Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 «Варшава» и «Восход»: итоги конкурса, часть I :: Архплатформа

«Варшава» и «Восход»: итоги конкурса, часть I

29.01.16
19:17
tags: Россия |
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (15812)

26 января в кинолектории МСИ «Гараж» после публичной презентации проектов финалистов были оглашены итоги конкурса на разработку концепций преобразования двух московских кинотеатров 1970-х годов в актуальные центры городской активности. В этой публикации мы представляем предложения всех пяти команд для кинотеатра «Варшава».

Благодаря открытому конкурсу, инициированному  девелоперской компанией ADG Group совместно с Москомархитектурой (оператор – агентство стратегического развития «Центр», информационное сопровождение – «Правила общения»), старые районные кинотеатры оказались в центре общественного внимания. Не самые, казалось бы, значительные, преимущественно типовые объекты сегодня вписываются в мейнстрим мировой архитектурной мысли. Награждая победителей конкурса концепций редевелопмента «Варшавы» и «Восхода», главный архитектор Москвы неслучайно напомнил о том, что куратором Венецианской архитектурной биеннале и лауреатом Притцкеровкой премии в этом году стал Алехандро Аравена. «Социальная архитектура, идеология форматирования пространств для широкого использования людьми становится основным вызовом времени», – заметил Сергей Кузнецов. С московскими кинотеатрами, построенными в советское время, связан широкий круг вопросов. Когда-то они были средоточием общественной жизни, в наши дни их закрывают, нередко сносят, либо сдают в аренду под нецелевое использование, потому что в своей нише им все сложнее конкурировать с передовыми многозальными, сетевыми центрами. Одновременно город стремится к «децентрализации», созданию точек локальной активности, которые могли бы улучшить, обогатить событиями жизнь периферий. Стоит ли строить «с нуля» объекты культурной инфраструктуры и социализации, если «в активе» уже есть пригодные здания? Кинотеатры, правда, имеют специфическую архитектуру. Как ее можно приспособить под новые функции, востребованные жителями района, а возможно, всего города, и одновременно интересные инвесторам?

Ответы на эти вопросы искали пять команд. 26 января на публичной презентации в МСИ «Гараж» они представили свои концепции для двух пилотных объектов, вынесенных на конкурс. Всего ADG Group приобрела и планирует преобразовывать 39 столичных кинотеатров, поэтому, по словам представителей группы, пригодиться могут все прозвучавшие идеи. Главной коллизией соревнования стала двойственность задачи. Она заключалась и в функциональном программировании, и в разработке архитектурного решения. По словам члена жюри, директора школы МАРШ Никиты Токарева, экспертам пришлось оценивать фактически два конкурса. В результате по «Варшаве» равное количество баллов набрали и были названы победителями две команды – российско-голландское бюро SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ. Для «Восхода» лучшей была признана концепция SVESMI.
Большинство участников старалось выработать единый методологический подход к двум объектам, но при этом все признавали существенные различия между ними и необходимость индивидуальных контекстных решений. Поэтому мы решили разделить освещение итогов конкурса на две публикации. Ниже рассмотрим предложения для «Варшавы», в следующей статье – для «Восхода».


Кинотеатр «Варшава» расположен в оживленном месте на территории Войковского района (Северный административный округ) и окружен небольшим парком, выходящим на Ленинградское шоссе. В нескольких шагах – станция метро «Войковкая» и ТРЦ «Метрополис», где, кстати,  есть новый киноцентр. Построили «Варшаву» в 1970-м году по проекту авторского коллектива под руководством А.Д. Меерсона. Здание представляет собой крепкий образец архитектуры советского модернизма, во время последней реконструкции прикрытый дешевыми навесными фасадами, исказившими его первоначальный облик. В данный момент объект еще функционирует как кинотеатр, в нем размещаются и другие коммерческие сервисы, но отзывы посетителей о предоставляемых в них услугах далеки от восторженных.

Иллюстрация к концепции SVESMI — победителя конкурса

«Игры обмена». Концепция команды-победителя – российско-голландского бюро SVESMI

Бюро SVESMI, известное участием в смысловой «перезагрузке» и реновации московских библиотек, взявшись за кинотеатры, поставило перед собой задачу придумать стержневую функцию, которая бы генерировала и аккумулировала новые смыслы. И остановилось на теме рынка – как метафоры живого пространства общения, обмена, в котором переплетаются коммерческие и социальные составляющие, рынка как театра, зрелищного действия, за которым всегда интересно наблюдать. Архитекторы опирались на пример Markthal –  футуристичного маркета в жилом доме, построенного по проекту MVRDV и ставшего дико популярным местом Роттердама. SVESMI руководствовались тем, что сегодня еда в городе играет колоссальную роль, объединяет людей. А вокруг этой функции могут разворачиваться самые различные сервисы, включая спортивные и культурно-образовательные.

Иллюстрация к концепции SVESMI — победителя конкурса

Архитекторы предлагают сохранить исторические габариты и силуэт здания «Варшавы», увеличив полезное пространство за счет раскрытия и введения в оборот цокольного этажа с отдельным входом на рынок. Рынок – центральное ядро, вокруг которого на верхних уровнях, как на театральных балконах, живут магазины, фудкорт, рестораны и многое другое.

Иллюстрация к концепции SVESMI — победителя конкурса

Второе по значимости пространство — многофункциональный зал, где частично сохраняется ступенчатая структура кинотеатра. По мысли авторов, это универсальная городская гостиная, в ней может происходить все, что угодно. Программу дополняет детский образовательный и игровой центр, функционирующий в объеме на крыше.

Иллюстрация к концепции SVESMI — победителя конкурса

Работа SVESMI понравилась жюри, в составе которого оказалось немало специалистов по советскому модернизму, бережным отношением к исторической архитектуре здания. Концепция предполагает восстановление главного стеклянного фасада и увеличение площади остекления за счет добавления цокольного этажа. Попасть в здание можно будет с двух уровней, а между этажами перемещаться тремя способами: на лифтах, по эскалаторам и по пандусу концертного зала, «растянутого» между первым и третьим этажами.

Иллюстрация к концепции SVESMI — победителя конкурса

Концепция консорциума-победителя «Спектрум + EMBT + А2ОМ»

Второй победитель мыслил в схожем со SVESMI ключе, решив разрабатывать для «Варшавы», отличающейся насыщенным окружением, одну ключевую функцию –  опять же, гастрономическую. На базе продуктового рынка, организованного в подвальном этаже, как видят авторы, могли бы развиваться: школа кулинарии для жителей района, фудкорт для офисных сотрудников ближайших бизнес-центров, магазин дизайнерской кухонной утвари и ярмарка ремесленных изделий, а также бар, ресторан и тому подобное. Так же, как и в концепции SVESMI,  здесь предлагается открыть остекление, согласно первоначальному проекту.

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

 

 

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

В фойе прорубается атриум, откуда просматриваются все прилегающие пространства, включая рынок внизу. В бывшей проекционной, в козырьке, появляется камерный мультимедийный центр для кинопросмотров и зона отдыха. Имеющийся бар-амфитеатр, оборудованный сейчас в одном из бывших кинозалов, сохраняется, но светопрозрачными конструкциями соединяется с атриумом. В дальней части здания, выходящей в парк, предусматривается место для детского центра.

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Сильная сторона концепции «Спектрума» и его коллег – добавление оригинальной общегородской функции. На верхнем этаже, в обособленном помещении, мог бы обосноваться центр научной фантастики Станислава Лема – со своим тематическим кинозалом, лекторием, макетной мастерской и выходом на крышу, где также можно оборудовать, например, каток.

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

 «Спектрум + EMBT + А2ОМ» предложили и смелый «апгрейд» внешности здания – декорировали его узором кружевной скатерти, отвечающим главной гастрономической функции. За счет такого орнамента эксплуатируемая крыша превратилась в привлекательный экран, который видно из окон соседних высотных зданий. Кружева повторяются на остеклении, в перфорации металлических фасадных экранов, мощении вокруг здания.

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Как распределиться работа между двумя победителями? Заказчик решил взять архитектурную концепцию, предложенную SVESMI, а весь функционал, включая центр научной фантастики имени Станислава Лема — от «Спектрума + EMBT+ A2OM».

Иллюстрация к концепции консорциума «Спектрум + EMBT + А2ОМ» — победителя конкурса

Концепция консорциума-финалиста «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8»

У этой команды главным инструментом редевелопмента обоих кинотеатров стало формирование сообщества. На первом плане были не объемно-планировочные решения, а люди, что представители консорциума декларировали во время своей презентации. Участники провели обстоятельное предпроектное исследование, и в случае «Варшавы» тоже решили формировать новое сообщество вокруг одной идеи-аттрактора. Но в отличие от SVESMI и консорциума«Спектрума», сделали ставку на ЗОЖ, подразумевая под здоровым образом жизни и занятия спортом, и правильное питание, и общение на основе этой темы. Новый стиль жизни в этом проекте заявляет о себе не только внутри, но и вокруг здания – с помощью беговой дорожки, объединяющей его с парком.

Иллюстрация к концепции консорциума «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8»

Перед бывшим кинотеатром возникает зеркальная гладь, отражающая открытые, освобожденные от визуального мусора (билбордов и прочего) объемы. Внутри, в вестибюле, формируется полноценный спортивный клуб с бассейном и интегрированной детской программой, в козырьке  размещается спортивный зал для камерных, групповых занятий, например, полюбившейся участникам конкурса и часто упоминавшейся, модной аэройогой. Эксплуатируемая кровля становится открытой спортивной или рекреационной площадкой с возможностью кинопоказов. Затея, привлекательная в целом, проиграла, скорее всего, из-за довольно дорогой и трудоемкой опции – устройства бассейна.

Иллюстрация к концепции консорциума «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8»

Иллюстрация к концепции консорциума «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8»

Иллюстрация к концепции консорциума «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8»

Концепция Сampo бюро-финалиста – «Студии 44»

Авторы из «Студии 44» в первую очередь отталкивались от архитектуры, предполагающей вариативность наполнения. С одной стороны, они черпали вдохновение в авангарде 1930-х, с другой – в исторических итальянских площадях, имеющих небольшой уклон и всегда наполненных жизнью. Используя уклон зрительного зала, архитекторы попытались воспроизвести в «Варшаве» мини-город из новых объемов, интегрированных на разной высоте по периметру внутренней площади-амфитеатра.

Концепция «Студии 44»

Концепция «Студии 44»

Поверхность зрительного зала они обустроили подиумами и ступенями-сиденьями. На раскатываемом экране сохранили функцию кинопоказов. В верхней части, откуда видно всю площадь, отвели место ресторану. В новых объемах, «пронзающих» коробку кинотеатра, могут «поселиться» самые разные функции. В цилиндрической башне, например, библиотека. В других «домах» – магазины, детский центр, творческие мастерские, кафе, коворкинги. Каждое «новообразование» имеет сквозной проход – с улицы на крытую площадь.

Концепция «Студии 44»

Концепция «Студии 44»

Новая повседневность. Концепция консорциума-финалиста Nowadays office/Aventica

Учитывая ситуацию «Варшавы», соединяющую транзитные потоки и местных жителей, консорциум заложил в программу нового здания популярный, упоминавшийся и другими участниками набор функций : «еда, спорт, дети, общение, сервисные услуги, впечатления».

 

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Преобразование постройки в многофункциональную осуществляется за счет единственного крупного вмешательства. Добавляется новое перекрытие, и весь первый этаж объединяется в целостное, связное, открывающееся в парк  пространство, которое раньше было заблокировано объемом зрительного зала.

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Авторы концепции обратили внимание на то, что для периферийных объектов вполне органичны яркие аттрактивные элементы. В кинотеатре эту функцию выполняют афишы на фасаде, новый центр мог бы пользоваться сменными «опознавательными знаками» –  инсталляциями на крыше или временными пристройками, соблюдающими и подчеркивающими границу между современностью и историей.

 

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Концепция консорциума Nowadays office/Aventica

Конкурс не столько ответил на вопрос подхода к архитектуре зданий старых кинотеатров, сколько открыл его. Какую ценность имеют эти сооружения? Это не памятники, но в то же время – свидетели своего времени. Одни участники постарались максимально восстановить и сохранить их исторический облик, другие сочли возможным его трансформировать, осовременить. Жюри пока отдало явное предпочтение первому подходу, но работа только начинается, и она может привести к самым неожиданным результатам. Уже на примере проектов для «Восхода», который проще по архитектуре, чем «Варшава», можно увидеть более свободное обращение участников конкурса с объемами и фасадами. Читайте продолжение публикации о конкурсе.

Сайт конкурса: www.cinemarenovation.com

 

 

tags: Россия | |
автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(15812)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey