Под серебряным крылом

13.05.15
18:39
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (16658)

Национальный павильон России на открывшейся 1 мая в Милане Всемирной выставке ЭКСПО 2015 выполнен в точном соответствии с проектом бюро SPEECH, но в реальности производит несколько иное впечатление, чем в 3D.

Фото предоставлено пресс-службой EXPO 2015

Российское представительство расположено практически в самом конце Декумануса — главной продольной оси, на которой держится планировочная структура выставки, распростершейся на 1 млн кв. метров в миланском пригороде Ро. По дороге к нашему павильону успеваешь составить впечатление о том, как архитектурно оформили свое присутствие другие страны. Если предыдущая ЭКСПО в Шанхае выглядела собранием свободно стоящих гигантских скульптур под открытым небом, то здесь воспроизведена не парковая, а уличная система. Объекты в ней стоят довольно плотно, многие выходят фасадами на первую линию, и не всегда понятно, где кончается один павильон и начинается другой.

© Фото Алексей Народицкий

Несмотря на удаленность от главного входа, России, можно сказать, повезло. За павильоном Словакии интервалом перед нашим пролегла небольшая, боковая дорога, поэтому у российского павильона есть внятный трехчетвертной ракурс. Продумывая силуэт сооружения, архитекторы бюро SPEECH — над проектом под руководством Сергея Чобана работали Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич —  исходили из возможных видовых ситуаций и предложили решение, усилившее также фронтальную точку.

© Фото Алексей Народицкий

Теоретически, пояснил Сергей Чобан, можно было выдвинуть вход ближе к Декуманусу, но рациональнее показалось сдвинуть здание вглубь узкого, прямоугольного участка, и вместо закрытого, непонятного коридора сделать открытую, выстеленную светлым деревом дорожку, над которой поднимается та самая 30-метровая консоль, интригующая пределом технологических возможностей еще на рендерах.

© Фото Roland Halbe

Надо сказать, что в реальности она производит несколько иное впечатление, чем в 3D-визуализациях. На рендерах, демонстрировавших павильон вне контекста и с некоторых точек, недоступных с земли, в этом лихом выносе и размахе виделось что-то дерзкое и вызывающее, что-то из разряда «знай наших». На самом деле, благодаря позиции на участке, ничего задиристого и провокационного в силуэте здания нет. Напротив — консоль с мягким загибом вверх и облицовкой из полированной нержавеющей стали придает павильону вид открытый и приветливый, работает как жест, приглашающий войти, и, на что также рассчитывали авторы, непременно в этом гигантском зеркале сфотографироваться.

© Фото Roland Halbe

К тому же зеркальный эффект растворения в отражениях неба и зелени газонов визуально облегчает эту внушительную, инженерно и строительно непростую конструкцию, возведенную на стальном каркасе. Ее даже сложно назвать козырьком, это скорее серебристое крыло, из-под которого сбоку «выныривает» неожиданно архитектурно родственный нашему павильон Эстонии по проекту таллинского бюро Kadarik & Tüür. С российским он рифмуется и деревянными вертикалями боковых фасадов, только здесь это планки, уложенные блоками в шахматном порядке, и задорным козырьком, только коротким и без зеркальных поверхностей.

Фото: архив Archplatforma.ru

Выглядит такая перекличка курьезно и многозначительно, но в первую очередь, наверное, говорит об общем источнике вдохновения — выставочной архитектуре советского модернизма. Нам пока неизвестно, проговаривали ли это в своей, неоднократно менявшейся, архитектурной концепции эстонцы. Для России «привет Монреалю», как мы уже говорили, был частью программы, основанной на идее преемственности и некоего коллективного знания, выработанного несколькими поколениями российских архитекторов на международных выставочных площадках.

© Фото Алексей Народицкий

В интерьере вестибюля бюро SPEECH, стремящееся к целостности внутреннего и внешнего в облике здания, продолжило дизайн эффектного уличного подхода таким же светлым досчатым напольным покрытием и зеркальным потолком, в котором отражается овальная информационная стойка. Ее «ребристые» фасады в свою очередь вторят отделке верхней части внешних стен деревянными ламелями. Обширное использование дерева — общее место в архитектуре павильонов ЭКСПО 2015, ответ на экологическую составляющую ее темы «Энергия для жизни». В случае нашего павильона — еще и естественная отсылка к национальным строительным традициям.

 © Фото Roland Halbe

© Фото Алексей Народицкий

© Фото Алексей Народицкий

Прологом к экспозиции под лозунгом «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего» стало полотно «Хлеба» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, установленное в стеклянном боксе в вестибюле. Оно просматривается сквозь прозрачный фасад еще на подходе к павильону. За включение произведений современного русского искусства выступал Юрий Аввакумов, разработавший концепцию экспозиции (реализация — Simpateka RUS). Он придумал упорядоченную, как таблица Менделеева, структуру повествования о многообразии национальной кухни, продуктов и природных ресурсов России, а также о выдающихся ученых, внесших вклад не только в мировую продуктовую безопасность, которой посвящена ЭКСПО 2015, но и в развитие естествознания в целом.

© Фото Алексей Народицкий

© Фото Алексей Народицкий

Стены зигзагом расположенных залов расчерчены на клеточки — белые, светопрозрачные панели из пластика. Первый зал покрыт изображениями растений и семян, которые коллекционировал по всему миру академик Н. И. Вавилов. С помощью этой уникальной коллекции (всего в ней около 323 000 образцов), уцелевшей во время войны в блокадном Ленинграде, удалось восстановить несколько вымерших культур. Видеовключения на экранах между таблицами рассказывают о деятельности Вавилова, а также В.И. Вернадского и Д.И. Менделеева.

© Фото Алексей Народицкий

В ретрофутуристичном баре-лаборатории в центре первого зала гостей угощают национальными напитками, а во втором — дегустационная зона,  оформленная в виде открытой поваренной книги. Здесь будут потчевать блюдами национальной кухни, фото и рецепты которых, в том числе зашитые в QR-коды, покрывают стены.

© Фото Алексей Народицкий

Словом, российскую экспозицию характеризует ясная логистика маршрута, наглядная подача информации, технологичный дизайн. Весь павильон создает образ цельный, выдержанный и запоминающийся не стереотипными имиджами «а ля рус», хотя в сувенирной лавке без них не обошлось, а выразительным архитектурным акцентом, символизирующим устремленность в будущее, стильным брендингом, разработанным компанией «Эвентика» и, надеемся, вкусной едой: в день открытия в павильоне только поили — квасом, тархуном и водкой. Не открыли еще на тот момент площадку на крыше. Но когда ее откроют, к системе просторных, перетекающих одно в другое общественных пространств, которую представляет собой павильон России, добавится еще одно — с видами на всю ЭКСПО.

© Фото Алексей Народицкий

© Фото Алексей Народицкий

© Фото Алексей Народицкий

Официальный сайт бюро SPEECH: www.speech.su

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(16658)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey