Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Дерево с близкого севера :: Архплатформа

Дерево с близкого севера

15.03.13
10:05
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (18571)

С 15 по 27 марта ЦДА принимает фестиваль NORDIC WOOD. Мы попросили организаторов рассказать о его концепции, проблематике и событиях.

NORDIC WOOD – новая история от создателей АРХИWOOD, ежегодной российской премии в области деревянной архитектуры. В фестивале наряду с Россией участвуют Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Латвия, Эстония – страны, где cтроительство из дерева – важный элемент национальной идентичности. Что общего в их архитектуре, каковы отличия? Посетители выставки, круглых столов, лекций и других мероприятий программы, наверное, будут ждать ответов в первую очередь на эти вопросы. Они же интересовали и организаторов фестиваля, но не только сравнительный анализ сооружений был их целью. Для чего был придуман NORDIC WOOD? Слово – авторам проекта.

Юлия Зинкевич, продюсер фестиваля NORDIC WOOD, руководитель проекта АРХИWOOD. В этом году премия АРХИWOOD будет вручаться  уже в четвертый раз, и мы решили посмотреть на нее в контексте мирового опыта проведения аналогичных мероприятий, прежде всего – в скандинавских и балтийских странах, близких нам по климату и расположению на карте. Нам было интересно, какие у других премий критерии оценки объектов, какие номинации, кто организует? У меня ощущение, что в России главное – это образ здания, и, к слову, только у нас есть номинация «арт-объект». А для кого-то важнее экономичность или автономность сооружения.

 K2S Architects Ltd. «Капелла тишины» в Хельсинки. Фото: Marko Huttunen.

Семь стран будут представлены на выставке объектами, награждавшимися в последние годы. От России экспертный совет АРХИWOOD отобрал 10 победителей разных лет. Плюс есть еще раздел самых свежих проектов из всех стран – 2012 года, еще не премированных. Среди них – Капелла тишины в Хельсинки  (K2S Architects), «Арка» бюро BERNASKONI в Никола-Ленивце и другие.

Lundgaard & Tranberg. Общежитие Tietgenkollegiet, Дания.

Почему NORDIC WOOD это все-таки фестиваль, а не просто выставка? Очень хотелось поговорить с представителями премий и архитекторами из всех стран-участниц, выявить идентичности национального деревянного, и мы позвали их в Москву для дискуссий и обмена опытом. В первый день фестиваля пройдет круглый стол, где планируем обсудить общие и локальные тренды. В субботу, 16 марта, архитекторы из Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии выступят с лекциями. От России компанию им составит Тотан Кузембаев. В течение 12 дней Фестиваля будет много разнообразных мероприятий, в том числе – мастер-классы для детей, кинолекторий «Деревянная архитектура в советском кино и мультипликации: от быта до романтики». Он пройдет 21 марта – в Международный день дерева. 
Еще команде проекта АРХИWOOD, конечно, очень хочется познакомить иностранных гостей с проектами русских архитекторов, работающих с деревом. Надеемся постепенно повысить в мире знание о хорошей российской деревянной архитектуре, которой, как показывает наша премия, немало.

Мария Фадеева, архитектурный критик, куратор NORDIC WOOD. Цель фестиваля – не просто рассказать о том, какой разной или похожей бывает деревянная архитектура, но и сопоставить ее бэкграунд  в странах интересующего нас региона. А то мы часто говорим общие слова о сознательности европейцев, а ведь есть определенная почва, на которой эта сознательность «выросла». Многое можно понять по особенностям проведения премий, но есть еще такие показатели, как доля лесных территорий, объем производства пиломатериалов, кто владеет лесом. От последнего, кстати, напрямую зависит качество деревообработки. Финляндия, например, закупает большие объемы сырья в России, но обрабатывает его у себя. Для того, чтобы наглядно представить все собранные нами цифры и параметры, архитектор Филипп Кац разработал специальную инфографику. С ее помощью на планшетах, сопровождающих выставку, демонстрируется сходство и различие премий – сколько времени существуют, какие есть номинации, призы и бонусы для участников, и здесь же – информация о состоянии отрасли в той или иной стране. А еще вы увидите карту местонахождения большинства объектов-лауреатов последних лет и музеев деревянной архитектуры. Нам показалось интересным совместить эти два культурных пласта: ведь какие-то из современных построек со временем тоже будут признаны памятниками.

 Helen & Hard. Библиотека и культурный центр в Веннесла. Фото Emile Ashley.

Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор NORDIC WOOD. Архитектуру североевропейских стран объединяет общая школа модернизма, и ярко выраженных национальных различий между ними, пожалуй, нет. Можно говорить, что в Эстонии, позже подхватившей «скандинавское» направление развития, больше смелых экспериментов формального характера. У шведов заметнее элементы постмодернизма, а у датчан наблюдается влияние голландцев – другой европейской школы. Но во всех западных странах, участвующих в Фестивале NORDIC WOOD, есть ясное понимание значимости деревянного строительства. Дерево – один из инструментов, который помогает им cоздавать структуру «устойчивого общества». В отличие от «общества благосостояния» оно не нуждается в архитектурных «аттракционах». И поскольку тема дерева востребована давно, сегодня там больше внимания уделяется экологической составляющей, чем, скажем, форме. В России подход другой.

Cubo Architects. Комплекс зданий в гавани Хаммерхаун, Дания

Проблема самоидентификации для многих стоит остро, а для России в силу исторических и социальных причин – в особенности.Чаще всего мы оцениваем чужой опыт со своей колокольни, NORDIC WOOD – попытка объективного взгляда на «соседей» и на себя в сравнении с ними. Отчасти мы похожи на Эстонию: также жадно пытаемся научиться. Однако в процессе восприятия чужого опыта важно понимать, что полностью его скопировать не получится – логика развития и условия совсем иные. Возможно, фестиваль поможет это увидеть. Особенность проекта и в том, что мы рассматриваем премии – существующие в разных странах механизмы оценки и пропаганды деревянной архитектуры. У нас это частная инициатива - АРХИWOOD, за рубежом – зачастую государственная, и этот момент тоже важно было обозначить.

Renzo Piano Building Workshop. Офисный комплекс с музеем современного искусства в Осло

Свои мысли о специфике подхода к деревянной архитектуре в нашей стране Николай Малинин емко и образно изложил в статье, открывающей каталог выставки. Очень рекомендуем найти и целиком прочесть этот текст. Здесь вкратце перескажем главное. По мнению куратора Премии АРХИWOOD и Фестиваля NORDIC WOOD, отношение к дереву в России противоречивое. Вроде бы лесов много, и материал нам «родной», а популярным его назвать нельзя. Проблема в том, что революция прервала связь времен, и дерево списали со счетов как нечто патриархальное, не соответствующее духу времени. Но и духу 1990-х, начавших восстанавливать традиции, оно не слишком соответствовало. В эпоху «накопления» первичного капитала строить из дерева казалось несолидно, неликвидно и опять-таки несовременно. Строгие пожарные нормы не позволяют возводить масштабные сооружения из дерева в городах. Лозунгам «энергоэффективность», «экологичность», «устойчивость» в народе до сих пор не доверяют, считая их исключительно рекламными уловками. Наконец, наблюдается кардинальное расхождение понятий красоты и пользы. В подавляющей массе нынешних деревянных строений эксперты не видят архитектуры, а постройки, признанные профессионалами, непригодны для среднестатистического россиянина, хотя бы потому, что он себе такую красоту позволить не может.

VOLGADACHA. Бюро BERNASKONI

«Поэтому, помимо собственно премии, кураторы проекта возят свои выставки по городам России, читают лекции, устраивают просветительские экспозиции, издают книги, организовывают конкурсы на строительство новых деревянных объектов…И именно поэтому нам так важно не просто подглядывать за соседями, но и пропагандировать их в  России, знакомить с деревянной архитектурой Балтии и Скандинавии самые широкие круги населения, проводить параллели, восхищаясь различиями и радуясь общему», - такими словами завершается статья Николая Малинина. И начинается Фестиваль, где есть на что посмотреть и о чем подумать. Одним из «открытий» выставки, дизайном которой занимались архитекторы Никита Асадов и Елизавета Фонская (MADETOGETHER), может стать и сам зал экспозиции в Центральном доме архитектора, много лет недоступный для публики. 

Программу фестиваля можно посмотреть  здесь.

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(18571)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey