Музей паркового типа

17.06.15
14:20
автор: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова    |    просмотр: (16761)

Открывшееся в парке Горького основное здание музея современного искусства «Гараж» —  исключительный арт-объект Рема Колхаса (ОМА) в неброской и с виду недорогой упаковке.

Фото: Нина Фролова

10 июня реконструированное здание бывшего ресторана «Времена года» (построено в 1968 г.) в новом — музейном — качестве представили прессе, 12 июня его официально открыли для публики. Роль этого проекта для Москвы трудно переоценить: после небольшой паузы и продуктивного, но компактного существования во временном павильоне там же, на территории ЦПКиО, обрела постоянное пристанище институция, в 2008-2010 годах прививавшая москвичам любовь к современному искусству масштабными, мирового класса экспозициями в «Бахметьевском гараже». Учредивший центр современной культуры «Гараж» фонд Дарьи Жуковой стал проводником значимых архитектурных свершений в столице: на первом месте проживания отреставрировал памятник конструктивизма — шедевр Константина Мельникова, после переезда в парк Горького позвал строить временный павильон именитого японского мастера Шигеру Бана и вот дал возможность реализовать свои идеи в Москве, где, как известно, архитекторам-иностранцам пока не очень везет, другому притцкеровскому лауреату —  Рему Колхасу.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Для 70-летнего нидерландского архитектора этот проект стал логичным продолжением деятельности в России: сотрудничество с «Эрмитажем», кураторство учебной программы института «Стрелка», в частности, направления «Сохранение». На примере здания «Гаража» он наглядно проиллюстрировал свои убеждения: сохранения достойны не только выдающиеся сооружения, но любые носители духа времени. В этом смысле заурядному, хоть и некогда популярному, объекту общепита сказочно повезло: не все кафе и рестораны превращаются в центры культуры, и далеко не все здания тех лет, даже признанные критиками и историками архитектуры шедеврами совмодернизма, удостаиваются такого отношения и внимания.

Фото: Нина Фролова

Фото: Екатерина Шалина

Подумать только: когда-то мозаики типа уцелевшего крупного фрагмента «Осени» из «Времен года» мозолили глаза в различных общественных учреждениях и никак не считались высоким искусством, а это панно возили на реставрацию в Венецию вместе с оставшимся в интерьерах глазурованным кирпичом и зеленым кафелем. А  затем собрали все в том же виде, в каком нашли, не дополняя новыми аналогичными деталями до утраченного целого. И теперь этот изумрудный кафель, «островками» перемежающийся с грубой кирпичной кладкой, выглядит, (и тут особую роль играет специфическая светотень), не менее ценным декором, чем изразцы XVII века.

Фото: Нина Фролова

Фото:Екатерина Шалина

Под потолками, раскрытыми до ребристых бетонных перекрытий,  —  светлые полосы простого кирпича — там была обшивка, прятавшая коммуникации. Теперь часть их — трубы отопительной и охлаждающей системы — открыта взгляду, что вряд ли смутит целевую аудиторию «Гаража», познавшую толк в лофтах.

Фото: Нина Фролова

Фото: Нина Фролова

Нельзя сказать, что прием расчистки и укрепления каркаса, вскрытия слоев и консервации обнаруженного — нечто принципиально новое для практики реконструкций в Москве. Вспоминается недавняя работа бюро Wowhaus над «Электротеатром Станиславского», впрочем, эта команда тоже имеет отношение к институту «Стрелка», и то, что ей могут быть близки какие-то позиции Колхаса,  — не удивительно. Однако Wowhaus имел дело со зданиями первой половины XX века, где многое было признано предметом охраны. Колхас же преподнес как ценность останки сооружения, в котором никакой особой ценности не видели, показал, как можно актуализировать архитектурное наследие советского прошлого.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Оболочку здания он переосмыслил скорее функционально, чем эстетически — эстетически новая равнозначна прежним незамысловатым фасадам. Была прямоугольная «стекляшка» на ножках, сейчас вместо нее — коробка из поликарбоната. Прежде открытая летняя площадка между опорами здания визуально частично так же осталась открытой — теперь она обрамлена стеклянными и деревянными cтенами и наполнена не только сервисными (гардероб, кафе, лекционный зал, книжный магазин), но и выставочными функциями: в атриуме, пронизывающем три этажа, можно устанавливать высокие объекты. Прозрачная часть цоколя связывает музей с окружением и пропорционально «работает» в человеческом масштабе.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Верхний «футляр» из поликарбоната, прорезанный ленточным окном, переходящим с длинной стороны на торцевую , — на первый взгляд, выглядит вызывающе просто, недорого и недолговечно, заставляет сравнивать здание с гигантской пластиковой коробкой и, кажется, противоречит самой идее музея — надежного хранения, храма искусств. Даже если речь идет о сломавшем этот стереотип современном искусстве, рубеж XX-XXI веков приучил нас к тому, что для арта строят либо здания-аттракционы, порой затмевающие формой содержание, либо интровертные, функциональные объемы, концентрирующие энергию на экспонатах. И вроде бы новый «Гараж» можно отнести к последним, но его парадокс в том, что запредельно лаконичный контейнер содержит интерьер, который как упорядоченное «мусорное пространство» в трактовке Колхаса стал главным арт-объектом и постоянным экспонатом этого музея. Своего рода эффект «Бильбао», вывернутый наизнанку. Заставить воспринимать обыденное как искусство — ход авангарда, напомнил в своей рецензии Григорий Ревзин («Утопия советской пивной, «КоммерсантЪ»). Илья Мукосей  провел параллель с провокационным реди-мейдом Дюшана («Сегодня — это вопрос?» Archi.ru)

Фото: Екатерина Шалина

Нам видится здесь еще одна, хронологически более близкая и адекватная времени рождения «Времен года» параллель — западный поп-арт 1960-х, когда искусством объявлялось все, что художникам попадалось под руку, в том числе всякий мусор, а любимым материалом стал пластик. В этом смысле произведение «советского поп-арта» —  панно «Осень», украшавшее ресторан, получило весьма органичную упаковку. И очень естественно живут в этой упаковке открывшие выставочную программу психоделические, иллюзионистские комнаты японки Яёи Кусамы, подъем которой на мировую арт-сцену тоже пришелся на 60-е.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

И гармонично играют на втором этаже в пинг-понг посетители. Не исключено, что многие завсегдатаи парка Горького, внимание которых к новому зданию, возможно, привлекли деревья, задрапированные «мухоморными» полотнами Кусамы, зашли внутрь из чистого любопытства и восприняли проект Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?»  как еще одну обычную, только крытую, площадку для настольного тенниса, а комнаты Кусамы — только как аттракцион с зеркалами, где получаются классные селфи.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Сейчас «Гараж» Колхаса внутри и снаружи гениально соответствует genius loci парка Горького. Лучшей территории для популяризации современного искусства — а это ключевая цель «Гаража» как институции — в Москве не найти. Для затравки кураторы логично выбрали зрелищные, интерактивные и познавательные проекты, отсылающие ко временам молодости здания.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Как будут чувствовать себя и восприниматься «герметичные», сложные вещи, здесь, в общем контексте парка, не располагающем к размышлениям о серьезном, покажет время. Оно же выявит поведение поликарбоната — скептики предсказывают, что через два года фасадные панели неприятно пожелтеют, а оптимисты говорят, что это не простой «тепличный», а высокотехнологичный, дорогой материал, и он соответствует «не временному» статусу здания.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Внешность здания сильно зависит от нюансов естественного освещения. Иногда солнечные блики придают нейтральной молочной поверхности жемчужную переливчатость.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Между двумя слоями поликарбонатной оболочки, обеспечивающей интерьер мягким, рассеянным светом, спрятано вентиляционное оборудование.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: Нина Фролова

Приветливый и гостеприимный вид прямоугольному блоку, издалека кажущемуся стальным (особенно, когда пасмурно) и герметичным, старается сообщить поднятая над входом панель. С противоположной стороны обещают установить такую же.

Фото: Нина Фролова

Музейное пространство развивается на четырех уровнях. Первый этаж —  холл-атриум, гардероб, книжный магазин, кафе с отреставрированной мебелью советских лет, подсобные помещения. На втором этаже выставочное пространство, лекторий, проектная и детская комнаты. На третьем этаже расположены четыре зала, мастерская и офисные помещения. На крыше – открытая площадка с деревянным настилом.

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Фото: предоставлено пресс-службой  "Гаража"
Зона кафе

Фото: Екатерина Шалина
Открытые детские мастерские - по выходным в холле

Фото: Нина Фролова
Терраса на крыше

Некоторые выставочные площади оснащены подвесными панелями, при необходимости они опускаются, формируя белые кубы и дополнительные поверхности для крепления произведений. 

Территория вокруг здания осмысляется как продолжение музея.

Фото: Юрий Пальмин, предоставлено пресс-службой  "Гаража"

Проект Реконструкции — ОМА.

Сопровождение проекта в России — BuroMoscow.

Проект озеленения — бюро Alphabet City Анны Андреевой.

Благоустройство площадки вокруг музея  — бюро «Проект Меганом».

Над материалом работали: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова

Редакция благодарит за любезно предоставленные фотографии шеф-редактора портала Archi.ru Нину Фролову

 Официальный сайт: http://garageccc.com/ru

автор: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова |  просмотр:(16761)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey