В пространстве диалога

06.12.18
21:52
автор:     |    просмотр: (297)

До 16 февраля 2019 года в Музеях Ватикана, в Крыле Карла Великого, проходит выставка «Русский Путь. От Дионисия до Малевича». Дизайн экспозиции — архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова (Planet 9).

 

Выставка, представляющая русскую иконопись XV-XVII веков и живопись второй половины XIX - первой трети XX века (всего 54 экспоната), стала ответом на масштабный проект Roma Aeterna из Музеев Ватикана, который был открыт осенью 2016 года в Третьяковской галерее (авторами дизайна его экспозиции также выступали Сергей Чобан и Агния Стерлигова). 

Куратором и автором концепции экспозиции «Русский Путь. От Дионисия до Малевича» выступает известный искусствовед Аркадий Ипполитов, предложивший отказаться от хронологического принципа развески экспонатов и представить древнерусское искусство и живопись второй половины XIX — первой трети XX века в диалоге, выявляющем подчас неожиданные родственные связи между произведениями искусства, казалось бы, совершенно разных эпох. Соответствующим образом была поставлена задача и перед авторами дизайна экспозиции — создать пространство многочисленных визуальных связей и живого диалога. 

«Во многом архитектурно-планировочное решение экспозиции нам подсказало само пространство Крыла Карла — закрытой части знаменитой колоннады Бернини, обнимающей площадь Святого Петра, — рассказывает один из авторов проекта, архитектор Сергей Чобан. — Галерея обладает потрясающими пропорциями — чуть больше 6,5 метров в ширину и более 15 в высоту и представляет собой рампу, постепенно поднимающуюся от площади к Собору Святого Петра и территории Ватикана. Этот плавный подъем идеально отвечал самому названию выставки «Русский путь», и его динамику, бесспорно, хотелось сохранить. Кроме того, мы понимали, что расположение каких-либо витрин перпендикулярно стенам сделает невозможным восприятие Крыла Карла как единого, наполненного воздухом и светом пространства, и приняли решение расположить все стенды вдоль них». 

Своей конфигурацией и формой застройка выставки точно воспроизводит план самой галереи с характерными для неё полукруглыми нишами и экседрами. Ещё более неотъемлемой частью исходного пространства экспозицию делает выбранное архитекторами цветовое решение: практически все выставочные стенды выкрашены в светло-бежевый цвет, максимально приближенный к цвету стен самой галереи.

 

Лишь несколько наиболее знаковых экспонатов обозначены темно-бордовым оттенком — например, единственная в экспозиции скульптура — «Христос в темнице» из собрания Пермской художественной галереи, для которой авторы сделали исключение в виде расположенной в центре зала панорамной витрины на тёмном подиуме, а также два первых полукруглых стенда, формирующих вход на выставку и содержащих всю необходимую текстовую информацию о ней.

Важно и то, что насыщенный бордовый цвет не только задаёт более торжественное оформление входа, но и отсылает к экспозиции-предшественнице Roma Aeterna в Третьяковке была вся выполнена именно в таком цвете, а план ее экспозиции образно воспроизводил план площади Святого Петра. На этот раз авторы проекта вновь взяли за основу идеальные пропорции и плавные изгибы барочной архитектуры, создав пространство одновременно торжественное и лаконичное, ставшее органичным продолжением постройки Бернини и сформировавшее идеальные возможности для экспонирования поистине уникальных раритетов русской живописи. 

 

 

 

 

 

 

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» будет открыта для посетителей до  16 февраля 2019 года. По взаимной договоренности Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи, вход на нее свободный. 

Фото: Василий Буланов

 

автор: |  просмотр:(297)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey