Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
На площадке Pinwin.ru прошел конкурс «LG SIGNATURE: Эстетика современного интерьера». Победитель — Арсений Леонович, руководитель архитектурного бюро Panacom — в своем концепте Unité d'Habitation 2020 выразил философию жилья недалекого будущего.
Согласно заданию, участники должны были представить на конкурс образы благоприятной жилой среды с интеграцией одного или нескольких продуктов бренда премиум-класса LG SIGNATURE (подробнее о нем здесь). Арсений Леонович придумал не просто интерьер, в котором разместилась вся техника, представленная в линейке на данный момент — телевизор, холодильник, стиральная машина, климатический комплекс, но целую философию жилого пространства, актуального, по его мнению, в ближайшем будущем, когда границы внешнего и внутреннего станут еще условнее.
Название проекта отсылает, как минимум, к двум революционным «жилым единицам» (L’unite’ d’habitation) Одна – марсельский 17-этажный комплекс Ле Корбюзье (1950), эксперимент по тотальному, вплоть до встроенной мебели в квартирах 27-типов, обустройству среды обитания человека, где важными принципами были компактность, рациональность и многомерность пространства. Вторую итальянский дизайнер-футурист Джоэ Коломбо показал в рамках выставочного проекта «Визиона-1969». Он явил миру интерьер-систему, где преобладали «умные вещи» – предметы-трансформеры из новейших синтетических материалов: контейнеры для хранения, подвесные книжные полки со встроенным полукруглым телевизором и светильниками, тахта из пуфов с интегрированным кофейным столиком и тому подобное. Интерьер Коломбо – история про мобильность, эргономику и полифункциональность, про новый раскрепощенный и неформальный образ жизни. А неоновая подсветка и обтекаемые формы мебели создавали модную в то время космическую атмосферу.
Автор Unite’ d’habitation 2020 вспомнил концепции предшественников и развил в своем проекте идею, провозглашенную еще Фрэнком Ллойдом Райтом: «Лучшие квартиры — это такие квартиры, в которых есть встроенная мебель, являющаяся единой частью целого». Правда, придуманное Леоновичем жилое образование трудно назвать квартирой, и уж в нем точно нет дефицита квадратных метров. Есть сочетание камерности и простора, рациональности и роскоши в том смысле, в котором ее может понять современный, нестандартно мыслящий человек.
Круглая жилая «капсула», оснащенную «умной» техникой LG SIGNATURE, встроена в огромный ангар. Возможно, это мастерская или арт- галерея или что-то еще. При этом внутри ядра с прозрачными и полуоткрытыми, но при необходимости закрывающимися глухими панелями стенами сосредоточены функции бытовой активности – кухня, столовая, мини-прачечная, а зоны релакса – спальня и гостиная – вынесены на территорию лофта. При необходимости капсулу с главными опциями «жизнеобеспечения» можно транспортировать в другое место.
Легко представить обитателями такого жилища людей творческих, гостеприимных, без комплексов и страхов перед большими открытыми пространствами. Но на то он и концепт, чтобы намечать общие контуры. А наполнены они могут быть по-разному при том, что основой является «умная» бытовая техника, повышающая качество жизни.
Ультратонкий телевизор, холодильник, позволяющий увидеть, что у него внутри, не открывая дверцу, стиральная машина с двумя барабанами и компактный климатический комплекс, очищающий воздух, органично и почти незаметно вписались в это пространство. Но на самом деле именно их стильный минималистичный облик послужил отправной точкой для всего проекта. По словам Арсения, такая ситуация вполне может стать в скором времени определяющей – интерьерный дизайн будет рождаться из технологий. Особого внимания достойна не только визуализация концепции, но и описывающий ее манифест:
«Со времен промышленной революции Дизайн решает важную задачу перевода с языка технических и инженерных концепций на понятный и осязаемый язык форм. В 21 веке мы все становимся свидетелями перестановки полярностей – содержание любой формы (наполнение, контент, информация) становится во многом значительнее самих форм – упаковок этих кодов и смыслов. Самые замечательные сдвиги мы наблюдаем почти ежедневно в системе микрореволюционных находок ответственных и передовых компаний, мыслящих будущим, воплощающих прогнозы! Дизайн первой четверти 21-го века – сейсмограф тектонических изменений, меняющих быт, поведение, пространства, повседневности.
Скорость отклика, адаптивность, обучаемость, чувствительность (а уже скоро, наверное, и чувственность) мы делегируем нашим завтрашним соседям по планете – бытовой технике и домашним роботам. Они же, в свою очередь, все сильнее влияют на привычную атмосферу и форму обиталища – жилища, интерьеры отдыха и работы. Концептуальная жилая капсула содержит в себе полный набор естественных функций 24/7.
В центре сосредоточения пространства жизни ближайшего будущего – бытовые электронные помощники, работающие по новым принципам, предвидящие наши желания. Настолько же незаметные, насколько и незаменимые. Мы привыкаем к ним не благодаря формальным изыскам, ярким выделяющимся или дорогим элементам дизайна, а именно благодаря их сущностному наполнению, без которого нам , чем дальше, тем сложнее будет представить свою счастливую жизнь.
Главное становится очевидным – масштаб, свобода, воздух, образность пространств, возможность выбора и персонализация ответственности. Мы заново открываем свои желания и истинные эмоции, остальное дело новой техники. PS. Площадь концептуального жилого павильона, содержащего в себе холодильник LG LSR100RU, телевизор OLED65W7V, стиральные машины LSWD100 и климатический комплекс LSA50A в остекленном периметре – 150 кв. метров. Лофт-пространство индустриальной эры 19-20 века – от 500 до 2000 квадратных метров».
На платформе «Активный гражданин» открыто голосование за фирменный стиль московских поликлиник в рамках программы их реновации. Публикуем проект Сергея Наседкина "ARCH 625 +".
Вектор всех архитектурных решений поликлиники направлен на достижение общей целостности, основательности и одновременной лёгкости форм. В данном проекте применены износостойкие, экологические не дорогие и красивые материалы, с большим сроком эксплуатации, что немаловажно. Это светло серый керамогранит, имитирующий натуральный камень, ламинат Eggerwood с текстурой натурального дуба, дерево на стенах. Перегородки и двери сделаны из калёного стекла, очень прочного, современного материала с высокими светопропускающими и звукоизоляционными показателями.
Учитывая коридорную планировку поликлиник, одну сторону и некоторые кабинеты, не требующие приватности, предлагается сделать цельностеклянными. Такие конструкции добавят лёгкости интерьеру. Стекло может быть матовым, тогда стена будет работать как светящаяся плоскость.
Потолок предполагается натяжной,тканевый и также светопрозрачный. Тканевые потолки сложно повредить или порвать. Полотно выдерживает самые тяжёлые нагрузки, сохраняя при этом свой первоначальный внешний вид. Но главное, натяжной тканевый потолок создаёт ощущение неба над головой!
В детских поликлиниках разумно использовать цветное стекло. В организации и дизайне интерьера есть отсылки к поликлиникам советских времен, но с учётом современных технологий, трендов и тенденций. Такой приём необходим для связи поколений, для того, чтобы в этом пространстве было комфортно и молодым, и пожилым людям.
Также разработана простая и удобная навигация в виде стильных аллегорических значков и логотипов (аппликация и гравировка) на полу и стенах.
Все проекты, участвующие в конкурсе, можно увидеть на сайте «Активный гражданин»
В Центральном павильоне ВДНХ проходит выставка «Космос. Рождение новой эры». Особого внимания достоин светодизайн экспозиции, подчеркивающий уникальные экспонаты, – проект авторского коллектива под руководством Оксаны Ланикиной.
Выставка «Космос. Рождение новой эры»
Организаторы: Политехнический музей, ВДНХ, РОСИЗО
При поддержке ГАЗПРОМБАНК и РОСГОССТРАХ
Павильон №1 «Центральный». ВДНХ
11 июня 2016 года – 10 января 2017 года
Дизайн экспозиции: архитектор Алексей Кононенко, творческая мастерская «Обледенение архитекторов»
Световой дизайн: Оксана Ланикина (руководитель проекта), Наталья Шальнева, Артём Масорин, Дмитрий Ермошкин.
Влияние света на восприятие архитектурной формы и пространства трудно переоценить. С особой силой оно ощущается на выставках, демонстрирующих объемные объекты, скульптуру, современное искусство и паблик-арт. Профессионально выстроенный световой сценарий не только отвечает за законченность экспозиции и визуальную доступность ее информации, но и позволяет зрителю получить эмоции, без которых любая выставка теряет смысл.
Выставка «Космос: рождение новой эры» – пример экспозиции, в которой светодизайн играет едва ли не ключевую роль. Она стала продолжением нашумевшего в прошлом году в Великобритании проекта «Cosmonauts: Birth of the Space Age», задуманного лондонским Музеем науки еще в 2011 году. Благодаря партнерству с «РОСИЗО» и Политехническим музеем кураторам удалось собрать совершенно уникальную коллекцию экспонатов: скафандры первых космонавтов, спускаемые аппараты, межпланетные посадочные модули, редкие архивные документы, личные вещи Сергея Королева и Юрия Гагарина.
Под московскую экспозицию был отведен знаменитый Центральный павильон ВДНХ, служащий своеобразной визитной карточкой выставки, но, к сожалению, находящийся не в лучшем состоянии сохранности и еще только ожидающий комплексную реставрацию. Специфика пространства павильона заставила организаторов пересмотреть концепцию общего дизайна экспозиции и подготовить решение, отличающееся от лондонского.
По задумке архитектора Алексея Кононенко знакомство с артефактами на площадке ВДНХ должно было пройти в антураже лунного пейзажа. Это значит, что все экспонаты должны быть представлены в черно-белой гамме, освещаться с одной стороны, отбрасывая резкую тень. Но из-за архитектурных особенностей помещения команде светодизайнеров под руководством Оксаны Ланикиной, преподавателя курса «Световой дизайн» в Архитектурной школе МАРШ, пришлось пойти против воли архитектора и отказаться от театральности.
«Уже на этапе моделирования, мы поняли, что имеем дело с фантастическими экспонатами, – рассказывает Оксана Ланикина. – При ярком свете становится видна их история, например, у спускаемых аппаратов это обгоревший при прохождении через атмосферу металл. Каждый экспонат уникален, и мы работали с каждым из них индивидуально, подчеркивая разные материалы и акцентируя детали, от старой изоленты до названий, которые выведены на объектах кисточкой специальным шрифтом».
Проблема заключалась в том, как выделить экспонаты, которые, действительно, хочется рассматривать очень долго, и скрыть недостатки обветшавшего помещения. Было принято решение затемнить пространство, сделать его контрастным и с цветовыми эффектами. За основу взяли светодиодные технологии. На практике выяснилось, что цветные светодиоды «выжигают» пространство, делают его плоским, полностью синим или красным. Тогда применили белые светодиоды с оранжевым и синим фолиевыми фильтрами. Это позволило слегка тонировать стены, оставляя нетронутой фактуру. Благодаря такому решению цвет оказался менее интенсивным, появилась необходимая глубина пространства.
Любопытно, что интуитивно выбранные цвета, на которых выстроено освещение (белый, оранжевый, синий), присутствуют на фотографиях из космоса. И вместе с музыкой, звучащей из динамиков и напоминающей мотив из «Соляриса» Тарковского, они делают свое дело – погружают в атмосферу холодного космического пространства.
В каждом из шести залов выставки сделаны особые световые акценты, при этом каждый экспонат, а их более 38, не считая тех, что находятся внутри витрин, прорабатывался отдельно. На каждый объект приходится по 3-4 диммируемых светодиодных светильника, все они размещены под особым углом, и на каждом из них установлен свой корректирующий фильтр.
Самой интересной частью работы, отмечает один из специалистов светодизайнерской команды Артём Масорин, была как раз настройка осветительного оборудования. «Поскольку изначально не было возможности поработать с объектами, то все решения по их освещению приходилось принимать на ходу. Это и нацеливание светильников, и поиск правильных углов, и установка фильтров для устранения ослепляющего эффекта и изменения цветовой температуры светильников, и выявление и передача определенных цветов объектов».
Если учесть, что у светодизанеров не было возможности выстроить фермы, то найти нужный ракурс оказалось трудной задачей. К тому же были жесткие ограничения по срокам реализации проекта. «Нам было отведено всего две недели на подготовку и десять дней на монтаж. В конце мы работали 32 часа без перерыва», – объясняет Оксана Ланикина.
Музейное освещение считается наиболее сложным из всех видов освещения и требует известной изобретательности, а в проекте, готовящемся в авральном режиме, ответственность за результат становится, пожалуй, ничуть не меньше, чем перед подготовкой запуска ракеты в космос.
Необходимость действовать быстро в рамках ограниченного бюджета вынудила идти на разные светодизайнерские хитрости – многие светильники были сделаны своими руками. «Некоторые объекты невозможно было осветить ни сверху, ни снизу, требовался боковой свет, и работающий с нами в команде промышленный дизайнер Дмитрий Ермошкин придумал специальные телескопические трубки, которые можно регулировать по высоте экспоната. Через них пропущены кабели, сверху трубок закрепили подвижные штативные головки от фотоаппаратов, благодаря которым удалось разместить светильники под нужным углом», – рассказала светодизайнер Наталья Шальнева.
Активно использовались светодиодные ленты Mix White без рассеивателя, позволяющие получить тени с переходом от холодного к теплому свечению. «Когда мы моделировали освещение, оказалось, что холодный свет «упрощает» старый металл, он становится плоским, а теплый – старит его. Был риск, что при использовании светодиодных лент возникнут блики, но все сложилось. Обычному глазу эту игру цвета не различить, а смотришь – и экспонат кажется объемным, потому что его тень состоит из теплых и холодных оттенков», – говорит Оксана Ланикина.
Особенно хорошо эту работу разных светодиодов и корректирующих фильтров видно на представленной модели Лунахода-1, который буквально врезается в память. Но он только готовит посетителя к финальной точке экспозиции – Лунному кораблю, точнее посадочному модулю корабля ЛК-3, который так никогда и не прилунился, а теперь стоит под куполом с эффектом небосвода.
«Чтобы купол стал синим, снова пришлось изобретать, – рассказывает Артём Масорин. – На этот раз пришлось разрабатывать специальные крепления для цветных фильтров на существующие металлогалогенные лампы, чтобы избежать их плавления от жара. Для того, чтобы их закрепить, нужно было ползать под потолком по узкому бортику шириной где-то 40 см». Заметим, что высота здесь 50 метров!
Анализируя любую выставку, всегда убеждаешься, что проект освещения состоит не просто из обязательной технической части. Главным оказывается творческое осмысление тематики экспозиции и специфики экспонатов, в результате которого рождается уникальный дизайн. О чем этот проект? О том, что иногда светодизайнер вынужден идти против воли архитектора, о важности вовремя найти консенсус, о том, что ограничения бюджета не является помехой на пути создания интересной запоминающейся экспозиции, о том, что свет, как и космос, бывает очень разным и его необходимо изучать.
Кадры с монтажа выставки
Осенью 2016 года Архитектурная школа МАРШ запускает новый образовательный курс «Световой дизайн», на котором у студентов будет возможность научиться работать со светом, с такой же выразительностью и мастерством, как это удалось команде профессиональных дизайнеров под руководством одного из преподавателей курса Оксаны Ланикиной.
Подробнее о специфике курса можно узнать на сайте школы МАРШ march.ru/courses/svetovoy-dizayn/
Дизайн фэшн-бутика в финансовом центре китайского города Чунцин разработан архитектором Франческо Гатти из Рима, поэтому неудивительно, что в решении интерьера проглядывают приемы итальянской барочной сценографии.
Непременной составляющей каждой театральной постановки в эпоху барокко были пышные декорации с многослойными клубящимися облаками. В этом интерьере «облака» не клубящиеся, а скорее слоистые, и именно они создают нужную атмосферу магазина модной марки, делая его насколько необычным, настолько же и привлекательными для посетителя. Действительно, одно только желание получить эмоции и впечатление от пребывания в таком странном пространстве заставит заглянуть сюда.
Изначальная идея архитектора Франческо Гатти (Francesco Gatti) и его команды состояла в том, чтобы максимально освободить пол помещения, свесив вешалки для одежды с потолка, и позволив тем самым посетителям свободно перемещаться в пространстве магазина – модная марка, которой принадлежит бутик, периодически устраивает здесь вечеринки для своих клиентов и друзей. Однако затем чисто утилитарный ход развился в более красивое и концептуальное решение, когда пустоте пола противопоставляется насыщенность в верхней части пространства. Это контраст двух поверхностей – сложной эфемерной над головой и плоской твердой под ногами.
Смоделированный с помощью 3D программ и набранный 10-ю тысячами полос ткани разного размера и формы рельеф зависает над всем пространством магазина и визуально увеличивает его площадь. На этот же эффект работают и зеркала, закрывающие часть стен и уводящие взгляд в бесконечность. Запутанное с помощью зеркал пространство и «пейзаж наоборот» позволяют посетителям почувствовать себя антиподами из сказки Льюиса Кэрролла.
Свешивающиеся с потолка полосы «облаков» сделаны из тонкой стекловолоконной ткани. Эта ткань была выбрана архитектором за ее прозрачность, нетоксичность и негорючесть, а также способность отражать свет. Благодаря всем этим качествам материала, его присутствие на потолке не помешало разместить там же вентиляцию, кондиционирование, динамики и другое необходимое техническое оснащение. Источники света также находятся внутри этого «облачного» слоя, что создает эффект свечения фрагментов его выразительной поверхности.
Облачный пейзаж – безусловно, главный герой интерьера; темная древесина пола становится для него фоном, тоже, впрочем, весьма качественным и живописным. Фрагменты стен и полки отделаны этим же материалом – обработанными старыми досками, взятыми из сельских построек столетней давности. Мебель архитекторы разработали таким образом, чтобы она не создавала лишнего «шума», не нарушала концепции двух контрастных поверхностей. Это простые кубические объемы, покрытые мягкой серой тканью – они используются как диваны, прилавки, витрины, стойки касс и ди-джея.
Тканевое скульптурное облако полностью заполоняет собой потолок бутика, оно чуть колеблется от потоков воздуха, словно живое, и «прилипает» к витражам окон, еще с фасада демонстрируя прохожим свое волшебное присутствие. Если клубящиеся облака из барочных спектаклей создавали пафосную атмосферу, то слоистые облака этого интерьера организуют таинственное и интимное пространство.
Официальный сайт архитектурного бюро: 3gatti.com
К вековому юбилею Первой мировой войны бюро Foster + Partners завершило начальный этап реконструкции Имперского военного музея в Лондоне.
Масштабный проект призван повысить качество экспозиционных пространств исторического здания и связать внутренние помещения с окружающим парком. Архитекторы полностью переосмыслили внутреннее устройство музея, который через три года также будет праздновать столетие.
Здание бывшей Королевской больницы, которое музей занимает с 30-ых годов прошлого века, было полностью «очищено» от поздних пристроек и дополнений и внимательно отреставрировано. Дальнейшие шаги архитекторов превратили не слишком отвечающие потребностям современного музея помещения в динамичное, «живое» общественное пространство.
Внизу, ближе к входу, расположен сувенирный магазин и кафе с открытой террасой, которое доступно не только в часы работы музея. Заложенные нижние окна западного фасада раскрыли, обеспечив прекрасные виды на парк. Сама же экспозиция организована по хронологическому принципу. На нижнем этаже находятся залы посвященные истории Первой Мировой Войны (их интерьерами занималась компания Casson Mann).
Подвешенный под цилиндрическим сводом дополнительный верхний этаж займет экспозиция о вооруженных конфликтах нашего времени. Между ними два яруса собственно выставочных пространств, соединенных сложной системой лестничных пролетов.
Центром обновленного музея стал просторный, сужающийся к верху атриум. В нем нашлось место для самых крупных и знаковых экспонатов коллекции: первого в мире реактивного самолета с вертикальным взлетом Harrier, знаменитого британского истребителя Spitfire, немецкой баллистической ракеты V-2 и других.
Выставочные залы открываются в атриум видовыми площадками, разделенными массивными бетонными «ребрами». Такая компоновка позволяет изучить самолеты и ракеты с близкого расстояния и с наиболее интересных точек. Причем высота и место подвески выбраны еще и так, чтобы связать экспонат с залом, посвященным соответствующему периоду истории.
Постепенно расширяющиеся кверху и жестко структурирующие атриум «ребра» становятся еще и своеобразным обрамлением для экспонатов. А дополнительный этаж под самым сводом защищает их от прямых солнечных лучей.
Пол атриума был специально понижен до уровня земли и окружающего здание парка. Дело в том, что дальнейшая реконструкция подразумевает демонтаж временного портика с лестницей и создание перед музеем овальной площади. И архитекторам очень важно показать самую тесную, непосредственную связь между сердцем исторического здания и открытой общественной зоной.
Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com
ОМА осуществило реконструкцию культурного центра Кюнстхал в Роттердаме – здания, спроектированного более 20 лет назад руководителем бюро Ремом Колхасом. Возникла необходимость архитектурно обеспечить безопасность пространства, а также оптимизировать функционал и повысить энергоэффективность здания.
Около года назад в Кюнстхале произошло ограбление: воры вынесли семь ценных полотен, в том числе работы Пикассо, Матисса, Моне. Эксперты по безопасности высказали предположение, что сама архитектура и планировка музейного пространства «помогли» преступникам в достижении их цели. Злоумышленники преодолели лишь внешний контур здания, и без труда добрались до редчайших полотен. Жемчужины живописи находились в одной из проходных галерей, а не в закрытом зале со светонепроницаемыми стенами, как того требуют соображения безопасности. Вообще, планировка Кюнстхале подчиняется логике единого маршрута, объединяющего все помещения. И это тоже сыграло роковую роль, по мнению экспертов.
Здание площадью 3300 кв. м было построено по проекту OMA в 1992 году на участке с большим перепадом высот и сложным ландшафтом. Фактически постройка служит своеобразным мостом между скоростным шоссе и Музейным парком Роттердама. Кюнстхале – это четыре связанные между собой объема, образовавшиеся в результате пересечения дороги, проходящей через парк с востока на запад, и широкой пешеходной рампы, соединяющей северную и южную границу территории. Все блоки музея сообщаются благодаря сложной системе рамп, лестниц, наземных и подземных переходов.
Каковы же результаты реконструкции? Фасады и крышу утеплили изоляционными материалами нового поколения. Была введена в действие энергосберегающая система освещения и климат-контроля. Главное изменение в планировке: появился дополнительный вход в здание, благодаря которому выставочное пространство и конференц-зал стали независимыми. Архитекторы разработали альтернативный обзорный маршрут и перенесли на него с прежних мест рецепцию, кафе-ресторан и магазин сувениров.
Официальный сайт архитектуного бюро: oma.nl
Сквозь этажи нового отеля B4, построенного в Милане, «прорастают» объекты неземных форм и цветов, а обуcтройство номеров наводит на мысль о капсулах на борту межпланетного шаттла. Так итальянец Симоне Микели продолжает в интерьерном дизайне свою любимую тему космической фантастики.
Проект интерьеров и системы освещения был подготовлен бюро Симоне Микели по заказу компании Boscolo Hotels. Гостиница расположена в деловой части Милана на виа Стефенсон, 55. Дизайн интерьера характеризуется использованием мягких округлых форм, встроенной и контражурной подсветки, присутствием интегрированных в пространство конструкций, применением ярких сочных цветов и натуральных материалов – дерева, камня, полированного металла.
Двухсветный холл отеля – одно из центральных помещений, квинтэссенция дизайнерского замысла. Фантазийный светильник, свисающий с потолка каскадом нейлоновых нитей, красные и зеленые «инородные» объекты, диваны в стилистике поп-арта и такие же стойки рецепции, напоминающие изящные мыльницы, - все это создает причудливую атмосферу театрального действа или многоцветного комикса.
В затемненной зоне спа архитектор успешно использует прием контраста между привычными объектами вроде белых бордюров бассейнов или кресел для отдыха из полипропилена искристого рафинадного оттенка и «космических» зеленых «щупалец», прорастающих сквозь потолок. Еще один удачный тематический ход – украшение стен принтами с изображением леса. К слову, в гостиничном ресторане в качестве элемента декора присутствуют настоящие березовые стволы. Так авторы пытаются сосредоточить внимание посетителей на экологической направленности дизайна.
В номерах много округлых, перетекающих друг в друга форм, что способствует целостному, «космическому» восприятию пространства.
Официальный сайт архитектурного бюро: simonemicheli.com
Архитекторы бюро Тадао Андо завершили третий, последний этап реновации комплекса Палаццо Грасси в Венеции, датируемого XVIII веком. На месте закрытого в 1983 году для публики Театрино, то есть, небольшого частного театра, появилась современная пристройка из железобетона, которой «по наследству» перешло название.
Несмотря на скромные размеры здания, с технической точки зрения реконструкция оказалось одной из самых сложных в портфолио бюро из-за специфики участка и архитектурного окружения. Достаточно сказать, что для монолитных работ автоцистерны с бетоном «подплывали» по воде канала на специальных платформах, и раствор подавался при помощи крана-манипулятора, перекинутого через крышу палаццо.
Реконструкция Театрино с заменой большей части несущих конструкций продолжалась около 10 месяцев. Пристройка располагается со стороны заднего фасада палаццо, на улице Карроцце. Это прямоугольный объем со скругленными криволинейными внутренними стенами из оштукатуренного бетона. В главном здании Палаццо Грасси располагается штаб-квартира благотворительного фонда Франсуа Пино, сотрудники которого работали над проектом вместе с архитекторами Tadao Ando Architects и специалистами муниципалитета Венеции.
Официальный сайт архитектора: tadao-ando.com
Для всемирно известного отечественного разработчика антивирусных программ российское архитектурное бюро обустроило новую штаб-квартиру в Москве. Было создано все необходимое для эффективной работы, а также для активного отдыха, но без популярных дизайнерских уловок, поощряющих сотрудников чувствовать себя на работе, «как дома».
«Лаборатория Касперского» отметила новоселье в конце августа. С бывшей фабрики радиотехнических деталей в районе Октябрьского поля она переехала в бизнес-центр на Ленинградском шоссе, где разместилась в двух пятиэтажных корпусах общей площадью 30 000 кв. м. Территория, по признанию самих сотрудников, фантастическая – зеленая, с выходом к реке, по соседству бассейн «Динамо», различные спортивные площадки и даже оборудованный пляж.
Если с новым местом разрастающаяся компания определилась быстро – сыграла роль близость международного аэропорта, да и предложений по офисным зданиям такого метража и класса на момент поиска в Москве было немного, то проектировщиков интерьеров выбирали довольно долго. Был проведен закрытый конкурс, в котором участвовали 8 претендентов, в том числе крупные западные фирмы. В итоге компания заказчика пришла к выводу, что лучше всего ее корпоративный дух сумеют понять опытные соотечественники.
В портфолио ABD architects этот объект не самый большой, по объему площадей — второй после офиса ТНК-BP, но в процессе работы с Kaspersky lab лидирующее в сфере проектирования офисов бюро встретило немало новых вызовов. Архитекторы проанализировали и обсудили с заказчиком множество офисов различных IT-компаний. Впервые вся идеология проекта так плотно прорабатывалась вместе с клиентом, вникающим в мельчайшие детали. Сотрудники Kaspersky lab даже испытывали мебель разных брендов, лучшее кресло выбиралось голосованием. Руководству было важно, чтобы все ощутили свою причастность к созданию нового офиса. Каждое решение, по словам Дениса Кувшинникова, возглавляющего Департамент интерьеров ABD аrchitects, взвешивалось многократно.
Два корпуса «Лаборатории Касперского», один – для специалистов коммерческих отделов, другой – для программистов, устроены практически одинаково. Различается функциональная начинка первых этажей. В одном – спортзал, комнаты для занятий йогой, cауна, в другом – столовая, конференц-центр и будет еще музей компании. Выше – этажи рабочих опен-спейсов площадью по 2000 кв.м. Верхние уровни отличаются открытыми террасами. Есть также подземная часть с паркингами.
Больше всего программисты переживали по поводу опен-спейса – привыкли к прежней коридорно-кабинетной системе. Авторы проекта приложили немало усилий, чтобы обеспечить комфортную и эффективную организацию рабочих мест. Рабочие столы логично размещены вблизи окон, с другой стороны – зоны лифтов с фиброцементными стенами и переговорные, отделанные шпоном и отделенные прозрачными перегородками.
«В устройстве опен-спейса мы исходили из того, что он не должен напоминать безграничную куриную ферму или колл-центр», – рассказывает Денис Кувшинников. – С помощью «вставок» – стеклянных кабинетов топ-менеджеров, «островков» для отдыха, оснащенных диванами с высокими спинками, пространство разбито на «кластеры». В кластере – 16-18 мест: примерно столько специалистов работают над определенной задачей. Посредством систем хранения, высота которых тщательно подбиралась, кластеры дробятся на маленькие ячейки. Так создается ощущение обособленного рабочего места, и в то же время весь этаж визуально проницаем. В помещениях достигнут высокий уровень шумопоглощения: применены акустические потолки, ковролин, который абсорбирует звук, специальные обои в переговорных. Не менее важным пунктом была энергоэффективность: ее обеспечивают сенсорные выключатели, новейшая вентиляционная система, хороший доступ естественного света к рабочим местам».
Опен-спейс в данном случае свидетельствует и о демократичности кадровой структуры. Кто-то из соучредителей компании сидит вместе с коллегами за самым обычным столом, топ-менеджеры на время командировок предоставляют свои кабинеты-«аквариумы» под переговорные. Всего, кстати, в двух зданиях Kaspersky lab – около 100 по-разному оформленных и оснащенных помещений для проведения внутренних совещаний и встреч с партнерами.
Самое необычное рабочее место – лаборатория, где днем и ночью происходит детекция новых вирусов. Специалистов, которые этим занимаются, на «айтишном» слэнге называют «дятлами»: они непрерывно стучат по кнопкам клавиатуры. Их помещение чем-то напоминает пункт управления космическими полетами – над общим круглым столом с компьютерами подвешены мониторы с постоянно обновляющимися данными.
Иногда «дятлы» все же отдыхают, рядом с вирусной лабораторией есть комнатка, где они играют в минифутбол. В разных уголках офиса размещены кофе-поинты, кухни и мини-столовые, где сотрудники могут не только перекусить, но и обсудить рабочий процесс в неформальной обстановке. От остального пространства, решенного графично, колористически нейтрально, территории отдыха отличаются насыщенными цветами. Но в целом, никаких затей а-ля офисы Google, развеселых дизайнерских штук, что-либо символизирующих и провоцирующих «вспомнить детство», в этом офисе нет, и это была принципиальная позиция заказчика.
«В этой компании принято отмечать дни рождения, устраивать праздники, для чего есть много мест. Мы старались сделать так, чтобы людям было приятно находиться на работе, но чтобы они не забывали, что они в офисе, а еще у них есть дом. Ключевое пожелание к дизайну выражалось словом smart (умный – англ.). Решения рабочих помещений предусматривают возможность гибкой реконфигурации отделов и перемещения специалистов. Оказавшись на другом этаже, обустроенном точно также, сотрудники будут чувствовать себя в привычной, узнаваемой среде, где все – цвета, материалы, обстановка – способствует концентрации на работе. И то, что здания невысокие, а этажи большой площади – это плюс. По горизонтали легче выстроить связи между смежными отделами, обеспечить коллегам коммуникацию, чем в многоэтажном офисе-башне», – пояснил Денис Кувшинников.
Владелец компании Евгений Касперский подтвердил, что на новом месте за счет разумной, удобной и эстетичной организации пространства, производительность повысилась, новый офис сотрудникам нравится, и работой архитекторов он доволен. Доказательством его слов в свою очередь служит тот факт, что на основе московского проекта АВD architects будет составлен бренд-бук для обустройства интерьеров Kapersky lab по всему миру.
Общая площадь офиса: 30 000 м2
Заказчик: Лаборатория Касперского
Адрес: Ленинградское шоссе, 39А, стр.2 и 3
Авторский коллектив: (ГАПы) Петр Фидельман, Наталья Сероглазова, Федор Ращевский; Кира Коновалова. При участии Дмитрия Кошака, Гиоргия Хахубия, Александра Лягина, Арсения Багдасарова. Интерьер входной группы совместно с компанией Genlser.
Руководитель проекта – Денис Кувшинников
Менеджер проекта – Ирина Лотоцкая
Офисные решения (мебель): Bene, Vitra, Steel Case, Haworth
Освещение: Zumtobel, ХАL, Modular,
Инженерное проектирование: RBTT Consultants
Генеральный подрядчик: Гинт-М
Управление проектом: Cushman&Wakefield
Компании, участвующие в реализации проекта: Zumtobel, ХАL (освещение), Bene (стеклянные перегородки), Shaw, Interface (ковровая плитка), Armstrong (потолки)
Год реализации проекта: 2013
Сайт проектировщиков: www.abdcom.ru
Эта работа дизайнера Маттео Туна вышла в финальную часть конкурса European Hotel Design Awards в категории «Дизайн интерьера». Жюри рассматривало холл и лаунж отеля, то есть, фактически, всю публичную зону Hilton Barcelona.
Многоуровневый холл отеля высотой 15 м образован «сеткой» бетонных стоек и балок, оставленных без декоративной отделки. Это многоцелевое динамичное пространство, которое подойдет как для деловых переговоров и торжественных обедов, так и для бизнес-презентаций и художественных выставок.
Лаунж-бар расположен в центре атриума. Он представляет собой деревянную замкнутую стойку прямоугольной формы. Зона бара может быть отсечена от холла при помощи светопроницаемых драпировок. С потолка лаунжа свисает мобильная фантазийная инсталляция, сделанная из прозрачного акрила кораллового цвета.
Официальный сайт архитектора: matteothun.com
Марсель Вандерс выполнил интерьеры первого отеля Andaz сети Hyatt Hotels в Амстердаме в свойственной ему одному стилистике веселого хаоса, смешивая всевозможные постмодернистские «краски» и используя приемы поп- и оп-арта.
Всего в разных городах мира открыты девять отелей Andaz, теперь пришла очередь Амстердама. Здание расположено на территории бывшей публичной библиотеки в районе канала Принсенграхт, внесенного в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Быть может, именно поэтому тема аллюзии (в том числе и литературной) стала лейтмотивом дизайна Вандерса. Еще один мотив, который невозможно не заметить, - образы, взятые из истории Нидерландов, страны живописцев, мореплавателей и ремесленников, этого плавильного котла культур и наций. Сердце отеля должно стучать в ритме города, - так считает автор проекта.
Вандерс использовал в своей работе иронический подтекст, смешение стилей, метод художественной провокации. По-другому невозможно, например, интерпретировать тот факт, что ковры в главном холле украшены граффити с эффектом размытости (как будто от рисунков безуспешно пытались избавиться), а над стойкой рецепции висят светильники в форме колокольчиков с хрупкими стеклянными язычками. Стены холла декорированы авторскими обоями с изображениями в стиле чернильных маргиналий. Пространство одной из переговорных перевернуто с ног на голову: посетители ходят в прямом смысле слова ногами по облакам, фото которых нанесены на плиты пола.
Дизайнер выбрал достаточно сдержанную цветовую гамму, в которой присутствуют белый, желтый, золотистый, оранжевый цвета, но доминируют оттенки знаменитого дельфтского голубого фаянса. В орнаментах зачастую используются «родные» для жителей страны тюльпанов флористические элементы. Специально для этого проекта студия Вандерса спроектировала несколько предметов мебели, в том числе расписные раковины в номерах, кресла с высокой спинкой, напоминающие корнеплод, который побывал в руках резчика по дереву; стулья, затянутые кожаной обивкой с простежкой и так далее.
В гостинице 112 обычных комнат площадью от 24 до 36 кв. м и пять сьютов площадью от 55 до 141 кв.м. Всего насчитывается 15 типов номеров. Большая их часть снабжена ростовыми зеркалами, столами в форме книг и включает ванную комнату открытого типа с установленной в центре железобетонной конструкцией, многофункциональным островом массой 150 кг.
Центр социальной жизни отеля Andaz находится на первом этаже и включает в себя ресторан с открытой кухней, бар, главный холл и библиотеку. А кроме того три так называемые студии общей площадью 400 кв. м, выполняющие функцию конференц-залов. Ресторан сообщается с гостиничным садом, где дизайнер поселил отлитых в бетоне и глине персонажей Льюиса Кэррола. Фасад здания также украшен рисунками по мотивам «Алисы в Стране чудес». Отель обладает крупнейшей в мире коллекцией видеоарта, включающей около 40 работ таких известных художников, как Райан Гандер (Ryan Gander), Эрвин Олаф (Erwin Olaf), Марк Тичнер (Mark Titchner). Произведения видеоарта демонстрируются в нескольких публичных зонах отеля и по специальному каналу – в номерах. В холле для этого установлены 9 экранов с диагональю около 130 см.
Официальный сайт диайнера: marcelwanders.com
Колористическое решение интерьера штаб-квартиры компании Guess в Лугано, спроектированной бюро Giraldi Associati Architects, основано на использовании классического контраста.
Местное бюро Giraldi Associati Architects создало интерьер головного офиса Guess (производство и продажа одежды и обуви) в Швейцарии, который занимает четырехэтажное здание общей площадью 10 000 кв.м. Кроме того, архитекторы облагородили прилегающую территорию на площади 1350 кв.м. Центральная часть здания, где запроектирован главный вход, украшена навесным фасадом из деревянных реек, окрашенных в красный и черный цвет так, чтобы выделялся логотип фирмы в виде латинской буквы G.
Основное парадное помещение первого этажа – двусветный холл с воздушными шарообразными светильниками. Здесь, как и почти во всех внутренних помещениях штаб-квартиры, господствует черно-белая гамма, а роль цветовых пятен «выполняют» предметы мебели, в данном случае красные кресла. Удачный декораторский прием – применение черно-белых фотопанно и постеров для создания особой атмосферы бренда.
Во внутреннем пространстве бутика и офисных помещений много глянцевых и зеркальных поверхностей, создающих солнечные блики и оживляющих интерьер. Зеркалами декорированы даже некоторые несущие конструкции, например, колонны прямоугольного сечения. В офисе запроектированы переговорные – стеклянные параллелепипеды. Для отделки пола архитекторы выбрали тонированную керамическую плитку.
Официальный сайт архитектурного бюро: giraldiassociati.it
Реконструкция по проекту Foster + Partners шла четыре года и обошлась городу в 59 миллионов евро. Старинная вилла срослась с новым крылом, сияющим золотыми фасадами.
Построенная в 1890 году частная вилла после смерти художника была выкуплена у его семьи городскими властями и за годы существования в ней музея претерпела уже две перестройки — в конце 20-х и в конце 60-х годов XX века. Проект бюро Foster + Partners предусматривал очистку памятника от позднейших наслоений и его тщательную реставрацию. Одновременно, необходимо было объединить разрозненные разновременные объемы, сформировать привлекательные общественные зоны и пристроить новое просторное крыло для демонстрации главной жемчужины музея — коллекции работ художников объединения «Синий всадник».
Вход в комплекс перенесли на небольшую пешеходную площадь. Здесь же расположили ресторан, открытый не только в часы работы музея.
Новое крыло, вместившее 55 различных выставочных пространств, магазин, лекционный зал и учебный центр, архитекторы по их собственному определению трактовали как «шкатулку с драгоценностями». Фактурный фасад выложен трубами из особого сплава меди и алюминия. Их уникальный «золотой» цвет удачно сочетается с теплыми желтыми фасадами виллы. Более того, фрагменты исторических стен буквально, как настоящие экспонаты, помещены внутрь первого этажа корпуса-галереи.
Центральный атриум вмещает кассы, информационный центр и консольную лестницу на второй этаж. Световой фонарь закрыт инсталляцией, созданной специально для этого проекта датским художником Олафуром Элиассоном. Сложная массивная конструкция из прозрачных цветных «осколков» получила название Wirbelwerk (Wirbel можно перевести как «водоворот» или «вихрь»). С ее помощью в солнечный день гладкие белые стены атриума становятся идеальным полем для игры света и цвета.
Выставочные залы второго этажа так же имеют матовые световые фонари — ведь рассеянное естественное освещение наиболее выгодно для экспонирования. Но кроме этого, во всех помещениях комплекса, была внедрена управляемая светодиодная подсветка. Сложное и дорогое решение (его стоимость составила 4,3 миллиона евро) позволяет создавать индивидуальную среду для любого произведения искусства.
Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com
Не использовать прямые цитаты из Аалто и не подражать выдающемуся модернисту – такую внутреннюю эстетическую установку дали себе авторы проекта.
В небольшом финском городке появилась архитектурная достопримечательность – новое здание библиотеки площадью 4 430 кв. м, построенное по проекту известного в Финляндии и за ее пределами архитектурного бюро JKMM Architects. Сама концепция под названием «Трилистник» была придумана еще в 2008 году, но нашла воплощение только сегодня. По признанию авторов, самой сложной задачей оказалось вписать новый урбанистический объект в ансамбль оригинальных библиотечных и административных зданий, спроектированных архитектором Алваром Аалто и возведенных в 1965 году. На начальном этапе работы над библиотекой архитекторы и заказчики в лице муниципалитета договорились о том, что прямых цитат из Аалто и подражаний ему не будет.
Произведения Аалто не потеряли свою архитектурную актуальность; все дело в том, что они не отвечали требованиям, предъявляемым к современной библиотеке и учитывающим новые коммуникативные возможности. Нужно было создать гибкое многофункциональное общественное пространство, которое привлекло бы детей, подростков и молодых людей. На это и сделали упор проектировщики.
Авторы постарались соблюсти баланс между новым и старым, организовав своеобразный диалог двух архитектурных объектов. Пристройка получила название «Трилистник», потому что состоит из трех объемов, образующих на плане трапециевидные фигуры и расположенных подобно лопастям вентилятора или лепесткам цветка. Облицованные медными фигурными панелями фасады контрастируют с монохромными оригинальными структурами. Остекленные части фасадов позволяют визуально объединить интерьер с окружающей средой.
Внутри одного из объемов запроектирован главный читальный зал с террасой, предназначенный также для проведения презентаций, лекций и других массовых мероприятий. В подвальном этаже этого блока есть вход в подземный коридор, соединяющий пристройку с главным корпусом старой библиотеки, куда со временем планируется перенести собрание книг по искусству, а также административный офис. Второй павильон отведен под читальный зал и хранилище, в третьем находится медиатека и учебные аудитории.
Благодаря использованию большепролетных конструкций архитекторам удалось создать открытый интерьер без внутренних перегородок, визуально связать между собой различные функциональные зоны. Особое настроение («только знания, ничего лишнего») во внутреннем пространстве библиотеки создают необработанные бетонные поверхности и сводчатые потолки. Кроме того, дизайнеры предусмотрели одиночные «кельи» для самообразования. Выглядят они как округлые углубления в стене, выстланные изнутри мягким материалом.
Официальный сайт архитектурного бюро: jkmm.fi
На прошлой неделе после 10 лет реконструкции и реставрации открылся Государственный художественный музей в Амстердаме, экспозиция которого обновилась.
За архитектурную часть проекта отвечали специалисты бюро Cruz y Ortiz Arquitectos. Именно они превратили здание архитектора Пьера Кёйперса (Pierre Cuypers) постройки XIX века в современный музей. Впрочем, оригинальный фасад практически не изменился, все преобразования происходили внутри. Главное из них - планировочное. Авторы раскрыли внутренние дворы и связали их с основным помещением, просторным атриумом, накрытым стеклянным куполом. Из атриума можно пройти в любую галерею музея, в том числе и в галерею Славы, где представлены шедевры Вермеера, Стена, Рембрандта. К слову, искусствоведы осуществили перекомпоновку коллекции, распределили произведения искусства по залам в другом порядке. И только картина «Ночной дозор» Рембрандта заняла то же место, что и до реконструкции.
Дизайн интерьеров выполнил парижский архитектор Жан-Мишель Вильмот (Jean-Michel Wilmotte) при участии группы реставраторов во главе с архитектором Ван Хогевестом (Van Hoogevest). Реконструкция и реставрация были основаны на идеях автора здания Пьера Кёйперса и проводились с большой любовью к оригинальному материалу. Авторам удалось восстановить витражи цветного стекла, живописный декор, орнаментальные композиции на полу, стенах и потолке галерей.
Экспозиция государственного художественного музея Нидерландов – это путешествие из Средних веков через Ренессанс в XX столетие. Конечный пункт в хронологии – творческое наследие Пита Мондриана. В пространстве 80 галерей при помощи 8000 произведений рассказана 800-летняя история голландского искусства. Впервые в одном месте будут представлены картины, рисунки, фотографии, изделия из фарфора и серебра, оружие, произведения ювелирного искусства, мебель (например, знаменитое белое кресло Геррита Ритвельда, созданное в 1923 году).
Дизайнеры обустроили несколько новых галерей. Например, собрание специальных коллекций: предметы из сферы прикладных искусств, науки и истории, модели кораблей, музыкальные инструменты. Окруженный водой азиатский павильон сделан из португальского камня и стекла. Здесь содержится коллекция восточного искусства из Китая, Японии, Индонезии, Индии, Вьетнама и Тайланда – всего примерно 350 экспонатов.
Ландшафтное бюро Copijn осуществило реновацию садов, прилегающих к зданию музея. Здесь появились статуи, фрагменты исторических зданий и орнаментов, фонтан (водная инсталляция) дизайнера Йеппе Хейна (Jeppe Hein), детская игровая площадка, спроектированная Альдо ван Эйком (Aldo van Eyck). 21 июня 2013 года в садах начнет работу экспозиция Генри Мура - первая в серии международных скульптурных выставок.
Официальный сайт музея: rijksmuseum.nl
Официальные сайты архиектурных бюро: wilmotte.fr, vanhoogevest.nl, cruzyortiz.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.