Рисунок как повод для дискуссии

27.05.14
19:42
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (18391)

Экспозиция Международного онлайн-конкурса «АрхиГрафика», проходившая в рамках выставки АРХ Москва 2014, получила Диплом «Лучшие проекты Биеннале». Поздравляем всех участников и партнеров проекта и вспоминаем, как мы готовились к его кульминации.

25 мая 19 Международная выставка АРХ Москва 2014 и проходившая параллельно 4 Московская биеннале архитектуры завершили свою работу. Экспозиция архитектурного рисунка «АрхиГрафика», входившая в их программу, стала незабываемым опытом для инициаторов проекта – сайта Archplatforma.ru Веб-группы 360.ru. Мы впервые в реальном измерении организовали выставку подобного рода и масштаба, и с помощью наших партнеров – Фонда Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка в Берлине, бюро SPEECH, компании Laufen, Союза московских архитекторов и бюро WALL – она получилась интересной, стильной, сбалансированной по форме и содержанию. Свидетельства успеха – это и непрерывный поток посетителей в зале, расположенном несколько в стороне от основных маршрутов, и позитивные отзывы авторитетных специалистов, в том числе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, и, безусловно, высокая оценка Жюри АРХ Москвы – Диплом в номинации «Лучшие проекты Биеннале».   

Отбор работ для выставки особой сложности не представлял. В 2013 году мы проводили интернет-конкурс архитектурного рисунка. Международное Жюри определило в трех номинациях по победителю и еще особо отметило 20 работ. Их авторы, а также лидер интернет-голосования и обладатель спецприза от организаторов были приглашены к участию. Принять его смогли Юрий Аввакумов, Рубен Аракелян, Анатолий Белов, Иван Быков, Aйсылу Валиуллина, Жанна Денишева, Инна Дианова-Клокова, Антон Жетиков, Алексей Залезин, Анастасия Кузнецова-Руф, Алексей Михалычев, Сергей Мишин, Семен Москалик, Андрей Ноаров, Динара Нуримова, Артур Скижали-Вейс, Андрей Орлов, Александр Рябский, Владислав Савинкин, Роман Фаерштейн.

Почти все предоставили оригиналы. Отдельное спасибо тем, кто сам их привез или переслал и приехал на выставку издалека. Так, например, Роман Фаерштейн, несмотря на почтенный возраст, приурочил к ней свой визит в Москву, в день открытия его представляла дочь и партнер по семейному творческому союзу – Анна Зимоненко.

Анна Зимоненко, дочь архитектора Романа Фаерштейна, победителя в номинации "Рисунок к проекту", на фоне работ отца

При подготовке экспозиции подтвердилось, что возможность подавать на конкурс серии из нескольких листов – это большой плюс: как минимум, один, а у кого-то из авторов и все листы, к счастью, оказывались в доступе. Так, творчество Артура Скижали-Вейса, две его отмеченные серии, мы предполагали представить цветной и черно-белой графикой. Но показать черно-белый лист «Кокон» из серии «Города будущего» не удалось –  по крайне уважительной и радующей причине – Сергей Чобан выбрал его для коллекции Фонда Музея архитектурного рисунка в Берлине, где «Кокон» демонстрируется до 13 июня в экспозиции «Новые поступления», пользуясь особым успехом у солидной немецкой прессы. А в Москве на «АрхиГрафике» мы в итоге выставили две «титульные» работы из серий «Города будущего» и «Идеальные города». Близкая цветовая гамма прекрасно объединила разные по стилю и формату картины мира, созданные воображением футуролога.

Барт Голдхорн, куратор проекта "Кварталы", и архитектор Максим Атаянц, участник Биеннале, член Жюри конкурса "АрхиГрафика". На втором плане - работы А. Скижали-Вейса.

Структура выставки тоже сложилась естественным путем. Три номинации распределились по трем стенам компактного, но в данном случае вполне достаточного (50 кв. метров) прямоугольного зала. Четвертую стену занял информационный блок проекта. А вот визуальная подача материала стала настоящей головоломкой. Казалось бы: ну что здесь такого – развесили рисунки в соответствии с темами конкурса, и экспозиция готова. Но сами работы, даже в рамках одной номинации, являлись столь разнородными – по технике исполнения, размерам, характеру, художественным и смысловым зарядам, что изначально было понятно – без грамотного проекта, который привел бы все это к единому знаменателю, мы рисковали вместо архитектурной выставки получить «Крымскую набережную».

Рубен Аракелян, победитель номинации "Рисунок с натуры", архитектор выставки "АрхиГрафика" на фоне своих работ из серии "Ереван".

С выбором архитектора, признаться, долго мучиться не пришлось. Логично было обратиться к кому-то из участников конкурса, кто уже «в теме», чувствует и любит сам предмет – архитектурный рисунок. При этом было известно, что один из трех победителей «АрхиГрафики» живет в Москве, после значительного опыта работы в одном из лучших столичных бюро «Проект Меганом» недавно открыл собственную студию, молод, невероятно энергичен, горит профессией, рисунок считает ее основой и самой эффективной формой релаксации. В общем, лучшей кандидатуры, чем Рубен Аракелян из бюро WALL, на роль архитектора этой выставки было не найти. В условиях разнообразных ограничений, без преодоления которых ни один креативный процесс не приносит должного удовлетворения, он предложил изящное в своей простоте, но просчитанное до миллиметра решение для развески, скрепив концепцию шрифтовым оформлением. Рамы и паспарту необычных, вытянутых пропорций, придуманные для некоторых миниатюрных рисунков, задали ритм и поддержали масштаб крупных произведений. И даже, на наш взгляд, усилили звучание отдельных работ –  например, обострили «космическое одиночество» башен из серии Сергея Мишина, победителя «Архитектурной фантазии».

С цветом стен мы как неофиты выставочного дела решили не экспериментировать, остановились на традиционном для экспозиций графики белом, и он выполнил свою миссию нейтрального фона, позволявшего сконцентрироваться на главных героях –  рисунках. Зал в целом выглядел свежо, легко и, после обилия вербальной и визуальной информации, полученной при осмотре насыщенных биеннальных экпозиций, действовал на большинство посетителей расслабляюще. Они с любопытством рассматривали рукотворные рисунки и отдыхали на скамеечке, предусмотрительно запланированной архитектором. А мы в общении с гостями выставки в очередной раз убедились в том, что развиваем очень важную и нужную для сообщества тему.

С рисунка начинается архитектурное образование; преподаватели МАРХИ и школы МАРШ едины во мнении, что в процессе проектирования необходимо пропускать мысли через руку. В этом смысле, на что, например, обратили внимание наши коллеги из archi.ru в своих обзорах, экспозиция архитектурной графики уместно дополнила главную программу АРХ Москвы и Биеннале, посвященную глобальным, актуальным тенденциям – конкурсной практике, а также опыту и перспективам квартальной застройки.

Анатолий Белов, участник выставки "АрхиГрафика", и.о. главного редактора журнала "Проект Россия", архитекторы Михаил Белов и Максим Атаянц

Ханс Штимман, бывший главный архитектор Берлина, член Архитектурного совета Москвы, архитектор и журналист Елена Петухова, член Оргкомитета и Экспертного совета "АрхиГрафики", пресс-представитель SPEECH и куратор лекционно-образовательных программ Союза московских архитекторов. 

Другой вопрос: какие выводы о состоянии профессии позволяет сделать материал, полученный в ходе конкурса? Архитектурный критик Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», в выпуске № 21 (04/13 – 01/14) заметил, что сегодня архитекторы, как и «бумажники» 1980-х, пытаются нащупать в рисунке выход на нечто новое в противовес сковывающим условиям действительности, но той свежести мысли в их поисках, увы, не чувствуется и видится скорее тупик, чем какие-то ясные перспективы. Это, безусловно, повод для дискуссии, а, может, и для переосмысления номинаций грядущего конкурса «АрхиГрафика 2014», который уже не за горами. Мы будем рады вашим рациональным советам и пожеланиям по условиям следующего соревнования. Присылайте их на archigraphic@archplatforma.ru и следите за нашими новостями.

Тем временем все интересующиеся архитектурным рисунком приглашаются на лекцию Сергея Кузнецова о роли ручной графики и итальянских впечатлений в работе архитектора. Она пройдет в ГТГ в рамках великолепной выставки «Только Италия!», в которой Кузнецов принимает участие, 29 мая в 18.30. При регистрации на сайте АрхСовета Москвы вы также сможете после лекции бесплатно посетить экспозицию.

Семен Москалик, участник выставки "АрхиГрафика", архитектор бюро "Остоженка"

Архитекторы Максим Атаянц и Иван Быков, участник выставки "АрхиГрафика"

Нина Фролова, заместитель главного редактора сайта archi.ru, и Елена Петухова

Артур Глебов и Юлия Ропот, 360.ru

Фото: Елизавета Парфенова

Глеб Анфилов, 360.ru

Фото: Александр Руф

На вручении дипломов Биеннале: архитектор экспозиции Рубен Аракелян и Екатерина Шалина, куратор "АрхиГрафики", шеф-редактор сайта Archplatforma.ru (Группа 360.ru)

Фото: Глеб Анфилов

Полный фоторепортаж с выставки "АрхиГрафика" на нашей странице facebook

Сайт конкурса "АрхиГрафика": competitions.archplatforma.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(18391)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey