Архитектура как коммуникация

17.04.13
12:38
автор: Андрей Чирков    |    просмотр: (22734)

На деловой форум «Дни КНАУФ», проходивший в начале апреля, приезжала архитектор Фаршид Муссави, руководитель британского бюро Farshid Moussavi Architects. Она прочла лекцию и дала эксклюзивное интервью Archplatforma.ru, в котором подробнее рассказала о своем творческом методе и участии в конкурсе на проект Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ.

Госпожа Муссави, как бы вы определили роль архитектуры в современном обществе? 

 

Я убеждена в том, что архитектура действительно может улучшить человеческую жизнь и нашу среду обитания. Архитектура – это смесь эстетики и политики, и обе эти составляющие оказывают огромное влияние на социум. Однако роль ее будет значимой лишь в том случае, если удастся наладить связь между людьми и зданиями. Наиболее актуальная проблема современной архитектуры - организация коммуникации между объектом  и урбанистическим контекстом, а также между зданием и человеком как пользователем архитектуры. 

 

Как эта проблема решается в ваших проектах?

 

Приведу в пример один из недавних объектов - магазин одежды и текстиля John Lewis в британском Лестере. В городе Лестере весьма многочисленная индийская община, и на улицах часто можно встретить индианок, одетых в сари. Для фасадов мы выбрали из архивов заказчика паттерн, похожий на узоры их тканей. А в основе архитектурной концепции лежит идея «сети», узорчатой мембраны, которая пропускала бы солнечные лучи, но в то же время создавала в интерьере атмосферу приватности. Так мы постарались подчеркнуть взаимосвязь между спецификой бизнеса заказчика, архитектурой и характерной визуальной составляющей городской среды. 

 

Фото Peter Jeffree
 

Узор, внедренный между двумя пластинами зеркального стекла, формируется четырьмя панелями разной толщины и разной степени проницаемости.  В отличие от куска ткани «зеркальный» паттерн не плоский, а объемный. Он, меняющийся в зависимости от положения солнца и времени суток, является катализатором процесса взаимопроникновения культурных традиций и архитектурного контекста. Зеркальная мембрана и есть архитектурная ткань. Впрочем, как вы понимаете, простым людям это было не интересно, их привлекал фасад, отражающий все происходящее. Мне доставило огромное удовольствие рассматривать со стороны людей, останавливающихся возле здания и подолгу рассматривающих свое отражение, силуэты прохожих и проезжающих машин. Так горожане взаимодействуют с городом.

Фото Satoru Mishima
 

Фото Satoru Mishima

Говоря о зеркальном отображении среды, нельзя не упомянуть еще один ваш объект, Музей современного искусства в Кливленде. 

Да, я воспринимаю эту работу как очередной этап преобразования традиционного музея с анфиладой залов в сложное нелинейное пространство. Фасады постройки, отделанные  полированной до зеркального блеска черной нержавеющей сталью, можно назвать интерактивными.  Они  отражают картинки городской жизни: куски урбанистического пейзажа, мчащиеся машины, пролетающих птиц. Динамичные искаженные изображения создают параллельную реальность. А искаженные они потому, что средняя часть панелей нержавейки рельефная, а не плоская. 

 

Фото Stephen Gill
Музей современного искусства в Кливленде. Подробнее об объекте читайте здесь

Фото Dean Kaufman

Сегодня в своей лекции на форуме вы упоминали об опыте создания интерактивного общественного пространства…

…вернее, о превращении монументального специфического  объекта  в такое пространство. Да, действительно. Речь идет о проекте портового терминала в Йокогаме, за который бюро получило награду Британского королевского института архитектуры. 

  

Фото Satoru Mishima
Портовый терминал в Йокогаме. 

Фото Satoru Mishima

Фото Satoru Mishima
Портовый терминал в Йокогаме. Фрагмент интерьера. 

В этой работе мы стремились понять, где заканчивается архитектура и начинается человеческий опыт.  Вот вам любопытная цифра: по подсчетам администрации порта, за год территорию терминала общей площадью около 50 000 кв. м, в том числе и зеленую зону на крыше, посещает 2 миллиона не пассажиров, а обычных жителей Йокогамы и гостей города. Они рисуют, музицируют, читают книги, дышат воздухом, общаются: еще одна цепочка «город-объект-человек». Никто их не зазывает сюда, люди приходят сами, у них уже выработалась хорошая бытовая привычка. 

Над чем вы сейчас работаете? 

Это жилой комплекс La Defense в Париже общей площадью 11 300 кв.м. Мы продолжаем  исследование темы открытости объекта мегаполису. При проектировании я и мои коллеги решили использовать такой прием: блоки этажей сдвинуты друг относительно друга под разными углами. Так различные уровни постройки приобретают визуальную связь в вертикальной плоскости, а над лоджиями возникают консольные козырьки, обеспечивающие защиту от прямых солнечных лучей. Что касается городских видов, то они становятся частью интерьера здания благодаря щедрому остеклению лоджий и балконов.

 

Проект жилого комплекса La Defense в Париже.

 

Вы расстроились, когда поняли, что победа в конкурсе на проектирование Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ досталась другому бюро? Многие считают ваш проект весьма достойным…

Нет, я не очень расстроена. Это же конкурс, все может случиться! Честно признаться, слишком мало времени у нас было для подготовки проекта. Может быть, именно это сыграло свою роль.  Почему здание, которое будет стоять много-много лет, необходимо придумать всего за месяц? В любом случае, я хотела бы что-нибудь построить в России в будущем.

Совместный проект бюро Farshid Moussavi Architects и архитектурного бюро «Рождественка». Подробнее о конкурсе читайте здесь

Какой стратегии вы придерживались в процессе проектирования объекта? 

Здесь речь идет даже о двух стратегиях. С одной стороны, мы старались придумать здание, которое бы полностью удовлетворяло условиям конкурса. А с другой, хотели выработать инновационное планировочное и функциональное решение интерьера.  По нашему замыслу, гибкое внутреннее пространство центра разделено на несколько зон с отдельными входами; главная зона, что-то вроде амфитеатра-атриума, обеспечивает визуальную связь между остальными функциональными блоками.  Атриум активный, динамичный, не пустующий. 

 

А почему вы использовали скругленный объем, этот купол, в котором некоторые критики разглядели традиционный элемент храмовой архитектуры? 

 

Понимаете, у архитектора всегда в голове не одна ассоциация, их несколько. Вот вы говорите про купол церкви, но ведь купольные элементы присутствуют и в общественных зданиях вроде цирков, и в научных учреждениях.  Даже в дизайне всяких хитрых приборов есть сферические части. Идея купола возникла после тщательного изучения окружающей застройки. Мы хотели, чтобы здание было средоточием внимания, чтобы оно было доступным со всех сторон. А какая структура может все это обеспечить, если не скругленная? Это был бы не простой, а высокотехнологичный купол, который проектировался с учетом погодных условий, снежных зим, например. Ну и так далее. Мы хотели поиграть с эффектом центрифуги, когда элементы обшивки закручиваются вокруг объема и возникают эти диагональные спуски, как бы приглашающие зрителей в путешествие по периметру здания. 
 

У вас есть любимые формы и материалы?  

Нет. Как архитектора меня интересует не форма как таковая и не материал как таковой, а то, что можно сделать с формой и материалом. Мы проектируем самые разные здания. К примеру, музей в Кливленде обшит черной зеркальной нержавейкой, а социальный жилой комплекс в Мадриде отделан древесиной бамбука. Черпать вдохновение можно в любом материале или структуре. Форма обычно проистекает из специфики объекта, но это не значит, что нужно пассивно идти вслед за ней, подчиняться ей. Ведь форма – только один из ингредиентов проекта. 

Какой же материал вы планировали использовать для здания просветительского центра? 

Нержавеющую сталь. Но это мог быть и алюминий с таким же успехом. В общем, что-то легкое, изготовленное заводским способом и собранное прямо на месте. Впрочем, ведь это всего лишь идея, она нуждалась в доработке. Я привыкла воспринимать любую свою идею не как панацею или конечный пункт мыслительного процесса, а как эпизод, эскиз, влекущий меня на следующую ступень понимания архитектуры. Ну, а уж если идея оказалась плодотворной, удачной, значит, так тому и быть! 

 

 Официальный сайт архитектурного бюро: farshidmoussavi.com

 

автор: Андрей Чирков |  просмотр:(22734)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey