TAG: Алехандро Аравена (Alejandro Aravena)

Человек года

14.01.16
10:22
Категории: | События | Премии

Чилийский архитектор, куратор предстоящей Венецианской архитектурной биеннале Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию 2016 года. Общественность расценила это как утверждение смены архитектурной парадигмы.

Фото© Cristobal Palma

К 48 годам у Алехандро Аравены, основателя компании Elemental, cложился позитивный образ героя с горящим взором, самоотверженно борющегося за лучшее качество жизни. Свое отношение к архитектуре как к полю битвы он сделал темой 15-й Архитектурной биеннале, которая пройдет в Венеции с 28 мая по 27 ноября под заголовком «Репортаж с фронта». Решение авторитетного жюри Притцкеровской премии мировую архитектурную общественность не разочаровало, но всколыхнуло. Среди претендентов были такие «зубры», как Стивен Холл, Сантьяго Калатрава, Дэвид Чипперфильд, Кенго Кума, Моше Сафди. В выборе в пользу Аравены увидели (см. комментарии к соответствующему посту в фейсбуке ArchDaily) очередное подтверждение тому, о чем заговорили еще во время мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года: «звездная» архитектура отходит на второй план, уступая место архитектуре социальной направленности. Именно за ее возрождение, о чем открыто говорится в официальном заявлении жюри, чилиец и получил «Притцкера». 

Фото©Roland Halbe
Медицинская школа, 2004, Cантьяго, Чили

Фото©Cristobal Palma
«Сиамские башни», 2005, Сантьяго, Чили, Университет

Не так давно Аравена приезжал в Москву и обозначил свои профессиональные позиции в публичном разговоре с Кириллом Ассом, состоявшемся в Образовательном центре МСК «Гараж». Сооснователь Еlemental говорил о том, что здания, которые проектирует его команда, могут отвечать на вопросы климата, бюджета, функциональности, потребностей социума. Форма рождается из совокупности этих и множества других факторов, но никогда не бывает определяющей. А если она при этом получается провокационно «неправильной», как в проекте «Сиамских башен», так за этим стоит просчитанная необходимость диагонально нарезать стекло в целях его экономии и замаскировать потенциальные ошибки строителей: когда все здание «кривое» несколько «криво» вставленных стекол – допустимая погрешность.

Фото©Nina Vidic
Инновационный Центр UC, 2014, Cантьяго, Чили

Архитектор при этом, по-мнению Аравены, права на ошибку не имеет, особенно в проектировании социального жилья. Он постоянно сравнивает этот процесс с нейрохирургической операцией. Последствия неправильных решений и действий могут оказаться необратимыми и катастрофическими. Проект бюджетного комплекса в чилийском городе Икике, реализованный Elemental в середине «нулевых», стал настоящей революцией в своей типологии. Средств, субсидированных государством, хватало на обустройство жилья площадью 40 кв. м. на семью. Предполагая, что этого для нормальной жизни семье даже из трех-четырех человек маловато, архитекторы спроектировали 40 кв. м. как половину дома, оставив место для второй половины, которую жильцы когда-нибудь смогут достроить сами, чем многие из них воспользовались. После по такой схеме был построен целый ряд комплексов. Работу в этом направлении Аравена и его коллеги начинали фактически как волонтеры и около года, пока не нашлись спонсоры, трудились бесплатно, хотя Алехандро полагает, что проектировщики социального жилья должны получать самые высокие гонорары.

Photos by Cristobal Palma
Quinta Monroy Housing, 2004, Iquique, Chile

Фото©Ludovic Dusuzean
Жилой комплекс Квинта-Монрой, 2004, Чили

Photos by ELEMENTAL
Жилой Комплекс Villa Verde Housing, 2013, Чили

Имея в портфолио немало объектов выразительного, запоминающегося облика, Аравена считает более важным показателем уровня жизни в городах не здания, а пространства между ними. Чем больше бесплатных, осмысленных территорий, доступных горожанам, тем им комфортнее. Так, на его взгляд, проявляется в архитектуре настоящая демократия. 

Фото©Cristobal Palma
Детский парк, 2012, Сантьяго, Чили

Венецианскую биеннале архитектуры Аравена считает лучшей трибуной для донесения тем и идей, волнующих тех, кому на ней дали слово, до всего мира. Как куратор он планирует развернуть дискурс, который будет интересен всем, а не только узкому кругу профессионалов. Что из этого получится, узнаем совсем скоро. 

Фото©Felipe Diaz
 Культурный Центр, 2014, Чили, Конститусьон

Фото©Felipe Diaz
Променад, 2014, Чили, Конститусьон

Photo by +2 Architectes
Кабина Писателя, 2015, Jan Michalski Foundation, Шейцария

 

Фото предоставлены пресс-службой The Pritzker Architecture Prize

Диалог о городе с куратором предстоящей архитектурной биеннале в Венеции

26.10.15
20:30
Категории: | События | Дискуссии

28 октября в Музее «Гараж» Алехандро Аравена и Кирилл Асс обсудят социальные проблемы, порождающие ту или иную архитектурную форму, высокую востребованность современной архитектуры и свойственные ей черты «нового язычества». 

Алехандро Аравена

«Есть несколько битв, которые необходимо выиграть, и несколько рубежей, которые необходимо отстоять, чтобы повысить качество городской среды и, вследствие этого, качество жизни горожан, — говорит Аравена, комментируя концепцию предстоящей Венецианской биеннале. — Мы бы хотели, чтобы посетители 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции увидели именно это: истории успеха, которые стоит рассказать, и образцовые примеры, которыми стоит поделиться. Это те примеры, в которых архитектура меняла, меняет и будет продолжать менять среду, выигрывая все новые битвы и защищая все новые рубежи».
Отдельная тема, которую затронут участники, — эстетика советского послевоенного модернизма и связанная с ним система расселения в крупных городах.


Алехандро Аравена — куратор 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Автор книг «Los Hechos de la Arquitectura» (2002), «El Lugar de la Arquitectura»(2002), «Material de Arquitectura» (2002) и монографии «Elemental» (2002). На 11-й Венецианской биеннале (2008) бюро Аравены Elemental выиграло «Серебряного льва» за проект функционального и лаконичного жилого комплекса для мексиканского города Монтеррей.  


Кирилл Асс — художник и архитектор, сотрудник бюро Александра Бродского, преподаватель школы МАРШ. Сокуратор выставок «АрхМосква» 2003–2004 годов. Автор выставок «Палладио в России» и «Простота». Архитектор выставок «Кунсткамера Яна Шванкмайера» (2013), «Взгляни в глаза войны» (2014), «Современники будущего» (2015).

При поддержке Форума и Шоу технологий «Открытые инновации».

Среда, 28 октября, 20:00

Вход свободный, необходима регистрация:
https://garagemca.timepad.ru/event/257975/





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey