МАРШ открывает бакалавриат

22.12.14
11:00
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (15939)

18 декабря на фестивале «Зодчество 2014» руководство Московской Архитектурной Школы представило новую образовательную программу, которую планирует запустить в 2015 году. Вместе с двухгодичной магистратурой она составит полный цикл архитектурного образования. Мы поговорили с директором школы Никитой Токаревым об особенностях первых лет обучения.

По системе магистратуры школа МАРШ работает третий год, уже выпустила один курс, вошла в «топы» авторитетных мировых рейтингов архитектурных школ. Как вы пришли к мысли о необходимости создать еще и свой бакалавриат?

Здесь две причины. Если в Европе бакалавриат – 3-4 года, то в российских архитектурных вузах – 5 лет, плюс еще двухгодичные подготовительные курсы. После столь длительного обучения желающих продолжать свое образование в магистратуре, повышать квалификацию, знакомиться с иными подходами оказывается не так много. Мы в свою очередь половину из двух лет магистратуры вынуждены тратить на восполнение недополученных знаний. Поэтому вместе с нашим партнером London Metropolitan University решили открыть трехлетний бакалавриат. Окончившие его студенты получают британский диплом, с которым дальше можно поступать в магистратуру – в  МАРШ или в любой западный вуз, и таким образом набирают пять лет необходимого по мировым стандартам для архитекторов образовательного минимума. А в МАРШ в то же время складывается целостный цикл обучения по системе 3 плюс 2. Она представляется более устойчивой.

Кто сможет поступить в бакалавриат МАРШ? Нужна ли какая-то минимальная спецподготовка или можно прийти с «нуля»?

Мы следуем британским принципам обучения, а там нет формальных экзаменов. Главное, чтобы у человека был аттестат о среднем образовании. И не будем требовать от абитуриентов рисовать гипсовую голову или чертить головоломки. Критерии поступления – это, во-первых, наличие портфолио с творческими работами. Понятно, что речь не об архитектурных проектах, так как человек вряд ли еще умеет проектировать. Но он может представить рисунки, живопись, фотографии, скульптуру, видео, тексты – все, что продемонстрирует необходимые для профессии художественные навыки и способность выражать мысли. Во-вторых – нужно быть знакомым с мировой художественной культурой. В-третьих, важна мотивация, мы должны видеть, что человек сознательно пришел в профессию и может объяснить свой выбор на собеседовании – оно  будет проводиться в процессе рассмотрения портфолио. Еще, конечно, необходим хороший уровень английского. Опять же, мы не проверяем сертификаты, и основная часть программы – на русском, но есть иностранные преподаватели, много лекций, спецлитература.

То есть совсем с «нуля» не получится. Нужны наработки для портфолио и вообще нужно  уметь его составлять.

Портфолио можно сделать, учась в художественной школе или школе СТАРТ, например, или в техникуме, на курсах Британской школы дизайна. Не исключаем, что кто-то справится самостоятельно. Важно, чтобы в портфолио были не просто красивые картинки, но то – что наши английские коллеги называют «скетчбуками». Нам хотелось бы увидеть, как человек мыслит – возможно, его вдохновила какая-то книга или фильм, здесь могут быть и зарисовки, и дневниковые записи. Имея базовые художественные навыки, можно прийти к нам на летний подготовительный курс, где будем учить подготовке портфолио, работе с объемами, макетированию, элементам начертательной геометрии.

Войдут ли в этот курс азы компьютерной графики?

К компьютеру на раннем этапе обучения у нас отношение осторожное, в чем нас поддерживают и английские коллеги. Мы придерживается позиции, что начинать нужно с ручной работы. И будем развивать ее навыки у студентов не только на подготовительных курсах, но и в первый год бакалавриата, цифровые средства подключаются со второго года. Компьютер – очень мощное средство проектирования, со своей логикой, и, если с него начинать, то можно попасть в его рабство. Мы считаем, что первоначальное умение рисовать  и проектировать руками позволяет контролировать этот инструмент и создавать правильную архитектуру, связанную с человеком, с его телом. Не случайно при поддержке МАРШ была издана книга Юхани Паллаасмаа «Мыслящая рука» – она для нас программная. В магистратуре у нас есть специальный курс – «цифровая культура», который учит не просто пользоваться разными программами, но правильно подбирать их для различных задач, понимать их место в процессе проектирования. На подготовительном курсе обязательно будет введение в профессию – будем знакомить слушателей с практикующими архитекторами, показывать, как они работают. Также начнем объяснять, чем проект отличается от рисунка, возможно, попробуем что-нибудь спроектировать.

Вы упомянули, что сейчас в магистратуре приходится тратить много времени на восполнение пробелов в знаниях, которые люди, как правило, получали до этого в течение  пяти лет. С нехваткой каких знаний вы сталкиваетесь чаще всего, и как вы планируете давать больше за три года?

Главное, чего не хватает многим из тех, кто попадает в нашу магистратуру, – умение самостоятельно мыслить и задавать самим себе вопросы. Ведь как  происходит в традиционных вузах. Студенты получают задание спроектировать музей, в котором должно быть столько-то залов, вестибюль, гардероб и так далее по программе, и они принимаются проектировать музей. Мы действуем иначе. Мы говорим: давайте подумаем, как существует искусство в современном мире? Нужен ли ему вообще музей, может быть, сейчас актуальнее другие места его презентации и формы существования – улицы, метро, какие-то структуры для передвижных выставок. Мы предлагаем проблемы для совместного обдумывания. И здесь студенты проходят через ломку приобретенных стереотипов. На бакалавриате они изначально будут учиться такому стилю работы. Ядром обучения, как и в магистратуре, уже со второго года станут проектные студии в сочетании с продолжающейся наработкой профессионального инструментария, в том числе – навыками презентаций, выступлений, версткой буклетов, планшетов.

Второй блок – гуманитарный, за него отвечают Сергей Ситар и Оксана Саркисян. В магистратуре мы сталкиваемся с большими проблемами в этой области знаний. Студенты вроде бы изучали философию, знают про Платона, Аристотеля, но какое отношение их учения могут иметь к архитектуре, понятия не имеют. А о таких историках архитектуры, как Виолле ле Дюк, Шуази, часто слышат впервые. В западных школах для архитекторов есть обязательные списки литературы, они обсуждают прочитанное с преподавателями, пишут эссе. Наши в лучшем случае читают учебники к экзаменам. Мы сейчас разрабатываем экспериментальную программу, каркасом которой в первый год бакалавриата будет история архитектуры, а в дальнейшем на него будут нанизываться темы из других сфер культуры – не только изобразительного искусства, но и театра, кино, дизайна. Попробуем отойти от линейной, хронологической схемы, а дать объемную картину.

Совершеннейшая катастрофа в представлениях о технологиях. Во многих вузах их дают по программам еще 1960-70-х годов. Такое ощущение, что «конструкции» и «сопромат» пролетают мимо. В магистратуре приходится начинать с ликбеза, чем кирпич отличается от бетона – какое уж здесь проектирование. Сейчас программу этого блока для бакалавриата разрабатывает профессор Вернер Зобек, руководитель немецкой инжиниринговой компании, у которой есть отделение в Москве (WERNER SOBEK Engineering & Design). Нам кажется, что при правильной расстановке акцентов, за три-четыре года можно научить многому.

А зачем в нашей российской действительности архитектуру умение самостоятельно ставить себе задачи и такие фундаментальные гуманитарные знания? Закончив обучение, выпускник начнет работать по конкретным заказам, где всегда есть множество ограничений, и далеко не каждый клиент будет готов обсуждать, нужен ли ему в принципе «музей».

Да наши реалии суровы, но если готовить к такому сценарию, то достаточно обучить нескольким компьютерным программам. Но мы работаем не на год и не на два вперед. Гуманитарная подготовка дает возможность критически мыслить, стать партнером заказчика, действовать не по готовой программе, а подойти к ней осмысленно, понять, что в данном случае действительно нужно. Если архитекторы, как часто в России бывает, существуют только в рамках конкретного проектирования, то их конкурентноспособность очень низкая. Чтобы в ситуации съеживающегося и падающего рынка архитектор смог найти новые ниши и расширить сферу деятельности, широкий кругозор, гуманитарная подготовка жизненно необходимы. Чтобы видеть мир во всем многообразии его возможностей, здесь, в каком-то смысле, без Платона не обойтись.

Школа как-то помогает выпускникам трудоустраиваться? Возможно, есть какие-то программы по стажировке.

Специальных таких программ нет, но из первого выпуска у нас нашли работу все. Кто-то поехал учиться дальше за рубеж или устроился в западные архитектурные компании – в Японии, в Канаде. Кто-то уже работает в известных российских бюро у архитекторов, которые вели студии – в «Проекте Меганом», в «Резерве», в SPEECH, в «Сергей Скуратов Architects». Мы не скрываем, что приглашение авторитетных профессионалов – это, помимо ценного опыта, и путь к трудоустройству. В процессе работы над учебными проектами, мастера имеют возможность присмотреться к ребятам, оценить кто на что способен. Кроме того, в школу с лекциями приезжает много иностранных специалистов, и если проявлять активность, собирать контакты, шансов найти работу немало, тут уже все зависит от самих ребят. По-крайней, мере ни одной жалобы на то, что кто-то  не нашел себе применения, мы не получили.

Официальный сайт: www.march.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(15939)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey