Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Проект «АрхиГрафика» проводит конкурс заявок на участие в кураторском выставочном спецпроекте в рамках Международной выставки-форума АРХ Москва 2022. Дедлайн перенесен на 25 апреля
Александр Кобяк. Архитектура. Экспансия. 2020. Бумага, тушь, перо, акварель, 34 x 25 см
Выставка «В поисках баланса» поддерживает тему «Устойчивость», под знаком которой проходит АРХМосква в 2022-м году. Идея спецпроекта – предоставить архитекторам и художникам возможность высказаться языком графики о стержневом понятии жизни и архитектуры, хрупкость и сложность которого осознается и ощущается все острее. Тему можно трактовать широко, но необходимо, чтобы любые аспекты и проявления баланса были раскрыты через архитектурные формы и образы.
Основные условия
• В отборе на выставку могут участвовать произведения в любом жанре архитектурной графики: фантазии, метафорические и философские высказывания, рисунки к проектам и с натуры, аналитические рисунки-исследования.
• Подать заявку могут архитекторы и художники, профессионалы и ученики творческих студий и вузов (от 14 лет). Участие без вступительного взноса.
• От каждого автора принимается одно произведение – один рисунок, выполненный от руки (в приоритете) или изображение, созданное в цифровых или смешанных медиа. Максимальный размер оригинального или печатного (для цифровой графики) листа – 50 x 70 см (условия участия работ большего формата обсуждаются дополнительно).
• Для участия в конкурсе заявок необходимо зарегистрироваться на платформе «АрхиГрафики» competitions.archplatforma.ru (или воспользоваться имеющимся аккаунтом), загрузить изображение работы с описанием и отправить ее на рассмотрение.
• После окончания приема заявок экспозиции экспертный совет отберет для офлайн экспозиции 10-20 работ. Их авторам будет предложено представить оригиналы ( для цифровых произведений – качественные принты) в оргкомитет конкурса для размещения на выставке.
• По результатам приема заявок организаторы рассмотрят возможность публикации поступивших работ в галерее на сайте конкурса на основе редакционного выбора.
Даты
Прием работ: до 25 апреля 2022 года, 23:30 (московское время)
Объявление участников выставки: до 10 мая 2022 года
Сбор работ для офлайн- выставки: до 20 мая 2022 года
Выставка «В поисках баланса» в пространстве «Клуба Экспо-Парка» – 8.06 – 8.07. 2022 года.
Диана Лондоно. Underlined, 2018. Бумага, карандаш, 90 x 60 см
Владимир Сафаров. Эскиз дома в Анапе.2006. Бумага, темпера, карандаш, 44 x 32 см
Подробнее о теме и условиях конкурса: competitions.archplatforma.ru
Организаторы выставочного спецпроекта «В поисках баланса»: сообщество и конкурсная площадка «АрхиГрафика», Группа сайтов 360.ru, Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХМосква 2022.
Куратор проекта: Екатерина Шалина
Контакт оргкомитета: archigraphicarts@gmail.com
Информационные партнеры:
Archplatforma.ru, Archi.ru, «Проект Россия», «Проект Балтия», Архсовет Москвы, Architime.ru
В колоритной форме павильона России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае сплелось множество образов, референсов и ассоциаций, связанных с культурой и наукой многонациональной страны. Архитектура: СПИЧ; авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин.
Всемирная выставка «ЭКСПО» проходит в Дубае под девизом «Объединяя умы, создаем будущее». Территория смотра разделена на три тематических сектора – «Возможность», «Мобильность» и «Устойчивое развитие». Павильон России расположен в тематическом секторе «Мобильность» и своей архитектурой развивает именно эту тему. Воплощая на Всемирной выставке ЭКСПО образ национального павильона, автор проекта, архитектор Сергей Чобан, стремился запечатлеть в композиционном решении здания саму идею постоянного движения как залога неостановимого поступательного развития, творчества, прогресса. Павильон решен в виде двух встроенных друг в друга полусфер – куполов, воплощающих образ «Планеты Россия» и символизирующих цельность и глобальность.
«Своим проектом мы стремились решить несколько очень важных задач. Во-первых, предложить зрелищный объем, который бы своей архитектурой отвечал теме раздела выставки и одновременно содержал бы в себе ассоциации с великой страной Россией, – говорит автор проекта Сергей Чобан. – Одной из таких ассоциаций служит размещение малого купольного объема в большом: при всей современности и подчеркнутом динамизме выбранной формы, оно напоминает о традиционной русской Матрешке. Во-вторых, мы стремились сформировать максимально комфортные для посетителей условия не только знакомства с экспозицией, но и ожидания. Удобной и вместительной аванплощадью как раз и служит пространство под нижним куполом, надежно защищенное от палящего солнца и избытка тепла и наполненное разнообразными общественными функциями».
Фасады здания выполнены из множества переплетенных разноцветных трубок-нитей, выражающих идею движения, развития смыслов и знаний, устремленность в будущее, а также очень важную для современного мира тему гармоничного сосуществования энергий и явлений самого разного порядка. Мотив разноцветных линий, обрисовывающих форму павильона, по замыслу Сергея Чобана, отсылает к традиции русского авангарда и изобретенному его ярким представителем Яковом Черниховым методу эксприматики – поиска новых форм с помощью свободного владения линией.
Технически «нити» реализованы из алюминиевых трубок диаметром 8 см, которые согнуты под разными радиусами и оплетают объем павильона в нескольких направлениях. Общая протяженность этих элементов составляет 46 км, общее количество сегментов – более 1000. После того, как трубки были изготовлены и с помощью специально разработанного оборудования согнуты под нужными радиусами, их покрыли цветным полимерным составом, надежно защищающим алюминий от выгорания на солнце. Всего в проекте применено 6 оттенков, которые за счет бесчисленного количества вариантов сочетаний на поверхности фасада и образуют очень пеструю, постоянную меняющую свою палитру поверхность.
Павильон общей площадью более 3600 кв. м имеет три основных этажа и два антресольных, что позволило организовать внутри здания все необходимые функции – экспозиционные площади, кафе и рестораны, пространства для деловых переговоров. Сама же композиционная идея двух встроенных друг в друга куполов позволила выполнить главное климатическое требование к застройке в ОАЭ: в комплексе должна быть организована комфортная затененная зона ожидания. Именно к этому пространству примыкают зал временных экспозиций, ресторан, сувенирный магазин и многосветный холл с эскалаторами и лифтами, ведущими на уровень экспозиции. Больший купол формирует экспозиционное пространство, дополненное VIP-залом и конференц-центром с видовыми террасами, а также переговорными, создающими условия для активного делового общения на протяжении всей работы выставки.
Центральным в экспозиции Павильона России является иммерсивный перформанс «Механика Чуда», придуманный и реализованный Константином Петровым и возглавляемой им компанией Simpateka Entertainment Group. «Научная мысль не имеет границ, и нередко прорывная идея реализуется в конкретную технологию в другом месте и в другое время. Нашей экспозицией мы подчеркиваем связь креативных усилий поколений российских ученых с современным состоянием мира, в котором мы живем. Открытия в науке о мозге станут, пожалуй, самыми важными открытиями, которые человечество сделает в XXI веке. Они окажут глубокое влияние на наше сознание, наш разум, преобразят нашу жизнь. Чем лучше мы разбираемся с тем, как работает мозг, тем больше мы восхищаемся его сложностью и продуктивностью. И учимся применять эти принципы сложности и продуктивности в самых различных областях: от конкретных технологий до принципов устройства общества», – комментирует Константин Петров основную идею реализованной им высокотехнологической мультимедийной экспозиции, центральным элементом которой стала уникальная интерактивная скульптура мозга человека.
Арт-объект длиной 7,5 метра и высотой 5,5 метра расположен на третьем этаже павильона: он словно парит в пространстве 13,5-метровой высоты. Отдельная часть экспозиции павильона отведена под представительства российских технологических корпораций, в своей деятельности использующих разные прикладные версии искусственного интеллекта. Здесь можно увидеть экспонаты компаний «Росатом», «Ростех», Russia Creates, холдинга USM и экспонат заявочного комитета – кандидата на проведение в Москве Экспо в 2030м году «Москва Экспо-2030».
Вокруг павильона расположен декоративный водоем, который способствует поддержанию комфортного микроклимата вокруг сооружения, но и служить гигантским зеркалом, отражающим Павильон России.
Эскизы Сергея Чобана
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова
Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона: Константин Петров, Simpateka Entertainment Group
Общая площадь: 3630 кв.м
Этажность: 3
Площадь террас: 151 кв.м
Общая высота: 26,75 м
Общий диаметр здания: 37 м
Диаметр малого купола: 19, 7 м
Высота малого купола: 10,6 м
Диаметр экспозиционного купола: 36,4 м
Высота экспозиционного купола: 14,37 м
Фотографии: Илья Иванов
Чертежи: СПИЧ
Эскизы: Сергей Чобан
На платформе PinWin.ru завершился третий конкурс Цифровой архитектурной графики. В двух номинациях – «Визуализация проекта» и «Архитектурная фантазия» – жюри рассмотрело 121 работу.
В соревновании участвовали как опытные, так и начинающие архитекторы и архитектурные бюро, а также цифровые художники, многие из которых представляют свои работы в арт-институциях. Основная коллизия определения победителей заключалась в том, что, с одной стороны, конкурс графики предполагает в первую очередь оценку художественной формы, с другой – судьям, особенно архитекторам, было сложно абстрагироваться от содержания и качества самих проектов. Вместе с тем, рассматривая проектные рендеры с точки зрения цифрового искусства, не всегда просто выделить в техническом мастерстве владения «софтами», достаточном для стандартной презентации архитектурного проекта, уникальную арт-составляющую.
Помимо качества изображения, жюри исходило из следующих критериев: соответствие выбранного стиля графики задаче, стоявшей перед автором, раскрытие художественными средствами сути проекта, эффекты воздействия визуальной информации, индивидуальный подход к использованию графических инструментов.
Результаты конкурса были объявлены в пространстве LAUFEN SPACE.
В номинации «Архитектурная фантазия» победителем стал Дилшод Шарипов, автор серии на тему колонизации Марса – Mars Industrial. Жюри оценило кинематографичность его инопланетных пейзажей. Как сказал член жюри, архитектор, заместитель начальника управления Архитектурного совета Москвы Сергей Глубокин: «Эта работа позволяет почувствовать вкус песка на зубах».
Победитель номинации "Архитектурная фантазия" Дилшод Шарипов
Дипломами «Специальное упоминание жюри» в этой номинации были отмечены: Оксана Ильина, автор реалистичных и детально проработанных изображений туристического модуля будущей российской орбитальной станции (HORS.FANATASY); Cергей Чащин, создавший убедительные образы «потусторонней» архитектуры («Последнее путешествие»); Андрей Пшеничный, мастерски использовавший световые эффекты и приемы художественной фотографии в серии «Призрачный город»; Татьяна Плахова – за серию «Архитектурные порталы», где границы архитектурных форм приобрели психологическое осмысление.
Призер конкурса ADA3 Оксана Ильина
Вручение диплома Оксане Ильиной. Маргарите Ше (ADA3), член жюри Нина Фролова, Оксана Ильина
Андрей Пшеничный. "Призрачный город"
Призер конкурса ADA3 Татьяна Плахова
«Татьяна Плахова одинаково чутко использует цифровые и традиционные художественные средства, поэтому в ее серии «Архитектурные порталы» рукотворная и «виртуальная» части дополняют и усиливают друг друга. Еще одна яркая сторона ее работ – продуманная теоретическая база, где нашлось место как для архитектурных мыслителей, так и для психологии.
А «Последнее путешествие» Сергея Чащина – масштабное и удивительно не мрачное размышление о конце человеческого пути. За каждым темным коридором открывается простор, каменная кладка сменяется зеленью: это очень оптимистичная версия. Все архитектурные и природные детали проработаны автором с равным чувством и тщательностью, поэтому созданный им мир ощущаешь почти тактильно, кожей», - поделилась мнением о работах призеров член жюри Нина Фролова.
Главный приз в номинации «Визуализация проекта» присужден Тиграну Даниеляну/бюро .KET. Монохромное, минималистичное решение серии изображений, созданных для конкурса на застройку Соловецкого архипелага, по мнению жюри, точно отвечает атмосфере и настроению места.
Карен Билян (бюро .KET), Екатерина Шалина (ADA 3), член жюри Сергей Глубокин, Тигран Даниелян (бюро. KET)
«Подкупило то, что эти визуализации сделаны просто, без особых технических изысков. В некоторых фрагментах даже нарочито небрежно. При этом результат воспринимается цельно и небрежности не привлекают к себе внимания. Тут определенно присутствует умение работать «широкими мазками» и добиваться результата», – аргументировал свою позицию по поводу победившей серии член жюри Андрей Киселев.
«Специальные упоминания жюри» в номинации «Визуализация проекта» достались также 4-м работам.
Лаконизм и точность выбранного инструментария оценили судьи в работе Вадима Койкова «Военный музей в Кронштадте». «Тот самый случай, когда, как по Станиславскому: верю! В двух изображениях – и запахи, и цвет, и звуки, и самое главное – рассказана вся история, считывается, чему посвящен музей», – прокомментировала высокую оценку жюри архитектор, основатель студии архитектуры и дизайна «Анфилада Маро» Мария Романова.
Вадим Койков. Военный музей в Кронштадте
Арсений Леонович (Panacom), Екатерина Шалина (ADA3), член жюри Мария Романова, Богдан Васильев (Panacom)
Свето-теневые контрасты и ощущение предгрозового напряжения, висящего в воздухе, придали остроты черно-белым рендерам Арсения Леоновича – его визуализация «Павильона гастрономических инициатив» также заслужила «Специальное упоминание».
В изображениях «Музея Арктики и Антарктики» Михаила Ситникова судьи оценили и общую романтику образа здания, и стильную графику внутренних пространств и ситуационного плана. В коллажах к конкурсному проекту модернизации «Домов культуры Подмосковья» Агнии Стерлиговой и Planet 9 экспертам понравилась легкость и оправданность использования множества визуальных референсов – от импрессионистов до советского реализма. «Дом культуры – пэтчворк самых разных событий, и стилистика коллажа здесь более, чем уместна», – заметила член жюри Мария Романова.
Специальный приз от партнеров конкурса – LAUFEN – достался Кириллу Соколову, автору «Виллы на холме». Эту работу выделили и члены жюри. По-мнению Денниса Аллена, ракурсы визуализации удачно подчеркивают чистоту архитектурных линий, впечатляюще выполнены отражения в стеклянных поверхностях, а также детали при вечернем освещении. Передано ощущение ультрасовременного и одновременно уютного жилого дома.
Приз зрительских симпатий, как и в прошлом году, завоевал Андрей Пшеничный. Его работа «Призрачный город» привлекла внимание не только жюри, но и посетителей сайта конкурса и победила в онлайн- голосовании.
В целом третий конкурс архитектурной цифровой графики отличился от предыдущих выпусков преобладанием работ философского содержания над «маркетинговыми» имиджами, продемонстрировал качественный рост заявок и разнообразие графических инструментов в выражении архитектурных идей.
Жюри конкурса ArchiDigitalArts 3
ДЕННИС АЛЛЕН – архитектор, архитектурный иллюстратор
АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ – цифровой художник
CЕРГЕЙ ГЛУБОКИН – архитектор, заместитель начальника управления Архитектурного совета Москвы
АНДРЕЙ КИСЕЛЕВ – архитектор, основатель и куратор образовательной программы SYNTHESIS Moscow, специалист по компьютерным технологиям
МАРИЯ РОМАНОВА – архитектор, основатель и руководитель Студии архитектуры и дизайна «Анфилада МАРО»
НИНА ФРОЛОВА – историк искусства, шеф-редактор Archi.ru, заведующая редакцией «Искусство и архитектура» научного издательства «Большая российская энциклопедия»
Организатор конкурса: проект онлайн-конкурсов PINWIN.RU (Группа сайтов 360.ru)
Куратор проекта: Екатерина Шалина
Ключевой партнер: LAUFEN
Информационные партнеры: Archplatforma.ru, Archi.ru, «Проект Россия», Архсовет Москвы, Architime.ru
Страница конкурса на сайте PinWin.ru
https://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=6&knid=196
Фоторепортаж с Церемонии награждения
https://www.facebook.com/media/set/?vanity=pinwin.ru&set=a.3823150467810436
Фото: Василий Буланов
На сайте PinWin.ru проходит Конкурс цифровой архитектурной графики ArchiDigitalArts 3. Дедлайн – 15 мая 2021 года.
Удачная визуализация архитектурного замысла – существенный шаг на пути к его реализации. Цифровые технологии сегодня предлагают массу возможностей для создания имиджей, наглядно и выигрышно представляющих идеи архитекторов. Вместе с тем гиперреалистические «тридэшки» часто выглядят шаблонно, не балуют разнообразием элементов или злоупотребляют спецэффектами, излишне приукрашивающими будущую реальность. Могут ли компьютерные изображения архитектуры быть одновременно правдиво информативными и атмосферными, выражать авторский стиль подачи и раскрывать суть проекта точно найденными художественными способами? Как компьютерная графика стимулирует архитектурное воображение и какие фантазийные образы порождает?
Победитель конкурса ArchiDigitalArts 2 в номинации "Визуализация проекта". Артем Блинов. House D
В рамках проекта ArchiDigitalArts продолжаются поиски ответов на эти вопросы, и на платформе PinWin.ru при поддержке LAUFEN открыт третий конкурс архитектурной графики, выполненной с помощью компьютера. Цель конкурса – способствовать развитию цифровой культуры в архитектурной среде и тематике, предоставить возможность архитекторам и художникам показать свой опыт в этой сфере на популярной профессиональной онлайн-платформе, поддержать талантливых авторов.
Специальное упоминание жюри ArchiDigitalArts 2 в номинации "Визуализация проекта" – Всеволод Беляев. Oslo public space
Предмет конкурса
На конкурс принимаются работы, выполненные в любых компьютерных программах и на любых электронных носителях. Допускаются изображения в смешанной технике – рука + компьютерная обработка.
Номинации конкурса
В конкурсе ArchiDigitalArts 3 две номинации: «Визуализация проекта» и «Архитектурная фантазия».
Количество работ
Участник может представить по ОДНОЙ работе в каждую номинацию. Каждая работа может быть серией до 5 изображений.
Специальный приз LAUFEN ArchiDigitalArts 2. Анастасия Ульянова. Проект "Котельная - Новая базилика".
Победитель конкурса ArchiDigitalArts 2 в номинации "Визуализация проекта". Артем Блинов. House D
Участие
К участию приглашаются архитекторы, художники, визуализаторы, профессионалы и ученики творческих студий и ВУЗов (от 14 лет).
Участие в конкурсе – без вступительного взноса.
Регистрация
Желающие принять участие в конкурсе должны зарегистрироваться на сайте www.PinWin.ru, разместить необходимую информацию и загрузить по одной работе в одну или обе номинации конкурса.
Специальное упоминание жюри ArchiDigitalArts 2 в номинации "Архитектурная фантазия" - Антон Карасов. Дом-Мост
Специальное упоминание жюри ArchiDigitalArts 2 в номинации "Архитектурная фантазия". Артур Скижали-Вейс. Научно-фантастический архитектурный проект «Орбитальное кольцо Земли».
Даты
Прием работ: до 15.05.2021 (23.30 по московскому времени)
Окончание модерации – публикации всех принятых работ на сайте конкурса: до 20.05.2021
Подведение итогов и церемония награждения: место и время будут объявлены дополнительно.
Жюри конкурса ArchiDigitalArts 3
ДЕННИС АЛЛЕН – архитектор, архитектурный иллюстратор
АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ – цифровой художник
CЕРГЕЙ ГЛУБОКИН – архитектор, заместитель начальника управления Архитектурного совета Москвы
МАРИЯ РОМАНОВА – архитектор, основатель и руководитель Студии архитектуры и дизайна «Анфилада МАРО»
НИНА ФРОЛОВА – историк искусства, шеф-редактор Archi.ru, заведующая редакцией «Искусство и архитектура» научного издательства «Большая российская энциклопедия».
Награды
Памятные призы и дипломы
Страница конкурса с условиями: https://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=6&knid=196
Организатор конкурса: проект онлайн-конкурсов PINWIN.RU (Группа сайтов 360.ru)
Ключевой партнер: LAUFEN
Информационные партнеры: Archplatforma.ru, Archi.ru, «Проект Россия», Архсовет Москвы, Architime.ru
В седьмом Международном конкурсе архитектурного рисунка Сергей Чобан выступает не только председателем жюри, но и куратором новой номинации «Рисуя современную архитектуру». Публикуем материалы его лекции, посвященной этой теме.
«Архитектурный рисунок всегда был для меня не только средством коммуникации, но и значимым способом исследования среды современных городов, размышлений на тему того, чем архитектура является сегодня, в эпоху, когда разноплановость ее развития достигла своего апогея. И здесь я, конечно, не могу полностью отделить свою рисовальную практику от работы архитектора: в основе обоих видов деятельности лежат раздумья на одну и ту же тему – как сегодня делать города интересными, как без слепого подражания и копирования создавать мизансцены, по своему качеству и визуальной интриге достойные лучших исторических образцов.
Вынужден констатировать, что, как и подавляющее большинство современных рисовальщиков, я в своих работах гораздо охотнее обращаюсь к романтике руины, романтике старой архитектуры. Основная причина этого хорошо понятна: историческая архитектура радует глаз своей материальностью, очень точно проработанными деталями и – как следствие – способностью красиво, достойно стареть. При этом все мы понимаем, что современной нам архитектуре присуща совершенно иная эстетика. Мы носим другую одежду, мы ездим не на инкрустированных каретах, а на стремительных машинах и еще более стремительных поездах, пользуемся всевозможными гаджетами. И архитектура нашего нынешнего мира с его безумными скоростями стала совершенно иной. Почему же она меньше волнует карандаш и реже вызывает желание рисовать?
Думаю, дело в том, что плотность поверхности современной архитектуры гораздо ниже. Огромному количеству наслоений, характерных для исторических зданий, современная архитектура противопоставляет буквально две-три линии, которые ограничивают, собственно, сам объем здания. Исследовать взаимоотношения двух этих миров мне чрезвычайно интересно. Вот, например, рисунок, который я сделал в прошлом году в Мумбаи, фиксирует в прямом смысле столкновение викторианской постройки с модернистским зданием 1960-х годов, которое врезается в исторический объем.
Я довольно часто использую этот рисунок в своих лекциях в качестве иллюстрации того, чем, собственно, современная постройка отличается от исторической, и того, насколько модернизму присуще стремление к чистоте приема и лаконизму формы. Эта архитектура минималистична и элегантна, и традиция эта прослеживается с 1920-х годов, в частности, с построек русских конструктивистов: прекрасными примерами могут служить, например, ДК имени Зуева на Лесной улице в Москве (арх. Илья Голосов, 1927-1929), или Клуб имени Русакова на Стромынке в Москве (арх. Константин Мельников, 1929).
Если сравнивать эту архитектуру с частотой и плотностью линий, присущих исторической постройке, как рисовальщик ты мгновенно оказываешься один на один с предельно лаконичной поверхностью ее фасадов, не находя каких-либо «зацепок» для интерпретаций и трактовок. Рисуя (и проектируя, кстати, тоже) такую архитектуру, гораздо проще допустить неточность. И еще более сложной натурой в этом смысле является архитектура позднего модернизма, для которой характерно сочетание крупных лаконичных форм и произведений монументального искусства. Развитием такой архитектуры, как известно, занимался весь мир, и особенно активно страны социалистического лагеря. Мне довелось, например, рисовать здание ректората Университета Мехико с фресками Альфаро Сикейроса.
Есть у меня и фантазия на тему квартала, иллюстрирующая сам этот художественно-декоративный подход модернизма к украшению огромных плоскостей. Как известно, после краха Советского союза такая архитектура отошла на задний план, как бы исчезла из поля зрения искусствоведов и тем более широкой общественности, что, на мой взгляд, несправедливо по отношению к ее художественным достоинствам. В Германии отдельные постройки с подобного рода фризами и декоративными панно на фасадах сегодня постепенно оказываются на листе охраны – и мне кажется, движение за сохранение подобных ярких памятников своего времени должно постепенно лишь стать нормой.
Если же продолжить разговор о выразительности модернизма и тех возможностях, которые открываются перед рисовальщиком, когда он оказывается с лучшими образцами этого стиля один на один, то невозможно не упомянуть постройки Оскара Нимейера. Его творчество в свое время стало для меня невероятно интересным предметом для изучения – я специально ездил в Бразилиа для того, чтобы увидеть его здания в реальности и нарисовать их.
И я считаю этот опыт чрезвычайно важным для себя и рекомендую совершить подобную поездку каждому, кто хочет заниматься архитектурой: только увидев эти иконы модернизма вживую, то, как они живут и как стареют, а также соотнеся их масштаб со своим, можно понять язык современной нам архитектуры. Скажем, Кафедральный собор Бразилиа – снаружи это здание, которое практически не воспринимается как сакральное, в том числе и за счет своей предельно лаконичной формы, образованной несколькими простыми линиями, но изнутри гигантское пронизанное светом пространство полностью захватывает тебя.
Или, например, здание Национального конгресса. В нем, строго говоря, нет ни одной детали, за которую глаз мог бы зацепиться, это архитектура чистых форм, которые найдены настолько звеняще точно, что кажутся инопланетными. Мне во время той поездки посчастливилось встретиться с Оскаром Нимейером, и он сказал, что его архитектура – как «гряда гор Копакабаны» – плавная линия подъемов и спусков, которая была видна из эркера его ателье в Рио.
Посмотрите на его постройки – все действительно так и есть: сочетание крупных скульптурных объемов в здании парламента или колоннада в виде мягкой параболы в Президентском дворце Алворада – это торжество формы, лишенной каких-либо деталей. И такое же ощущение оставляет музей в Нитерое – мой рисунок этого здания, кстати, в свое время был использован в качестве иллюстрации неземного пейзажа на выставке работ Кена Адама.
К слову, архитектурный язык Нимейера за кратчайший период строительства центра Бразилиа придумал и «напел» мелодии практически всех архитектурных шлягеров с криволинейными разнообразными объемами, которые активно применяются до сегодняшнего дня. Посмотрите на формы современных небоскребов и столь популярных сегодня музеев современного искусства, обзавестись которым считает своим долгом каждый более-менее состоятельный город.
Модернизм оставил нам колоссальное по своим масштабам наследство, и, увы, в массе своей оно очень редко вызывает желание рисовать, искать интересные ракурсы, делиться такой «картинкой города». Одно из известных мне исключений – французский город Гавр. Как известно, он очень сильно пострадал от бомбардировок в ходе Второй мировой войны, и в послевоенные годы центральная часть этого города была заново застроена по проекту архитектора Огюста Перре. Одним из символов Гавра стал концертный зал «Вулкан» Оскара Нимейера. Это здание организовано в соответствии с излюбленным приемом этого архитектора, когда на главной площади спускаешься вниз, как бы вглубь пространства, и оказываешься в каком-то своем, абсолютно, изолированном со всех сторон мире, и из этого мира вырастают, казалось бы, совершенно лишенные и масштаба, и детали формы, завораживающие своей мощью. К слову, в 2005 году ЮНЕСКО внесла центр города Гавр в список Всемирного наследия за «инновационное использование возможностей бетона». Это один из редких современных объектов Всемирного наследия в Европе, которых со временем, я надеюсь, все-таки станет больше.
Центральное место среди тем, которые занимают меня как рисовальщика, отведено так называемым иконам или доминантам – зданиям, которые безусловно выделяются на фоне своего окружения. Как правило, это здания-скульптуры, подчеркнутая индивидуальность форм которых служит выражением и прямым следствием тех уникальных функций, которые они выполняют в структуре города. И если в прошлые века роль таких объектов играли, как правило, храмы или главные административные здания (например, ратуши или королевские дворцы), то сегодня типология икон сместилась в сторону штаб-квартир корпораций и, конечно, объектов культуры, в первую очередь, музеев, в том числе музеев современного искусства, здания которых зачастую многократно более выразительны и сложны, чем показываемые в них экспозиции. Конечно, хрестоматийный пример, которые сразу приходит в голову – это музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери. В прошлом году я специально съездил в Бильбао, чтобы посмотреть, каким стал музей спустя 20 с лишним лет после открытия. Конечно, я не только посмотрел, но и нарисовал это знаменитое здание – вместе со стоящей перед ним скульптурой работы Луиз Буржуа оно исполняет своего рода танец формы, конечно, абсолютно лишенный какой-либо привычной детальности.
Еще одно здание Гери – и тоже связанное с темой танца, даже больше связанное, чем музей в Бильбао, – это «Танцующий дом» в Праге, который изначально проектировался как офисное здание, но в итоге стал отелем. Обращенный к набережной Влтавы, этот дом решен в виде двух цилиндров, один из которых выполнен из бетона и расширяется кверху, а второй полностью остеклен и расширяется, наоборот, книзу, напоминая развевающуюся на ветру юбку. «Танцующий» фасад собран из 99 заранее изготовленных бетонных панелей, каждая из которых имеет индивидуальную форму. Любопытно, что в течение нескольких лет после окончания строительства здание подвергалось сверхрезкой критике со стороны пражской общественности, считавшей, что оно «своим нетрезвым видом» оскорбляет город и особенно близлежащие особняки. И хотя со временем здание было признано одним из символов Праги, я, признаться, по-прежнему считаю его спорным. Оно, конечно, поражает своей формой, но за счет своей, очень измельченной и все же слишком простой детали, одновременно создает ощущение какого-то досадного подобия, которое, проигрывает историческому окружению.
И в этом смысле совершенно другой результат может быть достигнут, если здание в каждой своей детали абсолютно противоречит историческому окружению – от формы и постановки в пространстве до дверной ручки. Одним из таких примеров для меня является здание Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (архитекторы Ренцо Пиано и Ричард Роджерс, 1977) в Париже. Как известно, революционность проекта состояла в идее вынести на фасады здания все инженерные коммуникации – от эскалаторов и лифтов до вентиляционных и водопроводных труб. Таким образом архитекторы не только высвободили абсолютный максимум площадей для экспонирования искусства, но и демонстративно отказались от идеи музея как закрытого «ящика с драгоценностями». Здание, фасады которого представляют собой хитросплетение труб, коробов и конструкций разной толщины, вызывающе остро контрастирует с историческим окружением, громко заявляя о себе как о подчеркнуто современном и независимом – в точности как искусство, которое экспонируется в его стенах.
Совершенно иначе Ренцо Пиано трактовал здание научного центра НЕМО в Амстердаме, где многодельности исторической среды противопоставлена абсолютно монолитная форма. Рисовать подобные сюжеты чрезвычайно интересно, поскольку в подобном контрастном сочетании истории и современности, на мой взгляд, как в капле воды отражается вся полемичность современной архитектуры.
Хорошо известен такой сюжет и Вечному городу Риму – здание MAXXI Захи Хадид, которая трактовала его как нескольких сильно вытянутых в плане объемов, вольно переплетающихся между собой. При этом со стороны улицы Гвидо Рени, на которой расположен этот музей, был сохранен исторический фасад казармы: о пластичности и текучести современных бетонных форм можно догадаться, лишь войдя в ворота музея: над двором нависает эффектная консоль, в остекленном торце которой отражается «традиционный» Рим.
И, конечно, с точки зрения современной архитектуры, которую можно познать с помощью рисунка, очень интересными являются мегаполисы Азии и Ближнего Востока, которые избрали для себя максимально далекий от идеалов европейского градостроительства путь развития. Эти города создают пространства принципиально другого масштаба, они воздействуют на человека мегаструктурами – будь то здания, транспортные развязки, масштабные конструкции неоновой рекламы. Это такие натюрморты из объектов, где свет, форма, плоскость играют огромную роль, и гораздо меньшую роль играют детали. Пытаясь прочувствовать и постичь эти пространства рукой, я одновременно ищу техники, которые наилучшим образом передают их характер и образ.
И если в европейских городах я работаю, в основном, карандашом или пастелью, то для парящих форм Нимейера идеальной оказалась тушь Sennelier Gris, обладающая насыщенным цветом, но с помощью воды умеющая становиться практически прозрачной и за счет этого идеально передающей ощущение невесомости модернистских построек, а для изображения рекламных билбордов и LED-экранов, ставших неотъемлемой частью имиджа улиц и высотных зданий многих мегаполисов, лучше всего подошли неоновые фломастеры.
Рисовать современную архитектуру – на мой взгляд, необходимо, ибо нет более удобного и верного способа понять то, как она устроена и по каким законам развивается. Да, исторические памятники и многочисленные фоновые постройки старинных городов приятнее для глаза и благодатнее для изображения в скетчбуке, однако изучения законов гармонии прошлого недостаточно без осознания законов гармонии настоящего. Как историческая и современная архитектура взаимодействуют между собой? Сегодня примеры этого взаимодействия лежат преимущественно в сфере острых контрастов. Должно ли быть только так? Честно говоря, я убежден, что такие союзы могут быть мягче и гармоничнее. «Мы живем в эпоху исчезнувшей изобразительности архитектуры. Ее изобразительность исчезла вместе с ордером, украшениями, рельефом, орнаментом. На вершине ее поселились вызов и радикальный диалог, тогда как окраины заняла безликая, прагматичная и лишенная красоты (забытое слово в отношении архитектуры!) форма минимализма». Это цитата из моей книги «30:70. Архитектура как баланс сил», написанной мной в соавторстве с искусствоведом Владимиром Седовым. Книга посвящена как раз тому, в каком направлении может развиваться современная нам архитектура, прежде всего фоновая, на которую приходится основной объем реализуемой сегодня жилой и офисной застройки, для того, чтобы служить визуально насыщенным и гармоничным окружением отдельных выдающихся зданий, воплощающих технические и художественные достижения своей эпохи. И выводы, к которым я прихожу в этом исследовании, мне, безусловно, помогло сделать рисование – исследуя город с помощью карандаша и бумаги, я не только лучше понимаю характер и законы формирования современной нам градостроительной среды, но и ищу для него те или иные решения, которые затем реализую как архитектор – как я надеюсь, на пути к гармоничному и комфортному городу, уже не нарисованному, а реальному».
В новую номинацию «АрхиГрафики 7» – «Рисуя современную архитектуру» – было заявлено около 100 работ. Рисунки, принятые на конкурс, демонстрируют впечатляющее разнообразие художественных техник и приемов. Среди изображенных объектов есть как широко известные архитектурные «хиты», так и здания, знакомые в основном их пользователям и узким специалистам. Оргкомитет конкурса «АрхиГрафика» решил не объявлять выбор финалистов (шорт-листы) до окончания периода самоизоляции в Москве, пока нет возможности приступить к подготовке второго - офлайн - тура соревнования. Как только она появится, прояснится и дальнейшее расписание конкурсных мероприятий. Сейчас приглашаем всех поддержать участников конкурса комментариями и голосами на сайте конкурса competitions.archplatforma.ru
Материал подготовили: Анна Мартовицкая, Екатерина Шалина
Лонг-листы Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 7» и специальная номинация от INGRAD.
M Shunmuga Priyaa. Фрагмент башни храма Meenakshi Amman Temple в Мадурайе (Индия). Бумага, тушь, перо, 21,7 x 29 cм, 2020
На сайте Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», на страницах номинаций, в разделах лонг-листов опубликованы работы, выделенные одним или несколькими членами жюри из общего числа заявок. Спектр предпочтений судей, как это нередко бывает на этом этапе конкурса, оказался весьма обширным, поэтому в лонг-листы попала примерно треть работ. Всего на седьмой смотр их было принято 545 (отдельных листов и серий) от 401 автора. Это рекорд конкурса.
Юлиана Смирнова. Жилой комплекс. The Interlace в Сингапуре от OMA и Ole Scheeren. Бумага, линеры, маркеры, 42 x 59,4 см, 2020
В географии участия появились такие новые точки, как Бельгия, Малазия, Пакистан, Сингапур, Аргентина. Активный отклик получила новая номинация «Рисуя современную архитектуру», инициированная председателем жюри Сергеем Чобаном. Среди 100 рисунков, заявленных в нее, можно встретить изображения широко известных зданий от мэтров архитектуры: Музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери, Центр Гейдара Алиева в Баку Захи Хадид, Город искусств и наук в Валенсии Сантъяго Калатравы, и в то же время объекты, менее узнаваемые, но не менее достойные внимания художников.
Юрий Мазуркин. Свободно растущие здания. Бумага, карандаш, маркеры, файнлайнеры, 20,7 x 29,7 см, 2019-2020
Еще одним важным событием «АрхиГрафики 7» стал специальный конкурс «Рисуя город», организованный среди авторов, работы которых вошли в лонг-листы номинаций «Рисунок с натуры» и «Рисуя современную архитектуру», новым стратегическим партнером смотра – девелоперской группой компаний INGRAD. Его финалистов планируется наградить в рамках Церемонии подведения итогов «АрхиГрафики 7» на Международной выставке архитектуры и дизайна АРХМосква 2020.
На сайте конкурса продолжается народное голосование за призы зрительских симпатий.
Екатерина Старшинова. Бумага, акварельный маркер, цветной карандаш, 42 х 29,7 см, 2020
Жюри «АрхиГрафики 7»:
Cергей Чобан – архитектор, председатель Жюри конкурса «АрхиГрафика», основатель Фонда архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, руководящий партнер бюро SPEECH (Россия, Москва) и Tchoban Voss Architekten (Германия, Берлин)
Cергей Кузнецов – главный архитектор Москвы
Максим Атаянц – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Максима Атаянца» (Россия, Санкт-Петербург)
Ева-Мария Баркхофен – директор Художественно-исторического архива Академии художеств Берлина
Юрген Херман Майер – архитектор, директор архитектурного бюро J. MAYER H. (Берлин)
Михил Ридайк – архитектор, партнер бюро Neutelings Riedijk Architects (Роттердам)
Михаил Филиппов – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Михаила Филиппова» (Россия, Москва)
Андрей Чернихов – архитектор, основатель «Студии Архитектуры и Дизайна Андрея Чернихова»
Cергей Эстрин – архитектор, основатель и руководитель «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина»
Организатор конкурса: Группа сайтов 360.ru
Стратегические партнеры конкурса: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, девелоперская группа компаний INGRAD.
Программные партнеры конкурса: Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Партнер номинации «Рисунок к проекту»: LAUFEN (компания Roca Group)
Куратор проекта «АрхиГрафика»: Екатерина Шалина
Контакт Оргкомитета: archigraphicarts@gmail.com
Информационные партнеры: Archi.ru; Архсовет Москвы, Architime.ru, arch: speech, ПРОЕКТ БAЛТИЯ, ПРОЕКТ РОССИЯ
Интернет-площадка конкурса: competitions.archplatforma.ru
ARCHITIME design group — Григорий и Мария Малицкие — запатентовала технологию динамической стены из кирпича.
Технология танцующей стены представлена в виде инсталляции и впервые была показана на архитектурном фестивале BIF в Москве. Перед архитекторами стояла задача завязать воедино тему года Театра в РФ и тему «Любви», доставшуюся авторам по жеребьевке на подготовке к фестивалю. Именно поэтому на инсталляции появилось красное сердце, разработанное и нанесенное московским стрит-арт художником Алексеем Кио. Движение стены сопровождается звуком биения сердца, а приложив к ней руку, можно не только услышать, но и почувствовать стук сердца.
Арт-объект получил название «Театр одной стены» или «Реющая стена» благодаря пластике движения, напоминающей развивающийся флаг. Сразу после фестиваля арт-объект был установлен в транспортном хабе Сколково, став центром притяжения футуристичного пространства Орбиона.
Как это устроено. Кирпичи нанизаны на вращающиеся стрежни под специально рассчитанным углом. При вращении создается сложная динамическая пластика стены и плавно появляется изображение. Весит инсталляция более тонны за счет использования настоящего кирпича. Несмотря на внушительный вес, энергопотребление сведено к минимуму. Арт-объект может работать от солнечной батареи. Конструкция, разработанная ARCHITIME design group, рассчитана таким образом, что в движение ее приводит электропривод, аналогичный по мощности приводу стеклоподъемника обычного автомобиля. Технология запатентована авторами.
К концу 2020 года в результате реновации Торжковского рынка по концепции архитектурного бюро RHIZOME Петербург увидит новое общественное пространство, насыщенное всеми атрибутами современного досуга.
К концу 2020 года в результате реновации Торжковского рынка Петербург увидит новое общественное пространство, насыщенное всеми атрибутами современного досуга: фермерским маркетом, фудхоллом, событийной площадкой и музеем. Инициаторами реновации выступили ООО «Приморский сельскохозяйственный рынок», управляющее рынком с 1999 года, и компания «Агора. Гастроурбанистика». За архитектурную составляющую проекта отвечает петербургское бюро RHIZOME – авторы отелей сети «Точка на карте», магазинов книжной сети «Республика*» и бистро «Футура».
Здание Торжковского рынка было построено в 1978 году по проекту института Ленгипроторг и получило высокую оценку профессионального сообщества. Виктор Белов, председатель заседания архитектурно-технического совета от 30 сентября 1960 года, охарактеризовал работу в терминах «лаконичная, в простых формах, интересная», а его коллега Сергей Сперанский отметил ее как «образцовую и очень интересную по своей архитектурной выразительности». Каноничный для архитектуры советского модернизма рынок выделяется своей трехчастной структурой, сформированной пологими оболочками покрытия – узнаваемого абриса здания.
Концепция реновации Торжковского рынка, предложенная архитектурным бюро RHIZOME, деликатно переосмысляет наследие эпохи модернизма, адаптируя его к современным запросам. Основываясь на оригинальной документации 1970-х годов, проект предполагает реставрацию фасада с сохранением характерного ритмического рисунка, избавление здания от поздних наслоений и обновление входных групп.
Одна из магистральных идей проекта – превращение рынка в общественное пространство – реализуется уже перед входом в здание, на линейной торговой площади, предназначенной для летних ярмарок, концертов и беззаботного отдыха.
Поставленной задаче также соответствует решение внутреннего пространства, отходящего от монофункции рынка и открывающегося для различных сценариев использования. В интерьере задействованы нейтральные поверхности, сохраняющие свои естественные цвета и фактуры, а также создающие выигрышный фон для яркого наполнения торговых рядов.
Многогранность пространственных переживаний и создание дополнительных площадей достигаются за счет использования двухуровневых павильонов, формирующих видовую перспективу с террасы второго этажа. Остекленный фасад, вдоль которого также расположены посадочные места, связывает внутреннее пространство с городской средой, разворачивая перед прохожими картину повседневной жизни рынка.
До 15 марта 2020 года продлен прием работ на Международный конкурс архитектурного рисунка
Группа сайтов 360.ru, Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов приглашают архитекторов и художников, рисующих архитектуру, принять участие в Международном конкурсе архитектурного рисунка «АрхиГрафика 7».
Участники могут заявить по одной работе (1 лист или серия до 5 листов) в каждую из четырех номинаций:
Рисунок с натуры;
Архитектурная фантазия;
Рисунок к проекту;
Рисуя современную архитектуру.
На конкурс принимаются рисунки архитектурной тематики, выполненные от руки. Для участия (без вступительного взноса) необходимо загрузить качественно оцифрованные произведения на сайт сompetitions.archplatforma.ru.
Работы, прошедшие модерацию, будут оцениваться международным жюри. Конкурс проводится в два этапа.
Первый этап проходит в онлайн-формате: после публикации на сайте всех заявок, прошедших модерацию, жюри рассматривает материалы, загруженные участниками в электронном виде на сайт конкурса. Каждый член жюри отмечает и одновременно оценивает по 10-бальной шкале от 6 до 15 (в зависимости от общего числа заявок) лучших, по его мнению, работ. Из работ, отмеченных хотя бы одним членом жюри, формируется лонг-лист. Около 40 работ, набравших наибольшее число баллов, проходят во второй этап, и авторы получают приглашение прислать оригиналы или, в исключительных случаях, репродукции рисунков на просмотр Жюри. Во втором этапе Жюри рассматривает оригиналы рисунков и определяет призеров в каждой номинации.
Премьера «АрхиГрафики 7» – номинация «Рисуя современную архитектуру» под кураторством Председателя Жюри Сергея Чобана. О предпосылках ее появления он говорит:
«Чаще всего, как показывает конкурс «АрхиГрафика», мы рисуем не то, что проектируем. И проектируем не тем языком, каким рисуем. Интересно понять: это скорее неуверенность, нежелание искать новые средства, чтобы рисовать новую архитектуру, или современная архитектура – такой феномен, который нуждается в других средствах изображения, например, цифровых? Новая специальная номинация конкурса «АрхиГрафика» призвана воодушевить архитекторов и художников, изображающих архитектуру, уделить внимание сооружениям XX-XXI веков и передать в многообразных формах ручной графики свои наблюдения и впечатления от них».
Прием заявок продлен до 15 марта 2020 (23:00 по московскому времени). Рассмотрение, модерация и публикация отобранных заявок – до 20 марта 2020 года.
Победителям номинаций будут вручены дипломы и ценные призы от организаторов и партнеров проекта. Приз для победителя в спецноминации «Рисуя современную архитектуру» предоставляется Фондом Сергея Чобана – Музей архитектуры в Берлине. В любой из номинаций может быть вручен специальный приз от главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Более подробная информация – на сайте конкурса, в разделах «Условия» на странице каждой из номинаций. Оргкомитет рассматривает возможность проведения выставки по итогам конкурса.
Просьба внимательно изучить условия перед загрузкой работ!
Интернет-площадка конкурса: competitions.archplatforma.ru
Жюри конкурса:
Cергей Чобан – архитектор, председатель Жюри конкурса «АрхиГрафика», основатель Фонда архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, руководящий партнер бюро SPEECH (Россия, Москва) и Tchoban Voss (Германия, Берлин)
Cергей Кузнецов – главный архитектор Москвы
Максим Атаянц – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Максима Атаянца» (Россия, Санкт-Петербург)
Ева-Мария Баркхофен – директор Художественно-исторического архива Академии художеств Берлина
Юрген Херман Майер - архитектор, директор архитектурного бюро J. MAYER H. (Берлин)
Михил Ридайк – архитектор, партнер бюро Neutelings Riedijk Architects (Роттердам)
Михаил Филиппов – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Михаила Филиппова» (Россия, Москва)
Андрей Чернихов – архитектор, основатель «Студии Архитектуры и Дизайна Андрея Чернихова»
Cергей Эстрин – архитектор, основатель и руководитель «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина»
Организатор конкурса: Группа сайтов 360.ru
Стратегические партнеры конкурса: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Программные партнеры конкурса: Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Партнер номинации «Рисунок к проекту»: LAUFEN (компания Roca Group)
Куратор проекта «АрхиГрафика»: Екатерина Шалина
Контакт Оргкомитета: archigraphic@archplatforma.ru
Информационные партнеры: Archi.ru; Архсовет Москвы, Architime.ru, arch: speech, ПРОЕКТ БAЛТИЯ, ПРОЕКТ РОССИЯ
2 декабря в выставочном пространстве LAUFEN архитектор Максим Атаянц прочтет лекцию в рамках Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 7».
Зачем архитектору сегодня рисовать руками? Ответ на этот вопрос отнюдь не очевиден. Традиционно считалось, что архитектор должен рисовать, чтобы делать подачи, презентации своих проектов. Но в век цифровых технологий этот процесс легко делегировать другому исполнителю, а потом и компьютеру. «Но ни один компьютер или фотоаппарат не заменит рисунок как одно из мощнейших средств познания того, что уже было сделано в архитектуре», – уверен Максим Атаянц, мастер современной классики, художник, знаток античности и постоянный член жюри конкурса «АрхиГрафика».
В рамках седьмого сезона Международного конкурса архитектурного рисунка он выступит с лекцией о задачах, аспектах и преимуществах классического рисования. Ответит на вопросы: что, как и зачем имеет смысл рисовать в наше время архитектору, проиллюстрирует свою позицию в том числе своими новыми зарисовками уцелевших античных памятников в Пальмире, сделанными в недавнем путешествии под эгидой Эрмитажа. Речь пойдет и о «прикладной» стороне архитектурной графики, о том, где в процессе работы над проектом может и должно остаться место для слаженной работы глаза, руки и разума и ее воплощении на бумаге.
2.12.2019, 19:00
Выставочное пространство LAUFEN
2-ая Хуторская улица, 38 А, стр. 14, 4 эт.
Участие в мероприятии бесплатное, необходима регистрация по ссылке:
https://laufen.timepad.ru/event/1123303/
Мультимедийная выставка живописи и графики в Парке «Зарядье» предлагает взглянуть на популярные центры мира глазами четырех известных художников.
Участники: Альваро Кастаньет, Сергей Кузнецов, Сергей Чобан, Томас Шаллер
Куратор проекта: Екатерина Шалина
Дизайн экспозиции: Planet 9
Мультимедийная экспозиция: Центр Цифрового Искусства (ЦЦИ) ARTPLAY Media, куратор: Яша Мохначева-Яворская, дизайнер: Александр Кныш
За несколько минут переместиться с тихой набережной Тибра на стремительно летящий Кутузовский проспект, зарядиться энергией сегодняшнего Манхэттена и увидеть Уферштрассе будущего…Необычная выставка живописи и графики в Медиацентре Парка «Зарядье» предлагает взглянуть на популярные центры мира глазами четырех художников, увлеченных изображением городов.
Сергей Кузнецов. Вид на ММДЦ «Москва-Сити», Кутузовский проспект, Москва. Бумага, акварель, 2019
В проекте участвуют признанные мастера городского пейзажа и архитектурного рисунка – акварелисты Альваро Кастаньет из Уругвая и Томас Шаллер из США, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, архитектор и график Сергей Чобан, работающий в России и Германии. Все они стремятся не столько к достоверному воспроизведению реальности, сколько к передаче своих ощущений и впечатлений от городской среды. Развивая давние традиции и техники, они вместе с тем находят новые художественные приемы для авторских высказываний о духе места и времени.
Сергей Чобан. Берлин. Возможное развитие улицы Уферштрассе. Бумага, тушь, акварель, 2019
Выставка разместится на двух уровнях Медиацентра – в медиахолле и выставочном зале. Первая часть экспозиции представляет произведения участников в цифровой анимации, выполненной одной из ведущих российских компаний по созданию выставочного мультимедиа контента – Центром Цифрового Искусства (ЦЦИ) ARTPLAY Media. Для этого раздела каждый автор выбрал город, который хорошо знает и любит: Сергей Кузнецов – Москву, Сергей Чобан – Берлин, Томас Шаллер – Рим, Альваро Кастаньет – Нью-Йорк. Видео, растворяющее границы между реальностью и изображением, погрузит зрителей в пространство картин и рисунков, позволит прочувствовать атмосферу четырех притягательных мегаполисов.
Альваро Кастаньет. Cан Франциско – 5 PM. Бумага, акварель, 2019
В выставочном зале можно будет увидеть оригиналы работ, задействованных в анимации, а также другие произведения, созданные авторами в путешествиях по разным странам. Получая буквальное воплощение в многоканальном видео, название выставки многогранно раскрывается и в 4-х персональных экспозициях, спроектированных архитектурным бюро Planet 9. В тонкой и точной графике Сергея Чобана отражена идея движения городов во времени – через обновление урбанистической ткани, прорастание нового сквозь старое. Эффект динамики – основа артистичных композиций Альваро Кастаньета, построенных на балансе четких и размытых очертаний, и существенный элемент акварелей Сергея Кузнецова, легкой кистью передающего архитектуру, потоки людей и машин в вибрациях воздушной среды. Ощущением движения, в частности, благодаря искусной светотеневой «режиссуре», пронизаны и все пейзажи Томаса Шаллера.
Томас У. Шаллер. Дождь на Кампо, Рим. Бумага, акварель, 2017
Выставка «Города в движении» – синтез рукотворного и цифрового искусства – приглашает совершить виртуальную прогулку по самым красивым городам мира и с новых ракурсов оценить обаяние и разнообразие ее отправной точки – Москвы.
Выставка 38 финалистов, 3 победителя и свыше 20 специальных призов, дипломов и особых упоминаний – закономерный результат Международного конкурса архитектурного рисунка, в котором соревновалось более 400 работ.
4 октября в пространстве арт-студии Catacomba (Малый Власьевский 5, стр.2) на открытии выставки «АрхиГрафика: от избы до небоскреба» были объявлены победители и лауреаты Шестого международного конкурса архитектурного рисунка. Члены судейской команды – архитекторы Сергей Чобан (председатель жюри), Андрей Чернихов, Михаил Филиппов, Михаил Белов, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева, представители партнера конкурса LAUFEN – директор по PR и маркетинговым коммуникациям Кира Полянина и директор по развитию направления умной сантехники Михаил Чижов, а также куратор проекта Екатерина Шалина вручили дипломы призерам в разных категориях. Публикуем список лауреатов с комментариями к оценкам работ.
Победители в номинациях
Приз от организаторов конкурса, Группы сайтов 360.ru – 50 000 р.
Рисунок с натуры
Алексей Ильин (Москва). Гран-Плас, Брюссель. Бумага, акварель, черный уголь, пастель, китайская кисть. 2019
В этот раз жюри практически единогласно решило поощрить свободную, ярко выраженную индивидуальную манеру рисования архитектуры.
Архитектурная фантазия
Сергей Демков (Иркутск). Апофеоз. Будущее? Бумага, графитный карандаш. 2019
Победу присудили рисунку, выразившему многое минимумом изобразительных средств.
Рисунок к проекту
Сара Дилэнчи (Sarah Delanchy, Дублин). Центр конвенций в Чикаго-Луп. Бумага, тушь, перо. 2017
Серию рисунков к проекту ирландки Сары Дилэнчи жюри оценило за точную графику и исследовательский подход. Методом отрисовки вручную автор изучила район проектирования, внутриквартальные связи и «гений места» и учла все это в проекте нового здания.
Москва. XXI век
Звание «Победитель» не присуждено
К сожалению, жюри не выявило большинством голосов работу, раскрывающую тему в равной степени убедительно по содержанию и исполнению.
Специальное упоминание Жюри.
Почетный диплом вручается работам, высоко оцененным большинством членов жюри и рассматривавшимся среди претендентов на победу.
Рисунок с натуры
Марина Богомазова (Москва). Фарерские острова. Бумага, ручка, пастель. 2019
В серии рисунков удачно выражено сочетание величественной природы и незатейливой, не нарушающей ее гармонию архитектуры.
Элеонора Миль (Санкт-Петербург). Арки и своды. Бумага, карандаш, уголь. 2018
Работы выделяются тщательнейшей проработкой фактур древних стен, оставляющей при этом ощущение живой архитектурной среды и непосредственного авторского впечатления.
Андрей Царев (Владивосток). Старый Владивосток. Бумага, китайская тушь, перо, цветные карандаши. 2016
Серия оценена как виртуозно исполненное исследование фасадов малоизвестных старинных зданий. Совмещая на одном листе разные ракурсы и детали разных фасадов, автор, с одной стороны, создает оригинальную графическую композицию, с другой, предоставляет объемную информацию об объекте.
Архитектурная фантазия
Давид Сухиашвили (Москва). Примитивные конструкты. Бумага, тушь. 2004
«Специальное упоминание жюри» вручено за качественное и остроумное развитие традиций «бумажной архитектуры».
Артем Сухоплюев (Ижевск). Многоэтажные ценности. Бумага, карандаш, чернила, графический планшет. 2019
Жюри не оставило равнодушным критическое высказывание автора на тему актуального историко-культурного состояния России, завуалированное в ироничной и тонкой графике.
Рисунок к проекту
Олег Манов (Санкт-Петербург). Автоматическая механизированная парковка. Белый крафт, карандаш H, линер 0,1, фломастеры COPIC 2019
В данном случае высокой оценки удостоился союз уверенной графики и смелой архитектурной мысли.
Москва. XXI век
Александр Журавлев (Москва). Москва будущего. Бумага, акварель. 2019
Эта серия фантазий на тему Москвы будущего привлекла внимание жюри выдержанной ретрофутуристической эстетикой, поданной на высоком художественном уровне.
Специальные призы от членов Жюри и организаций, которые они представляют.
Специальный приз Фонда Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка в номинации «Архитектурная фантазия»
Приз — поездка на одну из выставок Музея архитектурного рисунка в Берлине.
Владимир Баласанян (Санкт-Петербург). Архискульптура. Бумага, акварель, тушь. 2018
Владимир Баласанян регулярно участвует в «АрхиГрафике», и у постоянных членов жюри была возможность следить за его творческим развитием. Поворот к лаконичности изобразительных средств в совокупности с монументальностью форм заслужил высокую оценку председателя жюри Сергея Чобана и специальный приз его Фонда.
Специальный приз Сергея Кузнецова
В связи с тем, что в номинации «Москва. XXI век» победитель не был выявлен, призовой фонд (50 000 р.) от главного архитектора Москвы был распределен между авторами отмеченных им работ из других номинаций.
Марина Богомазова (Москва). Фарерские острова. Бумага, ручка, пастель. 2019
Отмечена своеобразная авторская манера изображения архитектуры и природы.
Евгений Ширчков (Саранск). Серия «Пар». Бумага, акварель, гелевая ручка. 2019
Отмечено умение видеть и показывать романтику повседневности, погружать зрителя в медитативное разглядывание теплотрасс, панельных пятиэтажек, старых гаражей.
Специальный приз Михаила Филиппова
Приз – подлинный рисунок И.В. Жолтовского
Екатерина Кохташвили (Москва). Реконструкция балкарского села Кюнлюм. Бумага, линеры и маркеры. 2018, 2019.
Мастер современной классики Михаил Филиппов отметил в этой серии следование традициям научного, аналитического архитектурного рисования. В свое время его культивировали Эммануил Бернштейн и Иван Жолтовский, исследовавшие архитектуру того же региона, примечательную элементами протоордера.
Специальные призы Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова
Коллекционные принты на металле с графическими композициями Якова Чернихова.
Их обладателями по решению руководителя Фонда, члена жюри Андрея Чернихова, стали авторы, в чьих работах ярко проявлены качества, которые Фонд поддерживает и приветствует в произведениях искусства: мастерство, новаторство, остроумие, убедительная «замена слова графикой».
Владимир Баласанян (Санкт-Петербург). Архискульптура. Бумага, акварель, тушь. 2018
Олег Манов (Санкт-Петербург). Автоматическая механизированная парковка. Белый крафт, карандаш H, линер 0,1, фломастеры COPIC. 2019
Артем Сухоплюев (Санкт-Петербург). Многоэтажные ценности. Бумага, карандаш, чернила, графический планшет. 2019
Андрей Царев (Владивосток). Старый Владивосток. Бумага, китайская тушь, перо, цветные карандаши. 2016
Специальные дипломы Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Директор музея Елизавета Лихачева вручила дипломы Музея архитектуры с формулировкой «За особое понимание неразрывной взаимосвязи графического искусства и искусства архитектуры» авторам трех работ.
Михаил Федоров (Санкт-Петербург). Каньон. Бумага, карандаш, тушь. 2019
Отмечен, в частности, кинематографический подход к построению композиции.
Инна Дианова-Клокова (Москва). Зарисовки путешественника. Хорватия. Трогир. Фрагмент портала городского собора. Бумага, акварель. 2015
Удостоена награды за любовь к истории архитектуры, изящно выраженную в акварели.
Михаил Микадзе, Оят Шукуров (Москва). Вилла Бакуриани. Архитектура и интерьер. Бумага, карандаш, тушь, перо. 2018
Удачно найденное соответствие способа работы с линиями и штрихами предполагаемым материалам строительства, и как следствие – выразительный графический и архитектурный образ.
Cпециальный приз LAUFEN
Юлия Десятникова (Санкт-Петербург). Ресторан LOKKI на берегу Ладожского озера. Бумага, акварель, белая темпера, линер, маркер. 2017
Работа оценена не только за стильную подачу фасадов и интерьеров, но и за деликатную интеграцию в ландшафт, визуальную проницаемость для природного окружения, что созвучно принципам LAUFEN, во главе которых - экологичность.
Победители онлайн-голосования
Рисунок с натуры. Владимир Хахаев (Хабаровск). Уходящая деревянная архитектура Хабаровска. Бумага, акварель. 2018
Архитектурная фантазия. Артур Скижали-Вейс (Москва). Вселенские яйца в Песках времени. Бумага, перо, чернила, цветные карандаши. 2004
Рисунок к проекту. Екатерина Кохташвили (Москва). Реконструкция балкарского села Кюнлюм. Бумага, линеры и маркеры. 2018, 2019
Москва. XXI век. Роман Баянов (Екатеринбург). Движение сплошной среды. Бумага, акварель, структурная паста, карандаш. 2018
Жюри «АрхиГрафики 6»: архитекторы Сергей Чобан (председатель Жюри), Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы), Максим Атаянц, Михаил Белов, Тотан Кузембаев, Алвару Сиза, Михаил Филиппов, Андрей Чернихов, мастер городского пейзажа, акварелист Альваро Кастаньет, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева.
Фоторепортаж с открытия выставки и церемонии награждения победителей выложен здесь
Работы победителей, призеров и всех финалистов конкурса можно увидеть на выставке «АрхиГрафика: от избы до небоскреба», которая проходит до 4 ноября в арт-студии Catacomba по адресу Малый Власьевский, д.5, стр. 2. Время работы: понедельник – пятница с 9.00 до 18.00, суббота-воскресенье с 12.00 до 18.00.
Вход по билетам в арт-студию (общий – 200 р., льготные категории – 100 р.)
Конкурс «АрхиГрафика 6» проходил с 25 декабря 2018 г. по 4 октября 2019 г.
Все работы конкурса можно увидеть на его сайте competitions.archplatforma.ru
Организатор конкурса: портал Archplatforma.ru (Группа сайтов 360.ru, OOO «ИнМедиа»)
Стратегические партнеры конкурса: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Программные партнеры конкурса: Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов, Американское сообщество архитектурных иллюстраторов, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова,
Партнер номинации «Рисунок к проекту»: LAUFEN (компания Roca Group)
Куратор проекта «АрхиГрафика»: Екатерина Шалина
Контакт Оргкомитета: archigraphic@archplatforma.ru
Информационные партнеры: Archi.ru; Архсовет Москвы, Architime.ru,
arch: speech, ПРОЕКТ БAЛТИЯ, ПРОЕКТ РОССИЯ
На 2-м турнире архитектурной графики «Линия мысли», организованном Фондом имени Якова Чернихова, победила творческая династия.
Турнир прошел в рамках 24-ой Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» в ЦВЗ «Манеж». Его название – парафраз заглавия книги выдающегося финского педагога и теоретика архитектуры Юхани Палласмаа «Мыслящая рука», в которой он отмечает: «В напряженном процессе творчества рука часто берет на себя ведущую роль в первых попытках воображения выразить себя… Рука – это не просто пусть верный, но все же пассивный исполнитель воли разума, она обладает своими собственными намерениями, знанием и мастерством».
Тема «Воздвиг я памятник / EXEGI MONUMENTUM…» была объявлена председателем жюри Сергеем Бархиным перед началом мероприятия. Жюри Турнира – театральный художник, сценограф, писатель Сергей Бархин, художник и дизайнер Александр Джикия, график, дизайнер, медиахудожник Кира Матиссен, фотохудожник Лев Мелихов, художник Олег Татаринцев. Вел Турнир историк, культуролог, журналист, телеведущий Алексей Юдин.
В ходе сеансов одновременного рисования за 10 минут на глазах у зрителей создавались графические архитектурные композиции. Процесс графирования отображался на экране зала, таким образом, за ним могли наблюдать зрители и члены жюри. В зале разместился вернисаж участников, пополнявшийся по мере появления новых работ в ходе Турнира.
Приз Турнира – «Серебряный стилос» (дизайн - архитектор Андрей Чернихов) жюри единогласно присудило династии архитекторов Асадовых – Александру, Андрею, Юлии и Никите, рисунки которых составили единую композицию «Воздвиг я памятник…».
Александр Асадов
Андрей Асадов
Юлия Асадова
Никита Асадов
В Турнире приняли участие мэтры архитектуры и дизайна: Андрей Асс, Александр Балабин, Юрий Виссарионов, Александр Коротич, Тотан Кузембаев, Владимир Кузьмин, Даниил Лоренц, Сергей Малахов, Кирилл Маркушин, Илья Мукосей, Владистав Савинкин, Сергей Скуратов, Татьяна Шулика, Николай Шумаков, Сергей Эстрин и др. Общее количество участников – 23 человека.
Тотан Кузембаев
Владимир Кузьмин
Даниил Лоренц
Сергей Скуратов
Влад Савинкин
Сергей Малахов
Александр Балабин
Александр Коротич
Сергей Эстрин
Николай Шумаков
Илья Мукосей
Юрий Виссарионов
По завершении первых трех Турниров, Фонд планирует издать в 2020 году книгу-альбом с работами участников, концептуальными высказываниями авторов и их портретами, выполненными фотохудожником Львом Мелиховым и его коллегами. В том же 2020 году, по соглашению с Музеем архитектуры планируется выставка в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Генеральный партнер Турнира: AVC Charity Foundation.
Программные партнеры: Дирекция фестиваля АРХ Москва, Мастерская архитектуры Андрея Чернихова, Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика», Фотостудия и издательство Льва Мелихова, Государственный музей архитектуры им. Щусева, Vipceramica, СК Stroyfederal, Арт-маркет «Красный карандаш».
Информационные партнеры: журнал «Проект Россия», web-портал Archi.ru.
Фото Татьяны Зубковой
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева поздравили победителей Архитектурной премии Москвы-2019.
1 июля в Москве прошло празднование дня Архитектора и приуроченное к нему подведение итогов Архитектурной премии Москвы-2019. «Мы сделали максимально простую и прозрачную процедуру подачи заявок и выбора финалистов и победителей. С этого года введена заявительная система – на премию может быть представлен любой проект капитального строительства, получивший свидетельство об утверждении АГР (архитектурно-градостроительное решение) в предыдущем году. Жюри, в которое мы пригласили архитекторов, градостроителей, общественных деятелей, представителей СМИ и администрации, и костяк которого составляют члены Архсовета, работало в 2 этапа – на первом отбирало финалистов, на втором – победителей. Новшество, которое мы привнесли в этом году – это формирование номинаций после выбора финалистов. Таким образом, каждый год мы сможем гибко реагировать на появление проектов нового назначения и награждать их в отдельной номинации. Так в этом году, впервые у нас в отдельную категорию были выделены проекты спортивного и культурно-просветительного назначения. Раньше такой номинации не было и, возможно, не будет в следующем году. И, конечно, самое главное, что с прошлого года премия стала премией Москвы, а победителей награждает мэр столицы Сергей Собянин, официальная церемония у которого состоится в ближайшие дни. Признание на уровне города – это большой шаг в оценке значимости профессии и вклада профессионального сообщества в раз-витие Москвы», – отметил Сергей Кузнецов. В этом году в финал премии вышел 21 проект в 4 номинациях.
ПОБЕДИТЕЛИ:
Номинация «ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИЦИНЫ»
БОЛЬНИЦА С РОДИЛЬНЫМ ДОМОМ
пос. Сосенское, п. Коммунарка, ул. Сосенский Стан, вл. 10/1
Архитектор: ООО «ТПО «Резерв»
Заказчик: ООО «МонАрх-УКС»
Номинация «ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЪЕКТА ЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
МНОГОЭТАЖНЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС С ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКОЙ
ЦАО, Якиманка, Донская ул., вл. 14, корп. 1
Архитектор: ООО «Архитектурное бюро Сергея Скуратова»
Заказчик: ООО «СТРОЙПРОЕКТ»
Номинация «ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЪЕКТА СПОРТИВНОГО И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
СЗАО, Покровское-Стрешнево, Тушинская ул., вл. 16
Архитектор: АО «Московский архитектурно-художественный проектный институт имени академика Полянского
Заказчик: Казенное предприятие города Москвы «Большая спортивная арена «Лужники»
ВХОДНАЯ ГРУППА В ЗООПАРК СО СТОРОНЫ СТАНЦИИ МЕТРО «БАРРИКАДНАЯ»
ЦАО, Пресненский, Большая Грузинская ул., вл. 1
Архитектор: ООО «ПТАМ Виссарионова»
Заказчик: КП г. Москвы «Управление гражданского строительства»
Номинация «ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЪЕК-ТА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР «АКАДЕМИК» (ГОСТИНИЧНО-ДЕЛОВОЙ КОМПЛЕКС С ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКОЙ)
ЗАО, Проспект Вернадского, просп. Вернадского, вл. 41
Архитектор: ООО «АМ-Ю-ЭН-КЕЙ ПРОДЖЕКТ»
Заказчик: ООО «Карвен»
10 июня в Музее Ар Деко прошел вечер Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 6».
Первый этап конкурса cостоялся в онлайн-формате на сайте competitions.archplatforma.ru. С января по апрель участники из разных городов России и стран мира присылали выполненные от руки рисунки в 4 номинации – «Рисунок с натуры», «Архитектурная фантазия», «Рисунок к проекту», «Москва. XXI век». После предварительного редакционного отбора на конкурс прошло около 400 работ. По итогам их рассмотрения международным жюри во главе с архитектором Сергеем Чобаном было решено объявить шорт-листы (40 работ) и назвать победителей по результатам второго тура на итоговой выставке оригиналов рисунков, запланированной на сентябрь.
Шорт-листы были обнародованы в рамках мероприятия, состоявшегося 10 июня в московском Музее Ар Деко, где авторам, прошедшим в финал, были вручены дипломы, а члены жюри поделились своими впечатлениями от конкурса.
За несколько лет проведения «АрхиГрафики» было замечено, что внимание, рисующих архитектуру, гораздо чаще привлекают исторические памятники, чем современные постройки. Председатель жюри конкурса, архитектор Сергей Чобан подтвердил, что «эстетика руины» привлекательна для художников в силу вдохновляющей материальности, детальности, живописного старения поверхностей. Одновременно он убежден, что сооружения сегодняшнего дня не менее интересны для изображения, но требуют иных подходов, своего художественного языка. Он прочел увлекательную лекцию «Рисуя современную архитектуру», в которой показал примеры из творчества культовых архитекторов современности (Леббеуса Вудса, Альдо Росси, Стивена Холла, Фрэнка Гери, Алваро Сизы Виейры) и свои опыты «изучения рукой» образцов архитектуры нашего времени.
По ощущениям главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова большим вызовом для тех, кто сегодня продолжает создавать архитектурную графику вручную, особенно проектную, является невольно напрашивающееся сопоставление с компьютерными визуализациями. «Я в первую очередь выделял в работах участников конкурса своеобразные приемы и образы, которые не может повторить машина, приметы настоящего арта, выходящего за границы пусть качественной, но все же иллюстрации».
Архитектор Андрей Чернихов самой сложной для оценки считает номинацию «Архитектурная фантазия», поскольку технологии уже осуществляют то, о чем художники еще даже не осмелились мечтать, а все, что когда-то изобрело художественное воображение, либо давно стало, либо вот-вот станет реальностью.
В видеообращении к участникам конкурса всемирно известный акварелист Альваро Кастаньет пояснил, что он рассматривал рисунки с позиций художника: в первую очередь оценивал работу со светом, цветом, игру форм и очертаний. «Меня поразили точность и острота, с которой рисуют многие российские авторы, очень трудно было выбирать лучших».
Свой шорт-лист также огласили представители партнера номинации «Рисунок к проекту» LAUFEN - директор направления умная сантехника Михаил Чижов и директор по маркетинговым коммуникациям Кира Полянина.
Онлайн-голосование за приз зрительских симпатий продлится на сайте конкурса до 10 августа. Его победители в каждой номинации также получат возможность выставить свою работу на осенней выставке. Шорт-листы, сформированные жюри, опубликованы в соответствующих разделах на странице каждой номинации на сайте http://competitions.archplatforma.ru/ . Там же продолжается народное голосование.
Фото: Вартан Айрапетян
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.