврами совмодернизма, удостаиваются такого отношения и внимания.

Фото: Нина Фролова

Фото: Екатерина Шалина

Подумать только: когда-то мозаики типа уцелевшего крупного фрагмента «Осени» из «Времен года» мозолили глаза в различных общественных учреждениях и никак не считались высоким искусством, а это панно возили на реставрацию в Венецию вместе с оставшимся в интерьерах глазурованным кирпичом и зеленым кафелем. А  затем собрали все в том же виде, в каком нашли, не дополняя новыми аналогичными деталями до утраченного целого. И теперь этот изумрудный кафель, «островками» перемежающийся с грубой кирпичной кладкой, выглядит, (и тут особую роль играет специфическая светотень), не менее ценным декором, чем изразцы XVII века.

Фото: Нина Фролова

Фото:Екатерина Шалина

Под потолками, раскрытыми до ребристых бетонных перекрытий,  —  светлые полосы простого кирпича — там была обшивка, прятавшая коммуникации. Теперь часть их — трубы отопительной и охлаждающей системы — открыта взгляду, что вряд ли смутит целевую аудиторию «Гаража», познавшую толк в лофтах.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Нельзя сказать, что прием расчистки и укрепления каркаса, вскрытия слоев и консервации обнаруженного — нечто принципиально новое для практики реконструкций в Москве. Вспоминается недавняя работа бюро Wowhaus над «Электротеатром Станиславского», впрочем, эта команда тоже имеет отношение к институту «Стрелка», и то, что ей могут быть близки какие-то позиции Колхаса,  — не удивительно. Однако Wowhaus имел дело со зданиями первой половины XX века, где многое было признано предметом охраны. Колхас же преподнес как ценность останки сооружения, в котором никакой особой ценности не видели, показал, как можно актуализировать архитектурное наследие советского прошлого.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Оболочку здания он переосмыслил скорее функционально, чем эстетически — эстетически новая равнозначна прежним незамысловатым фасадам. Была прямоугольная «стекляшка» на ножках, сейчас вместо нее — коробка из поликарбоната. Прежде открытая летняя площадка между опорами здания визуально частично так же осталась открытой — теперь она обрамлена стеклянными и деревянными cтенами и наполнена не только сервисными (гардероб, кафе, лекционный зал, книжный магазин), но и выставочными функциями: в атриуме, пронизывающем три этажа, можно устанавливать высокие объекты. Прозрачная часть цоколя связывает музей с окружением и пропорционально «работает» в человеческом масштабе.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Верхний «футляр» из поликарбоната, прорезанный ленточным окном, переходящим с длинной стороны на торцевую , — на первый взгляд, выглядит вызывающе просто, недорого и недолговечно, заставляет сравнивать здание с гигантской пластиковой коробкой и, кажется, противоречит самой идее музея — надежного хранения, храма искусств. Даже если речь идет о сломавшем этот стереотип современном искусстве, рубеж XX-XXI веков приучил нас к тому, что для арта строят либо здания-аттракционы, порой затмевающие формой содержание, либо интровертные, функциональные объемы, концентрирующие энергию на экспонатах. И вроде бы новый «Гараж» можно отнести к последним, но его парадокс в том, что запредельно лаконичный контейнер содержит интерьер, который как упорядоченное «мусорное пространство» в трактовке Колхаса стал главным арт-объектом и постоянным экспонатом этого музея. Своего рода эффект «Бильбао», вывернутый наизнанку. Заставить воспринимать обыденное как искусство — ход авангарда, напомнил в своей рецензии Григорий Ревзин («Утопия советской пивной, «КоммерсантЪ»). Илья Мукосей  провел параллель с провокационным реди-мейдом Дюшана («Сегодня — это вопрос?» Archi.ru)

Фото: Екатерина Шалина

Нам видится здесь еще одна, хронологически более близкая и адекватная времени рождения «Времен года» параллель — западный поп-арт 1960-х, когда искусством объявлялось все, что художникам попадалось под руку, в том числе всякий мусор, а любимым материалом стал пластик. В этом смысле произведение «советского поп-арта» —  панно «Осень», украшавшее ресторан, получило весьма органичную упаковку. И очень естественно живут в этой упаковке открывшие выставочную программу психоделические, иллюзионистские комнаты японки Яёи Кусамы, подъем которой на мировую арт-сцену тоже пришелся на 60-е.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

И гармонично играют на втором этаже в пинг-понг посетители. Не исключено, что многие завсегдатаи парка Горького, внимание которых к новому зданию, возможно, привлекли деревья, задрапированные «мухоморными» полотнами Кусамы, зашли внутрь из чистого любопытства и восприняли проект Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?»  как еще одну обычную, только крытую, площадку для настольного тенниса, а комнаты Кусамы — только как аттракцион с зеркалами, где получаются классные селфи.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Сейчас «Гараж» Колхаса внутри и снаружи гениально соответствует genius loci парка Горького. Лучшей территории для популяризации современного искусства — а это ключевая цель «Гаража» как институции — в Москве не найти. Для затравки кураторы логично выбрали зрелищные, интерактивные и познавательные проекты, отсылающие ко временам молодости здания.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Как будут чувствовать себя и восприниматься «герметичные», сложные вещи, здесь, в общем контексте парка, не располагающем к размышлениям о серьезном, покажет время. Оно же выявит поведение поликарбоната — скептики предсказывают, что через два года фасадные панели неприятно пожелтеют, а оптимисты говорят, что это не простой «тепличный», а высокотехнологичный, дорогой материал, и он соответствует «не временному» статусу здания.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Внешность здания сильно зависит от нюансов естественного освещения. Иногда солнечные блики придают нейтральной молочной поверхности жемчужную переливчатость.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Между двумя слоями поликарбонатной оболочки, обеспечивающей интерьер мягким, рассеянным светом, спрятано вентиляционное оборудование.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Нина Фролова

Приветливый и гостеприимный вид прямоугольному блоку, издалека кажущемуся стальным (особенно, когда пасмурно) и герметичным, старается сообщить поднятая над входом панель. С противоположной стороны обещают установить такую же.

Фото: Нина Фролова

Музейное пространство развивается на четырех уровнях. Первый этаж —  холл-атриум, гардероб, книжный магазин, кафе с отреставрированной мебелью советских лет, подсобные помещения. На втором этаже выставочное пространство, лекторий, проектная и детская комнаты. На третьем этаже расположены четыре зала, мастерская и офисные помещения. На крыше – открытая площадка с деревянным настилом.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"
Зона кафе

Фото: Екатерина Шалина
Открытые детские мастерские - по выходным в холле

Фото: Нина Фролова
Терраса на крыше

Некоторые выставочные площади оснащены подвесными панелями, при необходимости они опускаются, формируя белые кубы и дополнительные поверхности для крепления произведений. 

Территория вокруг здания осмысляется как продолжение музея.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Проект Реконструкции — ОМА.

Сопровождение проекта в России — BuroMoscow.

Проект озеленения — бюро Alphabet City Анны Андреевой.

Благоустройство площадки вокруг музея  — бюро «Проект Меганом».

Над материалом работали: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова

Редакция благодарит за любезно предоставленные фотографии шеф-редактора портала Archi.ru Нину Фролову

 Официальный сайт: http://garageccc.com/ru

Стеклянный билборд

05.05.14
19:24

Штаб-квартира компании G-Star RAW, спроектированная бюро ОМА и расположенная напротив одной из самых оживленных амстердамских автотрасс А10, напоминает самый крупный рекламный носитель в мире, на котором гигантскими буквами написано название фирмы.

Офис «джинсового гиганта» находится в промышленном районе Зюйдост Амстердама, здесь реализуется концепция регенерации индустриальных территорий Амстердама. Длина здания – около 140 м, у него явно горизонтальное композиционное развитие.  Общая площадь новостройки – 27 500 кв.м. В качестве объекта для вдохновения архитекторы бюро ОМА выбрали самолетный ангар с огромными раздвижными дверями. Только в их интерпретации «ангар» G-Star RAW оказался прозрачным. Стеклянный фасад обращен на север, поскольку, как отмечают авторы, пошив одежды из денима не требует значительного притока естественного света. 

Здание состоит из ядра в виде нескольких выстроенных в ряд стеклянных параллелепипедов, и монолитной рамы тонированного темного бетона, охватившей кубическую композицию с трех сторон. Передняя часть рамы формирует цоколь, внутри которого находится парковка и подсобные помещения, а также залы для массовых мероприятий. Задняя часть темного монолита отведена под офисы. Внутри прозрачных кубов запроектированы помещения для творческих отделов. 

Главный вход расположен на уровне цоколя, он находится прямо под консольным кубом, где запроектирован шоу-рум  G-Star RAW. Внутри здания есть двухсветные пространства, много промежуточных межэтажных площадок и связанных друг с другом лестниц. Колористическое решение строится на контрасте черного и белого. К примеру, вертикальные конструкции все черного цвета, а горизонтальные плоскости стен – белые. При строительстве использовался бетон и алюминий вторичной переработки. 

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl 

«Апгрейд» музея

11.02.14
17:03

ОМА осуществило реконструкцию культурного центра Кюнстхал в Роттердаме – здания, спроектированного более 20 лет назад руководителем бюро Ремом Колхасом. Возникла необходимость архитектурно обеспечить безопасность пространства, а также оптимизировать функционал и повысить энергоэффективность здания.

Фото © Richard John Seymour

Около года назад в Кюнстхале произошло ограбление: воры вынесли семь ценных полотен, в том числе работы Пикассо, Матисса, Моне. Эксперты по безопасности высказали предположение, что сама архитектура и планировка музейного пространства «помогли» преступникам в достижении их цели. Злоумышленники преодолели лишь внешний контур здания, и без труда добрались до редчайших полотен. Жемчужины живописи находились в одной из проходных галерей, а не в закрытом зале со светонепроницаемыми стенами, как того требуют соображения безопасности. Вообще, планировка Кюнстхале подчиняется логике единого маршрута, объединяющего все помещения. И это тоже сыграло роковую роль, по мнению экспертов.  

Фото © Ossip van Duivenboden 

Фото © Richard John Seymour

Фото © Richard John Seymour

Здание  площадью 3300 кв. м было построено по проекту OMA в 1992 году на участке с большим перепадом высот и сложным ландшафтом. Фактически постройка служит своеобразным мостом между скоростным шоссе и Музейным парком Роттердама. Кюнстхале – это четыре связанные между собой объема, образовавшиеся в результате пересечения дороги, проходящей через парк с востока на запад, и широкой пешеходной рампы, соединяющей северную и южную границу территории. Все блоки музея сообщаются благодаря сложной системе рамп, лестниц, наземных и подземных переходов. 

Фото © Ossip van Duivenboden 

Фото © Ossip van Duivenboden 

Фото © Ossip van Duivenboden 

Каковы же результаты реконструкции? Фасады и крышу утеплили изоляционными материалами нового поколения. Была введена в действие энергосберегающая система освещения и климат-контроля. Главное изменение в планировке: появился дополнительный вход в здание, благодаря которому выставочное пространство и конференц-зал стали независимыми.  Архитекторы разработали альтернативный обзорный маршрут и перенесли  на него с прежних мест рецепцию, кафе-ресторан и магазин сувениров.  

Фото © Ossip van Duivenboden  

Фото © Michel van de Kar 

Фото © Michel van de Kar 

Фото © Michel van de Kar  

Фото © Michel van de Kar  

Фото © Michel van de Kar 

Фото © Michel van de Kar  

Фото © Michel van de Kar  

Официальный сайт архитектуного бюро: oma.nl 

Соединяющий людей

07.02.14
14:50

Мост Жан-Жака Боска в Бордо, который построят в 2018 году по проекту бюро OMA, ознаменует собой развитие новой типологии инженерного сооружения: мост – общественное пространство, мост – коммуникационная платформа.

Проект моста через реку Гаронну в Бордо задуман как часть крупной девелоперской программы  Euratlantique, предполагающей реновацию нескольких муниципальных районов на обоих берегах реки. Площадь реконструируемой территории около 800 га, а для Бардо это довольно много. Мост Жан-Жака Боска – шестой по счету в городе, но первый в портфолио команды Рема Колхаса. В описании проекта он позиционируется не как обычное инженерное сооружение, а как площадка для проведения торжественных мероприятий, праздников, фестивалей, то есть, иными словами, это будет многофункциональное общегородское пространство на воде. 

Длина полотна составляет 545 метров, ширина 44 м. Пешеходам в проекте безусловно сделаны преференции. Так, для проезда общественного транспорта выделены две полосы, для частных легковых автомобилей – четыре полосы, а все остальное место займут пешеходы и велосипедисты. По словам директора OMA во Франции Клемана Бланше (Clement Blanchet), сам по себе мост не является событием для Бордо, но предназначен для празднования приятных событий. Архитекторы своей работой не стремились продемонстрировать мощь современных технологий и виртуозность своего образного мышления. Простой и надежный, мост Боска призван соединять берега реки и людей между собой. 

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl 

«Вертикальный город» в Роттердаме

18.12.13
12:10

Комплекс из трех высотных башен на стеклянном цоколе De Rotterdam, спроектированный бюро OMA, стал крупнейшим многофункциональным зданием Нидерландов.

Фото © Charlie Koolhaas

«Вертикальный город» De Rotterdam общей площадью 160 000 кв. м  расположен у  пирса Вильгельмины, на южном берегу реки Маас. Это своеобразная «выставка архитектурных достижений» страны, поскольку территория, прилегающая к пирсу, уже украшена творениями Алвару Сизы, Ренцо Пьяно и Нормана Фостера. С северного берега Мааса сюда можно добраться по вантовому мосту Эразма (он же «Лебедь»), построенному по проекту UNStudio Бена ван Беркеля. Комплекс получил название в честь судна, перевозившего в XIX и XX  веке эмигрантов из Голландии в США.

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Michel van der Kar

Фото © Michel van der Kar

Значительное влияние на судьбу проекта оказал мировой финансовый кризис. Достаточно сказать, что первые эскизы «вертикального города» появились еще в 1997 году. И реализованный объект ничем не отличается от своей бумажной версии. De Rotterdam – это три составные башни (150 метров, 44 этажа), вырастающие из прозрачного цоколя. Прямоугольные объемные элементы слегка сдвинуты относительно друг друга – так появились консоли, усложнившие архитектурный облик здания.  Ширина фронта небоскреба превышает 100 м. 

Фото © Michel van der Kar

Фото © Michel van der Kar

Фото © Philippe Ruault

Центральная башня целиком отдана под офисы. В западной запроектированы жилые апартаменты, а в восточной – также офисы и отель Nhow. В цоколе обустроены общественные пространства, холлы высоток, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Парковочная площадка расположена в подземной части здания. С января будущего года отель начнет работу, но полностью отделку жилых и офисных помещений строители обещают завершить к маю 2014 года.  

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Charlie Koolhaas

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Philippe Ruault

Фото © Ossipvan Duivenbode

Фото © Michel van der Kar

Фото © Michel van der Kar

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl  

Новый административный центр Боготы. Проект бюро OMA

21.11.13
16:10

Это крупнейший за полвека проект в Латинской Америке. Последний раз что-то подобное происходило в Бразилиа, где в 60-е центр города перестраивали по планам Нимейера. В Боготе предстоит преобразить территорию почти в 300 га.

Исторический центр столицы Колумбии, созданный Ле Корбюзье в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века, стал тесноват для офисных и административных зданий. Идея создания грандиозного национального административного центра в этом смысле кажется абсолютно логичной. Как и то, что главной градостроительной осью нового района станет основная магистраль Боготы, авеню Калле: она соединяет центр с аэропортом. Авеню делает в этом месте петлю и, закругляясь подобно арке, очерчивает границу административного района.

Фрагменты застройки на плане повторяют изгиб транспортной артерии. Благодаря скругленным по периметру силуэтам зданий отдельные кварталы напоминают секторы круга с ярко выраженными дугами и радиусами. Вся территория делится на три главные зоны:  офисную (она примыкает к финансовому ядру Боготы), правительственную (она насыщена культурными институциями и содержит парково-рекреационные пространства) и образовательную (кампус станет частью территории национального университета). Кроме того, архитекторы ОМА и местного бюро Gomez + Castro планируют продлить парк Симона Боливара и «вывести» его на противоположный конец участка, к кромке площади Национального университета.  Все объединено территорией озеленения, продолением парка имени Симона Боливара, то еленая аллея продолжается до противополоного конца участка, до площади Национального университета.

Генплан предусматривает строительство порядка 1 млн. кв. м правительственных офисов, 683 000 кв. м жилья, 650 000 кв. м коммерческих офисов, 160 000 кв. м учебных площадей для университета, а также Музея памяти, госпиталя, отеля, магазинов. 

Официальный cайт архитектурного бюро: oma.nl  

Ушли в отрыв

23.10.13
13:10

Проектируя здание биржы в Шэньчжэне, архитекторы OMA разрушили стереотипы архитектоники: базу, которая обычно связывает постройку с землей, они превратили в гигантскую консольную платформу, отчетливо различимую из любого района города.

Фото © Philippe Ruault

Новое здание биржи  высотой 46 этажей (254 м) расположено на участке 39 000 кв. м в самом центре Шэньчжэня, на пересечении основных транспортных магистралей. Основание башни поднято на высоту 36 м от земли и решено в виде трехуровневой массивной платформы с ландшафтной озелененной кровлей площадью 15 000 кв.м. Подобной конструкции, во всяком случае в Азии, до сих пор не было.  Под навесами платформы на земле образовалось общественное пространство: так здание было интегрировано в урбанистическую ткань. 

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Такой прием позволил архитекторам создать яркий архитектурный образ: в ночное время многоуровневый консольный блок, внутри которого, собственно, и оборудован главный зал биржи, где проходят торги,  горит электрическими огнями и легко различим из любой точки города. Жители Шэньчжэня и гости столицы могут легко убедиться в том, что экономика и бизнес работают даже в неурочное время. 

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Общая площадь здания составляет 265 000 кв. м, однако 85 000 кв. м находятся под землей. Функциональная программа здания предполагает наличие биржевых офисов, арендуемых помещений, конференц-залов, информационных, технических и сервисных центров, ресторанов, магазинов, клубов и галерей китайского современного и традиционного искусства.

Фото © Philippe Ruault

Жесткость консольной структуре придают металлические колонны и раскосы, установленные по периметру небоскреба. Они же являются ограждением для атриумов верхнего и нижнего уровней.  Наружный каркас здания выполнен из металлоконструкций, а облицован небоскреб так называемым «умным» стеклом, меняющим цвет и некоторые свойства (например, степень проникновения ультрафиолетовых лучей) в зависимости от погодных условий.

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Фото © Philippe Ruault

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl 

Смена ориентации: масштабный проект OMA в Майами-Бич

13.08.13
18:23

В ходе реконструкции Конференц-центра (MBCC) архитекторы бюро под руководством Рема Колхаса хотят поменять местами южный и северный фасады здания и надстроить его.

Фото © OMA

Власти Майами (США) сообщили свое решение: проект редевелопмента территории выставочного комплекса MBCC (здесь проводятся такие мероприятия, как  Art Basel Miami Beach и Miami International Boat Show) будет разрабатывать группа South Beach ACE, куда входят архитекторы, девелоперы и инженеры из бюро OMA, компаний Tishman Realty и UIA Management. Бюро Рема Колхаса выступает в качестве генпроектировщика. 

Фото © OMA

Оригинальное здание было возведено в 50-х годах ХХ века, но с тех пор дважды подвергалось реконструкции с увеличением общей площади. Основная идея OMA заключается в следующем: вместо того, чтобы увеличивать пятно застройки Конференц-центра, необходимо построить на его крыше отель на 800 номеров и два парадных зала площадью 5500 кв. м и 3700 кв.м. 

Фото © OMA

Еще одно предложение архитекторов – осуществить переориентацию главного фасада центра с севера на юг и провести перепланировку внутри здания. Таким образом, центральный вход будет обращен на оживленную улицу Линкольн-Роуд, но при этом откроется дополнительный вход с восточной стороны для обитателей близлежащих отелей.  

Фото © OMA

Фото © OMA

Концепция предполагает возведение вдоль южной стороны участка жилого комплекса Палм-Вью и нескольких объектов культуры и торговли, чтобы связать MBCC и здание Театра Джеки Глисона на 17-й улице. Кроме того, будет воссоздан пояс озеленения, уничтоженный после двух реконструкций Конференц-центра. Его опояшут с юга, запада и востока зелеными насаждениями и построят «экопроменад» параллельно Вашингтон-авеню. Так получится зеленый оазис внутри района Майами-Бич. 

Фото © OMA

Фото © OMA

В настоящее время парковками и дорогами заняты 6,4 га территории комплекса (это примерно третья часть), но архитекторы предлагают снизить показатель до 1,2 га, повысив площадь зеленых насаждений до 11 га. Для автомобилей планируют построить подземный гараж, кровля которого превратится в террасированный парк. 

Фото © OMA

Фото © OMA

Фото © OMA

Фото © OMA

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl  

Флагманский бутик Сoach в Токио по проекту бюро ОМА

18.04.13
16:11

Перед командой архитекторов во главе с Шохеи Шигемацу поставили задачу создать среду, в которой потенциальный покупатель был бы со всех сторон окружен продукцией Coach – сумками, бумажниками, визитницами, обувью, ювелирными изделиями. Авторы из нью-йоркского филиала бюро ОМА в результате превратили фасад и внутреннее пространство магазина в огромную витрину.

Фото Iwan Baan

Омотэсандо – оживленный токийский район; появление прозрачного двухэтажного здания не осталось незамеченным. Фасад его собран из 210 прямоугольных прозрачных модулей, установленных друг на друга горизонтально и вертикально. В результате снаружи получился рисунок, напоминающий текстильную «елочку» или паркетный узор.

 Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Внутренняя поверхность каждого модуля имеет продолжение в виде горизонтальной стеклянной полки для демонстрации продукции. 

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

На первом этаже запроектирован женский зал, а на втором – мужской. Их соединяет лестница, конструктивно не «привязанная» к стенам постройки. Лестничный колодец окружен ограждающим коробом, сделанным из 105 прозрачных акриловых рамок, снабженных подсветкой. Это еще одна витрина, созданная для того, чтобы «показать товар лицом». 

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan 

Официальный сайт аритектурного бюро: oma.nl

Сетевой дизайн

26.02.13
14:05

Для нью-йоркского магазина одежды Raleigh Denim дизайнеры из бюро OMA придумали систему демонстрации продукции, позволяющую преобразовывать интерьер торговой точки хоть каждый день. В ее основе жесткая металлическая структура и разнообразные подвесы.

Фото Philippe Ruault

Компания по производству одежды Raleigh Denim пропагандирует индивидуальный подход к клиентам и штучное ручное производство из аутентичного денима. Судите сами: за неделю на фабрике в Северной Каролине мастера изготавливают 150 пар знаменитых джинсов, в то время как на обычном предприятии такого же размера и за то же время шьют до 50 000 пар. В каждом фирменном магазине бренда Raleigh Denim есть какая-то «фишка». Например, торговый зал магазина The Curatory в Северной Каролине является продолжением мастерской, то есть покупатели могут воочию увидеть, как шьют джинсы. Для интерьера магазина в Нью-Йорке, который расположен в районе Нолита (Нижний Манхэттен, Элизабет-стрит) тоже требовалась какая-то свежая идея. 

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Дизайнеры бюро OMA спроектировали «универсальную витрину» - жесткую конструкцию из вертикальных и горизонтальных отрезков стальных труб. Кроме того, было разработано несколько типов подвесов для закрепления вешалок с одеждой. Это металлические пруты, обычные крючки и штанги с винтовой нарезкой, декорированные под рабочую часть механического бура. Последние крепятся к верхней части «клетки» при помощи веревочных петель. Получается, что продавцы, просто перевешивая одежду с места на место в зависимости от функциональной задачи, могут самостоятельно вносить изменения в конфигурацию пространства магазина. 

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault

Площадь помещения составляет 92 кв.м. Металлическая конструкция делит интерьер на три части – фойе, собственно торговый зал и примерочная, где стоит столик мастера, подгоняющего джинсы по длине. Кроме плакированной стали при строительстве было использовано зеркальное стекло, обои с рисунком, имитирующим текстуру дерева; а также протравленная фанера. Из нее сделан подшивной потолок, напоминающий слой опавших листьев. 

Фото Philippe Ruault

Фото Philippe Ruault 

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl

«Манхэттенизмы» в практике ОМА

12.02.13
19:29

Управиться с мегаломанскими амбициями городов осознанно - об этой трудной задаче современных архитекторов пишет Рем Колхас, глава бюро ОМА, в книге «Нью-Йорк вне себя». А что делать, если мегаполис, как китайский Шэньчжень, грезит славой Манхэттена и требует небоскребов? Проектировать их «умными». Вот башня Essence: схема расположения и размер оконных проемов меняются в зависимости от того, на какую сторону света обращен фасад.

Фото © OMA

Когда будет возведено это офисное здание, оно станет второй по счету постройкой Колхаса и его коллег в Шэньчжене. Первая - местная биржа, ее строительство по плану должно закончиться в апреле 2013 года.

Лаконичный прямоугольный объем Еssence рассекает проем, делящий массу здания на консоль и основание. При этом длина и ширина консоли чуть больше, поэтому она выступает за границы фасадов. Здесь обустроят обзорную площадку, лаунж-зону местного гольф-клуба и рекреационное пространство для офисных служащих. Особенно эффектно вырез будет смотреться в ночное время, поскольку массивную платформу собираются снабдить мощной подсветкой. 

Фото © OMA

Фото © OMA

Фото © OMA

Фото © OMA

Схемы расположения окон на фасадах разные. Например, западный и восточный фасады в меньшей степени проницаемы для солнечного света, оконные проемы в них сужены. Зато южный - более открытый, в нем больше окон. И еще одна интересная особенность: по мере понижения уровня здания размеры оконных проемов пропорционально увеличиваются. Это сделано для того, чтобы в условиях «высотного» архитектурного окружения обеспечить нормальную инсоляцию помещений на нижних этажах. 

Фото © OMA

Фото © OMA

Фото © OMA 

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.eu

«Нью-Йорк вне себя. Ретроактивный манифест Манхэттена»

12.02.13
18:43
Категории: | События | Книги

О книге Рема Колхаса, написанной тридцать лет назад, дающей ключи к пониманию устройства современных мегаполисов и недавно переведенной на русский язык, рассказывает Евгения Гершкович.

 

Колхас в России. 6 февраля в ЦСК «Гараж» знаменитый голландский архитектор представил русскоязычное издание своей книги Delirious New York, в переводе получившей название «Нью-Йорк вне себя». Вокруг этого события сложилось несколько обстоятельств, подчеркивающих связь мэтра с Россией. В январе Колхаса назначили куратором следующей Венецианской биеннале архитектуры. Обнародовав тему Fundamentals («Основы»), он предупредил, что хотел бы задействовать как можно больше студентов. Объявлено, что Россию представит Институт «Стрелка» - в его создании Колхас принимал непосредственное участие. И книга про Нью-Йорк издана «Стрелкой» (Strelka Press), а переведена - Анастасией Смирновой, работавшей с компанией Колхаса ОМА/АМО над мастер-планом для Эрмитажа в 2008 году. По ее словам, само возникновение и деятельность «Стрелки» подготовили почву для выхода книги на русском, урбанистика стала модной темой. Ну и неслучайно презентацию провели в «Гараже»: Колхас руководит реконструкцией основного здания для Центра современной культуры в Парке Горького. Что касается содержания книги, в ней есть любопытные отсылки к русскому конструктивизму, любимому Колхасом. А сама методология ретроактивного манифеста, по мнению автора, вполне может быть применена для изучения  российских мегаполисов.

О книге. Когда Колхас писал свой Delirious New York, ни одного сколько-нибудь серьезного исследования по истории и архитектуре Нью-Йорка не имелось. Зато была «гора данных» - путеводители, туристические брошюры, старые почтовые открытки, литература справочного и рекламного содержания, которую он  проштудировал, выбрав сочные примеры и цитаты, дабы по-новому представить Манхэттен, сей «Розеттский камень ХХ века».
Труд разделен на пару частей, историю и проект. Не стоит, однако, предполагать, что первая часть, разбитая на так называемые «кварталы» («Кони-Айленд», «Небоскреб», «Рокфеллеровский центр», «Европейцы») - учебник в классическом понимании. Я бы даже рискнула посоветовать тем, кто вовсе не знаком с картой города, изучить, что и как, ибо автора это ни мало не тревожит. Его повествование кажется рассчитанным на аудиторию, хорошо с Манхэттеном знакомую. Или же напротив - читателя без специальной подготовки ждет образчик увлекательной, местами фантастической, местами забавной, полной анекдотов и афоризмов прозы о городе-решетке, отменившем традиционные понятия красоты и гармонии.  

С конца XIX века американское население было готово к экспериментам и томимо страстным желанием в них участвовать. Нью-Йорк предстал местом взрыва коллективной энергии и анатомическим театром для всех, а урбанистическая идеология «манхэттенизм» - порождением достоинств и недостатков сверхплотной городской среды. Текст нашпигован рефлексией образов и ощущений культуры «перегрузки» метрополиса. Автор двигается по  нарастающей, вербализируя решимость Манхэттена как можно дальше уйти от всего природного и естественного. Балансируют на грани всякого вероятия аттракционы увеселительных  луна-парков Кони-Айленда, все эти «Неиссякаемой коровы» (механические приспособления для утоления жажды посетителей) или  слон величиной с церковь, с отелем внутри, причем в передней его  ноге расположился магазин сигар, в задней – диорама. Кстати, снять номер можно было в шее, бедре и хоботе. В середине XIX века город имел вид вполне сельский, но с претензиями на нечто большее: здесь вырастает самое высокое в мире сооружение – стодесятиметровая  смотровая башня  Лэттинга, и появляется улучшенная копия лондонского Хрустального дворца, набитого техническими диковинами, в том числе лифтом, изобретенным Отисом. Печальной историей разрушительного пожара и объятых пламенем «ученых» животных парка  «Страна грез» (чудо-лаборатории, где испытывались технологии фантастического), автор подводит к началу высотной эры.

Манхэттенский небоскреб явил утопическую формулу создания неограниченного количества новых территорий на одном городском участке. У каждой территории собственная судьба, над которой архитектор уже не властен. Небоскреб, по мнению Колхаса, оказывался инструментом непредсказуемого урбанизма.  И тут возникает разрыв связей, лоботомия с разделением архитектуры фасада и архитектуры интерьера, и схизма, превращающая интерьер в последовательность автономных проектов, и как следствие - дилемма формализма и функционализма. 
Пример превращения естественного в сверхъестественное: «Самая экстремальная из здешних затей - поле для игры в гольф на седьмом этаже небоскреба: трансплантация «английского» ландшафта с холмами и долинами, узкой речушкой, петляющей через весь этаж, зеленой травой и мостиками».


Есть в книге глава, посвященная попытке покорения Манхэттена европейцами - Корбюзье и Сальвадором Дали. «Параноидально-критический метод» последнего помогает автору выявить чисто сюрреалистические качества Нью-Йорка. Финальным приложением книги, так называемым пятым «кварталом», становится серия проектов, переосмысливающих «манхэттенизм» как доктрину, подготавливающих его переход от фазы бессознательного проектирования к фазе проектирования осознанного.

Здесь, в том числе, рассказывается притча «История бассейна» - о некоем московском студенте-конструктивисте, спроектировавшем в 1923 году плавучий бассейн - островок чистоты в отравленном мире. Бассейн двигался в направлении, обратном тому, в котором гребли пловцы. Группа архитекторов решила таким образом уплыть из сталинской России. Сорокалетнее скитание по атлантическим водам приносит их к берегам Манхэттена. Поразительно знакомой кажется им нержавеющая сталь «Крайслера» и «Эмпайр-стейт-билдинга». Бассейн причаливает у Уолл-стрит, пловцов шокирует внешнее единообразие одежды и поведения горожан. «Может быть, коммунизм победил в Америке, пока мы пересекали Атлантику?», -  в ужасе вопрошают они. Архитекторы Нью-Йорка чувствуют неловкость из-за внезапного наплыва конструктивистов и критикуют дизайн бассейна, на самом деле символизирующий небоскреб.
Зачем нужно создавать ретроактивные манифесты? По-мнению Колхаса, «труднейшая задача последней четверти XX века (актуальная и по сей день) – управиться с экстравагантыми и мегаломанскими требованиями, амбициями и возможностями метрополиса, действуя сознательно». Но чтобы действовать сознательно, сначала нужно описать то, с чем приходится иметь дело, вникнуть в суть и генезис стихийных процессов, свойственных городу как сложнейшему живому организму. Манифест, написанный задним числом, – инструмент познания, руководство к действию и предуведомление для будущих поколений.

 

Самая большая арка Пекина

09.08.12
20:00

Пекин славится своими экспериментами в области высотного строительства, однако небоскребов такой формы здесь еще не было. Введенное недавно в эксплуатацию здание Центрального телевидения Китая (CCTV) - результат поисков новой типологии высоток, предпринятых голландским архитектурным бюро ОМА.

Штаб-квартира CCTV расположена в деловом районе Пекина. В тесном соседстве с ней находятся многочисленные и разнообразные высотные здания. Архитекторы ОМА, проектируя очередной небоскреб в точке их наибольшей концентрации, попытались разработать новую трехмерную типологию как альтернативу поднадоевшим вертикальным башням. В результате получилось что-то вроде огромной ломаной арки, которую хорошо видно даже с отдаленных точек. При этом издали верно оценить ее масштаб почти невозможно.

Фото Iwan Baan


Две башни берут начало из общей платформы. Набирая высоту, они постепенно склоняются друг к другу, словно под воздействием силы притяжения, и, наконец, сливаются в единое целое, объединенные 75-метровой консолью.

Фото Philippe Ruault

Фото Iwan Baan
 

Фото Philippe Ruault
 

Фасады телевизионного центра за диагональной паутинкой стальных профилей тоже выглядят довольно экстравагантно. На самом деле они отражает сложную внутреннюю структуру здания: профили тесно группируются в точках наибольшей конструктивной нагрузки, и практически отсутствуют там, где она минимальна. Целостность образа формируют стеклянные панели серебристо-серого цвета, гармонирующего с пекинским небом.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan
 

На 473 тысячах кв.м центра разместились телевизионные студии, офисы, производственные помещения. Каждая башня вмещает определенный набор функций. Например, в одной из них устроены офисы и кабинеты редакторов, в другой – зона вещания новостей.
В главном вестибюле организован атриум. Есть и трехуровневое подземное пространство, используемое для парковки и имеющее прямую связь с сетью пекинского метро.

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl 

Раздвижной фасад

24.07.12
15:08

Рем Колхас, Райнер де Граф и их коллеги из ОМА спроектировали головной офис голландской компании G-Star RAW в промышленной зоне на юго-востоке Амстердама (Нидерланды). 

Здание общей площадью 27 500 кв. м представляет собой объем в объеме: многоуровневый остекленный параллелепипед, внутри которого разместится творческая лаборатория фирмы-заказчика, стиснут рамкой из темного бетона. Планировка  осуществлена таким образом, что служебные, технические и офисные помещения сгруппированы вдоль боковых фасадов либо находятся внутри цоколя. Другими словами, они скрыты за плоскостями темного бетона, а «креативное пространство» открыто на всеобщее обозрение. Длина главного фасада составляет 140 м. Он снабжен гигантской раздвижной панелью, которая открывается подобно ангарной двери. Над главным входом в здание нависает консольный прозрачный объем, предназначенный для шоу-рума. Впрочем, остекленные фасады практически превращают головной офис в один большой шоу-рум. 

Архитектоника простых прямоугольных форм, цветовая палитра и пространственные решения  наводят на мысль о модернистской основе концепции OMA, которая создана с учетом традиций прошлого, но одновременно устремлена в будущее.  Наверное, именно это имел в виду Райнер де Граф, когда сказал, что бюро OMA «создало архитектурную основу для успешной эволюции бренда G-Star Raw».  

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl

 

Фото OMA

Фото OMA

Фото OMA

Фото OMA

Фото OMA

Фото OMA

Фото OMA

 

 

Свежий штрих в архитектуре Корнельского колледжа

09.04.12
15:45

В северной части штата Нью-Йорк, в городе Итака, на территории Корнельского колледжа архитектуры, искусства и планирования (AAP) впервые за последние сто лет появилось новое здание - Milstein Hall. Этот учебный корпус, построенный по проекту бюро OMA, стал связующим звеном в цепи разрозненных построек с вековой историей.

До недавнего времени учебное пространство колледжа составляли четыре отдельных здания, различных по архитектурному стилю и программному назначению. Вместо еще одного автономного объекта архитекторы ОМА предложили проект, ликвидирующий разрыв между существующими постройками, чтобы создать целостный комплекс с непрерывной системой внешних и внутренних связей. В результате возник аккуратно вписанный между учебными корпусами объем, выполненный преимущественно из стекла и бетона. Консольные выносы наружных переходов упираются в оштукатуренные стены старых строений. Частичное высвобождение первого уровня обеспечивает комплексу проницаемость. По высоте новый объем чуть отстает от своих соседей, в виду чего на кровле устроен зеленый сад, который можно созерцать с верхних этажей прилегающих зданий.

Фото Cornell University

Трехэтажный корпус Milstein Hall предлагает AAP новое, современное и столь необходимое пространство под размещение дополнительных учебных студий, галерей, а также включает многофункциональную аудиторию на 253 места. Аскетичное внутреннее пространство оживляется за счет непрерывного потока естественного света сквозь остекленные фасады. Но основным источником освещения становятся световые окна в кровле – всего их 41.
Для охлаждения бетонной постройки в летний период используется вода из расположенного в окрестностях колледжа водоема. Таким образом, уменьшается необходимость применения традиционных охлаждающих систем.

Официальный сайт архитектурного бюро: oma.nl
 

Фото Cornell University

Фото OMA

Фото Philippe Ruault

Фото William Staffeld

 

 

1  2




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey