Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Баня как предлог :: Архплатформа

Баня как предлог

19.02.13
19:30
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (17111)

Во втором учебном семестре студенты МАРШ будут проектировать городские термы, «долгоиграющее жилье» и «территории детства». Какие темы и проблемы стоят за cтоль необычными объектами?

В предыдущих публикациях, посвященных МАРШ, мы уже писали о том, что студенты Московской архитектурной школы прорабатывают не отдельные объекты, а проблемы, решением которых могут стать те или иные сооружения. «Архитектура и власть», «Культура в городе», «Трансформация ценностей» - так звучали темы первого полугодия, заданные архитекторами-руководителями проектных студий – Антоном Мосиным, Сергеем Скуратовым и Евгением Ассом. Задачи разного содержания казались, тем не менее, соизмеримыми – их объединял урбанистический масштаб, идея преобразования значительных кусков городской ткани. Новые задания, представленные ученикам на прошлой неделе Евгением Ассом, Владимиром Плоткиным и Наринэ Тютчевой, на первый взгляд, лежат в совершенно разных плоскостях. Одно обращено к чувствам, другое – к рационализму, в третьем важную роль играют психология и ассоциативное мышление. Выбрать одну тему студентам на сей раз, возможно, было сложнее, но на самом деле все три задания позволяют поработать во всех названных измерениях.

В студии ректора школы Евгения Асса (преподаватели Рубенс Кортес, Кирилл Асс) итогом работы должен стать проект бани или городских терм. Типология вроде бы не самая распространенная и востребованная. Но речь идет не просто о бане. Баня здесь предстает испытательным полигоном для новых методов проектирования, квинтэссенцией размышлений на тему «Архитектура. Тело. Чувства». Одна из проблем современной архитектуры, по мнению Евгения Асса, состоит в стремлении угодить в первую очередь глазу. Во многих новых объектах, по его наблюдениям, превалируют гладкие, скользкие, отполированные до зеркального блеска поверхности. И это, кстати, определенным образом характеризует наше время. Архитекторы не всегда учитывают, что здания и пространства не только как-то выглядят, но еще и звучат, пахнут, производят разные температурные ощущения, воздействуют на осязание. Группа Евгения Асса сфокусируется на телесных переживаниях архитектуры, попробует проектировать в разных системах восприятия. Появление бани вполне оправдано: это место, где чувства обнажены и особенно остры. Студенты изучат историю типологии, должны будут вписать свой объект в конкретные участки в центре Москвы. «Итогом будет портфолио, но мы бы хотели, чтобы вы проектировали и другими способами. Частью проекта может стать запах, акустическая программа - то, что составляет реальную сущность архитектурного пространства», - обратился к студентам Евгений Асс и для вдохновения показал серию картин Петера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего «Пять чувств» (внизу - картина «Слух») и фрагменты из разных фильмов, передающие, как рукотворная среда воздействует на различные рецепторы.

В название студии, которую Владимир Плоткин ведет с Владимиром Юзбашевым, вынесен вопрос - «Долгоиграющее жилье?». Подразумевается погружение в интереснейший раздел практической архитектуры, напрямую связанный с разработкой доступного социального жилья. Но поскольку это понятие в реалиях нашей страны размыто, и социальный заказ отсутствует, Владимир Плоткин продумал особую постановку вопроса. «Ситуация такова, - пояснил он, -  что, с одной стороны, мы имеем типовые панельные дома, и их тиражирование продолжается, только теперь это не социальное, а коммерческое жилье. С другой стороны, гонка инвесторов и девелоперов за сверхприбылями приводит к появлению некачественных, не рассчитанных на долгую жизнь коммерческих построек». Студентам предложено придумать малобюджетное жилье, способное прослужить долго. В проект они должны будут заложить возможности трансформации в соответствии с меняющимися со временем нуждами обитателей. Необходимое условие - рассчитать стоимость объектов в рамках заданного бюджета. Сугубо практичная, «земная» задача. Но будущим архитекторам следует также смоделировать возможные сценарии жизни людей в проектируемых домах, а это уже пересечение с областью чувств и психологией.

Иллюстрация к проработке концепции жилья новой типологии, которой занималось бюро Владимира Плоткина ТПО «Резерв», проектируя ЖК «Аэробус»

Третья студия называется «Территория детства». Руководитель - Наринэ Тютчева (на фото), преподаватель - Ксения Аджубей. По названию можно подумать, что объектами проектирования станут детские площадки, детские сады, игровые зоны. Однако архитектор Наринэ Тютчева приглашает взглянуть на тему шире, философски. Взрослым гораздо проще и спокойнее помещать детей в специально придуманные, отгороженные от «большого, опасного мира» пространства, чем приспособить и сделать более дружелюбным весь город. «Резервации», по наблюдениям психологов, - не самый лучший вариант воспитания детей, он часто приводит к потере контакта с ними. Что же требуется от студентов МАРШ? «Задачей нашего проекта является создание «объекта-инспиратора», места, провоцирующего и детей и взрослых на развитие позитивного и гуманного отношения к действительности. Данный объект должен быть расположен в городской среде и может стать импульсом к дальнейшему ее развитию», - говорится в тексте, вводящем в тему. Важная часть предпроектного исследования - воспоминания о собственных детских ощущениях, а проектировочным методом может стать игра, которую надо будет придумать во время занятий. Затем ученикам предстоит применить свои идеи к одной из четырех московских территорий, предложенных на выбор.

Вместе с темами проектных студий были представлены новые модули учебной программы. Специалист по градостроительству Надежда Нилина рассказала о своем курсе (соведущий - Ярослав Ковальчук), содержащем теоретическую часть и практические занятия по анализу шести метрополий, в число которых обязательно войдет Москва. Городская структура будет изучаться в макро и микропланах - от крупных территориальных элементов до локальных общественных пространств и объектов различной типологии. К концу занятий учащиеся получат рабочий инструментарий, который пригодится им, как в работе над проектами в студиях, так и в дальнейшей профессиональной практике. О законодательных основах последней и прочих полезных в деятельности архитектора вещах, ученики узнают на занятиях директора школы Никиты Токарева. А мы постараемся узнать и рассказать, как студенты справятся с задачами начавшегося семестра. МАРШ продолжается.


Официальный сайт школы: www.march.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(17111)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey