TAG: Wowhaus

Микрогород в Гостином дворе

05.07.19
19:36
Категории: | События | Презентации
tags: | Wowhaus |

В застройке форума «Мой район» автор ее концепции бюро Wowhaus воссоздало московский район в миниатюре. 4-6 июля

Программа «Мой район» — это комплексная программа развития удаленных от центра территорий. Все основные ее темы программы нашли отражение в образе застройки и планировке экспозиции Форума. Спроектированы они в виде отдельных «островков», которые образуют общую композицию, представляющую собой московский район таким, каким его хотят видеть горожане.

Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, рассказал об архитектурной концепции Форума:  «Дискуссионная площадка — пространственная доминанта, символизирующая идею постоянного диалога и поиска подходящих решений. Тематические зоны отражают предстоящие преобразования. Территория экспозиции максимально озеленена: здесь есть сквер, парк и аллеи. Протяженные навесы, объединяющие все зоны Форума, создают сложную структуру, символизирующую многослойность и комплексный подход к развитию большого города».

Основное внимание бюро уделило включению в застройку основных городских социальных и спортивных активностей: есть зона для сдачи нормативов ГТО, мастер-классов для детей и взрослых, скейт-зона, детская площадка с горкой, ярмарка, летний кинотеатр, парк, мегадвор и многое другое. Для каждого возраста придумана своя активность, поэтому на мероприятии будет интересно и родителям с детьми, и людям старшего поколения и тинейджерам.

Информация о Форуме здесь 

Для дополнительной информации обращайтесь в пресс-службу «Мой район»: Анна Евстигнеева (A-evstigne@yandex.ru)

 

Самара Открытый город. Воркшоп по бесконфликтной реновации городской среды

09.08.18
18:30
Категории: | События | Дискуссии
tags: | Wowhaus |

С 30 августа по 9 сентября 2018 года архитектурное бюро Wowhaus проводит в Самаре первый курортно-проектный семинар по работе с общественными пространствами в исторической среде для архитекторов и социологов. Решения, разработанные на воркшопе под кураторством ведущих архитекторов Wowhaus, лягут в основу технического задания на проектирование. 

Самарцы давно и не без оснований считают свой город курортом: это один из наиболее популярных хэштегов в постах о Самаре. Она уникальна с точки зрения местоположения, устройства исторической среды и теснейшей связи с самой длинной в Европе и самой известной русской рекой. Вдоль одного берега Волги протянулись десятки км городских пляжей, вдоль другого - нетронутые живописные природные ландшафты национального парка.

Еще со времен советской эпохи, когда Самара была Куйбышевым, за ней закрепилась слава закрытого города - центра космической индустрии. Прошедший здесь летом 2018 года Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 впервые открыл Самару миру, а мир открыл курортный потенциал Самары её жителям. Потенциал может быть реализован - для этого городу необходимо основательно пересмотреть подход к благоустройству общественных пространств и использовать принципы бесконфликтной реновации исторической среды. Это и станет целью воркшопа.

Молодые урбанисты, архитекторы и социологи совместно с экономистами и специалистами по транспортному планированию будут работать над тремя территориями в историческом центре Самары: улицей Куйбышева и стратегией ее развития; прибрежной полосой вдоль территории Жигулевского пивзавода и ГРЭС; и маргинальной набережной от речного вокзала до Стрелки рек Волги и Самарки.

Воркшоп будет проходить в два этапа:

I.На первом этапе команда социологов проведет предпроектное социологическое исследование выбранных территорий для того, чтобы выявить портрет пользователей, целевую аудиторию и структуру недостающих сервисов. Команда урбанистов и архитекторов исследует градостроительный контекст.

II.На втором этапе социологи презентуют результаты исследований, после чего команды урбанистов и архитекторов на основе исследований должны будут разработать концепции развития выбранных территорий. Таким образом, у воркшопа две цели: во-первых, разработать комплексные предложения по развитию общественных пространств города, которые смогут лечь в основу технических заданий на проекты для этих территорий, и, во-вторых, показать молодым специалистам, как работать с данными смежных специалистов и грамотно их учитывать.

К участию приглашаются архитекторы, социологи, урбанисты.

Чтобы принять участие, необходимо до 15 августа отправить заявку на почту: samara-gorodkurort@yandex.ru

Заявка должна состоять из краткого резюме (обязательно указать образование и опыт работы и участия в других образовательных мероприятиях), портфолио и мотивационного письма (в мотивационном письме стоит написать о том, почему вас привлекает этот воркшоп и почему именно вы должны принять в нем участие).

Более подробная информация: http://wowhaus.ru/about/samara.html

Организаторы: Архитектурное бюро Wowhaus (Москва)

При содействии: ROOT development (Самара)

Проектное бюро Т.М. (Самара)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

При поддержке:

Правительство Самарской области

Администрация городского округа Самара

Самарский государственный технический университет

Wowhaus: Новый вход в Парк Горького

04.04.18
17:18
Категории: | Новости | Ландшафт

Сквозной проход в парк со скамейками, перголой и парадной лестницей появится между зданиями НИТУ «МИСиС» и городской клинической больницы № 1 имени Н.И. Пирогова

 

Проект был разработан архитектурным бюро Wowhaus по заказу Департамента капитального ремонта Москвы. Начать благоустройство входа в парк планируется этой весной.

Реализация проекта создаст новую пешеходную ось от Ленинского проспекта к Парку Горького и свяжет проспект с Музеем современного искусства «Гараж» и площадью Искусств перед ним, а также привлечет больше посетителей в эту зону парка и создаст гораздо более проницаемую среду.

Впервые идея создания сквозного прохода напрямую от Ленинского проспекта к Парку Горького была предложена еще в1928-30х гг. в проектах планировки парка авторства А. Щусева и О. Власова.

С помощью серии подпорных стенок организована территория, которая может использоваться не только как транзит, но и как общественное пространство со скамейками и сложной конструкцией перголы, под которой можно укрыться от дождя и солнца. Со стороны Ленинского проспекта спроектирован ландшафтный парк и организован новый освещённый вход. Здесь же предусмотрена площадка для арт-объектов, которые будут экспонироваться Музеем современного искусства «Гараж».

Ключевым элементом проекта является сложная парадная лестница с пандусом, связывающая ландшафтный парк у Ленинского проспекта с площадью Искусств, которая находится перед Музеем «Гараж».

Кроме того, для территории разработана концепция озеленения участков, на которых будут высажены вечнозеленые растения.

Статья по теме: mos.ru/news/item/35496073/

Инновационный культурный центр в Калуге

12.05.17
19:30
tags: | Wowhaus | Россия |

В Калуге по проекту бюро Wowhaus построили Культурный центр — здание с насыщенной и гибкой программой, подходящее для культурных и образовательных проектов разных форматов и способное стать новым символом города.

Адрес: ул. Космонавта Комарова, Калуга, Россия

Заказчик: ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства»

Авторский коллектив

Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро

Главный архитектор проекта: Э. Русенко

Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов; Архитекторы: Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо, Н. Смирнова

Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий Проект: 2014 – 2015 Строительство: 2015 – 2016

Общая площадь центра: 3596 кв. м

Площадь застройки: 3361кв. м

Калуга — небольшой, но активно развивающийся город, столица региона, лидирующего в России по темпам экономического роста. В 2013 году было принято решение о строительстве в Калуге Инновационного культурного центра. Новому комплексу было найдено место на склоне Яченского водохранилища. Главной задачей предпроектного исследования было определение программы комплекса, который должен был стать объединяющим культурным центром, местом проведения знаковых мероприятий и домом для альтернативных городских сообществ типа любителей паркура.

Именно программа определила первое ключевое решение: разделить здание на две части. В одной реализуются профессиональные образовательные программы для художников, дизайнеров, танцоров, режиссеров. актеров, фотографов и т.д. В другой части комплекса — открытые программы, на которые могут попасть все заинтересованные горожане (на лекцию, кинопоказ, театральную постановку или выставку). Эти две части решены как переплетающиеся ленты, направляющие движение посетителей внутри здания.

В результате такой объемно-пространственной композиции возникают открытые общественные пространства: двор с амфитеатром, развернутым в сторону водохранилища и небольшой двор со сквером – в него выходят учебные аудитории. Композиция комплекса также учитывала существующие на участке деревья, которые попали во внутренний зелёный двор.

Белая лента огибает амфитеатр и выходит в сторону водохранилища консолью. Здесь находятся главное фойе центра, репетиционные танцевальные залы, выставочный зал, буфет, книжный магазин. В консольной части - панорамное кафе. Комплекс связан с парком имени Циолковского лестницей-пандусом, ведущей посетителей с уровня парка на второй уровень центра. Со второго уровня спускается амфитеатр к общественной площади, удобной для кинопоказов и уличных мероприятий.

Вторая чёрная лента спускается по рельефу вдоль водохранилища и включает помещения для образовательных программ: лекционный зал, медиатеку, фото и звукозаписывающую студии, керамическую мастерскую. Помещения соединены системой пандусов для пешеходов и маломобильных групп населения. Из образовательной части организованы выходы в зелёный двор, где могут проводиться мероприятия, связанные с образовательной программой.

К общественной части комплекса примыкает многофункциональный зал, рассчитанный на 250 человек. Зал и образовательная часть отделяют от остальной территории комплекса зелёный двор, создавая более камерное зеленое пространство. На остальной территории комплекса расположены пространства для отдыха и спортивные площадки (паркур, скейтборд).

В здании комплекса каждому функциональному объёму присвоены свой цвет и текстура. Белая лента - общественные функции, чёрная лента - учебные функции, металлический объём зала. Учебные часть и террасы ориентированы в сторону склона и Яченского водохранилища, во внутренний двор выходят административные помещения, зона кафе-буфета, выходы из гримёрок и учебной части. Внутреннее фойе освещено за счет ступенчатого фонаря, который визуально через террасу переходит в деревянный наружный амфитеатр.

В комплексе запроектирована 12-метровая консоль, в которой расположилась кафе с панорамным остеклением и видом на водохранилище.

За счёт гибкой структуры комплекс не имеет четкой фасадной ориентации, вход посетителей может осуществляться с разных частей здания. Пешеход воспринимает здание не как монолитный объём, а как изменяющуюся динамическую структуру. В этой структуре органично соединяются закрытые и открытые пространства, используются перепады рельефа, общественные функции перетекают из помещений наружу, во дворы.

 

http://www.wowhaus.ru/

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Анатомия современного театра

24.03.15
15:30

Архитектурное преобразование Драматургического театра им. К.С. Станиславского в «Электротеатр Станиславский» еще продолжается, впереди вторая очередь —  обустройство  двора и малой сцены. Однако пространства, уже представленные публике и журналистам, позволяют говорить об этой работе бюро Wowhaus как об одном из самых новаторских и интересных проектов реконструкции объектов культуры, осуществленных в Москве за последнее время. 

Здания театра, выходящие на Тверскую (адрес: Тверская, 23)

ОРИЕНТИРЫ Театры, кинотеатры и другие площадки культурных коммуникаций, городские общественные пространства и интеграция новых функций в памятники архитектуры — бюро Wowhaus отличает широкий, но четко артикулированный круг профессиональных интересов. Работа над «Электротеатром» знаменательна тем, что в ней сошлись главные направления, которые команда во главе с Олегом Шапиро и Дмитрием Ликиным развивает на протяжении нескольких лет. Однако по комплексу исходных данных и поставленных задач этому проекту в их практике можно присвоить высшую категорию сложности. Режиссер Борис Юхананов, выигравший конкурс на художественное руководство, видит «Электротеатр» в авангарде центров мировой режиссуры. Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, получив от фонда театра приглашение к проектированию, отправились исследовать зарубежный опыт и определили для себя соответствующие архитектурные ориентиры. Среди них — «ФабрикА» (Fabrik' Théâtre) в Авиньоне – огромный комплекс, где сценическое пространство может быть устроено в разных помещениях и двориках, и зрителю открыты траектории передвижения актеров. Впечатлил архитекторов Концертный зал (радио-холл) в Копенгагене Жана Нувеля, но больше всего — Национальный оперный театр по проекту Snøhetta в Осло, с его обзорными внешними террасами и внутренними кафе, притягивающими публику и вне спектаклей. Все это, однако, примеры новых, построенных уже с учетом современных требований объектов.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Вызов «Электротеатра» заключался в том, что передовую «театральную машину» нужно было развернуть в центре Москвы, в нескольких исторических зданиях разного времени, конфигурации и степени сохранности. При этом основное здание, выходящее на Тверскую улицу — памятник архитектуры, построенный в 1845 году как доходный дом, в 1915 переделанный в кинотеатр (по-старому —  электротеатр) «Арсъ» с меблированными комнатами. С 1921 года в нем размещались разные театры, в 30-е обосновалась студия, затем театр Станиславского, занявший со временем вплотную примыкающее соседнее здание и хозяйственные постройки во дворе. В советское время интерьеры неоднократно ремонтировали, особо не церемонясь с дореволюционным декором. И сейчас, наряду с проектом реконструкции, требовалось разработать проект реставрации для элементов XIX – начала XX веков, признанных предметом охраны.

Из фойе первого этажа две лестницы, отделанные медными панелями, ведут в гардероб.

Вид на кафе из фойе первого этажа.

Гардероб в подвале

Проектировочные решения в ходе работы приходилось менять в связи с «сюрпризами», которые подбрасывали исторические здания. У архитекторов, например, не было информации о кессонированных потолках на первом этаже, их обнаружили, когда оттуда съехали арендаторы-рестораны. Много времени ушло на укрепление фундаментов и замену гнилых деревянных перекрытий, в аварийном состоянии находились конструкции большого зала. Стоял вопрос, можно ли использовать подвал, где следовало демонтировать гигантские швеллерные конструкции, установленные во время передвижения здания, когда в 1935 году расширяли Тверскую. Плюс – несовпадение уровней главных корпусов, не слишком приспособленный к театральным нуждам зал на втором этаже, и открытые отопительные системы во дворе.

Аварийное состояние несущих конструкций потребовало частичной замены перекрытий, усиления потолка и пола зала.

А «Электротеатру», помимо высокотехнологичного пространства главного зала, нужны были шесть репетиционных, малый зал, гримерные, студии звуко- и видеозаписи, столярный и пошивочный цеха для декораций и костюмов — в одной только трилогии «Синяя птица», которая идет в этом сезоне, их 400! «Перед нами стояла задача все это логично разместить и связать между собой, компенсировав технические неудобства»,  –  говорит Олег Шапиро. Так между разными уровнями появились переходы, по которым актеры из гримерных могут быстро попасть в комнату ожидания выхода на сцену. Прачечная и костюмерная, расположенные на разных этажах, теперь связаны лифтами. Холодный сарайчик, где хранили декорации, превратили в полноценный производственных цех и оснастили подъемником, который доставляет оборудование наверх, к залу.

АБСОЛЮТНЫЙ ТРАНСФОРМЕР Зал — особая гордость обновленного театра. На его счет у Бориса Юхананова была предельно ясная установка: сделать абсолютный трансформер, способный воплотить самый фантастический замысел любого режиссера. Зал устроен так, что в нем нет кулис и сцены в традиционном понимании, элементы сценографии могут появиться в любой точке, как и зрительские места.

Главный зал общей площадью 424 кв. метров вмещает 300 зрителей

Вместо фиксированных ярусов — сиденья, быстро монтирующиеся в различной конфигурации. Их может и не быть вовсе, некоторые постановки предполагают, что зрители рассядутся на застеленном войлоком полу, непосредственно в центре действия. Авангардисты придумали, что театральная машина не должна скрывать своего устройства, и в этом смысле авторы «Электротеатра» следовали принципам театрального конструктивизма. Полностью на виду технический потолок –  черная решетка с множеством узлов для новейшего светового, звукового и проекционного оборудования.

Класс акустической системы позволяет давать даже оперные постановки.

120 лебедок осуществляют его перемещение и смену декораций. Нестандартная организация пространства была чревата эффектом порхающего эха и требовала специальных приемов шумопоглощения. Его обеспечили особые панели, выполненные в микроцементе. Они зигзагом, под рассчитанными углами, крепятся к такой же, как под потолком, металлической структуре, опоясывающей стены. Одни панели отражают звук, другие поглощают. Их можно скрыть, опустив рулонные шторы, и зал превратится в сплошную черную комнату.

Алый балкон с мощными деревянными перилами — предмет охраны и дань истории.

Развивая представления режиссера о гибком сценическом пространстве, архитекторы предложили сделать весь театр максимально проницаемым и трансформирующимся, создать систему сценических площадок для действий различного масштаба и характера. Сдвигающиеся перегородки открывают карман (у старого зала его не было), который может быть как техническим помещением, так и продолжением большой сцены или общественного пространства верхнего фойе. Перформанс можно развернуть уже в фойе первого этажа, откуда вниз, в подвал, убрали гардероб, и где разместили кафе и оборудование, позволяющее устраивать выставки, концерты, лекции, камерные постановки. Крепежные решетки пронизывают пространство фойе, как бы продолжая сетку, которой расчерчен зал.

Когда спрячут теплотрассу, из фойе можно будет выйти во внутренний двор, окруженный галереями, к малой сцене. Она тоже трансформер. Раздвижной фасад позволит наблюдать представление со двора или с галерей, которые в свою очередь также могут стать местом действия.

Малая сцена — полноценный театр площадью 400 кв. метров внутри театрального комплекса, с собственным фойе и артистическим буфетом.

Малый зал устроен по такому же принципу, как и большой: сцена и места для зрителей — в любой точке.

Тетральный двор может стать местом проведения городских мероприятий

АНАТОМИЯ ТЕАТРА Отдельная тема в этом проекте — специфика реконструкции. Инсталляции технологичных, мобильных структур (металлические решетки), привнесение новых отделочных материалов (обшивка медью лестниц и зоны гардероба), обнажение кирпичной кладки и стержней опор в фойе  — по соседству с потолочной лепниной, классическими колоннами, лестничной балюстрадой —  сообщают пространству острый, ультрасовременный характер и провоцируют ассоциации с модным стилем «лофт». Однако, авторы уточняют, что не стремились придать интерьеру техницистский, а-ля индустриальный дух, и острота идет не от дерзкой полемики нового со старым. «Мы стремились к «дизайну без дизайна», к тому, чтобы новые детали не перетягивали на себя внимание», — объясняет Михаил Козлов, ведущий архитектор проекта.

Внимательный глаз увидит, что главные герои здесь — аутентичные, сохраненные элементы рубежа XIX-XX веков, они подчеркнуты и взяты за отправные точки для новых решений. Например, в рифму к аркам отреставрированного фасада нарисованы арочные проемы в новой стене, отделяющей входную, информационную зону от фойе.

В фойе с эффектно подсвеченным кессонированным потолком над зоной кафе перекликаются черные псевдо-кессоны экспопространства.

В верхнем фойе кессоны старинного потолка также обведены деликатным световым «каркасом», акцентирующем внимание на лепных розетках.

В зрительном зале самая яркая и пластически насыщенная деталь — исторический балкон. В современном театре без балкона вообще можно обойтись, но здесь его не просто сохранили, а на контрасте с лаконичным цветовым и геометрическим решением сделали опознавательным знаком этого универсального зала.

Такой «дизайн без дизайна» в контексте реконструкции памятника архитектуры, да и в целом, и есть самый настоящий дизайн — тот что про минимум средств и максимум эффекта. 

Пространство парадной лестницы служит дополнительной сценической площадкой. На ступенях могут разместиться зрители, за балюстрадой наверху — актеры или музыканты.

Другой лейтмотив реконструкции — очищение исторической основы здания от разновременных наслоений. «В нашей стране есть присказка, что памятник должен быть новым, образцовой считают реконструкцию, воссоздающую все, как было. Но мы не хотели выдавать новое за старое, скрывать возраст здания. Интереснее было показать, из чего все было сделано, продемонстрировать техники строительства и декора, которые сегодня уже не используются. И мы копали слой за слоем», — рассказывает Михаил Козлов.

Так, лестницу с балюстрадой раскопали до глыбы из бетона с включениями гранитной крошки. Подрядчикам пришлось потратить много времени, чтобы найти карьеры с песком такого же состава для восполнения обветшавших фрагментов.

В некоторых местах, как на краю карниза вверху, утраты специально не восполняли, чтобы очертить границы аутентичных деталей.

Поля кессонов и розетки расчистили и сознательно не стали красить под новые, только покрыли защитным лаком, чтобы подчеркнуть благородство старины, красоту естественного старения качественной архитектуры.

С ножек лестничных светильников 1930-х годов счистили краску, и теперь можно увидеть, как они были выточены из дерева.

В фойе первоначальные опоры, обшитые дранкой и материалом типа гипсокартона, обнажили до металлического стержня с чугунными клеймами и клепками.

Подобный «археологический» подход  созвучен самой драматургической концепции современного театра, которую разделяет Юхананов: когда зритель видит изнанку «театральной машины», степень его включенности в  действие возрастает. Реконструкция схожим образом приобщает посетителей к перипетиям истории здания, подкупает неприкрытой красотой и силой его возраста. Честность архитектуры словно выступает прологом к честной режиссуре и актерской игре.

ВЫХОД НА ГОРОДСКУЮ СЦЕНУ Конечно, бюро Wowhaus, сосредоточенное на общественных пространствах, не могло рассматривать этот объект как замкнутую оторванную от города систему. Проектирование театра началось с того же, с чего архитекторы начинают, когда приступают к работе с парками, набережными, площадями  — с программирования повседневности. Здесь авторы ставили перед собой вопрос, чем пространства театра могут быть интересны жителям города, когда нет спектаклей? Поэтому особое внимание было уделено многофункциональному фойе, куда в любое время дня можно прийти посидеть в кафе или заглянуть в книжный магазинчик. Большие надежды возлагаются на выставочную деятельность, для которой предусмотрено первоклассное оборудование.

Фойе должно стать своего рода крытой площадью, свяжущей Тверскую с уютным театральным двориком-парком. В него запроектирован и отдельный вход с улицы. Архитекторы предложили  свой сценарий жизни места и передали его в распоряжении администрации театра, теперь все зависит от нее. Актеры обычно воспринимают здание театра в первую очередь не как публичное пространство, а как свой дом. Однако, на пресс-конференции по случаю открытия Борис Юхананов говорил об интеграции в жизнь города с воодушевлением, о возможностях проведения фестивалей танца и стрит-арта, экспозиций не только театральной тематики. Если все сложится, как задумано, квартал «Электротеатра» может стать прецедентом для дальнейшей работы с инфраструктурой, дворами и переулками Тверской. Пока главная улица Москвы функционирует в основном как транзитная артерия, обладая, на что обращают внимание архитекторы Wowhaus, большими, невостребованными ресурсами для создания полноценной, комфортной городской среды.

Что касается служебных помещений, они отделены от общественных пространств и обустроены с учетом пожеланий актеров и других сотрудников. Здесь архитекторы и заказчики позволили себе более активный декор и дизайн, чем в открытых исторических частях зданий.

Коридор, ведущий к гримерным, украшен принтом по мотивам рисунков Бориса Юхананова к постановке «Сверлийцы».

В гримерных, оборудованных санузалами и душевыми, мебель, выполненная по специальному заказу. Цветовую гамму специально подбирали спокойную, дающую отдых глазу.  А если актерскому глазу захочется за что-нибудь «зацепиться» — достаточно поднять голову вверх, к потолкам, на которых нарисованы карты звездного неба. 

На двери из матового стекла — фирменный знак обновленного театра: лампочка с портретом Станиславского, излучающим сияние. Название «Электротеатр Станиславский», с одной стороны, восходит к кино-прошлому здания, с другой — символизирует энергетический заряд, который получают в театре зрители.

Костюмерный цех «Электротеатра» (400 кв. метров) — один из самых больших в Москве.

Дирекция

Остается добавить, что реконструкция театра осуществлялась на частные средства и в рекордные сроки — первая очередь заняла чуть больше года, и остается надеяться, что кризис не помешает реализации второй очереди, и театральный двор и малая сцена откроются уже этой осенью.

ДАННЫЕ О ПРОЕКТЕ

Срок проектирования: 2013–2014
Адрес: Тверская, 23; Москва, Россия
Руководители мастерской: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро

ГАП: Эдуард Русенко
Ведущий архитектор: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Гулида, Виктория Кудрявцева, Ольга Лебедева, Анастасия Маслова, Дарья Мельник, Дарья Можаева,Мария Панова, Анна Прошкуратова, Анна Родионова, Ольга Рокаль, Александра Черткова
Конструктор: Сергей Белугин
ГИП: Ирина Ишунина


ФОТОГРАФИИ: Илья Иванов

Cайт бюро: www.wowhaus.ru

 

Москва-Берлин 2015: импульсы взаимного притяжения

27.02.15
17:39
Категории: | События | Выставки
tags: | Wowhaus |

Выставка российского бюро Wowhaus в столице Германии вписала новую страницу в историю обоюдного интереса двух городов, заметно выросшего сегодня на почве архитектурных коммуникаций.

Как-то так сложилось, что из всех европейских столиц именно Берлин стал для Москвы, если не образцом для подражания, то объектом пристального внимания и периодического сравнения. Помимо исторических связей, огромное значение для современных отношений двух городов имел почти одновременный запуск радикальных преобразований в политической и экономической системах России и ФРГ. Российская перестройка и немецкое объединение стали катализаторами формирования новых социальных и культурных парадигм, и в то же время поводами для рефлексии и попыток найти параллели в изменившихся и, по сути, абсолютно разных условиях.

Фото © Jan Bitter

Исследованиям исторических связей и их современных форматов были посвящены культовые выставки, названные просто – «Москва-Берлин». В Москве они проходили в 1996 и 2004 годах, вызвав огромный интерес публики. Актуальное тогда стремление увидеть что-то общее, одинаково драматичное и важное для обеих столиц и стран, что-то, что дало бы возможность ощутить свое единство с процессами, пульсирующими так близко (всего 2 часа на самолете) и одновременно, в силу политических и прочих границ, так бесконечно далеко, не потеряло своей злободневности. Если в некоторых сферах взаимодействия, по известным причинам, это притяжение сейчас «несколько» ослабло, то в архитектурной среде потребность в обмене информацией и в реальном сотрудничестве пока сохраняется на докризисном уровне.

Фото © Jan Bitter

Строительный бум, который переживали Москва и Берлин за прошедшие 30 лет, принес обоим городам очень разные результаты. В течение всего этого периода столица Германии вела систематическую работу по латанию градостроительных дыр и развитию инфраструктуры, соответствующей ее нынешнему статусу. В итоге она быстро вошла в число самых благоустроенных городов Европы, обогатилась целой коллекций объектов, спроектированных крупнейшими архитекторами мира. Для Москвы подобный результат все еще остается недостижимой мечтой. Берлинский пример, волнующий своим сходством-различием, был принят московской градостроительной властью за один из главных ориентиров. Не случайно на роль третейского судьи в проектных дебатах между девелоперами, руководством города и архитекторами в состав нового Архитектурного совета пригласили профессионала именно из Берлина – его бывшего главного архитектора Ханса Штиммана.

Фото © Jan Bitter

С другой стороны, в Берлине не исчезает интерес к российской архитектуре, как исторической, так и современной. Выходят книги о советских и российских мастерах в издательстве Dom Publishers, проводятся выставки, посвященные делам не только давно минувших дней. В мае прошлого года в галерее Aedes Architecture Forum представили экспозицию, впервые показывающую не отдельные архитектурные объекты и не творчество конкретных архитекторов, а развитие города в целом –  «New Moscow — Новая Москва». Внимание к отдельным персоналиям и творческим коллективам тоже растет. Около года назад Ульрих Мюллер, владелец Архитектурной галереи в Берлине (Architektur Galerie Berlin), задумал серию выставок, представляющих актуальные тенденции российской архитектуры. Согласно замыслу, галерея будет отдавать свою площадь под одну-две экспозиции в год, но не в традиционном формате бесконечных планшетов с чертежами, визуализациями и фотографиями. Предполагается, что это будут авторские высказывания в форме арт-объектов и инсталляций о собственном кредо и миссии архитектора в современной России. По сути, концепция аналогична экспозиции «Архитектор года», которая демонстрируется на «АРХ Москве», но с двумя существенными поправками. Во-первых, выставка в Берлине ориентирована на международную аудиторию,  во-вторых, выбор кандидатов Ульрих Мюллер оставляет за собой, а значит, во главу угла будет ставиться индивидуальность и самобытность автора по меркам западной культурной элиты.

Фото © Jan Bitter

Первым героем планирующейся серии стало бюро Wowhaus, зарекомендовавшее себя на московском рынке участием в самых ярких, и, что скрывать, кардинально меняющих представление о форматах работы с городской средой, проектах. Комфортный и мультиформатный двор Института «Стрелка» сделал популярными публичные образовательные и культурные мероприятия под открытым небом. Благоустройство Парка Горького запустило цепную реакцию преобразований, которые со временем стали едва ли не флагманом политики мэрии по повышению качества городской среды. Крымская набережная перевела эту тему на еще более высокий уровень, продемонстрировав, какие результаты могут быть получены при комплексной и решительной работе со средой в соответствии с современными урбанистическими тенденциями. Но западную публику здесь могли заинтересовать даже не столько эти результаты – революционные для нас, там  они, в общем-то, норма жизни – сколько сочетание в творчестве бюро гуманизма и артистизма, за которое российскую культуру в целом ценят за рубежом. Проекты Wowhaus ясно ориентированы на человека и общество, и эта установка счастливо сочетается с художественным чутьем, проявляющемся, например, в выборе материалов и чувстве цвета.

Фото © Jan Bitter

Фото © Jan Bitter

Для своей выставки руководители бюро Wowhaus Дмитрий Ликин и Олег Шапиро выбрали красноречивое название «Архитектура как коммуникация» (Architecture for communication). Согласно авторскому манифесту, потенциал архитектуры выходит далеко за границы материального мира и вбирает возможности создавать и стимулировать контакты между жителями города, обычно заключенными в индивидуальные капсулы рутины и быта. Взаимодействующие люди становятся силой, в свою очередь начинающей трансформировать среду, запускать все новые и новые циклы обновления и развития города. Такая форма активного сосуществования горожан – цель и суть работы бюро Wowhaus.

Фото © Jan Bitter

Воплощением коммуникационной архитектуры стала конструкция, которую архитекторы достаточно часто используют в своих проектах – амфитеатр как место, где люди могу и хотят собираться, чтобы сообща воспринимать информацию, вести диалог и принимать решения. В компактном пространстве Архитектурной галереи, настоящий амфитеатр, конечно, не поместился. Авторы ограничились лишь намеком, обозначением его формы. Из экологичного материала, листов светлой фанеры, были сконструированы ступени-сиденья. Они переходили в подобие сцены, заканчивающейся большой вертикальной плоскостью –  экраном для демонстрации специального ролика о проектах. Вечерами, два дня в неделю, на него проецировали российские и советские фильмы, отобранные кинотеатром «Пионер», давним партнером бюро. Функциональную инсталляцию дополнял фриз из черно-белых фотографий построек, пересекающий стену напротив входа в галерею. Монохромный минимализм разбавили жизнерадостным неоновым росчерком Wowhaus, горящим над лентой фотографий.

Фото © Jan Bitter

Фото © Jan Bitter

Выставка в Берлине сегодня заканчивается. Но у московской аудитории еще будет возможность ее увидеть. «Архитектурные коммуникации» покажут в рамках фестиваля «Арх Москва-2015» в конце мая (27-31) в ЦДХ на Крымском Валу. А что будет дальше, предсказать сложно. Хочется надеяться, что проект Ульриха Мюллера и Архитектурной Галереи в Берлине продолжится, позволит лучшим российским архитекторам представить свою профессиональную философию европейскому архитектурному миру, доказав, что общие культурные коды все еще существуют, а разница в социально-политическом устройстве не может отменить художественного, информационного и профессионального единства, связывающего два города – Москву и Берлин.

 

Территория здорового образа жизни

25.02.15
00:34
Категории: | События | Презентации
tags: | Wowhaus |

Архитектурное бюро Wowhaus разработало концепцию развития территории Лужнецкой набережной для ОАО«Олимпийский комплекс «Лужники».  

Формированию концепции предшествовало исследование, проведенное группой из архитекторов, урбанистов, социологов, экспертов по спорту и экономистов. Оно выявило, что функциональный и экономический потенциал набережной и территории вокруг объектов спорткомплекса (под  постройки  занято  8% от  общей  площади  «Лужников»,   92% — это открытые территории спортивных полей и кортов, газонов и проездов) используется не полностью. При том, что место хорошо знакомо любителям активного отдыха, и его  часто выбирают его индивидуальных тренировок спортсмены. По всем своим параметрам и возможностям территория могла бы стать полноценным парком с приоритетной спортивной функцией.

Концепция Wowhaus предлагает рассмотреть набережную как площадку для массового спорта  (прежде всего сезонных  видов): перепрограммировать полосы  движения; распределить необходимую инфраструктуру для спорта и досуга в интервалах  5-10  минут пешего хода; использовать зеленые зоны для рекреации, а асфальтовые «карманы» — для размещения там модулей инфраструктуры. 

В целом в работе были намечены архитектурные, ландшафтные и инженерные решения; программа привлечения на территорию новой аудитории; программа развития сферы услуг и инфраструктуры в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.

В состав исследовательской  группы вошли: аналитическое подразделение архитектурного  бюро Wowhaus, эксперты  в  области  спорта  и  активного  отдыха Pro  Trener , эксперты  в области девелопмента и управления недвижимостью ГК  Rusland SP.

АрхОктябрь с Wowhouse

23.10.13
13:24
Категории: | События

Ежемесячные архитектурные встречи в ЦДА продолжаются: 25 октября о своей деятельности расскажут руководители бюро, преображающего публичные пространства Москвы.

Бюро Wowhouse под руководством партнеров Олега Шапиро и Дмитрия Ликина широко известно такими проектами, как реновация парка имени Горького, реконструкция Крымской набережной и парка Сокольники, комплекс зданий Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В программе встречи – лекция руководителей мастерской, разговор в формате «вопрос-ответ», неформальное общение, фуршет и живая музыка. Мероприятие состоится в большом фойе Центрального Дома Архитекторов  25 октября в 19.00

Встреча с архитекторами организована Союзом московских архитекторов при поддержке Клуба партнеров СМА и компании Hunter Douglas.

Вход свободный. Требуется регистрация

Официальный сайт организатора: moscowarch.ru

Обретение Крымской набережной

14.10.13
17:27
tags: | Wowhaus |

В Москве появился новый средовой «заповедник» — благоустроенная по проекту бюро Wowhaus пешеходная зона, протянувшаяся на километр от Крымского моста до 3-го Голутвинского переулка.

Точнее было бы назвать ее полигоном или «Х-зоной», поскольку эта «особая территория» не сохранялась в своем исходном состоянии, а фактически изменилась до неузнаваемости в столь рекордные сроки и по столь радикально отличающимся от традиционно практикуемых в столице принципам, что впору говорить об очередном (после реформы Парка Горького), эволюционном скачке городских общественных пространств.

Фото: предоставлено авторами проекта

Для нормального, все еще отмеченного постсоветскими рефлексами сознания, посещение набережной чревато мягкой формой когнитивного диссонанса. Не от по-европейски элегантной, сдержанной пластики всех элементов благоустройства или гармоничного сочетания естественных отделочных материалов с концепцией озеленения на основе подчеркнуто «недекоративных» деревьев, кустарников и трав, а от моментально возникающего чувства, что все окружающее тебя – волнообразные прогулочные променады, округлые водоемы и клумбы; изогнутые, словно крылья редких на Москве-реке чаек, деревянные скамейки и минималистские фонтаны и кафешки, напоминающие станции для телепортации из фантастических фильмов 60-х годов (благодаря использованию стеклопрофилита) — придумывалось людьми, ставившими комфорт (физический, функциональный и визуальный) будущих пользователей во главу угла при принятии каждого решения.

Фото: Елена Петухова

Это ощущение неожиданного гуманизма городского пространства вступает в недолгий (и победоносный) конфликт с въевшейся в подкорку убежденностью в том, что при благоустройстве любого клочка городской земли соответствующие лица руководствуются какими угодно соображениями, но только не персональным удобством и радостью от его использования горожанами.

Фото: Елена Петухова

Отдельное интеллектуальное удовольствие во время прогулки по радикально преображенной набережной доставляют попытки типологически и стилистически идентифицировать ее элементы: найти аналоги в новейшем опыте обустройства общественных зон или привязать к тому или иному типу стандартных городских пространств, предназначенных для отдыха.

Фото: Елена Петухова

На протяжении одного километра авторы проекта ухитрились разместить такое количество различных элементов благоустройства, представить столько типов оформления общественных пространств, добавив к ним самые разнообразные способы использования, что это дает нам возможность рассматривать созданное пространство как своего рода антологию современных методов решения рекреационных зон. Единый дизайн, построенный на теме волны и использовании криволинейных (обтекаемых) форм для объектов инфраструктуры, легко объединил различные функциональные и типологические зоны в гармоничный архитектурно-ландшафтный ансамбль.

 Фото: предоставлено авторами проекта

Сходство с парком или сквером, напрашивающееся в начале, оказывается обманчивым. В самых первых вариантах зелени было больше, но в процессе разработки она уступила лидерство мощеным променадам и площадкам. Впрочем, соседство с парком «Музеон» оправдывает преобладание каменных поверхностей над травяными лужайками. Бульварность здесь присутствует в виде органично встроенной в последовательность сменяющих друг друга зон аллеи из лип, установленных в специальных подземных контейнерах с системой подвода воды и воздуха к каждому дереву.

 Фото: предоставлено авторами проекта

Рядом с аллеей устроен горизонтальный фонтан с игриво подсвеченными струями воды, бьющими прямо из плит мощения. Именно так решаются небольшие площади возле деловых центров Европы, беспокоящихся о своем «зеленом» имидже. Здесь же фонтан превращен в один из важных смысловых и визуальных аттракционов, отсылающих к непременной атрибутике каждого уважающего себя парка отдыха.

Фото: предоставлено авторами проекта

Фото: предоставлено авторами проекта

Отдыхать на новой набережной предлагается самыми разными способами. Наиболее активная часть контингента, предпочитающая передвигаться на коньках, скейтах и велосипедах, получила в свое распоряжение еще один километр качественной асфальтовой дорожки, единой лентой вытекающей из Парка Горького благодаря щедрости Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, открывшего проход и проезд под Крымским мостом.

Фото: Елена Петухова

Обилие ровных, качественно замощенных  площадок и полная изоляция от автомобилей делает новую зону отдыха особенно привлекательной для любителей прокатиться с ветерком. Для более экстремальных отдыхающих предусмотрены горбатые мостики и пандусы, а также покатая крыша самого большого павильона, ближайшего к 3-му Голутвинскому переулку.

Фото: Елена Петухова

Единственное, что может помешать велосипедистам и скейтерам – пешеходы, пути перемещения которых вдоль по набережной нередко проходят в опасной близости от велосипедной дорожки. Но, судя по всему, авторы проекта убеждены в возможности мирного сосуществования «активных» и «пассивных» отдыхающих, не случайно часть волнистых горок накрыта деревянными дощечками, превращающими их в импровизированные скамейки или лежанки.

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Для склонных к созерцательности гостей бюро Wowhaus предусмотрело медитативный пруд, вдоль изогнутого берега которого протянулась длинная трехъярусная (и «для посидеть» и «для полежать») скамейка. Любителей открыточных видов ждет специальная смотровая площадка над старым причалом, с которой открывается роскошная панорама в сторону Кремля. Про культуру создатели новой набережной также не забыли. Она здесь представлена в достаточно широком диапазоне. Есть эстрада, расположенная рядом с Крымским мостом (чуть позже здесь появиться еще один павильон) и своеобразная аудитория, образованная рядами лавочек непосредственно под мостом, которую можно использовать в качестве кинозала или лектория. Здесь же по соседству протянулись крытые ряды стойких приверженцев коммерческой живописи, в буре реконструкции отстоявших свое право предлагать искусство народу без посредников. Волнообразное покрытие над рядами, спроектированными Евгением Ассом, перекликается с аналогичной по дизайну структурой, разработанной бюро Wowhaus для центральной площади Парка Горького.

Фото: Елена Петухова

Как апогей гуманности проектировщиков, можно рассматривать принцип распределения «питательных» павильонов вдоль прогулочного маршрута. В тех точках, где теоретически у посетителя может  возникнуть желание выпить кофе или перекусить, его ждут небольшие одноэтажные павильоны, чья обтекаемая и лаконичная форма полностью отвечает общей стилистике парка.

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Единственное, что удивляет, – это размер павильонов. Кажется, проектируя их, авторы засомневались в будущей популярности парка, понадеявшись на то, что, в случае аншлага на помощь придут большие помосты и площадки, на которых легко можно будет установить дополнительные столики. Кроме питательной функции в павильонах планируется разместить магазинчики и пункт проката велосипедов. Словно небольшие островки или утесы, возвышаются павильоны среди волнообразно изгибающихся лент терренкуров и зеленых холмов необычных клумб, чья выразительность строится не на аляповатом смещении ярких летников, а при помощи графичной строгости трав и сдержанного очарования полевых цветов.

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Заключительным, но отнюдь не по важности, штрихом для формирования образа нового парка стала концепция светового оформления. Комбинируя отдельно стоящие светильники авторского «провокационно-грибного» дизайна с встроенными в мощение лампами и системой подсветки, инсталлированной в фонтаны и водоемы, авторы проекта создали продуманную и разнообразную световую драматургию, в которой роль больших декоративных фонарей доверена павильонам.

Фото: предоставлено авторами проекта

Крымская набережная сегодня представляет собой сложный симбиоз различных функциональных типологий и форматов благоустройства. В результате получилось абсолютно новое по форме и содержанию и от того еще более привлекательное рекреационное пространство, в котором можно делать так много и с таким удобством, что впору огорчиться, что строители не поторопились еще немного и не закончили реконструкцию до осенних холодов, лишив нас возможности в этом сезоне в полной мере насладиться результатом усилий множества специалистов, принявших участие в разработке и реализации проекта реконструкции Крымской набережной.

Фото: Елена Петухова

 

Данные о проекте
Площадь Крымской набережной — 45 тыс. кв. м
Длина набережной — 1 км
Площадь озеленения — 10,7 тыс. кв. м
Количество высаженных растений: 44 726 многолетников и декоративных трав, 96475 луковичных
растений, 485 деревьев и кустарников.
Количество цветников и холмов: 34, из них 3 подпорные стенки
Площадь мощения: 24 318 кв. м
Площадь велодорожек: 4684 кв. м
Количество светильников: 1419 штук
Параметры фонтанов: размер фонтана 12 х 60 м, 203 форсунки
Площади павильонов: павильон на Фонтанной площади – общая площадь 275 кв.м., павильон на
«Зеленых холмах» - общая площадь 35 кв.м., павильон велопроката: общая площадь 200 кв.м.
Авторский коллектив
Генпроектировщик: МАХПИ им. Академика Полянского
Руководители бюро Wowhouse: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Ведущий архитектор проекта: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Гулида, Алена Зайцева, Роман Кучуков, Дарья Мельник, Татьяна Полякова,
Анна Прошкуратова, Анастасия Рычкова, Татьяна Скибо, Марина Ярмаркина; при участии Юрия
Белова, Анны Карнеевой, Ольги Лебедевой, Анастасии Масловой.
Главные инженеры проекта: Дмитрий Белостоцкий, Иван Михальчук
Озеленение: Анна Андреева
Освещение: Анна Харченкова
Конструкторы павильонов: Nussli (консультации), Werner Sobek
Консультанты по искусственному ландшафту: LDA Design
Проект фонтанов: «Эдлайн»

Официальный сайт архитектурного бюро: wowhouse.ru

Центр документального кино

08.07.13
13:00
Категории: | Новости

В Москве открылся необычный кинотеатр. Вместо блокбастеров и триллеров здесь будут показывать, собирать и изучать документальное кино. Не самое массовое направление в кинематографе имеет своих ценителей, ряды которых после создания специализированного Центра будут активно пополняться. В немалой степени этому должно способствовать дизайнерское решение, разработанное архитекторами из бюро Wowhaus.

Амплуа актера – это одновременно и спасение и проклятье. Спасение, потому что гарантирует определенную стабильность, проклятье – потому что не дает расширить свои возможности и творческий диапазон. В архитектурной среде понятие «амплуа» отсутствует, но зато хорошо работают типологические стереотипы. Раз уж за бюро или архитектором закрепилась слава мастера по офисным интерьерам или загородным домам, свернуть с этого пути и начать проектировать, например школы, будет непросто. Нередко такая односторонняя «слава» вообще не имеет никакого отношения к реальности. Бюро, прославившееся каким-то конкретным проектом, может прекрасно работать в других сферах, но массовое восприятие не торопиться отказаться от навешенного ярлыка.

Бюро Wowhaus. Входная зона театра «Практика»

Бюро Wowhaus, за короткий промежуток времени, благодаря ряду проектов на территории Парка Горького, а также Институту «Стрелка», ставшее признанным авторитетом в дизайне общественных пространств и «легкой архитектуре», с не меньшим успехом могло бы претендовать на роль лидера в создании современных модных киноточек. В портфолио команды есть подборка кино- и просто театров всех типов: реконструированных и под открытым небом.

Бюро Wowhaus. Интерьер кинотеатра «Пионер»

Бюро Wowhaus. Летний кинотеатр в Парке Горького

В коллекцию необычных кинотеатров от бюро Wowhaus добавился еще один экспонат – чья неординарность объяснятся и его функцией (это первый в России специализированный кинотеатр документального кино), и теми изощрёнными и, в то же время, элегантными приемами оформления и зонирования пространства, которые придумали для него архитекторы.

Схема расположения ЦДК в комплексе Провиантских складов.

Идея создания Центра родилась на волне все возрастающего интереса к документальному кино, которая наметилась за последние годы во всем мире. Проходят фестивали, вручаются премии, снимаются новые фильмы. Кроме фильмов о жизни наших современников в мире накоплены огромные архивы документальных лент, скрупулёзно отражающих уже исчезнувшую реальность. Все большее число людей находят в этом жанре некую информационную и эмоциональную отдушину. В пику коммерческому игровому кинематографу «документалка» подкупает своей истинностью и реализмом. В ней жизнь показывается такой какая она есть, а подобная простота и честность сейчас особенно востребована. За последние несколько лет в Москве прошли несколько фестивалей документального кино, подтвердивших, что у этого жанра есть множество приверженцев, а городу необходим центр изучения и популяризации документального кино. И в 2012 г, при поддержке Департамента культуры г. Москвы, а также в рамках масштабной программы развития культурно-просветительской деятельности в столице, был учрежден ЦДК. Начавший свою деятельность с партнерских программ, осуществляющихся на сторонних площадках, Центр получил в свое распоряжение часть комплекса Провиантских складов, переданных под Музей Москвы. Реконструкция и приспособления корпуса, выходящего на угол Садового кольца и улицы Остоженка, заняла больше года.

Задачка, с которой столкнулись на этом проекте архитекторы бюро Wowhaus, была непростой. Мало того, что в весьма ограниченное пространство необходимо было вместить внушительный список функций, включающий: кинозал, медиатеку, кафе, офисные помещения и экспозиционную площадку; так еще и сделать это было необходимо максимально корректно по отношению к историческому зданию, построенному в 1829–1835 годах на основе «образцового» проекта В. Стасова. Этот прекрасный градостроительный ансамбль в стиле ампир долгое время было вычеркнут из жизни города. В нем размещалось службы военного ведомства, включая гараж Генштаба. И только в начале 21 века оно было наконец передано объединению «Музеи Москвы».

Статус памятника архитектуры обязывал архитекторов сохранить в неприкосновенности все исторические элементы здания и свести к минимуму их взаимодействие с новыми конструкциями. Это ограничение, как это часто бывает, натолкнуло авторов на остроумное решение создать внутри корпуса независимую структуру, лишь в нескольких точках соприкасающуюся с внешними стенами. Высота здания давала возможность комбинировать функциональные блоки в трех измерениях. Основная часть внутреннего пространства была отдана внушительному объему зрительного зала, имеющего форму усеченного и перевернутого конуса. Все новые объемы выстроены из металлических стоек и балок. Структура фактически несет саму себя, не подвергая нагрузке исторические конструкции.

ЦДК. Лаунж-зона и кафе

Зона медиатеки

За счет диагонального расположения эллипсовидного зала-«капсулы» по периметру корпуса образуются несколько меньших по площади пространств, каждое из которых отдано своей функции: в одном размещено кафе, в котором также могут проходить круглые столы или открытые дискуссии, в другом расположилась медиатека и хранилище. Тут же могут проходить выставки, для которых могут использоваться имеющиеся перегородки или, при необходимости, возводится легкие мобильные конструкции.

ЦДК, словно небольшая вселенная, туго закручивается вокруг своего «центра силы» - зрительного зала. Архитекторы сознательно играют со сменой масштабов помещений, степенью их освещенности, материалами отделки и расположением акцентов, превращая перемещение по Центру в игру «угадай, что будет дальше». В отделке интерьера активно используются стекло и металл, дерево и пластик. Красный, белый, серый, черные цвета перемежаются коричневым и охристо-золотистым цветам деревянных покрытий и элементов интерьера. Все разнообразие фактур и оттенков уравновешивается массивом наружных стен из старинного красного кирпича, очищенного от наслоений гаражной эпохи.

Эта интеллектуальная и дизайнерская насыщенность пространства ощущается почти физически и могла бы восприниматься как чрезмерная, если бы не мастерство авторов, которым каждый раз хватает вкуса, тонкости и чувства юмора, чтобы удержаться в зоне психологического комфорта. Когда откатывается волна первого восторженного ошеломления, начинаешь понимать насколько продуманно и прозорливо организован здесь каждый квадратным метр. Все что нужно, находится на тех местах, где ты ожидаешь это увидеть, и спроектировано так, чтобы с удовлетворить все возможные потребности. Причем часть решений рассчитана на перспективу, когда Центр активизирует свою деятельность и начнут работать те функции, которые пока еще только стоят в планах. Например, при помощи медиатеки Центра в перспективе можно будет обращаться к архивам расположенного по соседству РИА Новости, а в последствии и в архив Госфильмофонда России в Белых Столбах.

Но уже сейчас все желающие могут прийти в Центр документального кино, чтобы посмотреть один из фильмов, специально отобранных кураторами, перекусить в кафе или покопаться в архивах. На культурной карте города появилось новое замечательное место, а благодаря усилиям архитекторов бюро WowHaus оно превратилось и в архитектурную достопримечательность.

Архитектор Олег Шапиро (бюро Wowhaus) на презентации ЦДК

Дмитрий Ликин (бюро Wowhaus)

Официальный сайт бюро: www.wowhaus.ru

«Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения»

07.03.13
16:06
Категории: | События | Презентации

Бюро Wowhaus: творческая позиция с иллюстрациями. По материалам встречи, организованной Союзом московских архитекторов в ЦДА 28.02.2013.

Презентация Дмитрия Ликина и Олега Шапиро «Общественное пространство и современный город» открыла программу «Метод 2:0», которую СМА запустил с целью познакомить широкую аудиторию с тонкостями профессиональной практики. Основатели Wowhaus оказались ее первыми героями не случайно. Бюро, преобразившее Стрелку, Парк Горького, Сад Баумана, Парк «Сокольники», стало известным всего за пять лет существования, и артикулированная авторская позиция сыграла в этом не последнюю роль. Коллеги входят в Попечительский совет Института архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка» и, по сути, практикуют тот подход, которому здесь обучают. «Архитектура – не только рисование и не столько рисование, но и анализ социальных, экономических, культурных и многих других факторов», - сформулировал этот принцип Дмитрий Ликин в начале презентации.

Новый объект Wowhaus в Парке Горького - «Павильон 1 канала», который начнет работу весной 2013 года.

В первой части выступления партнеры представили свои основные принципы проектирования и работы с общественными  пространствами – сегодня это главная тема Wowhaus; во второй – рассказали о некоторых случаях из практики. Мы попробуем соединить одно с другим – проиллюстрировать «кредо» бюро примерами из его творчества.

«Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования». Это значит, пояснили архитекторы, что любое сооружение или пространство сегодня должно что-то сообщать (речь не о медиафасадах и наружной рекламе) обществу, быть ориентированным на определенную аудиторию, а проектированию в идеале должно предшествовать планирование жизни объекта с учетом возможной перемены его участи, то есть он должен иметь тенденцию к перепрограммированию.

Перепрограммирование – это то, что фактически случилось с территориями Стрелки и Парка Горького. Первая раньше была местом арт-тусовки, не слишком обустроенным и интересным довольно узкому сообществу. С появлением комплекса Института она превратилась в площадь городского значения, по ощущениям сравнимую с уютным, защищенным двором, куда можно придти на лекцию, концерт и кинопоказ или же просто посидеть в баре, созерцая реку и наслаждаясь блаженным «ничегонеделанием».

Учебные и лекционные аудитории, зал с экраном под открытым небом, бар с верхней «палубой» и лестница-амфитеатр – площадки и помещения для «профи» и «профанов» продуманно разведены в многоуровневом пространстве. Коммерческая и просветительская функции дополняют друг друга, обеспечивая структуре «Стрелки» грамотное жизнеобеспечение и проходимость в 300 000  человек только за летний сезон.

Строилось все это на неопределенно короткий срок, поэтому проектировочные решения, выбор материалов обусловлены еще одним важным принципом – Sustainability. Под устойчивостью здесь понимается разумная достаточность. «Архитектура не обязательно должна быть дорога. Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам», - верят создатели Wowhaus.

Летний кинотеатр в Парке Горького

Для благополучного функционирования общественного пространства нужен оператор, который заботится о территории, но и получает от нее прибыль. Тогда есть порядок, тогда «хозяин» пространства – приличная публика, и таковой становится даже потенциально агрессивный контингент. Если оператора нет, по наблюдениям спикеров, «хозяевами» места становятся бомжи или охранники.

Чтобы сделать Парк Горького таким, каким он стал сейчас, архитекторы вместе с руководством Парка представили категории «пользователей», которых хотели бы сюда привлечь, структурировали территорию по их интересам и разного рода активностям. Придать пространству осмысленность можно и совсем не хитрыми средствами, считают авторы. К примеру, у фонтана они установили перголу со скамейками и клумбами. Легкая, светлая конструкция отделила транзитную зону, где гоняют скейтеры, от зоны спокойного отдыха.

«Находим место, исследуем потенциал, проявляем его свойства и восполняем недостаточность». Для Сада Баумана, следуя этому принципу, архитекторы разработали детскую площадку, постаравшись приспособить ее для детей с разными возможностями. Именно этот объект они посчитали необходимым для сада в шаговой доступности от жилых домов. Модель Парка Горького, несмотря на всю свою привлекательность для городских властей, здесь была бы неуместна.Так проявляется принцип «Адекватность обстоятельствам, идентификация с местом, а не с автором».

Wowhaus, по словам его создателей, относится к тем коллективам, в которых не считают, что архитектор вправе внушать заказчику свою волю «с позиции Бога». Здесь декларируется «соучастие с потребителем», стремление добиться сначала от самого заказчика четких формулировок его потребностей. Однако, есть и определенные условия, за рамками которых бюро старается за проект не браться. Например – если не видит хотя бы в удаленной точке «пересечение вектора власти, вектора потребителя и вектора архитектора». В последнее время архитекторы все чаще имеют дело с муниципальным заказом, а его особенность – жесткие сроки. Как пошутил Олег Шапиро, «властям ложка дорога к обеду, причем вчерашнему». Но из-за желания сделать быстро, как известно, часто страдает качество. Бюро старается объяснять это заказчикам, выстраивать с ними диалог. И часто само его инициирует. «Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения», - раскрывают коллеги принцип активизма.

Наблюдая изо дня в день Берсеневскую набережную, ужасно неудобную в зоне Красного Октября для пешеходов, архитекторы разработали и обнародовали концепцию альтернативных низких набережных, по которым можно было бы беспрепятственно дойти до Парка Горького или Третьяковской галереи. Консольные конструкции крепились бы на сваях, ввинченных в дно реки. Помехой для реализации проекта стало большое количество проложенных в этих местах городских коммуникаций. Этот концепт дал начало другому, имеющему реальные перспективы, – превращению Крымской набережной в пешеходный парк, простирающийся до Воробьевых гор, привлекающий разнообразными ландшафтными затеями, интересными видовыми точками.

Недавно мы писали о презентации этого проекта на Совете по общественным пространствам. Здесь добавим, что предварительно архитекторы обратились в Департамент транспорта с вопросом, как реализация такого замысла повлияет на городской трафик. Выяснилось, что негативные изменения оцениваются лишь в 1,5% . Территория вполне может быть отдана пешеходам и велосипедистам.

Для Москвы пришло время общественных пространств – хорошее время и для благоустройства Бульварного кольца, считают cоздатели Wowhaus и снова выступают с инициативой. Чтобы бульвары, у каждого из которых есть своя специфика, зажили как единый организм, по их мнению, достаточно нескольких точечных воздействий.

Например, интересно было бы разместить своеобразные «машины времени» - стойки с двумя отверстиями на уровне глаз: в одном из окошек - современный бульвар, а в другом - его фотография полувековой давности, сделанная с той же точки. Также не лишними были бы павильоны-убежища с кафе, книжными магазинами, куда зимой можно просто зайти погреться. И туалеты с безопасными, освещенными тамбурами из стекла.

Уже совсем скоро подобным образом может быть обустроен Никитский бульвар, избранный пилотным участком программы.

Идея надземных пешеходных связей для Трубной Площади, пока утопическая.

Так могли бы выглядеть подземные переходы.


«Общественное пространство самоидентифицирует город не меньше, чем памятники и мифы». Свое убеждение архитекторы подкрепили примерами Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Рима. Они надеются, что в недалеком будущем в этот ряд можно будет поставить и Москву. Нужно, чтобы в столице появилось больше мест, сочетающих такие параметры, как комфорт, безопасность, содержательность, дизайн и идентичность. Над чем Wowhaus и работает.

Каток в парке Горького.

Арки в Сокольниках.

Публичная презентация проектов – тоже часть этой работы. Коллегам хочется знать реакцию общества, обсуждать свои предложения с теми, кому они адресованы. Потому что коммуникация, уверены Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, – социальная ответственность архитектора. Выступление в ЦДА продемонстрировало этот принцип в действии. И хотя оживленной дискуссии, на которую рассчитывали спикеры, не случилось, интерес, к тому, чем занимается бюро, подтвердило количество людей, пришедших на лекцию, – зал был полон.

 Официальный сайт бюро: www.wowhaus.ru

Лицом к городу

22.02.13
17:42

28 февраля в Центральном доме архитектора Олег Шапиро и Дмитрий Ликин из бюро Wowhaus расскажут о том, как им удалось создать в Москве пространства для творчества, общения и отдыха, завоевавшие народную любовь, и что еще хорошего для города они хотели бы сделать.

Пляж в Парке Горького

Комплекс зданий Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», всесезонный каток, летний кинотеатр, пляж и другие объекты в обновленном Парке Горького, реконструкция кинотеатра «Пионер» – за относительно короткий срок Москва обогатилась несколькими притягательными пространствами, спроектированными бюро Wowhаus. Эта команда – одна из немногих, кто масштабно и стильно работает в городе с деревянными конструкциями.

Институт «Стрелка»

В вопросе развития общественных пространств специалисты бюро занимают самую активную позицию, постоянно выступают с различными инициативами.  Предложили, например, городу концепцию низких деревянных набережных в районе Красного Октября, чтобы сделать удобную прогулочную зону вдоль реки. А на днях на Совете при мэрии Москвы руководитель мастерской Олег Шапиро представил разработанную вместе с бюро Евгения Асса программу трансформации Крымской набережной в пешеходную зону.

Парк Горького

28 февраля в ЦДА Олег Шапиро и его коллега Дмитрий Ликин поделятся своим опытом с широкой аудиторией. Презентация «Общественное пространство и современный город» пройдет в рамках программы «Метод 2.0», инициированной Союзом московских архитекторов и посвященной специфике современной профессиональной практики.

Встреча начнется в 19.00. Желающих посетить презентацию просьба зарегистрироваться: http://moscowarch.timepad.ru/event/56593/
 

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey