Большая Москва: концепция команды Grumbach & Wilmotte

24.09.12
14:24
автор: Андрей Чирков    |    просмотр: (21233)

Из девяти предложений, прошедших в финал конкурса концепций по развитию Московской агломерации, Большой Москвы и нового Федерального центра, преимущество по первым двум направлениям международное жюри отдало авторской группе Grumbach & Wilmotte. Рассмотрим главные идеи победителей.

Большинство команд-финалистов, с презентациями которых можно было познакомиться на выставке, проходившей до 23 сентября в Парке Горького, - «сборные», состоящие из разных коллективов специалистов в области архитектуры, градостроительства, транспорта, экономики. Многие иностранные участники выступали в альянсах с российскими компаниями и организациями. В группу Grumbach & Wilmotte вошли бюро Antoine Grumbach et Associes, Wilmotte et Associes Architecte, Egis International – Villes & Paysages (все из Франции), а также «Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко», «Центр региональных исследований» Высшей школы экономики и специалисты Финансового университета при правительстве России. Отметим, что Antoine Grumbach et Associes принимали участие в создании концепции «Большого Парижа», на которую ориентировались устроители «Большой Москвы».

Разрабатывая рекомендации по развитию Московской агломерации (интеграции Москвы и Московского региона), этот авторский коллектив призвал в первую очередь учитывать геополитику. Московская агломерация станет со временем одной из самых крупных не только в Европе, но и в мире. Однако она удалена от полицентричного европейского ядра, включающего такие мегаполисы, как Париж, Лондон, Берлин. Поэтому надо выстраивать оси развития в самой России, считают специалисты группы Grumbach & Wilmotte. Самое перспективное направление - по линии Санкт-Петрбург-Москва-Сочи.

Московский регион целесообразно разбить на три пояса развития. Первый охватывает саму Москву и близлежащие города-сателлиты вроде Реутова, Жуковского, Щелкова и Королева. Второй включает более отдаленные населенные пункты – Пушкино, Фрязино, Черноголовку, Серпухов, Чехов, Истру, Солнечногорск, Дмитров и так далее. Третий пояс кроме городов Московской области «захватывает» части Калужской, Тульской и Тверской областей.

Концепция для «Большой Москвы» (Москвы и юго-западной части Подмосковья) выстроена на основе поэтапной реорганизации городской среды и эффективного использование земель в пределах городской черты. На территории «старой Москвы» основное внимание команда уделяет планировочным узлам, то есть оптимальным местам развития существующей и перспективной транспортной инфраструктуры и смешанной застройки – вокзалам и транспортно-пересадочным узлам (ТПУ).  Территориальные резервы в границах «старой Москвы» по оценке Grumbach & Wilmotte составляют 1470 гектаров. Необходимо более эффективно использовать промзоны и территории, прилегающие к железнодорожным магистралям. Объем таких территорий в Москве составляет не менее 700 га. Их предполагается озеленить, рекультивировать и превратить в общественные пространства.

Следующая важная идея выражена в лозунге «Лес в городе, город в лесу». Архитекторы предлагают такие пропорции перспективной застройки: 50% зданий, 50% озеленения. Модулем при строительстве на присоединенных к Москве землях должен выступать столичный квартал. Таким образом, на новой территории сохранится «ДНК» столицы. Но если в бывшем Подмосковье легко добиться равноправного соотношения застройки и зелени - там много лесов, то "старую Москву", особенно центр, нужно сближать с природой разными средствами.  

Помимо локального озеленения кварталов следует развивать так называемую экологическую ось вдоль Москвы-реки от Тушина до Курьянова. Предполагается, что автотранспортные магистрали, проходящие вдоль речного фронта, будут уведены под землю, а благоустроенные и озелененные набережные станут доступны для всех горожан и превратятся в парковые и рекреационные зоны. Концепция также предполагает строительство новых мостов через Москва-реку в районе Сити и Трехгорной мануфактуры. На территории Зарядья может быть построено здание для представительств министерств, часть которых, согласно заданию конкурса, переносится в Коммунарку.

ТРАНСПОРТ Любым градостроительным преобразованиям должно предшествовать создание логичного и крепкого транспортного каркаса. Проект Grumbach & Wilmotte отличается детальной проработкой этой темы, что, по отзывам жюри, повлияло на высокую оценку, полученную в итоге командой.

Согласно концепции, в частности, предлагается реорганизовать центр Москвы, создав несколько очагов активности и связав их между собой транспортной инфраструктурой. Вот эти центры: зона трех вокзалов – Кремль – Зарядье – территория Киевского вокзала – район Университета – Калужская – Ворота Новой Москвы. В рамках концепции предполагается строительство двух новых вокзалов на территории "старой Москвы" – у здания МГУ на Воробьевых горах и возле Кремля.

Все аэропорты предлагается связать скоростными железнодорожными маршрутами (протяженность этого пути составит 110 км), МКАД - переориентировать с автобана на скоростной пассажирский транспорт с внедрением выделенных линий для автобусов и маршрутных такси). Однако главное новшество связано именно с геополитическими осями развития агломерации. Предлагается построить четыре новых вокзала, связанных с ближайшими аэропортами. Это Европейский вокзал (направление Калиниград-Варшава-Берлин), откуда легко добраться до «Внуково»; Балтийский вокзал (Санкт-Петербург-Хельсинки), связанный с «Шереметьево»; Черноморский вокзал (Волгоград-Ростов-Сочи), сообщающийся с «Домодедово»; и вокзал «Азия» (Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург).

 

Еще одна «транспортная» идея – строительство новой московской линии легкого метро, New Moscow Line (NML) в юго-западном направлении. Она станет осью развития Большой Москвы. Длина NML составит приблизительно 60 км, а поезда по ней будут ходить со скоростью 75 км/ч. Линию планируется подкрепить вспомогательной сетью наземного транспорта (метро, автобус, скоростной трамвай, электричка, монорельс). Архитекторы предлагают обустраивать остановки легкого метро на расстоянии 6 км друг от друга, а скоростного трамвая – на расстоянии 600 м друг от друга. 

Согласно концепции бюро Antoine Grumbach et Associes и партнеров, вдоль NML будет создан так называемый линейный город, то есть новая урбанистическая конструкция на присоединенных территориях, организованная по принципу кластеров. Осью линейного города может стать широкий озелененный бульвар с многополосным движением, в который после тотальной реконструкции превратится Калужское шоссе. Вдоль по оси располагаются центры активности: Коммунарка – Сосенки – Десна – Троицк – Красная Пахра – Чириково – Рыжово.

Район Коммунарки планируют превратить в центр интермодального транспортного сообщения. Здесь будут располагаться некоторые институты федеральной власти. В Десне появится научно-исследовательский центр на базе городских служб. Троицк и Красная Пахра станут образовательными и научными центрами. Чириково –центром логистики, а  Рыжово – городом-курортом.

По оценкам входящих в группу экономистов, реализация это проекта развития Московской агломерации может занять около 35 лет. На это потребуется сумма в 7, 5 трлн. рублей. Впрочем, проект модульный и позволяет реализацию по частям.

Несмотря на то, что экспертный совет, рассматривавший предложения команд в течение серии рабочих семинаров, отдавал предпочтение другим участникам, международное жюри, состоящее из известных урбанистов, архитекторов, экономистов и подводившее итоги конкурса, выбрало проект Grumbach & Wilmotte лучшим в двух вышеназванных номинациях, сочтя его наиболее проработанным со стратегической и экономической точек зрения. Плюс было отмечено максимально полное соответствие данных разработок техническому заданию. Напомним, что победа того или иного коллектива в этом конкурсе не означает реализацию именно его концепции. Целью мероприятия была аккумуляция идей. Какие-то из них могут быть потом использованы при переработке Генплана Москвы. В ближайшее время постараемся познакомить наших читателей с самыми интересными идеями других команд.

Подробнее о конкурсе: http//:mka.mos.ru

автор: Андрей Чирков |  просмотр:(21233)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey