Под знаком качества

25.12.12
17:36
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (14230)

Триумф Санкт-Петербурга и заботы Москвы в итогах смотров-конкурсов Двадцатого международного фестиваля архитектуры «Зодчество - 2012».

Пока Москва думает, как будет «собирать вокруг себя земли», архитекторы северной столицы разворачивают бурную деятельность в самых разных направлениях. Это отчетливо показал очередной  фестиваль «Зодчество», прошедший 11-12 декабря в ЦВЗ «Манеж». Город на Неве не просто чувствует себя неотъемлемой частью Европы - он заявляет о намерении стать ключевым элементом североевропейского макроэкономического региона. Поэтому в его модном, черном павильоне с водоемом, отражающимся в зеркальной стене, рассказывалось не только о программах реконструкции исторического центра, но и о том, чему в плане градоустройства можно поучиться у Гамбурга, Копенгагена, Стокгольма, Риги и других городов Северного и Балтийского морей.

 

Метафорой действенных средств, которые помогут северной столице и ее партнерам укрепить свои позиции в мировой экономике, служили разноцветные «таблетки» из пенопласта, плавающие в воде. Средства, обозначенные теми же цветами в схеме на стене, - это содействие и сотрудничество на всех фронтах, от совместного развития транспортных связей и высоких информационных технологий до проведения международных культурных и деловых мероприятий. Креативное оформление амбициозных намерений было оценено «Золотым знаком качества» в номинации «Архитектура и градостроительство городов и регионов России».

О том, какие изменения можно начать с себя, Санкт-Петербург тоже думает. Своеобразным продолжением его презентации на «Зодчестве» можно считать лекцию архитектора Никиты Явейна в ЦДА, в рамках которой он рассказал о концепции преобразований в «недрах» города, подготовленной его «Студией 44».

«Студия 44» стала настоящей звездой Фестиваля. Награды в разных номинациях отразили широкий спектр ее возможностей – от  сложнейшей реконструкции исторического сооружения (Александровский дворец в Пушкине) до проекта суперсовременного экологичного спорткомплекса (стадион в Нижнем Новгороде).

Венец успеха - Гран-при за лучшую постройку - «Дворец творчества школьников» в Астане (на фото вверху). Принимая «Хрустального Дедала», Никита Явейн поблагодарил коллег из Казахстана, которые помогли реализовать проект в сжатые сроки. Ему понравилось работать в Астане, и на подходе еще один объект – вокзал в центре города, который будет принимать гостей «Экспо-2017».

Премия Владимира Татлина, за лучший проект, тоже отправилась на берега Невы - в бюро «А.Лен», авторам архитектурной концепции «Российского центра науки и культуры исламской республики Афганистан» в Кабуле, совместившей минимализм белого объема с нарядным ажуром фасадов.

Добрались энергичные питерцы и до Архангельска и принесли, пока виртуально, на пешеходную набережную Северной Двины немного голландского колорита. Аккуратные цветные домики с характерными силуэтными срезами (только ростом повыше голландских) украсили суровый северный порт в проекте «Архитектурной мастерской Мамошина» (на фото внизу), заслужившем «Золотой знак качества».

Наконец, в разделе творчества молодых архитекторов «золото» ушло команде  DA, доказавшей, что c идеями по трансформации промышленных территорий в общественные в северной столице тоже все обстоит неплохо.

Главные премии, доставшиеся московским авторам, отразили как сильные места, так и «болевые точки» столицы. К первым можно причислить реконструкцию промышленных комплексов и строительство новых станций метро и ТПУ. Это приоритетные направления новой градостроительной политики.

«Золотым знаком качества» был награжден коллектив Метрогипротранса за станцию метро «Зябликово» и участок люблинско-дмитровской линии (фото вверху).  Реконструкцию фабрики «Даниловская мануфактура» под деловой центр в стиле «лофт» (внизу), осуществленную по проекту  бюро «Сити-Арх», отметили Дипломом «За развитие идей экоустойчивой архитектуры».

Ко вторым, сложным, вопросам относится строительство нового здания ГЦСИ. Жюри Фестиваля поддержало высшим «Знаком качества» многострадальный проект, разработанный Михаилом Хазановым и его коллегами в тесном сотрудничестве с директором центра Михаилом Миндлиным (на выставочном планшете он указан как руководитель творческого коллектива).

В ходе недавних обсуждений при Министерстве культуры в проекте, который до того был уже утвержден другими московскими инстанциями, под вопросом оказалось практически все: последнее выделенное место на Бауманской, масштаб и стиль здания, концепция и функции самого арт-центра. Авторы не теряли надежду. «Мы так мало в последнее время строим, - сокрушался Михаил Хазанов, имея в виду общую городскую ситуацию. – Если надо будет переделать проект, переделаем, только бы уже с местом определились».

На днях стало известно, что под строительство ГЦСИ решено отвести участок на Ходынском поле. Представленный проект реализовываться не будет. На разработку нового объявят открытый архитектурный конкурс, жюри которого возглавит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. 

Среди немногочисленных реализованных построек, имеющих отношение к Москве, удостоился «золота» на Фестивале сколковский «Гиперкуб», проект бюро Bernaskoni.  Частный дом «Макалун» по проекту мастерской Тотана Кузембаева был отмечен «серебром».

Что касается других городов, архитекторы которых, по версии «Зодчества», заметно выступили в недавнее время, то в их числе оказались и традиционно сильные центры (Екатеринбург, Нижний Новгород), и новые, подающие надежду (много наград получила молодежь Вологды, запомнился жюри и посетителям выставки павильон Воронежской области).

«Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова» получила «Серебряный знак качества» за жилой дом по улице Академика И. Блохиной в Нижнем Новгороде.

Далеко не все видные мастера приняли  участие в Фестивале. Тем не менее в целом он по-прежнему представляет довольно широкий срез российской архитектуры и позволяет судить о ее актуальном состоянии. Главную тенденцию подметили многие. В провинции строительство идет, но заказчики еще грезят дворцами и «твердолобым» хай-теком. В столице вроде бы полюбили модернистскую простоту, много говорят о «зеленой» и социальной архитектуре, благоустройстве общественных пространств, но делают пока мало, потому что пришло время перемен и уточнения векторов развития. В этих обстоятельствах успех Санкт-Петербурга может, наверное, объясняться большей гибкостью и мобильностью его архитекторов. Cо строительством нового в северной столице, особенно в центре, давно развернуться негде. Поэтому там всегда больше внимания уделяли вопросам трансформации и реконструкции и учились находить применение своим силам и европейски ориентированному вкусу как в самом городе, так и далеко за его пределами.

Полный список наград Фестиваля: www.uar.ru

Официальный сайт фестиваля «Зодчество»: www.zodchestvo.com

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(14230)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey