Past perfect по Бродскому

26.03.15
22:30
автор: Анна Мартовицкая    |    просмотр: (14019)

В Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана в Берлине действует выставка известного архитектора-художника, в этом году отмечающего свое 60-летие. Организаторы постарались представить весь спектр графического таланта мастера. До 5 июня.

© Александр Бродский
The architect (Архитектор)/1984/Офорт/530 x 390 мм

Проект «Александр Бродский. Графика. Рельефы» (инициатор – архитектор Сергей Чобан, куратор – Дарья Парамонова) можно, наверное, назвать ретроспективой, но в контексте камерных залов-кабинетов берлинского музея это «всеохватное» определение кажется не совсем точным. Выставка сфокусирована на главных гранях и открытияx Бродского-графика: показывает как его широко известные рисунки и гравюры, так и новые работы на поверхностях из необожженной глины и строительного рубероида.

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу: нижний этаж музея занимают произведения 1980-х – начала 2000-х годов, тогда как верхний полностью отведен под недавние произведения. Многие из рисунков и офортов, собранных в нижнем зале, хорошо знакомы  в том числе и западной публике: «Точки схода», «Ландшафт» и, конечно, «Дворец Всеобщего Благоденствия» – хрестоматийные работы Бродского, в которых мгновенно узнается его фантасмагорический почерк и антиутопичный взгляд как на архитектуру, так и на пространство и общество в целом. В критическом подходе художник по-прежнему верен себе, что видно по циклу 2012 года, рассказывающему о зданиях фабрик-катафалков, которые вязнут (и таки увязают) в горе то ли песка, то ли мусора.

© Александр Бродский
Place of overall prosperity (Дворец всеобщего благоденствия)/ 1998/ Шелкография/1010 x 760 мм

© Александр Бродский
Untitled (Без названия)/2012/Бумага, карандаш/ 500 x 700 мм

Куратор выставки Дарья Парамонова сначала собиралась показывать работы Бродского в лайтбоксах, но затем сознательно отказалась от этой идеи. Мрачноватая эстетика автора действительно вряд ли нуждается в каком-либо парадном оформлении. Графические листы, просто развешенные на стенах, образуют множество интересных визуальных связей друг с другом за счет (иногда колоссальной) разницы масштаба изображений и использования разных техник.

Верхний этаж музея представляет цикл т.н. «глиняной графики» – его художник создал специально для юбилейной выставки в Берлине, а Музей архитектурного рисунка, в свою очередь, по этому случаю впервые вышел за рамки жанра традиционной графики. Техника создания этих инсталляций такова: тонкий слой глины наносится на сетку-рабицу, а затем получившаяся поверхность используется как холст. По мере высыхания глина начинается трескаться, и к рукотворным линиям добавляется мелкая хаотичная сетка морщин, придающих работам очарование живой мимики. Так морщинки, которые сами по себе считаются унылым синонимом старения, способны сделать улыбку особенно обаятельной.

© Александр Бродский
Untitled (Без названия)/2014 /Необожженная глина/840 x 1750 мм

Как водится у Бродского, все работы названы либо «Эскизами», либо вовсе оставлены «Без названия», и тем шире поле для трактовки. Впрочем, сомнений не возникает: перед нами фасады – гигантские слепки поверхностей домов, от венецианских палаццо до модернистских мегаблоков. По тому, с какой скрупулезностью проработаны окна, можно предположить, что художник исследовал ритм и соотношение глухих поверхностей и проемов в архитектуре разных эпох, а точнее, то, что остается от фасада в том условном отдаленном будущем, когда время смывает весь прочий декор. На past perfect намекают и размещенный здесь же «чертеж», выполненный тушью на строительном рубероиде, а также «Композиция из 14 фрагментов» – пазл из глиняных дощечек, на каждую из которых нанесен фрагмент генплана… Что это за поселение и были ли у него шансы сохраниться до наших дней? Каждый волен дать свой ответ на вопрос, который Александр Бродский силой и масштабом своего дарования адресует напрямую Вечности. 

Фото: © Michaela Schoepke

Выставка продлится до 5 июня.

Анонс выставки: http://www.archplatforma.ru/?act=1&catg=18&nwid=3670

Официальный сайт музея: http://www.tchoban-foundation.de/

автор: Анна Мартовицкая |  просмотр:(14019)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey