Хосе Асебильо: «Последствие плохого метаболизма города – низкое качество жизни его обитателей»

29.09.11
14:56
автор: под редакцией Татьяны Карабановой, Екатерины Шалиной    |    просмотр: (18068)

Принципы построения новых городских моделей, изложенные известным швейцарским урбанистом во время его лекции в Государственном музее им. А.В. Щусева.

Хосе Асебильо - профессор и декан Архитектурной Академии Мендризио (Швейцария), руководитель студии Architectural Systems Officе, эксперт в области градостроительства, готовый испытать новейшие мировые подходы на территории Российской Федерации. Он возглавил двухлетнюю программу «ЭРА», запущенную в сентябре 2011 года и направленную на развитие Владикавказа как культурного, туристического, курортного и инновационного центра Республики Северная Осетия-Алания. Поскольку исследования Асебильо носят прикладной и перспективный для отечественной градостроительной практики характер, нам показалось важным опубликовать выдержки из его лекции «Новые градостроительные парадигмы. Перестройка в глокальном контексте», состоявшейся в МУАРе 15 сентября.

Факторы, вопросы и проблемы, которые следует учитывать при построении новых моделей городов. 

«В сегодняшнем мире технологические, экономические, социально-политические факторы меняют состояние городов гораздо быстрее, чем это происходило на рубеже XIX и XX веков. Тогда был осуществлен переход к современному индустриальному городу. Сейчас промышленность идет на спад, мы являемся свидетелями так называемой нео-тертичной экономики – постиндустриальной экономики, экономики сферы услуг. (одним из ее проявлений в урбанистической среде можно считать джентрификацию - прим.ред)

Демографический кризис. В 2035 году население земли будет составлять примерно 9 млрд. человек (70% из них - обитатели городов), но рост этот неравномерен. В Филиппинах, Индии, Китае он составит 65%, в американских городах, от Канады до Аргентины, - 35%, в Европе - только 2-3%, а в России прогнозируется убыль населения. Аналитики задаются закономерным вопросом: «Можно ли сохранить и поддерживать структуру и размах этой территории с такой негативной, демографической бомбой замедленного действия?».

В последние 20-30 лет, в период, который можно назвать постфордизмом (автомобильный бизнес Форда радикально изменил жизнь в городах),  парадигма городского развития во всем мире определяется акронимом FIRE, то есть F (finances)- финансы, I ( insurance) - страхование, R (real estate) – недвижимость , E (enterprise) – предпринимательство. Это ядро городского развития на Востоке и на Западе. Но данная концепция рушится из-за международного финансового кризиса, который повлек за собой и городской кризис. Выжило, пожалуй, только E – предпринимательство, что должно вселять оптимизм в молодых людей.  Интеллектуальная работа, креативные идеи сейчас востребованы, и нам следует учитывать эту ситуацию в городском контексте.

Современная урбанистическая культура формируется тремя интерактивными параметрами - увеличением скорости жизни, стремлением к устойчивому развитию, растущей мультикультурностью населения.

Что касается последнего явления,  везде его воспринимают различно. Для Западной Европы - это большая проблема, связанная с нелегальной эмиграцией. В частности, в Голландии очень обеспокоены тем, что через 10 лет более 50% населения будут мусульманами. В то же время в Казани, исторической точке пересечения Европы и Азии, никакой проблемы в том, что мусульман и христиан здесь поровну, как мне показалось, не видят. Кстати, Казань, где на протяжении веков гармонично сосуществуют представители разных национальностей и религий, в моем представлении, могла бы стать главным городом России.

4 показателя для формирования городской модели: метаболизм, интенсивность, урбанизм и неометрополитанизм.

Городской метаболизм –  эффективность функционирования, энергетический баланс,  логистика города. Допустим, нужно пересечь пустыню, выбрав для этого лошадь или верблюда. Недальновидный человек выберет лошадь - она красивая, быстрая, но не устойчива к жаре. Обмен же веществ верблюда способствует выносливости. Так и города. Есть эффективные с точки зрения метаболизма, а есть – не очень. Сейчас как раз ведется классификация городов Европы по 22  параметрам (от плотности населения до предположительной продолжительности жизни) с целью понять уровень эффективности их функционирования. В Стокгольме, Осло он очень высокий. Где-то в середине списка идут Барселона и Париж, а внизу  -  Будапешт, Бухарест (бывший советский блок). По России документации пока нет, поэтому она не включена в список. Но важно знать, почему один город более эффективен, а другой менее,  и как это можно изменить, потому что последствия плохого метаболизма – низкое качество жизни горожан, высокая стоимость транспорта и так далее.

В августе и в сентябре, с утра и вечером, в пятницу и субботу, город функционирует по разному. Мы всё время нарушаем равновесие потребления и отдачи ресурсов. Чем больше и сложнее инфраструктура  города, тем сильнее нарушается это равновесие. Но город – это организм, в котором скрыты очень большие резервы для восстановления энергетического баланса, и в новых городских моделях их обязательно нужно задействовать.

Интенсивность. Это понятие включает показатели плотности, компактности, ритма жизни. Что это такое, просто понять на российских примерах. Москва – один из самых интенсивных городов мира.

Урбанизация. Составляющие - досягаемость города, доступность жилья, общественное пространство, творчество. Что касается доступного жилья, то в период становления социальной демократии в Европе (в 1930-х годах) и в Советском Союзе вопросы обеспечения граждан социальным жильем стояли на повестке дня. А сейчас, например, в Испании есть миллион свободных квартир, но у местной молодежи нет никакой возможности купить их, потому что по ценам они доступны только весьма состоятельным людям, в основном иностранцам.

Неометрополитанизм. Города растут, но в большинстве случаев инфраструктурные изменения не отвечают их новым потребностям. В Барселоне 5 млн. жителей,  в Риме -  4 млн., в Милане - 3 млн. Чем больше жителей, тем выше расход энергии и риск нарушения баланса между потреблением и отдачей ресурсов, что приводит к снижению эффективности функционирования. Возникает большой вопрос: должны ли мы увеличивать размеры городов и переходить к неополицентризму? Если да, то сразу следует продумывать конфигурацию новых метрополий  (к примеру, они могут быть построены по принципу архипелага), создание новых коридоров и транспортных сетей между ними.

Несколько аспектов возникновения новых городских моделей, которые должны учитывать как архитекторы, так и инвесторы.

Потребность в новой типологии публичного пространства. Оно должно превалировать в городе. В XX веке городская модель была очень простой, основанной на ежедневном маршруте человека из дома на работу. Например, Чикаго всю свою историю был городом без публичного пространства пока между центром и берегом озера Мичиган не был разбит парк. Его территорию постепенно развивали и улучшали. Был создан концертный зал на открытом воздухе, со своим благоприятным микроклиматом, установлены интерактивные объекты современного искусства, обустроены фонтаны. Безлюдные ранее, эти места сейчас играют важную роль в жизни горожан. В Барселоне подобным образом благоустраивают типичную промышленную зону на побережье. Это будет урбанистический кластер в 200 гектаров. Важно, что большая часть инфраструктуры убрана под землю, запланированы установки, которые будут вырабатывать для этой территории энергию экологически чистым способом.

Динамическое сохранение. Не понимаю, почему в России уничтожается все под ноль. Можно, конечно, уничтожить, а потом выстроить заново – одна жуткая гостиница тому свидетельство. Но мне ближе модель, примененная в Тель-Авиве. Как известно, город был выстроен архитекторами Баухауса. Многие дома, памятники архитектуры, нуждаются в консервации и реставрации. Городские власти дали инвесторам возможность надстроить 1-2 этажа, а вырученные средства вложили в сохранение старых частей зданий. Многие выступали против этой идеи, в том числе ЮНЕСКО, но архитектура существует для людей, а не наоборот. И этот проект хорош тем, что аккуратная надстройка не изменила облик улицы, не ухудшила инсоляцию домов. В Москве можно было бы попробовать так же сохранить исторический центр, хотя бы на каком-то экспериментальном участке попытаться сделать нечто подобное вместо того, чтобы  регулярно уничтожать старые здания.У вас получается средневековый город, среди которого торчат современные постройки. Это ужасно.

Еще один тип динамического сохранения - наделение инфраструктуры, которая больше не используются по первичному назначению, новыми функциями. Пример – Нью-Йорк, железная дорога в западной части Манхэттена. Она обслуживала предприятия, которые были закрыты. Инфраструктуру переработали под другие цели – частично, опять-таки превратили в публичное пространство, парк.

Освоение набережных. Во многих городах, имеющих выход на водоемы, будь то река или море, весь потенциал прибрежного пространства не востребован. Я заметил, что в Казани люди не любят приходить к воде, а вот Екатеринбург дает один из лучших в России примеров организации взаимодействия городского пространства и водоемов, и я бы очень рекомендовал администрации города как-то задействовать водные плоскости при строительстве международного выставочного центра. Толково освоено прибрежное пространство в Гамбурге, где сконцентрированы все торговые офисы и экономические учреждение, ранее разбросанные по территории порта. Здесь у воды - деловой центр города.

Нео-тертичная активность во всех секторах города. В качестве удачного примера приведу лондонскую верфь. Еще 20 лет назад в ее районе никто не хотел жить. Однако власти начали расширять город в восточном направлении и превратили эту часть Лондона в престижный деловой центр с удобной инфрастуктурой - транспортной сетью, сферой услуг, жильем.

Креативный город.  Экономика сейчас не на фабриках, а в головах, в интеллекте. Чтобы создать в городе среду, благоприятствующую творчеству, требуются 3 «Т»: Технологии, Талант, Толерантность. Сочетание этих элементов воплощается в плотной концентрации творческих кластеров, как, например, в нью-йоркском квартале Челси (Манхэттен, Вест Сайд)

Доступное жилье.

Новые инфраструктуры для эффективного метаболизма. К примеру, новые способы производства энергии, как в ночном клубе в Роттердаме, где энергию танцующих людей аккумулируют специальные установки под танцполом.

Постиндустиральная матрица мобильности.  В индустриальном веке люди работали в одном месте, а жили в другом. Все было разграничено, и поэтому перемещения из пункта А в пункт B осуществлялись с помощью традиционного наземного транспорта, либо подземного метро. Сейчас наши маршруты изменились. В Барселоне 26%  перемещений не вписываются в старые схемы. Нужно создавать новые системы и виды транспорта.

Новая схема централизации. Новые транспортные узлы формируют новые городские и даже межгосударственные центры, как это видно на примере Лилля (Франция). Город функционирует как  транспортный узел большой части Европы. Мы пытаемся воплотить аналогичную концепцию в Барселоне, строя новую станцию протяженностью 4 км. Под землей - железнодорожная структура, а на поверхности - большой парк и рядом с ним доступное жилье. Здесь будут пересекаться железная дорога, автобусные маршруты и метро. Здесь же будет новое публичное пространство с коммерческим центром.

Изотропия территорий. Сейчас мы можем создать любое пространство в любом естественном ландшафте. Пример - побережье в Осаке (Япония), где был создан искусственный остров и аэропорт.

 В заключении позволю себе назвать 7 ключевых пунктов российского глокального урбанизма (глокальность – феномен наложения глобальной и локальной специфики друг на друга) .

1. Последствия изменения климата. Через 10-12 лет станет возможной навигация в Арктике -  Арктический коридор. Россия могла бы сыграть здесь важную роль. Сейчас навигационный путь из Токио в Роттердам пролегает через Кейптаун в Южной Африке и длина этого пути 34 тыс. км. Если же мы плывем через Суэцкий канал, то дистанция составляет 26 тыс. км., а когда будет открыт из-за глобального потепления Арктический коридор, то путь составит 14 тыс. км, и самые важные навигационные пути будут пролегать там.

2.  Пересмотр стратегической позиции городов. Екатеринбург – центр пересечения векторов Восток - Запад, а также Север-Юг. Вход в Европу с Востока может пролегать там, это выгодно не только России, но и Европе.

3.  Транспортное сообщение. Очевидно, что при таких размерах страны скоростные поезда - это не выход из ситуации, так как они могут соревноваться с авиасообщением только на расстояния до 800 км, потом затраты на поезда не окупаются. Думаю, что не следует создавать городские пространства с традиционной транспортной структурой, нужно что-то принципиально иное. Например, есть города, которые абсолютно изолированы, они не стоят на транспортных путях. Их важно соединить друг с другом, скажем, Красноярск и Новосибирск, и эти коридоры сформируют новые центры страны. Важный вопрос – связь между Каспийским и Чёрным морями. Я также читал, что ваше правительство решило инвестировать в 5 или 6 крупных зимних курортов близ места проведения Олимпиады. Но туда сложно добраться, т.к. они не соединены с крупными населенными пунктами, между ними нужно построить коридоры.

4. Метаболическая эффективность

5.  Мобильность

6.  Инновации

7.  Стимулирование профессионалов. Нужно стимулировать молодых архитекторов, ежегодно выпускающихся в российских ВУЗах, работать по профессии в своей стране, интересоваться ее проблемами и работать над их преодолением.

автор: под редакцией Татьяны Карабановой, Екатерины Шалиной |  просмотр:(18068)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey