Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Современная архитектура немыслима без применения высоких технологий – начиная от программ автоматизированного проектирования, таких как CAD или BIM, до систем «умный дом». О том, какие вызовы науки и времени стоят перед строительным сектором сегодня, рассказал Дмитрий Алешин, управляющий партнер группы компаний Pokrovka Group, участницы MIPIM 2017.
13–17 марта в Каннах на 28-й Международной выставке коммерческой недвижимости «МИПИМ» группа компаний Pokrovka Group, занимающаяся комплексным проектированием объектов недвижимости, представляет детальную презентацию жилого комплекса в формате виртуальной реальности (проект «РГ-Девелопмент»). Об этой и других передовых технологиях для архитекторов – разговор с Дмитрием Алешиным.
Расскажите о проекте, который вы привезли на МИПИМ 2017?
Наша компания разработала программу, которая позволит покупателям «побывать» в своей будущей квартире, просто одев шлем и направляя движение джойстиком. При помощи виртуальной реальности можно обойти придомовую территорию, осмотреть подъезды, лестницы, зайти в квартиру и заранее определиться с цветом обоев, пола и так далее.
Виртуальные туры по квартирам, эффект присутствия, высокая детализация – все это намного информативней, чем рассказ риэлтора, красивый текст или яркая фотография. Можно посмотреть не одну квартиру, а десяток. И это в значительной мере экономит деньги и время клиента, который может сделать свой выбор прямо в офисе продаж.
Также VR-технологии удобны на начальном этапе реализации проекта. Архитекторы и проектировщики могут продемонстрировать потенциальному инвестору свой проект еще на этапе строительства. А городские структуры могут использовать VR для визуализации памятников, зданий культурного и исторического наследия.
Что необходимо для того, чтобы применение VR развивалось?
В первую очередь, необходимы высококлассные специалисты. Наша компания начинала буквально с нуля – мы искали способных ребят, увлеченных современными технологиями, которым было интересно развиваться в данной отрасли, и занимались их обучением. В результате, сегодня в Pokrovka Group работает команда настоящих профи. На одном полноценном проекте обычно нужно задействовать четырех человек. Кроме того, развитие VR напрямую связано с развитием IT и техники. Будут появляться новые инструменты, например, не только очки и шлемы, а линзы, с помощью которых можно будет ловить покемонов, только моргнув глазом. Для архитекторов же виртуальная реальность открывает почти безграничные возможности.
Помимо внедрения VR, ваша компания обладает и опытом применения BIM-технологий (Building Information Modeling - информационное моделирование здания, - Прим. ред). В чем их преимущество?
Информационные технологии давно встроились в процесс проектирования и являются показателем современности проекта. Большинство масштабных проектов сейчас реализуется с использованием связки BIM и CAD-программ, потому что они помогают не только упростить процесс, но и заложить верный бюджет. Ведь это типичная история, когда проект оценивается в одну сумму, а итоговая смета превышает ее в десятки раз. В BIM-программах все чертежи собираются в единую информационную модель в виртуальном пространстве. Различного рода коммуникации – воздуховоды, трубы тепло- и водоснабжения, свет – соединяются с архитектурной частью, в результате получается 3D-модель со слоями информации обо всех отдельных образующих конструкцию элементах, а также о том, как они работают вместе в общей системе. Если выяснится, что нужно вносить изменения в проект, то система мгновенно сообщит, как сдвинутся сроки строительства, какие элементы будут затронуты, насколько изменится стоимость. Благодаря использованию BIM на 30% уменьшается суммарная стоимость объекта на этапах проектирования и строительства, на 7-15% сокращаются сроки реализации проекта.
Помимо этого, 3D-модель здания служит своеобразной базой данных объекта. Например, при поломке можно посмотреть, какие детали и чьего производства были использованы в конкретном месте, чтобы быстро и эффективно осуществить замену. Например, наша компания Pokrovka Group на самом раннем этапе проектирования делает буклеты со сравнительными характеристиками всех инженерных систем. В них представлены сводные таблицы для сравнения оборудования. Если мы делаем центральную вентиляцию, то предлагаем застройщику семь вариантов систем вентиляции с указанием, сколько они будут стоить, какое у них энергопотребление, вес, шум, сертификаты и т.д. Таким образом формируется рейтинг по всем инженерным системам комплекса, благодаря которому можно заранее посчитать их стоимость.
Почему такие эффективные технологии уже много лет используются по всему миру, а в России их начали внедрять относительно недавно?
Чем дольше идет предпроектная подготовка, тем выше итоговая стоимость жилья, а на BIM все-таки затрачивается определенное время. Сложившаяся в России ситуация напрямую связана с запросами и ожиданиями застройщиков. Есть два разных подхода – современный, который предполагает обстоятельное планирование, а потом реализацию, и устаревший, нацеленный на скорость. Таким девелоперам важнее быстрее что-то сделать, показать, потом быстрее начать строить. В итоге, сметы не сходятся, проектные компании меняются по десять раз, проект не совместим с «рабочкой», куча корректировок выливается в некачественное строительство и долгострои. Я знаю один торговый центр, который строится уже семь лет, потому что постоянно меняются проектировщики.
Получается, все дело в экономии?
Обычно пытаются сбавить стоимость на этапе конкурса. Допустим, если весь проект стоит 3 млрд, то проектирование не будет стоить и 300 млн, а примерно – 50-60 млн, и даже эту сумму пытаются занизить. То есть заказчик хочет невозможного при минимальных затратах. Отсутствие комплексного подхода в проектировании и строительстве чревато низким качеством исполнения. Конечно, в таких условиях ответственные застройщики пытаются обезопасить себя и своих покупателей, работая только с проверенными организациями, которые дорожат репутацией и понимают, что планирование – во главе угла.
Как живя на высоте в каменных джунглях не чувствовать отрыва от земли? Набирающую силу тенденцию превращения небоскребов в вертикальные сады, леса и даже сельскохозяйственные фермы представляет фидевелопер Роман Крихели.
Роман Крихели – основатель компании Proekt Agency. Это агентство, помогающее застройщикам создавать и продавать объекты. В нем разрабатываются концепции, стратегии продвижения, брендинг и реклама объектов недвижимости. Среди проектов компании – бренд комплекса ОКО в МДЦ «Москва-Сити», построенного Capital Group по архитектурному проекту международного бюро SOM. Высотное строительство – одна из ключевых тем бизнес-исследований Романа, и по просьбе Archplatforma.ru он рассказал об актуальной тенденции в проектировании небоскребов, игнорировать которую уже невозможно.
Небоскреб как будущее в прошлом и наоборот.
Еще полтора века назад образ высотного здания сопрягался с устремленностью в будущее, в царство технического прогресса. Апартаменты в небоскребе были непременным атрибутом финансового успеха, элитарного статуса. И вот прошло сто лет, «небожители» устали от стекла, бетона и камня, и стали больше ценить малоэтажную загородную жизнь. Так постепенно стало набирать силу обратное движение, от машины к человеку, от техники – к природе. Но далеко не все горожане, даже те, кто может себе это позволить, рвутся жить вдали от мегаполисов, суетливых, но одновременно светящихся энергией деловых и культурных событий. Города при этом по известным причинам – людей все больше, земли все меньше – продолжают расти вверх. По прогнозам к 2050 году в них будет жить 80% населения Земли. Так что небоскребы – это наша судьба.
И сегодня в практику строительства высоток в разных странах мира успешно внедряются гибридные решения, позволяющие наслаждаться головокружительными видами и одновременно – и что самое важное – не выходя из дома – природой. Из последних, еще нереализованных проектов меня в этом смысле поразил комплекс «Алмазный Лотос» (проект Vo Trong Nghia Architects), который строится во Вьетнаме, в Хошимине, всего в 3-4 км от центра города. Это три жилые «пластины», крыши которых соединены мостами-переходами. На каждом балконе высаживается бамбуковая рощица. Прочные, ветроустойчивые стебли будут радовать взор и защищать квартиры от жары. А на крышах и между ними – полноценный парк с бульваром, газонами, растительностью, по которому могут гулять жители домов. Но это все же не вполне «небоскребы» – в них всего по 22 этажа, есть и более амбициозные в плане высоты «зеленые» проекты.
Известно, что человек чувствует себя комфортно, когда все ему соразмерно. Однако любой небоскреб, изначально, не соответствует масштабу человека. Это исполин, психологически человека подавляющий. Чтобы соотнести эти масштабы, создать уютную жилую среду и поддержать экологическое равновесие в городе, разрабатываются целые программы.
В Париже, например, в настоящее время реализуется инициированная городскими властями концепция вертикального зеленого строительства «Paris Smart 2050». В нескольких округах по проекту бюро Vincent callebaut architectures будет построено 8 экобашен. У каждой из них свое предназначение.
Одна башня, например, вырабатывает кислород, другая очищает воду. Башни «Бамбуковые гнезда» в 13 округе предполагают разведение огородов на террасах, защищенных «бамбуковым» парусом. Вдобавок этот парус преобразует энергию ветра в электричество. Благоприятные условия для растений собираются поддерживать с помощью специальных биореакторов.
Еще один пример «зеленой» застройки европейской столицы — проект голландского архитектурного бюро MVRDV. В Зюидас, деловом районе Амстердама, собираются строить многофункциональный центр Ravel Plaza, который можно сравнить с московским Сити, только разница в том, что в Амстердаме объект общей площадью 75 000 квадратных метров будет утопать в зелени. Комплекс представляет собой три разноэтажные башни, соединённые между собой террасными переходами-бульварами, где пересекаются общественные и приватные зоны. Сами башни запроектированы с эркерами, балконами и террасами, предполагающими обильное озеленение.
Из уже реализованных «садово-растительных» высотных проектов, самый известный, пожалуй – Bosco Verticale («Вертикальный лес») авторства архитектурной студии Cтефано Боэри. Их строительство шло пять лет. В итоге в новом районе миланских высоток Porto Nuovo появилось две жилые «зеленые» башни. Самая высокая из них поднимается на 112 метров, другая – на 80.
На ступенчатых бетонных балконах высажено в общей сложности 780 деревьев и кустов, тысячи кустарников и цветов. Каждый балкон – своеобразный индивидуальный сад. Весь зеленый массив служит отличной звукоизоляцией, защищает от пыли, резких порывов ветра и прямых солнечных лучей. В зависимости от времени года башни естественным образом меняют свой фасад. Так что перед нами идеальный вариант разнообразия городского ландшафта в «новых районах». А для владельцев квартир – супер комфортное жилье. И неудивительно, что стоимость квадратных метров в такой башне значительно выше, чем в обычных высотках...
В Москве же квартиру в небоскребе еще c трудом воспринимают как место постоянного жилья. В «Москва-Сити», например, зачастую покупают квартиры для тусовок и деловых встреч. На сленге такие апартаменты называют « квартирой для пиджака ». А в Европе посредством «гуманизации» небоскребов людей подводят к тому, чтобы они покупали недвижимость в высотках как постоянное жилье.
Кантри-стайл как идеальное устройство небоскреба
Зелень делает башню человечней и понятней. Еще один из способов достичь это – внедрение «деревенского уклада», нового, очень перспективного «лайф-стайл» формата для высоток.
Что такое деревенская жизнь: все всех знают, общаются, как минимум, здороваются… В городском доме вышел из квартиры – перед тобой огромный коридор. Где твои друзья, где враги, где соседи? Ты сам по себе, песчинка. А в деревне открытая социализация, «комьюнити», сообщество, где ты свой.
Я думаю, что в больших башнях должны появляться маленькие уютные заведения, соразмерные масштабу человека, где резиденты могли бы знакомиться со своими соседями. Конечно, уютные кафе, магазинчики и книжные лаунж-зоны – не в деревенском стиле, разумеется, но суть в том же – в коммуникациях и психологическом комфорте жизни среди знакомых людей. Получают распространение и самые настоящие сельские практики.
В 2010 году в США в Бруклине на крыше здания Brooklyn Grange появилась большая «кровельная» ферма. На площади свыше гектара растут овощи, фрукты, зелень… даже пасека есть, где собирают мед. Урожай снимают круглый год и поставляют в окрестные лавки и ресторанчики.
Идеальную зеленую башню в центре Москвы не построишь, так как есть ограничения по высоте, а вот где-нибудь в районе Мосфильмовской может отлично получиться. Я представляю ее с какими-то вкраплениями: локальное озеленение или ярусное. И обязательно с фермой на крыше. Снабжение кабачками целого района Москвы наша крыша не осилит, а вот ресторан и небольшой рыночек в самой башне — вполне. А сами жильцы смогут не только наслаждаться плодами фермы, но и гулять по ее грядкам и показывать городским детям, как фрукты-овощи растут, о чем они порой вообще не имеют никакого представления. Это интересно, полезно и прикольно.
В принципе выращивать можно все, от лука до мандаринов. Многое зависит от технологий: теплицы, специальные лампы, грунты и т.п. Ну, если даже в московских городских усадьбах XIX века ананасы выращивали, то почему это нельзя делать на крыше московских небоскребов?
Основная идея состоит в том, что большинству людей комфортно то, что сделано в рамках человеческого масштаба. Это относится к реальному масштабу и к масштабу отношений, к человеку как к обитателю башни. Или ты сам по себе, а башня сама по себе, или ты – часть этого микрокосмоса. Создание общечеловеческой атмосферы является залогом комфортной жизни.
Наш рынок недвижимости постепенно готовится к появлению таких «нестандартных» проектов. Кончено, у нас еще сильны представления о том, что идеальная крутая высотка — это гипертрофированная «сталинка» или палаццо, или сразу космическая ракета, готовая к старту. При выборе жилья — первое, что имеет значение, это локация, потом цена, а на третьем месте – всякие разные фишечки и фасилитация. Человек, конечно, проживет и без фермы на крыше. Но при равных условиях по первым пунктам, его, скорее всего, привлечет зеленый проект. При этом репутация девелопера поднимется на новый качественный уровень, где понятия культуры, просвещённости и ответственного отношения к природным ресурсам имеют особое значение.
HP представила революционные широкоформатные принтеры для печати архитектурных и инженерных чертежей. Новые устройства помогут архитекторам, проектировщикам и специалистам в сфере строительства печатать, сканировать и копировать проектную документацию эффективнее и удобнее.
Линейка широкоформатных принтеров для архитектурно-строительного и инженерного проектирования и ГИС(1) включает МФУ HP DesignJet T830 и принтер T730, а также HP DesignJet T930, T1530 и МФП Т2530. Эти устройства меняют подход к совместной работе в офисе и в полевых условиях. Они позволяют оптимизировать рабочие процессы и вывести производительность на новый уровень.
«Работа архитекторов и инженеров становится все более мобильной. Вместе с тем, исправления и изменения до сих пор чаще всего вносятся в распечатанный документ, — говорит Хавьер Гарсия (Xavier Garcia), вице-президент, руководитель подразделения широкоформатной печати, HP. — Новые широкоформатные принтеры и МФУ с функциями мобильной печати делают совместную работу более удобной и позволяют печатать документы в любом месте и в любое время».
Технологии широкоформатной печати для строительной отрасли. Для специалистов строительной отрасли, генподрядчиков и отделов САПР идеальным выбором может стать экономичное и компактное МФУ HP DesignJet T830. Он, как и принтер HP DesignJet T730, в два раза меньше любого конкурентного широкоформатного МФУ. Прочная конструкция корпуса позволяет использовать принтер даже в суровых условиях на стройплощадке. А встроенным сканером и другими функциями можно управлять не только с сенсорного экрана принтера, но и с планшетного компьютера.
В рамках концепции развития Endless Evolution компания DuPont разработала новую палитру цветов для твердых поверхностей Corian®, произведенную по уникальной технологии DeepColour™. Два насыщенных и выразительных серых оттенка — Deep Titanium и Deep Cloud — открывают новые возможности для архитекторов и дизайнеров.
Deep Titanium — глубокий темно-серый цвет, напоминающий богатый блеск металла, в честь которого назван. В интерьерах смотрится изысканно и современно.
Deep Cloud — светло-серый цвет, меняющийся в зависимости от освещения и напоминающий о тонких переливах грозовых облаков. Идеально подходит как для минималистичных интерьеров, так и для классических, легко сочетаясь с другими цветами.
Технология DeepColour™ является инновационным производственным решением, разработанным и запатентованным компанией DuPont. Она задает новые стандарты в направлении архитектуры и дизайна: материал сохраняет всю глубину и насыщенность цвета при формовке любой сложности. Технология сочетает стойкость цвета с бесшовностью изделий и идеальным качеством отделки, позволяя дизайнерам и мастерам воплощать в жизнь самые сложные идеи.
«Как и обещали, мы продолжаем совершенствовать наши материалы и решения в области строительства. В 2014 году с помощью нашей технологии DeepColour™ мы успешно вывели на рынок десять инновационных оттенков: шесть черных и четыре коричневых. Сегодня мы рады представить наши новые серые цвета. Серые оттенки универсальны и пользуются большим спросом для отделки жилых и коммерческих помещений. Наши новые цвета отличаются глубиной и оригинальностью, и мы уверены в их успехе. Это подтверждают положительные отзывы, полученные нами от лидеров строительной индустрии», — говорит Фуад Маммадов, маркетинг-директор направления DuPont Building Innovations Surfaces по Восточной Европе.
Подробнее о DeepColour™ Technology на сайте: www.deepcolour.corian.com и www.corian.ru
Последняя реставрация Эйфелевой башни длилась два года и стоила €30 млн. В башне на высоте 57 метров теперь появился обновленный стеклянный этаж с прозрачным полом, музей, в котором история башни представляется на семи дисплеях, новые магазины, кафе. В башне появились и собственные ветряные мельницы, и солнечные панели, вырабатывающие часть электроэнергии, все — в соответствии с нормами экологии.
История Эйфелевой башни, расположенной в центре Парижа на Марсовом поле, хорошо известна не только парижанам. Важная архитектурная достопримечательность и символ города названа в честь своего главного конструктора Александра Гюстава Эйфеля, который за четыре года до строительства башни, в 1885 году, придумал и разработал внутреннюю структуру не менее известной Статуи Свободы, подаренной Нью-Йорку городом Парижем. Строительство Эйфелевой башни было закончено в 1889 году, к открытию парижской Всемирной выставки, приуроченной к столетию Французской революции.
Первоначально башня задумывалась как временное сооружение, рассчитанное на двадцатилетнюю эксплуатацию, и служила всего лишь входной аркой, ведущей на выставку. Еще при начале строительства башни, парижане «во имя защиты французского стиля» жестоко раскритиковали проект. Триста писателей и художников, среди которых были Виктор Гюго, Александр Дюма, Ги де Мопассан, Шарль Гуно, Поль Верлен, негодуя писали об изящной конструкции, как «бесполезной и чудовищной, смехотворной, доминирующей над Парижем, словно гигантская фабричная дымовая труба». Они не подозревали, что Эйфелева башня из стекла и металла, триумф инженерной мысли и есть символ «французского стиля», «нового французского стиля».
Это легкое ажурное сооружение высотой в 320 метров состоит из сваренных деталей в количестве 18 038 штук, отлитых из пудлингового железа высшего качества, из которого сегодня льют исключительно фигурные решетки и ограды. Башня опирается на четыре огромных пилона с цементным основанием и разделена на три уровня: первый находится на высоте 57 м, второй – на высоте 115 метров и третий – на высоте 274 метра.
За 126 лет своей истории Эйфелева башня неоднократно ремонтировалась. Последнему обновлению подвергся первый уровень башни, пространство в 4,5 тыс. квадратных метров. Общая же площадь первого этажа Эйфелевой башни - 5,5 тыс. квадратных метров. Цифры говорят о том, что этаж изменился практически полностью.
Ноу-хау первого уровня – прозрачный пол с плитами из закаленного стекла, толщиной в 1,5 метра, через который посетители могут смотреть на город с 57- метровой высоты. В хорошую ясную погоду, уверяют парижане, отсюда можно видеть Париж в радиусе 70 километров. Лестница башни окружена также стеклянными защитными барьерами. Такое же стеклянное ограждение теперь опоясывает первый уровень Эйфелевой башни по всей длине окружности. Стеклянная цилиндрическая поверхность служит дополнительной системой безопасности. По статистике, на протяжении всей истории, Эйфелева башня была самой модной точкой города у самоубийц.
На нижнем уровне башни появились теперь такие же прозрачные, построенные вокруг пустого центра и вписанные в проемы опор башни, павильоны. Частично павильоны снабжаются энергией от четырех солнечных панелей и четырех ветрогенераторов, что очень эко важно! Если продолжать говорить об экологии, то в башне появились еще и резервуары для сбора и очищения дождевой воды, которая частично используется в ее санузлах.
Что еще очень важно, в башне после реконструкции теперь есть пандусы, облегчающие вход в нее людям с ограниченными возможностями, в частности, в ее старинные лифты времен Эйфеля. До реконструкции пандусов не было, и башня оставалась одним из немногих крупных туристических объектов Парижа, не перестроенных под нужды инвалидов. Полному апгрейду подверглись все интерьеры нижнего уровня Эйфелевой башни. Функциональные зоны умножились, увеличилась площадь ресторана и конференц-зала, модернизированы магазины и бутики.
Принципиально изменилась и палитра интерьеров.
Архитектор Алан Моатти (Alain Moatti, бюро Moatti-Rivière), выпускник знаменитой школы дизайна и архитектуры интерьеров CamondoSchool, выбрал в качестве основного цвета «венецианский алый». Его архитектор использовал в оформлении практически всех интерьеров нижнего уровня башни, включая туалетные комнаты Павильона Эйфеля (EiffelPavilion), и Павильона Ферье (FerriéPavilion), оборудованные инновационной сантехникой Roca.
Кстати, сама конструкция Эйфелевой башни за 126 лет неоднократно меняла цвет. Башню всегда красили вручную, при помощи кистей, так делается даже в наши дни, для работы же требуется в общей сложности более 60-ти тонн краски! Нынче башня имеет «коричневый-эйфелевый», официально запатентованный цвет нескольких тонов. Цвет, имеющий благородный оттенком бронзы, самого темного тона - у основания башни, самого светлого – на ее вершине. Цвет башни также меняется в течении суток, благодаря подсветке светодиодными лампами.
Архитектор проекта Алан Моатти (бюро Moatti-Rivière), чье мировоззрение основано на переосмыслении исторического наследия, внедрении инновационных технологий и урбоэкологии, в основу архитектурного решения положил образ квартала, то есть пространства для зданий в пределах уличного рисунка города с круглой площадью посредине. Концепция очевидна. Очевидно и то, что самое узнаваемое сооружение в мире, посещаемое более чем 7 миллионами человек в год, стало символом триумфа зеленых технологий, с которыми человечество вступило в 21 век.
Подробно о революционных разработках Фрая Отто (25.5.1925 - 9.3.2015), 40-го лауреата Притцкеровской премии.
Этот материал посвящен гениальному мастеру, которого недавно не стало.
Хотя бы одну работу Фрая Отто знают все. Это Мюнхенский олимпийский стадион, построенный к играм 1972 года – гигантская прозрачная оболочка, словно пленка воды на паутине или корка первого тонкого льда, растянутая на былинках.
Крыша стадиона хоть и выглядит как что-то эфемерное, но это единственный долгожитель из ранних построек Фрая Отто – архитектора, инженера, изобретателя и даже утописта, как его назвало жюри Притцкеровской премии 2015 года. Утопистом его называют потому, что он опережает время, и некоторые из его проектов пока кажутся фантастикой – например, «Город в пустыне» или гигантский прозрачный пластиковый купол «Город в Арктике». Мы говорим «пока», потому что возможно, когда-нибудь его идеи будут реализованы. Как это скоро может случиться с ранним проектом Отто Фрая новым железнодорожным вокзалом Штутгарт-21. Особенность этого здания в том, что вокзал находится под землей, а его крыша с окнами-арками – в уровне земли. Мир, для которого идеи архитектора казались футуристической утопией, дорос до их осуществления.
В 89 лет Фрай Отто стал 40-ым призером архитектурной «нобелевки» и вторым немцем, получившим эту высокую награду. Это не значит, что признание своих заслуг архитектор получил только в конце жизненного пути, незадолго до смерти. Жизнь и люди были благосклонны к первооткрывателю и признавали его идеи и заслуги еще при жизни. У Фрая Отто много почетных наград за выдающиеся достижения: врученная королевой Елизаветой II Золотая медаль Королевского института британских архитекторов, звания почетного гражданина нескольких городов, Императорская премия Art Prize в категории «Архитектура». И вот теперь заслуженная Притцкеровская премия.
Источник свободы от конструктивных и архитектурных традиций лежит, скорее всего, в его детстве и юности. Фрай Отто вырос в творческой среде – его отец и дед были скульпторами. Оба родителя состояли в ассоциации художников и промышленников Deutscher Werkbund, которые хотели совместить творческие стремления и массовое промышленное производство, создавая новые концепции дизайна. Но, как ожидалось, по стопам отца с дедом Фрай Отто не пошел. Он предпочитал строить модели легких самолетов и планеров. Этот интерес и опыт создания легких конструкций оказал большое влияние на его поздние работы. Фрай Отто начал изучать архитектуру в 1943 году в Техническом университете Берлина, но началась война, и он ушел на фронт военным летчиком Люфтваффе. К архитектурному творчеству он вернулся во французском плену, в который попал в 1947 году. Там он занимался проектированием палаточных лагерей и бюджетных домов облегченной конструкции. После войны Ф.Отто прокатился по Америке и познакомился с работами Фрэнка Ллойда Райта, Ээро Сааринена, Ричарда Neutra, М. Новицкого и Людвига Мис ван дер Роэ и его принципом «чем проще, тем лучше».
Фрай Отто изучал работы Шухова, Нерви, Канделле и замечал, что «им удалось добиться освобождения тех форм, которые ранее находились под спудом». В 1952 году Фрай Отто стал дипломированным инженером, а в 1954 защитил диссертацию «Висячие покрытия». В 1961 году он основал в Техническом университете Берлина исследовательскую группу биологии и строительства. В 1964 году, когда ему было 39 лет, Фрай Отто перебрался в Штутгарт и работал директором Института легких конструкций в Университете города. А в 1990 году специально для его новаторских разработок был создан научно-исследовательский центр.
В качестве приглашенного профессора он работал в различных национальных и международных университетах, в том числе в Гарвардском университете, Массачусетском технологическом институте, в Кембридже. Своим студентам он говорил: «Каждый архитектурный проект должен предваряться исследованиями природы». Он говорил о том, что мы разрушаем природу и культуру. Мы строим слишком много домов. Мы занимаем пространство, землю и тратим энергию. Контраст между архитектурой и природой становится все больше. Хорошая архитектура важнее, чем красивая, а красивая архитектура не обязательно хороша. Мы продолжаем строить как в далеком прошлом и это неестественно – наше время требует легких, энергосберегающих, мобильных и гибких конструкций – таких, как палатки, тенты, паруса и мембраны.
Фрай Отто много раз говорил и писал, что вдохновение для своих работ он черпает из природы. Его сооружения возникают как прототипы форм, которые в ней существуют. Это оптимальные конструкции, апробированные естественным отбором, поэтому они не только эстетичны, но и экономически выгодны. Для поиска и исследования биоморфных форм Фрай Отто изучал живую природу (например, радиолярий), экспериментировал, применяя модели – мыльные пленки и подвесные конструкции. Ф.Отто работал над системой пролетных конструкций, в которых передача сил на опорные части осуществляется с минимальной затратой строительных материалов.
В 1955 архитектор разработал проект для выставки садового искусства в Касселе. Эта работа вызвали большой резонанс в мире искусства. От легких тентовых конструкций он перешел к пневматическим растянутым мембранным структурам. В 1964 г. Фрая Отто пригласили в мастерскую Рольфа Гутброда в качестве консультанта по проектированию кровли двоякой кривизны для аудитории сельскохозяйственного института в Гогенхейме. Работа над проектом была практически закончена, но Ф.Отто предложил множество новых идей, чем вдохновил проектировщиков и они переаботали первоначальную концепцию, обратившись к вантовым системам. Считается, что результаты этой совместной работы легли в дальнейшем в конкурсное предложение на проект павильона на ЭКСПО-67 в Монреале.
Была и модель, позволившая оценить воздействие в аэродинамической трубе внешних ветровых нагрузок, действующих с различных направлений и с различной скоростью. В результате экспериментов, проделанных на этом бутоне-модуле были получены основные параметры, необходимые для осуществления павильона в Монреале.
Автор статьи о работах Фрая Отто А.Д.Ярмоленко видит в образе здания агрессию и сравнивает его силуэт с «объектом, замаскированным с воздуха» – «зенитная батарея с торчащими над сеткой орудиями». «Павильон занимал площадь 8000 м², для натяжения единой мембраны потребовалось восемь опор высотой от 14 до 36 м. Оболочка-мембрана была образована натяжением стальной сетки сечением 12 мм, с ячейками 50х50 см. Ее изготовили в Германии и доставили в Монреаль в рулонах. Основные работы по монтажу опор и сетки заняли 3,5 недели, а дополнительная регулировка геометрии заняла еще 5 недель. К сетке была подвешена на расстоянии около 30 см. пленка из полихлорвинила. Оригинальные зажимы для крепления пленки «в виде клеверного листа» «поработали» и на впечатление в интерьере». Павильон Германии на выставке в Монреале стал еще одной вехой в истории архитектуры и прототипом нового поколения кровельных конструкций. Несмотря на временность этого сооружения, павильон оставался дееспособным до 90-х годов – его использовали как крытую детскую площадку.
В 1972 году он работает в соавторстве с Гюнтером Бенеш над проектом Олимпийского стадиона в Мюнхене (на фото вверху). Воплощение проекта Олимпийского стадиона было под вопросом из-за большой площади, которую должна была перекрыть кровельная мембрана. Но Фрай Отто и инженеры его фирмы нашли способ реализовать масштабный проект облегченной конструкции – кровля была разделена на множество седловидных изогнутых сетей. Кстати, в биографических статьях о Фрае Отто говориться, что на строительство кровли Олимпийского стадиона он был вдохновлен архитектурой Владимира Шухова.
Под крышей находятся универсальный зал на 6000 мест, плавательный бассейн, трибуны стадиона на 80 000 зрителей, Центр радио и телевидения. Работа Центра предъявляла особые требования к освещенности и цветопередаче, поэтому крыша была разработана из матированного плексигласа-215 толщиной 7 мм, долговечного, прочного и огнестойкого – при пожаре он давал усадку, пропускал тепло и дым. Листы 3х3м в рамках из сплава алюминия крепились в 9-ти точках и соединялись жесткими водонепроницаемыми прокладками из неопрена. «Гибкая мембрана образуется натяжением вантовой сетки из стальных тросов на мачты с максимальной высотой 58м и сечением 3,5м с анкерными якорями-фундаментами. Угол наклона мачт может варьироваться в пределах 65,5-87,2 градусов и приспосабливаться к изменениям внешней нагрузки, благодаря шарнирам сложного литья, выполненным на заводах Круппа». Хотя расчетный срок кровли всего 10 лет, она держится уже в 4 раза дольше.
В портфолио Отто Фрая есть еще павильоны Японии и Венесуэлы на ЭКСПО-2000 в Ганновере, открытые театры в Каннах, конференц-центр в Мекке в Саудовской Аравии. Он работал со многими известными архитекторами в качестве консультанта по мембранным и тентовым конструкциям. Работ немного и все они «легкие», временные – такие, какие он призывал проектировать в своих лекциях. Они не занимают пространство, землю и неразрывно связаны с природой.
Фрая Отто называют одним из величайших мыслителей Новой архитектуры 20-го века. Он коренным образом повлиял на целое поколение архитекторов и влияет до сих пор. Сегодня исследования Фрая Отто в области устойчивого строительства и бионики снова могут стать актуальными. Как говорят его коллеги, «работы Отто Фрая открыли много новых дверей в архитектуре».
В одном из интервью на вопрос «Имеется ли стиль, который Вы охарактеризовали бы как логичное продолжение «биоморфной архитектуры», он ответил: «Если я разрабатываю что-что, то форма готового продукта находится для меня только в конце развития. В отличие от моего подхода большинство архитекторов задают себе наперед форму, которую они хотят создать, и часто потом ищут подходящего инженера, который мог бы реализовать эту форму. Я надеюсь, что мои строения рассматриваются не как принадлежность какому-то стилю, а как свободный взнос в актуальные проблемы общества».
Как-то он сказал о себе: «Я сам не принадлежу к архитекторам, которые строят себе самим музеи. У меня немного зданий. Но я построил много воздушных замков». Но ведь без таких воздушных замков в реальном мире не бывает прогресса».
Компания FAKRO разработала тройные стеклопакеты DU6 и DU8 к окнам для плоских крыш
Применение нового светоотражающего стеклопакета ограничивает нагревание, что значительно повышает комфорт пребывания в помещении и сокращает расходы на кондиционирование воздуха. Новинки обладают завидными теплосберегающими параметрами: для DU6 уровень теплозащиты равен U = 0,88 Вт / м2 х °C, а у DU8 - U = 0,76 Вт / м2 х °C. Такие отличные показатели позволяют использовать эти светопрозрачные конструкции в энергоэффективных и пассивных зданиях.
Закаленные, ударопрочные стекла имеют светоотражающее покрытие серебристого цвета. «Эффект зеркала» стеклопакета ограничивает видимость с наружной стороны, тем самым защищая помещение от посторонних глаз. Границы использования таких окон – угол наклона крыши от 2 до 15 градусов.
Компания HP открыла новый Демо-центр широкоформатной печати HP Designjet в Москве. Теперь все желающие и специалисты в области полиграфии, издательского дела, фотографии, оформления интерьеров, архитекторы, проектировщики, дизайнеры и картографы смогут бесплатно протестировать широкоформатную технику HP.
В новом Демо-центре HP представлена полная линейка устройств HP Designjet, в том числе и последние новинки графической и технической печати.
HP Designjet Z6600 и Z6800 заинтересуют профессиональных фотографов, представителей фотолабораторий и копировальных салонов, а также специалистов сферы ГИС. Эти 60-дюймовые принтеры для печати графических изображений помогут выполнять заказы в рекордные сроки и обеспечат эффективное изготовление отличных цветных и черно-белых печатных изображений с использованием долговечных пигментных чернил HP.
Крупные компании в области строительства, проектирования, архитектуры, машиностроения и геологоразведки по достоинству оценят новую высокоскоростную модель HP Designjet T7200 со встройнной системой учета заданий. Благодаря этой функции печать монохромных чертежей САПР обходится в ту же сумму, что и на светодиодных принтерах, а использование трех рулонов заметно ускоряет процесс печати. Скорость печати этого принтера – 165 цветных чертежей А1 в час.
Также большой интерес вызывает новое многофункциональное устройство HP Designjet T3500 eMFP - самый производительный многофункциональный цветной принтер крупного формата в своем классе, совмещающий функции копирования, сканирования и печати широкоформатных документов в новом компактном эргономичном дизайне, созданном с учетом пожеланий потенциальных пользователей.
Помимо новинок оборудования, у посетителей Демо-центра HP Designjet будет возможность протестировать новейшее программное обеспечение HP Designjet SmartStream, которое позволяет более эффективно управлять циклом печати за счет оптимизации даже самых сложных задач и снижает время на подготовку заданий на 50%.
Желающие протестировать технику HP могут сделать это в индивидуальном порядке. Записаться на демонстрацию можно, оставив заявку на сайте www.hp.ru/demo.
О компании HP
HP создает новые возможности и разрабатывает технологии, служащие людям, коммерческим и правительственным организациям и обществу в целом. Владея широчайшим спектром технологий в области печати, персональных систем, программного обеспечения, сервисов и ИТ-инфраструктуры, HP предоставляет своим клиентам по всему миру продукты для решения даже самых сложных задач. Дополнительные сведения о компании HP (код компании на Нью-Йоркской фондовой бирже: HPQ) см. по адресу http://www.hp.com.
Для мойки высоко расположенных стеклянных ограждающих конструкций, а также фасадов немецкая компания TG Hylift сконструировала специальное безопасное оборудование.
Большие остекленные фасады и окна современных зданий требуют регулярной чистки. На сегодняшний день их мойка производится методом промышленного альпинизма. Разумеется, это довольно опасный вид деятельности. Наплыв в РФ дешевой и неконтролируемой рабочей силы из соседних стран позволил местным строительным организациям использовать на высотных работах практически неподготовленных сотрудников. А это, в свою очередь, привело к резкому увеличению числа травмированных и погибших рабочих, к снижению качества выполненных работ.
Кардинально решить эту задачу и попутно автоматизировать трудоемкий и небезопасный процесс чистки фасадов позволяют самоходные роботы для мойки стеклянных крыш и куполов: HyCleaner Blue EVO II и HyCleaner Blue EVO III.
Роботы различаются по техническим параметрам, таким, как производительность (600 и 900 м2 в час), степень преодоления наклона крыш и сферических форм (до 50° наклона со страховочным тросом, и до 25° наклона без троса). По своей массе роботы не превышают массу взрослого человека.
Кроме самоходных чистящих аппаратов для мойки крыш, возможно использование навесного оборудования, которое устанавливается на обычные телескопические вышки. Сама технология работы установки достаточно проста: с помощью одного оператора платформа перемещается вдоль фасада сверху вниз. На аппарат подаётся вода под высоким давлением, и вращается щеточный механизм, обеспечивая бережную и качественную мойку фасада. Оператор на месте может оценить эффективность вымытого участка и перейти к следующему. Так процесс повторяется до полного очищения фасада. Производительность мойки – до 1000 м2 поверхности в час, при этом потребляется всего 3 литра воды на 1 м2. Если сравнивать с ручной мойкой из традиционной АВД установки, то человек тратит примерно 20 литров на 1 м2 поверхности.
В установках используется щетка из специального нецарапающего фасады материала с рабочей шириной 1550 мм. Главным преимуществом нового оборудования является безопасность работ для Заказчика и Исполнителя, экологически чистый метод мойки и создание новых стандартов качества исполняемых работ.
Официальный сайт:
В Чеховском районе Московской области ведется строительство двухэтажного энергоэффективного дома. Благодаря применению ряда технологий, в частности, минераловатной теплоизоляции компании «Сен-Гобен», выпускаемой под брендом ISOVER, затраты на обогрев здания будут в среднем в 5 раз ниже, чем у соседей.
Помимо минераловатной теплоизоляции ISOVER, в доме также установливаются энергосберегающие стеклопакеты, инсталлируется система рекуперации воздуха и тепловой насос. Планируется, что дом будет потреблять не более 45 кВт∙ч/(м²•год). Для сравнения: в малоэтажных строениях расход тепловой энергии на обогрев за отопительный период составляет 150 – 300 кВт∙ч/м²год (при норме 95 – 195 кВт∙ч/м²год).
Проект возводимого энергоэффективного дома с энергозависимой площадью 290,9 м² включает два этажа, подвал, мансардный этаж со скатной кровлей и выходом на балкон – эксплуатируемую кровлю. Несущие конструкции, выполненные из монолитного железобетона, аккумулируют комфортную температуру и поддерживают ее долгое время.
Два фасада здания будут утеплены с применением системы вентилируемого фасада. Для этого компания ООО «Интер Строй» выбрала минераловатную изоляцию ISOVER ВентФасад Оптима: λБ = 0,037 Вт/(м•°С), толщиной 360 мм в сумме и материал ISOVER ВентФасад Верх (30 мм), λБ которого составляет 0,037 Вт/(м•°С). Еще два фасада будут выполнены по системе штукатурного утепления с применением материала ISOVER ШтукатурныйФасад: λБ = 0,043 Вт/(м•°С). Общая толщина теплоизоляционного слоя составит 400мм. Для утепления скатной кровли применят одноименный материал ISOVER СкатнаяКровля: λБ = 0,043 Вт/(м•°С) 500мм.
«Данный объект очень интересен тем, что в нем будут использованы две разные системы утепления с применением продуктов ISOVER. Это позволит достигнуть поставленных целей по энергопотреблению, снизив потери тепла через ограждающие конструкции, - комментирует Парамонов Кирилл, специалист по энергоэффективности в строительстве, ISOVER. — Энергоэффективные окна на объекте размещены с учетом ориентации по сторонам света для достижения оптимального баланса. Выбранный конструктив из монолитного железобетона позволяет свести к минимуму затраты на кондиционирование в летний период. Срок службы такого здания составит более 100 лет - еще ни одно поколение сможет оценить комфорт проживания в этом энергоэффективном доме».
На данный момент идет гидроизоляция подземной части здания и возведение несущих стен второго этажа, в скором времени начнется утепление фасадов.
Подмосковное НПО ГЛАССПРОМ разработало систему межкомнатных перегородкок и дверей, выдерживающих до двух часов воздействия пожара.
Светопрозрачные конструкции – межкомнатные перегородки и двери — не только ощутимо улучшают и модернизируют интерьер административных зданий, но исподволь благоприятно воздействуют на трудовую дисцплину трудового коллектива. Однако, до последнего времени они заметно проигрывали по пожароустойчивости перегородкам, выполненным из традиционных стеновых материалов.
В НПО ГЛАССПРОМ разработана и начала производиться интерьерная пергородка с огнестойкостью EIW120. То есть, она выдерживает два часа буйства огня. На недавно проведенных испытаниях перегородка на стоечно-ригельной системе со специально разработанной системой многослойного армирования и стеклопакетом повышенной огнестойкости NEGORIT-120 (также являющимся собственной разработкой НПО ГЛАССПРОМ), успешно отстояла все 120 минут испытаний, которые были прекращены на 130-й минуте.
Примечательно, что теплоизоляционные свойства разработанной перегородки очень высоки. Со стороны, противоположной огневому воздействию, практически неповрежденным остался даже резиновый уплотнитель. Таким образом, созданная отечественная разработка позволит архитекторам без ограничесния использовать эффектные светопрозрачные конструкции в интерьере административных зданий.
В рамках подготовки работы над перспективным для компании проектом НПО ГЛАССПРОМ провело отжиг и получило сертификат на перегородку EIW90 из стоечно-ригельной системы с многослойным армированием и стеклопакетом повышенной огнестойкости NEGORIT-90. Технические решения, используемые в перегородке, являются результатами собственных опытов компании с материалами, применяемыми в противопожарных конструкциях. Перегородки EIW90 могут выполняться различных габаритов и использоваться для остекления лестничных клеток, атриумов высотных зданий, объектов с повышенными требованиями по огнестойкости и специальными техническими условиями по пожарной безопасности. После успешного отжига перегородки EIW90 в конце 2013 года НПО ГЛАССПРОМ впервые в России произвело успешный отжиг и получило сертификат на перегородку огнестойкостью EIW120.
Официальный сайт разработчика: www.npo-glassprom.ru
Итальянская компания Polypiu-Plast S.r.l. разработала самонесущие системы SystemPIU кровельных покрытий из сотового поликарбоната.
Данные системы созданы для покрытия крыш административных и общественных зданий, промышленных цехов, а также используются для покрытия больших тентовых площадей. Предусмотрено два варианта исполнения – плоскостное и изогнутое, а также применение листов трех вариантов толщин 12, 16 и 20 мм.
Системы включают в себя жесткие каркасные конструкции разнообразных форм и размеров и многокамерные листы сотового поликарбоната с особо надежной «х-образной» структурой, которая обеспечивает плотную фиксацию и герметизацию установки. Плоскостное конструктивное решение обеспечивает длину светового проема до 2000 мм, а изогнутое, обладающее повышенной жесткостью – до 5200 мм. В случае использования изогнутой версии SystemPIU, минимальный радиус сгиба листа не менее 2000 мм.
Такая кровельная система гарантирует водонепроницаемость, устойчивость к порывам ветра и при этом обладает значительной светопропускающей способностью и защитой от ультра-фиолетового излучения.
Уровень пожарной классификации в Евроклассе B-s1, d0. Находит свое применение SystemPIU и в малоэтажном гражданском строительстве. В этом случае в зависимости от места установки, панели поликарбоната выполняют роль либо зенитного фонаря, либо мансардного окна.
Cайт производителя: www.polypiuplast.com
Немецкая компания Caparol создала антивандальную фасадную систему Капарол Карбон, основанную на применении нанокварцевых технологий.
Новая разработка известного производителя строительной химии направлена на повышение технических характеристик фасадов и улучшение их внешнего вида. Не секрет, что наружные стены цокольного и первого этажей зданий зачастую подвергаются непредвиденным внешним механическим воздействиям: касание шины велосипедного колеса, удары футбольных мячей, падение града, росписи непрошенных «художников» и пр. Именно для исключения подобных неприятностей специалисты компании создали эту систему.
Например, с граффити она справляет следующим образом: сначала поверхность освобождается от возможных наклеек, затем на нее валиком дважды с интервалом в 6 часов наносят особый прозрачный раствор. После чего любые надписи смываются с обработанной стены водой и обычным мылом. Такого же кардинального результата удалось добиться и при «борьбе» со случайными или преднамеренными механическими повреждениями.
Например, здание, облицованное системой CAPATECT с карбоновыми волокнами превращает стену в непробиваемую крепость. И это не удивительно, ведь в состав новинки входят армирующие компоненты, прочность которых при растяжении примерно в 20 раз выше, чем у высокопрочного титана.
За счёт высокой ударопрочности системы фасаду не страшны даже сильные механические воздействия, что значительно увеличивает срок до ближайшего ремонта. Различные ноу-хау позволяют эффективно предотвратить практически любое негативное воздействие, сохранив фасады в привлекательном виде и снизив затраты на их обслуживание.
Официальный сайт: http://www.caparol-capatect.ru/systems/carbon/
Инновационный материал Quarzforms из Германии.
Quartzforms – кварцевый агломерат, предназначенный для оформления интерьеров и изготовления функциональных предметов, например, столешниц. Он удивительно точно имитирует натуральный камень, на 92% состоит из кристаллов кварца, на 7% из полимерной смолы и на 1% из красящего пигмента, и совершенно не впитывает влагу. Более того, по многим показателям он превосходит натуральный камень — стойкость к ударам и царапинам, безразличие к бытовой химии, отсутствие радиационного фона. Quartzforms производится в слэбах 305х140 см с тремя вариантам толщины 12, 20 и 30 мм. Палитра насчитывает более 50 решений.
Сайт производителя: quartzformsrus.ru
Подразделение компании «Сен-Гобен» по производству акустических материалов под брендом Ecophon разработало новую потолочную систему со звукопоглощающими панелями Master™ Matrix семи различных размеров.
Новая подвесная система позволяет свободно размещать панели с различной структурой и ритмом, одновременно обеспечивая высокую точность монтажа, так как плиты поставляются с уже установленными на заводе анкерными креплениями.
При монтаже панели просто защелкиваются на подвесной системе, и их можно открывать как люки, чтобы быстро получать доступ к инженерным сетям, которые часто располагаются в межпотолочном пространстве. Такой подход позволяет сократить затраты времени на установку потолка и дополнительную регулировку.
Эта потолочная система отлично подходит для зданий класса TABS (Thermally Activated Building Systems). Термически активные строительные системы – это технология, при которой, открытые бетонные поверхности используются как части системы охлаждения. Подобное применение бетонных поверхностей в термосистеме значительно сокращает потребление энергии. Именно в таких зданиях подвесные потолки «от стены до стены» неприменимы, поскольку они будут закрывать терморегулирующую поверхность бетонного потолка. А установка Master™ Matrix отдельными рядами, с промежутками между панелями, как раз и не будет препятствовать нормальной циркуляции воздуха.
Как показывают исследования, оптимальное значение, при котором достигаются хорошие акустические показатели – это 60% площади покрытия потолка. Панели производятся из стекловолокна, более чем на 70% состоящего из переработанного стекла с добавлением небольшого количества связующего вещества растительного происхождения.
Сайт производителя: www.ecophon.com/ru/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.