«Михаил Филиппов: Архитектор-художник»

21.06.12
12:15
автор: Евгения Гершкович    |    просмотр: (16976)

Евгения Гершкович о новой книге Григория Ревзина и ее герое.

Монография об архитекторе - жанр исчезающий. Теперь обычно это альбом с работами последних лет, интервью плюс краткое апологетическое вступление. Григорий Ревзин же выступает с монографией, недавно выпущенной издательством OГИ, в более традиционном смысле. Он, как положено в научных трудах, во - первых строках задается вопросом «А возможна ли сегодня классика?», и, как всегда, виртуозно доказывает теорему с приведением примеров, цитат, с лирическими отступлениями и меткими замечаниями.

Фото предоставлено издательством OГИ

Да, пожалуй, на столь глубокий анализ творчества рассчитывать может только один Михаил Филиппов. Мало кто из ныне практикующих зодчих похвастается столь пристальным многолетним вниманием со стороны друга и верного исследователя, при этом в лице «крупнейшего архитектурного и художественного критика, выдающегося искусствоведа, философа, писателя и публициста Григория Ревзина» (цитата из аннотации к книге).  

Фото предоставлено издательством OГИ
Дом Михаила Филиппова в поселке Кратово


По виду и весу издание сопоставимо с томами о выдающихся архитекторах, которые выпускало в советские годы издательство Academia в формате «in quarto». Во всяком случае, читатель едва ли усомнится, что взял в руки книгу о классике и про классика. Благодаря Филиппову мы знаем, что классика жива. Он практически единственный, кто с сакральной торжественностью и завидным постоянством двигает ее в нашем городе. Еще в юности, учась в петербургской Академии художеств, он выбрал собственный путь и утвердил эстетическую программу. Прежде чем стать архитектором, Филиппов решил сделаться профессиональным живописцем, ратуя за художественную эрудицию, для архитектора столь необходимую. Его акварельные фантазии не просто образцы архитектурной графики, но законченные художественные произведения высокого уровня, и это все есть в книге, обильно иллюстрированной.  

Изображение предоставлено издательством OГИ

В архитектуре он начинал, как и многие из коллег, с утопической графики. Пророческий проект «Стиль 2001 года» еще в 1984 году выиграл конкурс японского журнала JA. Альдо Росси лично поздравил молодого архитектора с победой.

Изображение предоставлено издательством OГИ

В 1990-е пошли заказы на частные жилые интерьеры, был создан интерьер музыкального еврейского театра на Таганке, где Филиппов упорно гнул традиционную классическую линию, внедряя каноническую ордерную систему с руинированными колоннами. В 1997 году «Гута Банк» заказал архитектору проект реконструкции офиса, и не только внутреннего пространства. Считается, что именно в тот год «бумажники» впервые вышли в город, и Москва увидела реальную, а не нарисованную форму – классический портик с четырьмя муфтированными колоннами на фасаде здания в Оружейном переулке. 

 

Источник фото: www.filippovm.ru

В  1992 году персональная выставка Филиппова прошла Русском музее, а в 1998 году в  Музее архитектуры. В 2000-м он - участник VII  Венецианской международной архитектурной  биеннале с проектом «Руины Рая» в русском павильоне,  в 2002 году  входит в десятку лучших архитекторов России, которых пригласили в Лондон для участия в выставке «10 лет - 10 архитекторов» в Королевском институте британских архитекторов (RIBA).

Источник фото: www.filippovm.ru

Теперь же Михаил Филиппов, продолжая рисовать грандиозные ведуты, строит многоквартирные жилые комплексы, один из которых - знаменитый «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке в Москве. Он проектирует одновременно православный храм в Кембридже и колхозный рынок в Архангельском, квартал на ул. Маршала Рыбалко и медиа - деревню в Сочи. По всем признакам Филиппов один из самых успешных нынешних архитекторов, чему сам же склонен  удивляться: «Моя позиция с классикой в каком - то смысле утопическая, поэтому то, что я сейчас очень много работаю в городе – чудо!»

Фото: Глеб Анфилов
Архитектор Михаил Филиппов

Григорий Ревзин отмечает глубокое несходство Филиппова с мастерами современного неоклассического движения - Леоном Крие, Альдо Росси, Гордоном Смитом, «придерживающимися стратегии копийного классицизма. Филиппов рядом с ними выглядит как авангардист, взрывающий неоклассику изнутри». Его классика, по мнению автора, уникальна. В проектах находят свое выражение принципы случайности, иначе говоря, весь арсенал современного понимания органического города. Именно это осмысление, считает Ревзин, делает классику современной.

Официальный сайт архитектурного бюро: www.filippovm.ru

автор: Евгения Гершкович |  просмотр:(16976)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey