Как молодые архитекторы могут заявить о себе в России? В издательстве TATLIN вышел четвертый журнал, в котором они сами об этом рассказывают.
Номер, посвященный молодым архитекторам, редакция группы журналов TATLIN выпускает ежегодно. Это своего рода сборник «отправных точек», с которых интересно следить за дальнейшим развитием талантливых, перспективных авторов, не так давно вставших на путь профессиональной самореализации. Большинство героев прошлых номеров оправдывают ожидания: продолжают плодотворно работать, ищут и находят свои пути в архитектуре.
В свежем выпуске тоже немало имен с масштабными и уже практически осуществленными проектами в портфолио. Например, T+T architects и бюро «Практика», работающие над трансформацией бывших промышленных зон в жилые и общественные пространства. Некоторые авторы набираются опыта в крупных архитектурных компаниях, но находят время для самостоятельного, свободного творчества, как архитекторы объединений «Лесосплав», Da-architects и «Тихий час» из Санкт-Петербурга. А у кого-то, кто еще вчера был студентом, в этом сезоне состоялся премьерный, пусть небольшой по размеру, но общественно значимый и заметный проект – для парка, двора, летней площадки или набережной, территории, где даже малую архитектурную форму может увидеть и оценить по достоинству большое число людей.
В поиске героев главный редактор выпуска Мария Трошина обратилась к кураторам и идеологам конкурсов и фестивалей – тому полю, где молодым силам легче всего проявить себя, а экспертам и публике – оценить их потенциал. Премии «Авангард», АРХИWOOD, фестивали «Архстояние» и «Города» – на страницы TATLIN попали их победители и те, кто был очень близок к победе. А представители экспертных советов прокомментировали их проекты.
Герои этого выпуска по традиции сами подготовили журнальные полосы со своими портфолио, выбрав знаковые для себя вещи, и высказали то, что они думают об архитектуре, постарались сформулировать свое кредо. Более двадцати историй о ярких стартах, собранные вместе, позволяют понять, что волнует начинающих архитекторов, с какими проблемами они сталкиваются, какие темы их интересуют, каким принципам они стремятся следовать. Мария Трошина выделила несколько особенностей, объединяющих и отличающих участников проекта. Впрочем, эти особенности можно рассматривать и как черты всего поколения:
«В определении архитектуры участники говорят о ее преобразовательной силе и социальной ответственности. Создание комфортной среды в уже сложившейся городской ситуации – та «территория архитектуры», куда с удовольствием пускают молодых архитекторов, и где они себя реализовывают, пожалуй, в наибольшей полноте. В этой области есть место эксперименту и фантазии: малые архитектурные формы всегда можно перенести, заменить другими и т.д. Эта ситуация игры, в которую молодые с удовольствием включаются и чувствуют себя свободно. Здесь они безо всяких условностей могут делать архитектуру так, как они сами хотят – «доступной, привлекательной и комфортной» (Тамара Мурадова), «создать легенду, способную воодушевить людей разной профессиональной направленности» (Рубен Аракелян), «синтезировать разные виды искусств» (pro Polis) и многое другое, что должно обратить простого гражданина в адепта архитектурной религии…
Изучение контекста является основополагающим для всех участников. Отдельная тема – материалы и технологии, которым отдается предпочтение в работе, и здесь явно прослеживается упор на экологические решения, связанные с энергоэффективностью и экономией ресурсов…
Свобода самовыражения – это определяющий фактор для всех, но и традиции – это то, что обогащает их творчество, о чем они говорят в своих интервью, одновременно сетуя на отсутствие отечественной архитектурной школы и отмечая разобщенность внутри профессии.
Критика существующего положения в архитектуре России – отдельная тема, напрямую связанная и с обществом и с государством. Проблемы социального характера, такие, как низкий уровень запросов заказчика, отсутствие понимания роли архитектора, накладываются внутри профессиональные – слабая взаимосвязь между проектировщиками, отсутствие революционности, отстраненность архитектора от общества, отсутствие внутрицехового диалога. И главное – низкое качество реализации, несоответствие идеи и уже воплощенного в жизнь объекта, связанное как с заказчиком, так и с отсталыми технологиями строительства. Рассматривая этот комплекс проблем, молодые архитекторы предлагают свои варианты решения: воспитание заказчика через популяризацию архитектуры на всех уровнях, открытые конкурсы, дискуссионные клубы, реструктуризация архитектурного образования.
Тем не менее, все смотрят с оптимизмом в будущее, и каждый из участников пытается решить эту проблему самостоятельно на своем уровне. И, глядя на их работы и на окружающую действительность, понимаешь, что они способны ее изменить. Они уже в пути. Они уже меняют этот мир».
Официальный сайт: www.tatlin.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.