Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Масштабная выставка в Музее Архитектуры детально и увлекательно рассказывает историю архитектуры и сценографии российского театра с середины XVIII века до 70-х годов XX столетия. Побывав на экскурсии с куратором Александрой Степиной, мы составили краткий «путеводитель» по экспозиции, продленной до 9 апреля.
Прежде всего, нужно сказать, что проект «Мир – театр», включивший выставку, объемный каталог и насыщенную образовательную программу, – фундаментальный исследовательский труд. Музей давно не делал таких сложносочиненных историй: в экспозиции собраны вещи из десятка музеев и частных коллекций, что позволило поэтапно, очень обстоятельно и пластически разнообразно, представить, с чего начинался, как развивался, менялся и какую роль в жизни общества играл русский театр. Основные материалы – архитектурная графика и макеты к реализованным и конкурсным проектам, инсталляции, архивные фотографии, эскизы к декорациям и костюмам. Показ мира театра через взаимодействие внешнего и внутреннего, архитектуры и сценографии – стержень кураторского замысла.
Дизайн экспозиции придумал Илья Уткин, архитектор, известный в том числе сценографическими работами — к балету «Светлый ручей» Шостаковича (Рига, Национальный оперный театр, 2003), «Золушке» Прокофьева (Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002) и многим другим постановкам. Здесь для оформления он тоже предложил театральный ход – отделать экспозиционные поверхности черным приборным сукном, поглощающим свет. В театре оно создает абсолютную тьму, позволяя софитам управлять вниманием зрителя. При музейном свете – эффект не такой, но черное полотно, тем не менее, служит стильным, мягким фоном, подчеркивающим экспонаты. Экспозиция выстроена ясно, по хронологическому принципу, с акцентом на знаковых проектах, однако, количество визуального материала, несмотря на емкие экспликации, располагает к вдумчивому усвоению в сопровождении экскурсовода. Нам посчастливилось посмотреть выставку с куратором и получить ключи, облегчающие ее «прочтение».
В первом вводном зале объединены экспонаты разных эпох, принадлежащие к двум разным корням театра в России. Почвенная, народная традиция, идущая от мистерий и ярмарочных балаганов, долго существовала как маргинальная, пока на рубеже XIX и XX веков ее не вывели на профессиональную сцену «мирискусники», а затем «водрузили на щит» и креативно переосмыслили революционеры-авангардисты, искавшие альтернативу классическим, имперским шаблонам. Неслучайно поэтому открывает выставку скульптурная композиция из дерева, воспроизводящая сцену из «Мистерии-буфф» Маяковского. Оформление к переработанной в 1921 году постановке Мейерхольда выполнил театральный художник Виктор Киселев, но эта его скульптура – не макет, а скорее памятник спектаклю, выполненный, когда он уже шел.
Мейнстрим – классическая традиция, воспринятая от Европы и быстро поднятая на конкурентоспособную, а затем и недосягаемую высоту, – на всем своем пути почитала величайшим эталоном ренессансный театр Олимпико Палладио. Образец, соединивший в одно идеальное целое архитектуру и декорации, благополучно пережил революцию, о чем здесь свидетельствует, например, проект театра для петербургского Дворца рабочих Ивана Фомина (1919).
О первой серьезной архитектуре театров позволяют судить обмеры Зимнего дворца Растрелли. Устроенный в нем театр Елизаветы Петровны был камерным, но уже в несколько ярусов, и у императрицы было целых 4 места, включая тайную ложу. Она выписала передовых итальянских художников Джузеппе Валериани и Джироламо Бона, чьи рисунки к декорациям опер дают представление о грандиозных архитектурных перспективах, изображавшихся на задниках. Интересно, что и потом, в эпоху классицизма, оформление представлений, расходясь с палладианской по духу архитектурой, долго сохраняло именно барочную натуру, с естественным для нее стремлением ошеломить, удивить зрителя, прибегая к всевозможным, иногда небезопасным спецэффектам типа извержения вулканов, блеска молний, нередко приводившим к пожарам.
Немало внимания уделено на выставке частным театрам XVIII века, устроители которых тратили солидные средства и на архитектуру, и на сценографию, и на артистов. Для этого раздела удалось даже раздобыть фрагмент костюма – бутафорских доспехов из театра Апраксиных в Ольгово. Именно по частной инициативе фактически состоялся первый международный конкурс на проект театра – страстно увлеченный зрелищным искусством Николай Петрович Шереметев задумал под него реконструкцию фамильного особняка на Никольской улице: на выставке можно увидеть чертежи, выполненные Франческо Кампорези. Этим планам, однако, не дано было осуществиться в силу дороговизны: пришлось бы перестраивать все здание. Граф «отвел душу» в Останкино. Театральному залу, оборудованному по последним технологиям и трансформировавшемуся в бальный, там отведено центральное место. И чтобы представлять истинное значение этого частного театра, нужно знать, что в нем увидели свет около 90 оперных и балетных постановок в сопровождении первого в России симфонического оркестра, и еще около 100 спектаклей находились в разработке. Макеты 1970-х, воссоздающие декорации Пьетро Гонзаги для театра Юсуповых в Архангельском, оборудованного уже в отдельном здании, правда, еще не в специально построенном, а в бывшем манеже, отображают введение нескольких планов и возможность прохода актеров между ними.
Главный зал анфилады закономерно посвящен крупнейшим императорским театрам. Это Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге, начатый Ринальди по заказу Екатерины II, и перестроенный с расширением Тома де Томоном для Александра I. И, конечно, Большой театр в Москве – его история развернута от предшествовавшего здания театра Медокса до образцовой ампирной архитектуры Бове, пострадавшей в ужасном пожаре 1853 года, и существенно реконструированной Альбертом Кавосом. Еще один краеугольный проект, без которого нельзя было обойтись, – Александринка Росси. Наряду с проектной графикой мастеров (многие рисунки Росси, например, выставляются впервые) демонстрируются их эскизы к оформлению спектаклей – пришло время мастеров-универсалов. Экспонаты раздела показывают, как театр, обретая собственное здание, не только уподобляется храму, доступному и открытому для всех, кто способен заплатить за билет, но и становится ключевым элементом градостроительных ансамблей. Важно, что такое место он занимает, будучи своеобразной моделью государственного устройства. В первую очередь это отражено в расположении императорского места: в центральной ложе, поднимающейся сквозь все ярусы, – при Екатерине II: так императрица главенствует и соединяет все в сословной иерархии, или в первом ряду, но больше ничем не примечательное, – при либеральном Александре I.
Особый интерес представляет макет Малого театра середины XIX века, раскрывающий усложнившуюся машинерию и структуру кулис, увеличившуюся глубину сцены, что поспособствовало развитию балета как пространственного действия и позволило художникам сцены Карлу Вальцу и Андреасу Роллеру выстраивать сложные, многоплановые и мобильные декорации.
Отказ властей от монополии на публичный театр в 1867 году привел к развитию множества новых типологий. В зале, рассказывающем про этот период, размещены проекты театров-павильонов, театров-чайных, театров-клубов, театров в торговых домах, летних открытых театров, театров-кинотеатров. В проектировании подобных сооружений особо преуспел архитектор Илларион Иванов-Шиц, и несомненным украшением экспозиции служит его графика – виртуозные, эстетские подачи в стилистике модерна, образцом которого являлись и его здания.
Параллельно с вариациями архитектуры демонстрируется коренное изменение, произошедшее в сценографии: в театр приходят живописцы. Поскольку многие новые театральные залы были весьма компактными и не позволяли сооружать ряды кулис, художники просто рисовали задники – гигантские картины на холстах. С одной стороны, это обеспечивало мобильность театра – декорации сворачивались и гастролировали вместе со спектаклями. С другой стороны, такие декорации, выполненные в ярко выраженной авторской манере, значительно влияли и на режиссуру. Художник превращался в соавтора постановщика. Игра актеров теперь разворачивается на первом плане, и художники, которые создавали не только декорации, но и костюмы, воспринимают артистов как часть картины. В экспозиции эту тенденцию иллюстрирует живопись Рериха, Ламбина, Коровина, Добужинского, Сапунова, Билибина.
XX век – с революцией авангарда, массовыми конкурсами на театры по всей стране в 30-x и 50-х, поисками второй волны модернизма и постмодернистскими тенденциями – несколько стесненно, при огромном массиве материала, размещается в двух замыкающих залах анфилады. После размеренного ритма и «закоулков» из черных стендов здесь красные, диагонально выстроенные стены подчеркивают динамику развития постреволюционного театра. В небольшом пространстве удалось, однако, представить параллельное сосуществование и конфронтацию авангардистских экспериментов и победившей в какой-то момент новой ориентации на классику.
Поражает, насколько современны были решения, найденные мастерами авангарда – совершенно новые пространства с меняющейся геометрией, круглыми, вращающимися сценами, сложными внешними рампами. Можно проследить, как эксперименты, начатые Бархиными и Лисицким в относительно небольшом театре Мейерхольда, приобретают размах в работе Минкуса и Муйжеля – конкурсном проекте Театра массового действия на 4000 мест в Харькове. Для такой футуристической сцены предполагались соответствующие декорации – с видеопроекциями (!). Есть на выставке и яркие примеры авангардной сценографии, чаще вынужденной вписываться в традиционные здания.
И по соседству с экспериментами – грандиозные, реализованные сооружения в классической традиции – театр Советской Армии Алабяна в Москве, Большой театр оперы и балета Лангабарда в Минске. Фотография последнего из архивов показательна: здание, построенное на пустыре недалеко от деревянных домиков, кажется исполинским. Как и во времена расцвета Российской Империи, театр снова становится градостроительной доминантой, а театральное искусство – рупором государственной идеологии. Неслучайно большинство архитектурных конкурсов того периода – на театры.
Но вскоре «борьба с украшательством» отменит колонны и портики, вторая волна модернизма принесет простую геометрию и остекленные фасады. Интересными, обращенными к находкам авангарда и в архитектуре, и в сценографии, экспериментами отмечены 1970-е. И здесь два опорных проекта – здание нового МХАТА Владимира Кубасова на Тверском бульваре и театр Владимира Сомова в Новгороде. Знаковая архитектура – запоминающийся фасад из сколотого камня, ярусный зрительный зал с деревянной отделкой у первого, и здание без единой колонны, как в древнерусской архитектуре, у второго – представлена очень выразительной и эмоциональной по цвету и динамике линий проектной графикой.
Самые интересные образцы сценографии тех лет представляют собой объемные, пластические структуры, такой архитектурный подход в соответствии с основной профессией был характерен и для Бориса Мессерера, и для Сергея Бархина.
Многие посетители выставки, включая главного архитектора Москвы, Сергея Кузнецова, оценив то, как качественно она скомпонована, обращали внимание и на то, как много интересного материала второй половины XX века, сюда могло бы еще войти. Но всегда нельзя объять необъятное: у команды Музея архитектуры есть планы сделать продолжение, посвященное проектам российских архитекторов и сценографов, начиная с 1980-х и до наших дней, но на это нужно и время, и средства, и поддержка нового директора, который пока еще не назначен.
К выставке подготовлена специальная образовательная программа: она включает тематические лекции, дискуссии, кураторские экскурсии и экскурсии от приглашенных лекторов, а также спектакли, которые расскажут зрителям о театре, его истории, архитектуре и сценографии. С расписанием мероприятий можно ознакомиться по ссылке:
http://muar.ru/item/1085-programma-mir-teatr
Фото экпозиции и иллюстрации предоставлены пресс-службой Музея Архитектуры им. А.В. Щусева (если не указаны другие источники).
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.