Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
На площадке Pinwin.ru прошел конкурс «LG SIGNATURE: Эстетика современного интерьера». Победитель — Арсений Леонович, руководитель архитектурного бюро Panacom — в своем концепте Unité d'Habitation 2020 выразил философию жилья недалекого будущего.
Согласно заданию, участники должны были представить на конкурс образы благоприятной жилой среды с интеграцией одного или нескольких продуктов бренда премиум-класса LG SIGNATURE (подробнее о нем здесь). Арсений Леонович придумал не просто интерьер, в котором разместилась вся техника, представленная в линейке на данный момент — телевизор, холодильник, стиральная машина, климатический комплекс, но целую философию жилого пространства, актуального, по его мнению, в ближайшем будущем, когда границы внешнего и внутреннего станут еще условнее.
Название проекта отсылает, как минимум, к двум революционным «жилым единицам» (L’unite’ d’habitation) Одна – марсельский 17-этажный комплекс Ле Корбюзье (1950), эксперимент по тотальному, вплоть до встроенной мебели в квартирах 27-типов, обустройству среды обитания человека, где важными принципами были компактность, рациональность и многомерность пространства. Вторую итальянский дизайнер-футурист Джоэ Коломбо показал в рамках выставочного проекта «Визиона-1969». Он явил миру интерьер-систему, где преобладали «умные вещи» – предметы-трансформеры из новейших синтетических материалов: контейнеры для хранения, подвесные книжные полки со встроенным полукруглым телевизором и светильниками, тахта из пуфов с интегрированным кофейным столиком и тому подобное. Интерьер Коломбо – история про мобильность, эргономику и полифункциональность, про новый раскрепощенный и неформальный образ жизни. А неоновая подсветка и обтекаемые формы мебели создавали модную в то время космическую атмосферу.
Автор Unite’ d’habitation 2020 вспомнил концепции предшественников и развил в своем проекте идею, провозглашенную еще Фрэнком Ллойдом Райтом: «Лучшие квартиры — это такие квартиры, в которых есть встроенная мебель, являющаяся единой частью целого». Правда, придуманное Леоновичем жилое образование трудно назвать квартирой, и уж в нем точно нет дефицита квадратных метров. Есть сочетание камерности и простора, рациональности и роскоши в том смысле, в котором ее может понять современный, нестандартно мыслящий человек.
Круглая жилая «капсула», оснащенную «умной» техникой LG SIGNATURE, встроена в огромный ангар. Возможно, это мастерская или арт- галерея или что-то еще. При этом внутри ядра с прозрачными и полуоткрытыми, но при необходимости закрывающимися глухими панелями стенами сосредоточены функции бытовой активности – кухня, столовая, мини-прачечная, а зоны релакса – спальня и гостиная – вынесены на территорию лофта. При необходимости капсулу с главными опциями «жизнеобеспечения» можно транспортировать в другое место.
Легко представить обитателями такого жилища людей творческих, гостеприимных, без комплексов и страхов перед большими открытыми пространствами. Но на то он и концепт, чтобы намечать общие контуры. А наполнены они могут быть по-разному при том, что основой является «умная» бытовая техника, повышающая качество жизни.
Ультратонкий телевизор, холодильник, позволяющий увидеть, что у него внутри, не открывая дверцу, стиральная машина с двумя барабанами и компактный климатический комплекс, очищающий воздух, органично и почти незаметно вписались в это пространство. Но на самом деле именно их стильный минималистичный облик послужил отправной точкой для всего проекта. По словам Арсения, такая ситуация вполне может стать в скором времени определяющей – интерьерный дизайн будет рождаться из технологий. Особого внимания достойна не только визуализация концепции, но и описывающий ее манифест:
«Со времен промышленной революции Дизайн решает важную задачу перевода с языка технических и инженерных концепций на понятный и осязаемый язык форм. В 21 веке мы все становимся свидетелями перестановки полярностей – содержание любой формы (наполнение, контент, информация) становится во многом значительнее самих форм – упаковок этих кодов и смыслов. Самые замечательные сдвиги мы наблюдаем почти ежедневно в системе микрореволюционных находок ответственных и передовых компаний, мыслящих будущим, воплощающих прогнозы! Дизайн первой четверти 21-го века – сейсмограф тектонических изменений, меняющих быт, поведение, пространства, повседневности.
Скорость отклика, адаптивность, обучаемость, чувствительность (а уже скоро, наверное, и чувственность) мы делегируем нашим завтрашним соседям по планете – бытовой технике и домашним роботам. Они же, в свою очередь, все сильнее влияют на привычную атмосферу и форму обиталища – жилища, интерьеры отдыха и работы. Концептуальная жилая капсула содержит в себе полный набор естественных функций 24/7.
В центре сосредоточения пространства жизни ближайшего будущего – бытовые электронные помощники, работающие по новым принципам, предвидящие наши желания. Настолько же незаметные, насколько и незаменимые. Мы привыкаем к ним не благодаря формальным изыскам, ярким выделяющимся или дорогим элементам дизайна, а именно благодаря их сущностному наполнению, без которого нам , чем дальше, тем сложнее будет представить свою счастливую жизнь.
Главное становится очевидным – масштаб, свобода, воздух, образность пространств, возможность выбора и персонализация ответственности. Мы заново открываем свои желания и истинные эмоции, остальное дело новой техники. PS. Площадь концептуального жилого павильона, содержащего в себе холодильник LG LSR100RU, телевизор OLED65W7V, стиральные машины LSWD100 и климатический комплекс LSA50A в остекленном периметре – 150 кв. метров. Лофт-пространство индустриальной эры 19-20 века – от 500 до 2000 квадратных метров».
Побывав в Московской Архитектурной Школе (МАРШ) и поговорив с ее директором Никитой Токаревым, мы узнали, как интерьеры открывшегося в этом году учебного заведения отражают его образовательные принципы.
На днях в МАРШ тестировалась игра, которая будет предложена студентам в рамках одного из учебных модулей второго семестра. В детали по просьбе разработчиков углубляться не будем, хотя действие получилось весьма увлекательным и даже азартным, но о сути процесса сказать важно. Смысл игры состоит в том, чтобы научить начинающих архитекторов коммуницировать с представителями различных сообществ, от которых так или иначе может зависеть судьба проектов: с властями, предпринимателями, прессой, защитниками наследия, местными жителями. Для МАРШ такая затея показательна: двухгодичная магистратура, куда принимают бакалавров архитектуры, старается дать практические навыки, которые не приобретаются в традиционных вузах.
Еще одна особенность обучения - глубокое погружение студентов в контекст современной культуры для понимания архитектуры как ее неотъемлемой части. Темы коммуникации и междисциплинарности определили и характер учебного пространства.
Территорию площадью 1100 кв.м. на пятом этаже бывшего промышленного здания в дизайн-центре Artplay МАРШ делит со школой кино (Moscow Film School) и школой компьютерной графики (Scream School). Проектированием интерьеров занималось бюро PANACOM. Никита Токарев – один из его основателей, и как директор школы он лучше, чем кто бы то ни было, представлял функциональную программу и образ помещений. Стояла задача создать контактную, стимулирующую к творчеству и взаимодействию между студентами разных специализаций среду. Поэтому у школ общий холл со стойкой рецепции и кафе, где встречаются все обитатели этажа, и один на всех зал администрации. Есть большая аудитория, где все участники образовательного «кластера» могут проводить совместные или отдельные крупные мероприятия.
Классы, располагающиеся по обе стороны коридора, следующего за холлом, маркированы разными цветами. В одном из них, в логичном соседстве с архитекторами, занимаются студенты отделения интерьерного дизайна БВШД, партнера МАРШ.
В общественной зоне минимум визуальных преград. Административная часть с окнами во всю стену отделена от холла прозрачной стеной – студентам и посетителям ничто не мешает созерцать кипящую за перегородкой работу сотрудников. Даже кабинеты дирекции архитектурной и кино-школы, симметрично расположенные на одинаковых антресолях, частично просматриваются извне. Матовый стеклопрофилит придает происходящему внутри вид своеобразного театра теней.
В этом проекте стеклопрофилит вообще сыграл важную роль, и Никита Токарев отзывается о работе с ним исключительно положительно: «Это очень интересный материал. Подходит как для фасадов, так и для интерьеров, однако его редко применяют из-за индустриальной репутации. Здесь он как раз помог подчеркнуть промышленное прошлое помещений. Мы использовали стеклопрофилит и в качестве масштабных конструктивных элементов, и при изготовлении предметов обстановки - стоек рецепции и бара. Он красиво пропускает свет. Жаль, что в нашей стране этот материал больше не изготавливают, пришлось заказывать в Германии».
Стоит отметить и подбор предметов интерьера. В светлых помещениях они служат необходимыми цветовыми вкраплениями, поддерживают красочную разметку коридора. Энергичный, бодрящий дизайн кресел (Magis) и лампы «оригами» (Dark) в зоне администрации, «улыбающихся» стульев (Maх design) и светильника в форме «облака» (Italia design) в кафе, наверняка, помогает проснуться и с хорошим настроением приступить к работе как студентам, так и сотрудникам школ.
Большой класс для проектных студий МАРШ устроен так, что у студентов разных групп не возникает ощущения изолированности друг от друга. Помещение зонировано плотными шторами, которые задергиваются во время занятий с мастерами, но легко отодвигаются, раскрывая целостное пространство для обмена идеями и просмотра работ. Во время нашего визита студентов в классе было немного: первый семестр подходит к концу, и занятий сейчас нет. Ученики погружены в доработку проектов после декабрьской презентации перед экспертами. В конце января руководители студий – ректор школы, архитектор Евгений Асс, архитекторы Сергей Скуратов и Антон Мосин оценят финальные портфолио своих групп.
Возвращаясь к особенностям учебного процесса МАРШ, уточним, что в качестве предмета осмысления и проектирования здесь предлагается не отдельно взятое сооружение той или иной типологии, а целая проблема, на которую может дать ответ архитектура.
Например, группа под руководством Сергея Скуратова размышляла о «Культуре в городе»: о том, как восполнить в столице явный дефицит творческих центров, музеев, концертных залов, кинотеатров, о развитии уже имеющихся, но не сполна востребованных учреждений, о связях в культурном ландшафте Москвы. Студенты Антона Мосина погрузились в непростую, но очень злободневную тему «Архитектура и власть» и могли выбрать для проектирования различные административные здания, подумав о том, как их архитектура соответствует современным политическим устремлениям и ожиданиям.
В широких рамках темы «Трансформация ценностей», предложенной Евгением Ассом, студенты сосредоточились на возможных сценариях развития трех пустующих пространств Москвы ( неблагополучный участок у Курского вокзала, в спальном районе Ново-Переделкино и в историческом центре у Патриарших прудов ).
В следующем семестре проектные студии возглавят Евгений Асс, Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева. Они представят свои темы в феврале. Помимо этих занятий учащихся ждут продолжающиеся и новые образовательные модули по современным технологиям, законодательным основам архитектурной практики, теории и истории архитектуры. В феврале, о чем мы уже писали, в МАРШ пройдет «Зимняя школа», посвященная «зеленому» строительству и частному дому, планируются в новом семестре и открытые публичные лекции.
Непременной для студентов МАРШ практикой, по словам директора школы, является ведение дневника. Но не того, куда выставляют оценки и пишут замечания преподаватели - студентам рекомендуется вести записи, отслеживающие ход учебного процесса: что нового они узнали и поняли для себя, с какими проблемами столкнулись и как сумели их преодолеть. Так учатся учиться, считают британские партнеры МАРШ из London Metropolitan University. И российские профессора с ними согласны. Дневники – вообще полезная штука. Постараемся и мы регулярно записывать наблюдения о происходящем в этой прогрессивной школе.
Данные проекта. Заказчик, управление проектом: Британская Высшая Школа Дизайна; генеральный подрядчик, строительство: Центр дизайна Artplay; Архитектурное бюро: PANACOM; авторы проекта: Никита Токарев, Мария Саксон (ГАП), Арсений Леонович; cроки реализации: март-октябрь 2012 г.
Проект номинирован на Премию Best Office Award 2013.
Автор фото: Антон Демидов.
Официальный сайт МАРШ: www.march.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.