TAG: Николай Малинин

Под знаком вопроса

28.12.12
15:00
Категории: | События | Выставки

Чем запомнился Фестиваль «Зодчество - 2012»? Самые яркие проекты с комментариями автора концепции выставочного проcтранства Владимира Кузьмина, архитектурного критика Николая Малинина и архитектора Бориса Уборевича-Боровского.

 
Архитектор Владимир Кузьмин (вместе с коллегами по проектной группе «Поле-Дизайн» разработал пространство экспозиции):

 «Мы делали экспозиции «Зодчества» в 2006 и 2007 годах и вошли в эту реку вновь потому, что нам понравилась кураторская концепция Андрея Александровича Чернихова. У него была идея переформатировать Фестиваль, приблизить его к биеннале, когда в одном пространстве встречается множество выставочных проектов. Сначала мы задумали построить из специальных конструкций слово «Новое» (так звучала главная тема), но выяснилось, что средств на это не хватает. В итоге пошли по другому пути, однако визуальную основу, в которой  добивались легкости и эскизности, сохранить удалось. Задача отойти от закрытой экспозиции, разделенной стеночками и кубиками, была решена с помощью строительных лесов и скотча нашего любимого жизнеутверждающего цвета. Действительно, его ушло около 30 километров.

Пространство получилось, с одной стороны, прозрачным, воспринимающимся целостно. С другой стороны, эта прозрачность была не абсолютной и вуалировала не самые удачные экспозиции. О «контенте» Фестиваля судить не возьмусь. Пусть этим занимаются искусствоведы и критики. Возможно, самым новым, как бы претенциозно и парадоксально это ни звучало, оказалось само пространство экспозиции - то, как оно вписалось в пространство «Манежа». Оранжевый цвет и огромный, установленный под углом экран задавали определенный драйв. Прекрасно сработала компания Maxgroup, монтировавшая выставку. Ведь какими бы замечательными не были эскизы и чертежи, в конечном счете все зависело от людей, которые устанавливали конструкции, придумывали специальные инструменты для их обмотки скотчем, реагировали на возникавшие проблемы и оперативно находили выход из затруднительных ситуаций. Благодаря их четкой работе все получилось так, как мы себе это представляли».

Архитектурный критик Николай Малинин:

«Любой текст от сокращения выигрывает, а для плохого это вообще первейшая мера. «Зодчество» стало меньше (и днями, и метрами) – и это чрезвычайно его украсило. Возникло даже смутное ощущение, что тут те, кому это зачем-то надо, а не по разнарядке. И не в командировочку в Москву сгонять. Вот, например, Воронеж очень грамотно и даже стильно о себе заявил. Похоже, там с приходом нового главного архитектора, действительно, что-то начало происходить интересное. Например, фестиваль «Архидром», где молодежь отлично поработала с деревом.

Воронежская область подготовила 3D-фильм о новых проектах и демонстрировала его в павильоне, воссоздававшем карту Воронежа.

Запомнился и Екатеринбург – не тем, что показал, а тем, как. Емкий, плакатный ход очень здорово выделялся на общем фоне. Но самое живое и интересное, что тут было, это было прошлое! А именно проекты дипломников МАРХИ 1960-70-х годов на выставке «Советский модернизм». Может быть, структура  экспозиции была и простодушной («Были детьми», «Женились», «Сидели в кафе»), но вполне адекватной материалу. И видно, что куратор выставки Ольга Казакова знает предмет глубоко и пойдет далеко.

Кураторы выставки «Советский модернизм» Феликс Новиков и Ольга Казакова представили архитектуру 1960-1980-х годов как среду обитания, сгруппировали фотографии построек по фактам из жизни советских граждан.

 Г.А. Сергеев. Универсальное промышленное здание. Дипломный проект 1959 года. Музей МАРХИ.

История про «Русское Идентичное» меня несколько смутила. Я тоже все время ищу каких-то точных слов для описания происходящего в архитектуре, но никогда не думал, что со стороны это может выглядеть так плоско. Идентичность – это важный, интересный, мучительный вопрос, но те ответы, которые нашли Андрей и Никита Асадовы, как-то все же слишком очевидны. Ну да, у нас есть что-то прекрасное (и многое из этого, к моей радости, деревянное), а что-то ужасное (навороченные комплексы с башенками и непроходимые панельные кварталы), ну и что дальше. А вот бревно, которое лежало там и разные фрагменты которого символизировали разные куски нашей истории, это было здорово! Жаль, мало кто понял, в чем был его смысл.

На выставке «Русское Идентичное» примеры современной российской архитектуры были сопоставлены с чертами национального менталитета. Например, «Авось» иллюстрировал ресторан на косых сваях Александра Бродского, «Ёрничество» - дом «Арт-Бля», похожий на фантастические кукурузные початки, «Мастеровитость» - сложенный из красного кирпича комплекс «Даниловский форт» Сергея Скуратова. Были еще архитектурные воплощения «Космизма», «Тоски», «Ясности», «Позерства», «Необоримости» и других явлений, по-мнению кураторов, отражающих «загадочную русскую душу».

Разочаровала и история про сгоревший после взрыва фабрики фейерверков и восстановленный квартал Роомбеек в голландском Энсхеде. Сначала на экране нам долго показывают пожар (очень аттрактивно, да), а потом на фотографиях мы сразу видим чистенький, опрятный город, такой же, как и все остальные в Голландии. И только из пояснений узнаем, что его воссоздавали вместе с жителями. А самого процесса, его деталей - не хватает.

И мне кажется, «Зодчеству» нужно больше таких вот человеческих историй. Как про Энсхеде, только не просто завлечь пожаром, но и рассказать историю  –  что было дальше и как люди в этом участвовали. Из наших сюжетов, увы, могу привести лишь одну  историю - про то, как волонтеры во главе с братьями Невзоровыми, Алексеем и Павлом, все лето чинили деревянную церковь в Чистом Доре Вологодской области».

 Архитектор Борис Уборевич-Боровский, руководитель бюро UB. Design, получившего на Фестивале Премию «Репутация»:

«Мы увидели какое-то совсем другое «Зодчество». Это всегда была статусная, статичная выставка. А тут новый формат. Очень коротко, всего два дня. Другая эстетика пространства. Что-то призрачное. Много градостроительных карт и схем, мало построек. Но сейчас время такое, многое изменилось. В Москве новое руководство, новая архитектурная палата. Мы больше строим дороги, чем дома. Зато провинция активизировалась. Там интенсивность строительства, как у нас пять лет назад. И есть очень интересные проекты, но есть и пугающие. Екатеринбург удивил башнями в стиле московских 90-х.

Понравилась выставка «Советский модернизм». Когда я учился в МАРХИ  –  в конце 70-х – еще преподавали Степан Христофорович Сатунц, Дмитрий Георгиевич Олтаржевский, Михаил Исаакович Синявский. Мы забыли многое из того, что было придумано  и сделано тогда. А ведь это наш базис.
Девиз выставки «Новое» воспринимаю скорее как вопрос.
Выставка вообще оставила много вопросов и желание подискутировать о направлениях развития. Опять много внимания было уделено «Большой Москве». Я, например, не понимаю идею расширения города в виде отростка, похожего на грыжу. Думаю, об этом еще какое-то время поговорят, а потом забудут. Не показались перспективным трендом фасадные решения, представленные в проекте микрорайона «В Лесу». Но все это было бы интересно обсудить. Не могу сказать, лучше стал Фестиваль или хуже, но явно – живее, креативнее, чем раньше».

Фрагмент экспозиции «Альтернативный квартал». Жилой комплекс в Коммунарке с парком и прудом на прилегающей территории.

 ИЦ «Сколково» посвятил экспозицию своему первому реализованному объекту - инфоцентру «Гиперкуб», спроектированному бюро BERNASKONI. Программа, установленная на айпадах, позволяла «побродить» по интерьерам.

 

Новое на стенде Москомархитектуры: планы по строительству новых станций метро и ТПУ, административно-деловой комплекс от НИПИ Генплана в Коммунарке, проектирование жилых объектов массового строительства в соответвии с современными требованиями по энергоэффективности, эстетическим, функциональным и эксплуатационным качествам.

 

Официальный сайт Фестиваля: www.zodchestvo.com

В публикации использованы фотографии, предоставленные бюро «Поле-Дизайн» (фотограф Николай Калошин), пресс-службой Фестиваля «Зодчество», из архивов сайта Archplatforma.ru, автор портрета Николая Малинина - Светлана Мусинова).

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey