Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Спецпроекты «Арх Москвы», достойные «приза зрительский симпатий».
Эту публикацию можно считать очередной серией «обзорных эскскурсий» по «Арх Москве», вышедших на нашем сайте (см. «Обзорная экскурсия по Арх Москве. Часть I»; «Обзорная экскурсия по Арх Москве, часть II».) Однако, в отличие от предшествующих репортажей здесь уже не соблюдается пространственная близость экспозиций. Выставки, о которых пойдет речь, находились в разных уголках ЦДХ, но оставили общее ощущение какого-то особого, человечного, подхода к предметам исследования.
Такое ощущение неизбежно возникает, когда в центре внимания оказывается бережное отношение к историческому наследию. На выставке «Рижская деревянная архитектура: достигнутое и перспективы» можно было увидеть, как воссоздают и берегут сооружения из дерева в столице Латвии, где они составляют примерно 10% застройки. Деревянные строения сохраняют разными способами. В этом процессе участвует и государство, и частные инвесторы. Часто старые здания обретают новую жизнь в ином качестве. Так, советская насосная станция на берегу Рижского залива, превратилась в частную виллу «Остров Пасхи», а в комплексе бывшей Гипсовой фабрики теперь находятся элитные апартаменты.
О методах реставрации и модернизации деревянных объектов рассказывала куратор выставки – архитектор Зайга Гайле. Она охарактеризовала свой подход тремя словами с приставной «ре-»: реабилитация, реконструкция, ревитализация: «Вначале идет скрупулезное изучение исторического объекта. Даже если он доведен до последней степени деградации, все равно в нем остается невероятно много прекрасного. Затем следует синтез осознанного исторического с современной функцией. Чем больше понимаем об объекте, тем увереннее можем балансировать между его сохранением-восстановлением и внесением элементов современной архитектуры и дизайна». В эскпозиции были представлены фотографии и макеты домов, убереженных от исчезновения, а также проекты современного городского строительства из дерева, ведущиеся в Риге.
С темой прошлого и памяти была связана и расположившаяся в галерее на втором этаже выставка «Морфология советской квартиры». Куратор Артем Дежурко нашел, а фотограф Алексей Народицкий заснял, шесть квартир, обитатели которых сохранили обстановку, привычную им с детства – с 1960-х- 1970-х годов. Таблички рядом с фотографиями содержали рассказы хозяев этих квартир о том, почему они до сих пор так живут. Вспоминая, откуда взялись те или иные вещи, они заодно вспоминали истории своих семей. «Отчего в постсоветскую эпоху люди принялись, как гомункулы после атомного взрыва, селиться в обезличенных, выхолощенных евроремонтом пространствах, как будто у них не было детства?», - примерно так рассуждал куратор, начиная свое исследование год назад.
Фоторяд сопровождали реальные предметы тех лет – зеркальное трюмо, шкаф с «пламенным» шпоном, кресла в истертой обивке с деревянными подлокотниками. Смысл этой демонстрации «старья» состоял и в том, чтобы заставить посетителей пересмотреть отношение к советскому дизайну, проникнуться его эстетикой. И подумать, что, может быть, не стоит выбрасывать и отвозить на дачи старые вещи, а нужно произвести небольшую реставрацию, поменять обивку, обновить деревянные детали, хотя бы потому, что лет через 20 все созданное в 1970-х автоматически станет антиквариатом.
Третья выставка переносила посетителей из города на природу. В этом году организаторы Фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» вместе с мастерской ТАФ провели конкурс. Давалось задание спроектировать универсальный протообъект архитектуры, «не нуждающийся в укаршениях, обладающий минимальной функцией», а именно – сарай. По лучшим проектам были изготовлены и выставлены на импровизированной поляне с березками между колоннами ЦДХ макеты. Многие участники конкурса выбрали для своих проектов дерево, но были удачные решения и из других материалов, например, сарай Группы FAS(t), сконструированный из подвесных стальных цепей. Проект «Архстояние» нацелен на органичное взаимодействие природы и архитектуры. Сейчас организаторы, похоже, решили доказать, что, чем проще форма, тем лучше она вписывается в ландшафт. Сараи победителей уже строятся в Никола-Ленивце и cовсем скоро предстанут «в полный рост» перед гостями Фестиваля, который пройдет с 29 по 31 июля (следите за анонсами на сайте).
Между тремя вышеупомянутыми экспозициями, на первый взгляд, нет прямой связи. Но на самом деле их объединяет идея бережного отношения к чему бы то ни было – к историческому наследию, к вещам, которыми дорожили в наших семьях, к ландшафту. Эти камерные выставки дополнили разнообразную программу «Арх Москвы» темами, понятными и близкими абсолютному большинству ее посетителей.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.