TAG: Зарядье

Фирменный стиль для «Зарядья»

08.02.17
13:11
Категории: | События | Конкурсы
tags: | Зарядье |

Стартовал конкурс на разработку логотипа и фирменного стиля парка, строящегося у стен Кремля: участникам предстоит придумать легко узнаваемый бренд, который будет отображать характер и особенности уникального проекта. Заявки — до 24 февраля.

«Мы подошли к моменту, что парку нужны свои символы. У нас есть месяц, чтобы собрать предложения участников. Работа не очень большая по объёму, но очень важная. Заявки будут приниматься до 24 февраля, 1 марта жюри отберет шесть финалистов, из которых будет выбран победитель», – рассказал на на пресс-конференции в «Интерфаксе» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В состав жюри, помимо Сергея Кузнецова, вошли руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, директор «Мосгорпарка» Вячеслав Дунаев, директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб и другие.

Среди основных требований к конкурсным работам – соответствие концепции парка «Зарядье», сохранение стилистического единства с архитектурно-пространственным окружением, а также информативность, оригинальность и новизна предложений. Визуальная концепция должна будет включать логотип, фирменный стиль, шрифты и примеры применения их на различных носителях. 

 

Имя победителя станет известно 6 марта. Лучшее предложение планируется использовать при дальнейшей разработке фирменного стиля парка. 

«Зарядье» – это один из самых масштабных проектов столицы, это многофункциональное место, которое станет одним из любимых для москвичей. И уже сейчас надо придумать, как мы будем его позиционировать», – отметил руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

«Это место, которое целиком и полностью будет принадлежать горожанам, и нам важно, чтобы как можно больше человек приняло участие в его создании и развитии. Реализовать эту идею помогают архитектурные конкурсы: на саму концепцию парка, на интерьеры павильонов, а теперь – на фирменный стиль. Правительство Москвы в лице мэра Сергея Собянина поддерживает идею о том, что конкурс должен быть открытым, чтобы в нем смогли принять участие все желающие», – подчеркнул Сергей Кузнецов. 

«Зарядье» – первый в Москве парк, который будет построен за последние 50 лет. В самом сердце столицы,  у стен Кремля появится уникальное архитектурное творение, новый тип общественного пространства,  пример взаимосвязи города и природы. Он призван стать  центром притяжения для жителей Москвы, России и гостей со всего мира. Открытие парка запланировано в сентябре 2017 года, к юбилею столицы. 

 

Более подробная информация доступна на сайте конкурса www.zaryadyebrand.ru.

 

 

 

Парк «Зарядье»: новости со стройплощадки

18.06.15
17:09
Категории: | События | Хроника
tags: | Зарядье |

Архитекторы бюро Diller Scofidio + Renfro, побывав в Москве, остались довольны ходом реализации их концепции.

В проекте, предложенном интернациональным консорциумом во главе с Diller Scofidio + Renfro, многое до сих пор кажется фантастикой. Парк, где искусственно поддерживается микроклимат разных ландшафтных зон страны, на одной территории у стен Кремля – серьезный технологический вызов. И он был принят – на стройплощадке «Зарядья» работа идет полным ходом. На днях ее смогли оценить партнеры Элизабет Диллер, Чарльз Ренфро и архитектор бюро Дэвид Чакон, побывавшие в Москве с рабочим визитом.

Они встретились с представителями Правительства г. Москвы, генерального подрядчика проекта «Мосинжпроект», творческого проектного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1». Встречи проходили в режиме workshop и были посвящены различным аспектам проектирования и строительства объекта – инженерии, зеленым насаждениям, наполнению парка. Была утверждена архитектурная форма светопрозрачной оболочки – «стеклянной коры», под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. 

Также большое внимание в ходе обсуждения было уделено концепции искусственного климата, который планируется создать в парке.
Архитекторам также представили идею создания этнографического музея первичных искусств «Стена» в Китайгородской стене, которая находится на территории будущего парка «Зарядье». Инициатором создания музея выступает потенциальный инвестор проекта Дмитрий Шумков, которому принадлежит ряд зданий на ул. Варварка и в Китайгородском проезде. Музей планируется создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Предполагается, что экспозиция будет содержать уникальные образцы искусства и культуры народов России. К разработке концепции музея привлекут известных российских и международных искусствоведов, арт-менеджеров, коллекционеров и музейных специалистов.

«В настоящее время у всей команды есть полное понимание проекта, коллеги из интернационального консорциума работают с хорошим настроением и большим энтузиазмом. Со всех сторон проект очень позитивный, и участие в нем полезно и интересно обеим сторонам», –   отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы.

«Мы довольны темпами реализации проекта. В настоящее время согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится»,  – согласился с ним Чарльз Ренфро.

Реализация проекта идет по графику, и парк сможет принять первых посетителей осенью 2017 года – в День города Москвы, уверена и Галина Гордюшина, директор по проектированию объектов гражданского строительства ОАО «Мосинжпроект». Она уточнила, что в настоящее время завершены работы по демонтажу оставшихся конструкций гостиницы «Россия», ведется строительство основного объема парка.
 
В дальнейшем встречи российских и иностранных участников проекта планируется проводить ежемесячно, а каждые две недели будут проходить skype-конференции для обсуждения хода работ. 
 

 

 

Виртуальное посольство

20.06.14
17:34
tags: | Зарядье |

Предпосылки создания, содержание и символическую роль павильона, рассказывающего о том, каким будет парк «Зарядье», рассматривает Елена Петухова.

Новая достопримечательность пополнила список объектов, обязательных для посещения, как горожанам, так и небезразличным к архитектуре гостям столицы. Между Васильевским спуском и набережной Москва-реки встал небольшой выставочный павильон. Внутри его сферической оболочки при помощи цифровых технологий заключен внушительный объем информации, позволяющий посетителям путешествовать в пространстве и времени. Считывая выданным при входе планшетом QR-коды, загорающиеся на сфере, можно перенестись из Москвы 2014 года в Венецию 2012, в переулки местных трущоб столетней давности или на зеленый склон холма под березами, который появится здесь через пять лет благодаря усилиям интернациональной команды специалистов.

За последние два года архитектурные и около-архитектурные события уверенно занимают топовые позиции в чартах культурной и социально-политической жизни Москвы. Инициированная руководством Москомархитектуры активизация конкурсных процессов на статусные постройки,  в сочетании с набирающей популярность прикладной урбанистикой и ее идеями развития общественных пространств, пешеходных зон, обустройства парковок и парков, сделали архитектуру и градостроительство одной из наиболее актуальных тем и сферой интересов. Причем в них вовлечены не только представители профессионального сообщества, но и простые горожане, осознавшие, сколько возможностей и сервисов они недополучили от своего города.

Парковая тематика выступает в качестве локомотива. Вслед за реконструированным ЦПКИО им. Горького к обновлению потянулись и остальные парки Москвы: Сокольники, «Музеон», Сад на ул. Руставели и т.д. У каждого есть своя программа, наиболее передовые уже провели или проводят конкурсы на концепции развития. В этом перечне несколько обособленно (немного сбоку и существенно выше) стоит будущий парк «Зарядье». «Сбоку» – потому что в отличие от остальных парков, на старте нынешнего эволюционного скачка обладавших необходимыми внешними признаками озелененных пространств, парк «Зарядье» – это еще несуществующий, виртуальный парк, любые разговоры о перспективах которого страдают той или иной формой умозрительности и фантазийности. Ну, а «выше»  –  потому что локация в двух шагах от Кремля и авторство идеи, принадлежащее Президенту РФ, автоматически придает месту статус самого главного и самого лучшего будущего парка страны, который оно рано или поздно будет гордо нести.

Первым и ключевым шагом к формированию концепции столь значимого для города и страны парка стал конкурс, уровень и состав участников, а – главное – результат которого в полной мере соответствовал бы высоко поднятой имиджевой планке.

Такой конкурс в 2013 году провели Институт Генерального плана г. Москвы и Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». По своему качеству, основательности предварительных исследований и продуманности технического задания, системности и медийному эффекту это соревнование до сих пор является едва ли не лучшим из всей «новой конкурсной волны». Но даже качество процедуры не гарантировало благоприятное восприятие ее итогов. Реакция на победившую в конкурсе концепцию от консорциума под руководством бюро Diller Scofidio & Renfro (США) была бурной, лишь немного не дотянувшей по градусу накала до «эффекта разорвавшейся бомбы». Многие ожидали чего-то более традиционного, в духе регулярных усадебных парков с ясно прослеживаемой патриотической направленностью. Но решающими, видимо, оказались более глобальные соображения. Высокая концентрация технологических новаций, во многом опережающих даже современную западную практику, нестандартный подход к ландшафтному дизайну и дендрологии, гарантирующие «главному парку России» статус «лучшего парка мира», принесли американскому бюро и его консорциуму первое место.

Проект-победитель, моментально ставший своеобразным символом или даже флагом новой градостроительной политики Москвы, был широко разрекламирован в СМИ, показан на нескольких выставках, в том числе и в экспозициях, открывшихся недавно  в Берлине и на Биеннале в Венеции. А сама концепция, после волны неизбежных, скептических или оптимистических, в зависимости от общего мировоззрения автора, комментариев и статей, перешла в статус очередной «сияющей утопии», сменив на этом посту ушедший в небытие «звездный» проект инновационного центра Сколково.

Наступивший после окончания конкурса этап реализации проекта – один из самых сложных, но не в техническом, а скорее в имиджевом плане. Разительный контраст между эффектными трехмерными визуализациями (вроде ледяной пещеры или березовой рощи возле Храма Василия Блаженного), нарисованными авторами победившей концепции, и нынешним состоянием территории Зарядья, напоминающей пустырь в лучших традициях «Сталкера», рождает в обществе невольный скепсис. Отчасти, ситуацию усугубляет опыт предыдущих лет, когда с цикличностью примерно раз в два года делались громкие заявления об окончательном определении судьбы этого района, и раз за разом все планы и мечты «уходили в песок».

Для подтверждения серьезности нынешних планов нужен был материальный и значимый символ – свидетельство той объемной работы, которая предшествовала конкурсу и продолжается уже после его окончания в департаментах Правительства Москвы и в составе интернационального консорциума под руководством Diller Scofidio & Renfro. Так возникла идея возведения прямо на стройплощадке информационно-выставочного павильона, способного продемонстрировать историю проблемы и намеченные пути ее решения. В отличие от распространенных экспозиций под открытым небом, формально удовлетворяющих общественное любопытство, павильон – нечто большее. Павильон – это своего рода посольство, вроде Английского подворья на Варварке, но представляющее идею масштабного и многогранного проекта, реализация которого позволит создать уникальный тип общественного и рекреационного пространства и выведет Москву на передовой рубеж мировой архитектурной жизни.

Инициатором строительства павильона выступил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирующий процесс реализации проекта парка. Он же, будучи одним из авторов программы российского павильона на XIII архитектурной Биеннале в Венеции, предложил взять его экспозицию в качестве прототипа. Причин для повторного использования выставочной концепции было несколько. Прежде всего, это был едва ли не единственный способ сконцетрировать в небольшом бюджетном формате компактного павильона максимально возможный объем информации, причем не только текстовый, но и иллюстративный. В 2012 году на выставке «i-city/i-land» кодировка и считывание данных при помощи QR-кодов и планшетных компьютеров позволили посетителям российского павильона получить доступ ко всем составляющим архитектурно-градостроительного проекта иннограда «Сколково». А внутреннее пространство павильона было превращено в своего рода храм высоких технологий – полусферу, облицованную металлическими панелями с QR-кодами и напоминающую купол римского Пантеона.

Впечатляющая работа команды комиссара Григория Ревзина, куратора Сергея Чобана, со-кураторов Сергея Кузнецова и Валерии Кашириной, а также Константина Чернозатонского, была по достоинству оценена жюри Биеннале. Российский павильон тогда впервые был награжден специальной премией (special mention). Практические соображения использовать уже апробированные решения для показа большого иллюстративного материала дополнило желание показать москвичам успешный экспозиционный проект.

Так родилась идея создать виртуальную экспозицию для виртуального парка. Информация о наиболее важных вехах в истории района Зарядье, проектах, которые планировались к реализации или были реализованы здесь на протяжении 20 и 21 веков, а также подробная летопись проведенного в 2013 году международного конкурса и все 6 проектов, вышедших в финал, представлены в 15 тематических блоках. Кроме того, посетители павильона могут ознакомиться с подборкой наиболее интересных парков мира и знаменитых национальных парков России.

Внутреннее купольное пространство окружено обходной галереей, по внутренним стенам которой идет временная шкала, отмечающая основные события в истории Зарядья, а на внешних витражах наклеены полупрозрачные имиджи с летней и зимней панорамами парка из победившего проекта, так что прошлое и будущее здесь встречаются лицом к лицу и буквально окружают посетителя. Снаружи пространство павильона заключено в полусферическую ступенчатую оболочку из темно-серого металла и стекла, архитектурную форму, достаточно эффектную и актуальную, но в то же время не претендующую на роль акцента, спорящего с историческим окружением.

Торжественное открытие информационного павильона парка «Зарядье» состоялось 29 апреля 2014 года в присутствии Мэра Москвы Сергея Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. В их комментариях по поводу перспектив парка «Зарядья» прозвучала убежденность в окончании реализации проекта в 2018 году. Работы идут по всем направлениям. В нынешнем году планируется подготовить техническое задание на проект парка, начать проектные работы и закончить демонтаж оставшихся под землей конструкций бывшей гостиницы «Россия». Возможность понаблюдать за последним через щели в строительном заборе предоставляется посетителям информационного павильона, в качестве бонуса.

 Фото: Илья Иванов; Глеб Анфилов - предоставлены пресс-службой

Первый парк за полвека

12.11.13
16:46
Категории: | События

Тундра, лес, степь и болота — 4 климатические зоны, характерные для России, предлагает воссоздать в непосредственной близости от стен Кремля команда архитекторов и ландшафтных дизайнеров во главе с американским бюро  Diller Scofidio + Renfro, победившая в международном конкурсе на проект парка «Зарядье». Наш репортаж с итоговой пресс-конференции.

Территория Зарядья и Китай-города в 1860 году

Сегодня, 12 ноября, в Музее архитектуры имени Щусева огласили результаты международного конкурса на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», объявленного  в апреле 2013 года. Событие, безусловно, стало знаковым для общественной жизни Москвы, где последний парк построили более 50 лет назад (парк Дружбы на Ленинградском проспекте). О большом интересе к конкурсу говорит и количество участников – более 400. В качестве его организатора выступило ГУП «НИиПИ Генплана города Москвы», а в качестве консультанта  – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». 

 

Зарядье в наши дни 

Представительное жюри (в его состав, к примеру, входят исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн и профессор Гарварда, кудесник ландшафтного дизайна Кен Смит) под председательством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова вынесло свой вердикт. Решение это было сложным, обсуждение продолжалось почти весь предыдущий день. В результате победителем признан консорциум, возглавляемый архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro. В качестве партнеров и консультантов в нем участвуют фирмы Hargreaves Associates и Citymakers (последняя с офисами в Москве и Копенгагене).  Второе место досталось команде, состоящей из  российского ТПО «Резерв», ландшафтных проектировщиков Latz + Partner, голландских урбанистов Maxwan, инженеров из Buro Happold и ряда других компаний. На третьей позиции – творческая группа архитекторов из бюро MVRDV и АБ «Атриум», возглавляемого Верой Бутко и Антоном Надточим. 

Панорама территории Зарядья. Концепция бюро MVRDV

Главная аллея парка. Проект бюро MVRDV

Главная идея MVRDV и «Атриума» заключается в том, чтобы опутать территорию парка лабиринтом пересекающихся дорожек, соединить ее с набережной Москвы-реки пешеходными мостами и разбить в Зарядье сады, демонстрирующие природное многообразие России. Согласно концепции, с двух широких бульваров открываются великолепные виды на город. По контуру бывшей гостиницы «Россия» вырыты пруды с фонтанами и водными растениями. Холм увенчан смотровой площадкой с панорамным обзором. Это место можно назвать раем для пешеходов. 

Генплан территории. Проект ТПО «Резерв»

Панорама парка. Проект ТПО «Резерв»

Архитекторы ТПО «Резерв» предложили создать не парк-памятник, а демократичное пространство, усиливающее качество архитектурного окружения. По замыслу авторов в условиях существующего рельефа должны быть созданы четыре уровня террас. Нижний уровень – большая общественная зона для празднования значимых событий.  Чуть выше расположено пешеходное кольцо Зарядья. Далее следует историческая терраса с памятниками  и церквями. Верхний уровень – своеобразный бельведер с видами на реку. 

 

Генплан парка. Концепция победителей, бюро Diller Scofidio + Renfro

Ночная панорама

Модель территории

Победившая концепция Diller Scofidio + Renfo основана на принципах ландшафтного урбанизма, то есть, гармоничного сосуществования людей и растений. Архитекторы определяют ландшафтный урбанизм как «возможность покинуть город и одновременно стать к нему ближе». На территорию парка будут представлены четыре характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и «обволакивают» основные объекты парка. В разных частях гибридного парка будет создан различный микроклимат с помощью регулирования температуры, имитации естественного света и генерации ветровых потоков. 

Псковский холм

Вход со стороны Красной площади

«Тундра», одна из природных зон парка 

Другая природная зона - «Болота»

Панорама парка с моста

Мнения участников пресс-конференции о проектах конкурса:

Марта Торн, декан по внешним связям Школы архитектуры и дизайна университета IE в Мадриде, исполнительный директор премии Притцкера в области архитектуры, член международного жюри: «Парк «Зарядье»: «Я могу сказать, почему три упомянутых проекта вышли в финал. Все они стали результатом размышлений над ролью парка как общественного пространства в XXI веке.  MVRDV представили новую модель парка, зеленый  город в городе.  Проект ТПО «Резерв» простой и невероятно элегантный. В этой концепции много традиционных черт, а еще прекрасно продумана связь с рекой. Что касается проекта-победителя, то в нем мы можем видеть единство архитектуры и ландшафта». 

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В Москве более полувека не было новых общественных парков. Поэтому конечно мы хотим, чтобы Зарядье стало достопримечательностью, знаковым местом столицы. Уже принято решение о том, что проект будет целиком и полностью финансироваться из бюджета города, поскольку имеет большую общественную значимость. Участники команд, принимавших участие в конкурсе, будут приглашены в качестве экспертов для составления технического задания к проекту. Это сделано для того, чтобы максимально учесть все идеи, заложенные в работах».

Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы, член международного жюри: «Парк «Зарядье» имеет все шансы стать гордостью Москвы. Он может быть либо начальной, либо конечной точкой туристического маршрута по центру города, который включает в себя Третьяковскую галерею, Крымскую набережную, Тверскую улицу, Храм Христа Спасителя, Бульварное кольцо.  По нашим прогнозам, «Зарядье» будет посещать до 20 млн. человек в год – примерно столько же, сколько и Красную площадь». 

Официальный сайт конкурса: parkzaryadye.com

Конкурс на Парк «Зарядье»: завершен отборочный тур

19.06.13
16:24
Категории: | События | Конкурсы

18 июня в пресс-центре РИА «Новости» были названы шесть команд, которые разработают концепции для парка в центре столицы. В составе интернациональных консорциумов есть и российские бюро. Рассмотрим, чем сильны финалисты.

Оператором Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Зарядье» выступает Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Отвечающий за это направление Денис Леонтьев на пресс-конференции, посвященной запуску конкурса, обозначил, что к участию, прежде всего, приглашаются консорциумы специалистов из разных областей, и на первом этапе будут оцениваться масштабы их деятельности, опыт и потенциал в сфере проектирования подобных объектов.

Фото: Елена Петухова
Объявление победителей в пресс-центре РИА «Новости»

С момента старта в апреле, конкурс, заказчиком которого является «НИиПИ Генплана Москвы», приобрел внушительный международный размах. Желание спроектировать парк в самом сердце российской столицы выразили 87 команд (400 компаний) из 27 стран мира. Авторитетному жюри, обсуждавшему заявки, пришлось нелегко - заседание длилось восемь часов, но в итоге выбор был сделан.
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, объявившего победителей первого тура, самый высокий рейтинг набрал консорциум, возглавляемый ТПО «Резерв». Это единственное российское бюро, прошедшее в финал в качестве хедлайнера. Очевидно, сыграл свою роль солидный опыт «Резерва» в разработке градостроительных концепций. Ландшафтную тематику в этой группе представляет немецкая фирма Latz+Partner. На ее счету парковые объекты площадью свыше 200 гектар: Europian Town в Люксембурге (на фото внизу), Nord Park в Дуйсбурге. В данную команду также вошли специалисты по антропологии, социологии, дендрологии, световому дизайну.

Источник: сайт арх.бюро

Впечатляющий многопрофильный «комплект» профессионалов собрала компания Diller Scofidio+Renfro, самая старшая среди финалистов (существует 34 года). Это признанный мировой лидер по созданию привлекательных общественных пространств. Один из самых ярких примеров – парк High Line в Нью-Йорке (на фото внизу), обустроенный на отслуживших свое линиях наземного метро.

Источник: www.thehighline.org

В российский контекст Diller Scofidio+Renfro помогут включиться: архитектурное бюро Citymakers, консультант по истории российской ландшафтной архитектуры E.Ожегова, консультант по истории архитектуры Москвы М. Хрусталева («Архнадзор»), ботаник Д. Онищенко. За вопросы археологии отвечает коллектив из РГГУ.  Также есть специалисты по стратегиям устойчивой архитектуры, транспорту, управлению парками, юрист, экономист. Иными словами, это очень серьезная заявка на победу.

Источник: сайт арх.бюро

Англо-американская компания Gustavson Porter, ведущая еще одну группу финалистов, специализируется на ландшафтном проектировании. По данным, представленным прессе, штат у нее небольшой – 23 человека. Средний годовой оборот тоже не самый крупный – 2,03 млн. евро. На рынке – 16 лет. Но, судя по количеству указанных премий, последние пять лет были для этой фирмы очень успешными. Среди недавних достижений – победа в конкурсе на проект Центрального парка Валенсии (2010 год), первая стадия которого уже реализована (на фото вверху). Очевидное сильное звено в составе этой группы – инженерная корпорация ARUP.

Источник: www.floriade.nl

Присутствие среди финалистов бюро MVRDV радует и само по себе – это один из самых ярких представителей современной голландской архитектуры, и союзом с московской мастерской «Атриум». Коллектив под руководством Антона Надточего и Веры Будко известен победой в конкурсе на кварталы ИЦ «Сколково», проектом жилого комплекса высокого экологического класса «Баркли-Парк», оригинальной реконструкцией фасадов Московского молодежного центра «Планета КВН». Можно рассчитывать на то, что этот альянс предложит какое-то совсем неожиданное решение для московского парка. В ландшафтной практике MVRDV есть, например, такие нестандартные объекты, как возводимый на реке сад-платформа Floriade almere в Нидерландах (изображение вверху).

Источник: сайт арх.бюро

Еще одно бюро из Голландии – West 8 – выступает в сотрудничестве с российскими архитекторами из студии Bernaskoni, cоциологом А. Левинсоном, антропологом С. Адоньевой. В качестве консультанта-посредника задействован Барт Голдхорн. В данной версии «Зарядья»  предвидится арт-акцент. В списке участников -– студия датского мастера городских инсталляций Олафура Элиассона и куратор современного искусства Виктора Мизиано. В портфолио West 8 много вдохновляющих общественных пространств (на фото вверху: Парк «Рио» в Мадриде). Из иностранцев у них единственных уже имеется объект в России – территория Luxury village в Барвихе.

Компания Turenscape, возглавившая еще одну команду, –  китайский ландшафтный «колосс» со штатом в 500 человек и годовым оборотом 30 976 183 евро. В этом конкурсе к ней присоединились anOtherArchitect (градостроительство, цифровые технологии), Transsolar (устойчивое развитие), Non-Fiction (культурное программирование), Studio urban landscapes (экология, водоиспользование), Anselm von Held (cветовой дизайнер) и другие. Сама Turenscape прославилась изобретательно организованными парками в Таньцзине, Кинхуангдао, Жонгшане.

Зарядье. Пресс-тур по стройплощадке. Источник фото: http://www.facebook.com/genplanmoscow?fref=ts

Через две недели все команды финалистов соберутся в Москве, получат детализированное техническое задание и приступят к разработке концепций. Перед объявлением победителя в ноябре планируется устроить выставку, на которой с идеями участников конкурса смогут познакомиться жители и гости столицы.

Сайт конкурса: www.parkzaryadye.com
 

Конкурс на Парк «Зарядье»: регистрация открыта

19.04.13
19:58
Категории: | События | Хроника

В судьбе самой значительной пустующей территории в центре столицы начинается новый этап. Сегодня, 19 апреля, в пресс-центре Правительства Москвы были представлены подробности предстоящей творческой борьбы за право разработать ландшафтно-архитектурную концепцию парка на месте гостинцы «Россия».

Предыстория. В апреле прошлого года были объявлены результаты творческого конкурса на концепцию развития территории Зарядья. С тех пор на самом дорогом участке Москвы (1,5 млрд. долларов по оценке Forbes) в 300 метрах от Красной площади ничего cущественного не происходило. Проведенный конкурс имел весьма пространную программу и не предполагал реализации концепций победителей. С его помощью организаторы (Москомархитектура) хотели собрать и представить общественности спектр идей - что вообще можно сделать на этом месте, учитывая правительственный курс на парк (идея Владимира Путина, озвученная в январе 2012 года), но не ограничивая фантазию участников рамками строгого ТЗ. Среди 118 поступивших предложений были проекты с экстраординарными высотными объектами неясного назначения, концепции по реконструкции исторического квартала, невероятные многоуровневые ландшафты с экзотическими растениями. Некоторые эксперты, с которыми мы тогда побеседовали, предполагали, что всю эту историю стоит воспринимать как действие, заполняющее событийную пустоту в ожидании, «куда развернется  политический и инвестиционный флюгер после выборов». Профессиональное сообщество в целом скептически отнеслось к условиям и итогам предыдущего конкурса, большинство ключевых фигур российской архитектурной сцены не приняло в нем участие, ждало настоящего «взрослого» соревнования. 

© Стрелка. Фото Сергей Леонтьев.


Пресс-конференция в Мэрии Москвы. Сегодня, 19 апреля, официально стартовал открытый международный (и по составу жюри и по возможностям участия) конкурс, само название которого окончательно подтверждает, что на месте гостинцы «Россия» будет именно парк – с современной инфраструктурой, круглогодично открытый для посещения. Организатором конкурса выступает ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». «Отрадно, что это пространство отдается людям, и для нашей организации – большая честь провести конкурс такого значения. Территория – сложная, с 16 метровым склоном от Варварки до Москва-реки, участникам предстоит подумать, как гармонично вписать новый комплекс в исторический ландшафт, и как включить в ансамбль существующие архитектурные памятники», –  сказала на пресс-коференции руководитель (и.о. директора) института Карима Нигматулина. «Это место связано с брендингом Москвы и страны в целом. Оно должно стать новой панорамной площадкой, открывающей жителям и гостям столицы захватывающие виды на ее главные достопримечательности»,  –  подчеркнул главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По программе конкурса, пояснил он, 80% территории подлежит озеленению. Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природоиспользования и охраны окружающей среды, добавил, что здесь могут появиться как традиционные, так и инновационные образцы садово-паркового искусства.

Сейчас Зарядье - это 13 гектар земли. На территории находятся 5 храмов и 2 музея, в радиусе 1 км - 16 объектов из Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Новые архитектурные объекты должны иметь отношение к парковой инфраструктуре, служить комфорту посетителей. Поскольку участок представляет собой низину, обустройство панорамного обзора предполагает насыпные конструкции. Автомобильное движение по парку должно быть сведено к минимуму, но несколько сотен (около 500) машиномест предусматривается, их можно было бы организовать в подземных помещениях. Эти парковки будут обслуживать и примыкающий к территории концертный зал, но это уже отдельный проект, в программу данного конкурса не входящий.

© Стрелка
Пресс-тур по стройплощадке


На пресс-конференции был затронут вопрос инвестиций. Большинство компаний, с которыми Правительство Москвы консультировалось по этому вопросу, предлагало решения с коммерческими объектами, сокращающими площадь озеленения территории, чего хотелось бы избежать. Строительство парка будет вестись из бюджетных средств города, часть расходов, по словам Натальи Сергуниной, заместителя Мэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений, может быть покрыта за счет продажи переданного в муниципальную собственность офисного здания (Варварка,14). Его можно было бы перепрофилировать под гостиницу.


Главный архитектор особо акцентировал внимание на необходимости контакта участка с Москва-рекой. Как при этом решить транспортную проблему Кремлевской набережной, сохранив шестиполосное движение? Ответ, очевидно, должны будут дать участники. На данном этапе ТЗ сформировано так, чтобы у претендентов сложилось общее представление о том, что им предстоит сделать. Далее победителям  отборочного тура, по словам Сергея Кузнецова, будет представлена  детально проработанная по техническим, экологическим, археологическим и другим необходимым параметрам программа для проектирования.

© Стрелка


О конкурсе. Его оператором и консультантом является Институт «Стрелка», фигурирующий в этом качестве во всех значимых соревнованиях последнего времени. Директор конкурсной практики Денис Леонтьев рассказал, что соревнование будет проходить в два этапа. Первый (заявки до 22 мая 2013 года ) – квалификационный отбор. Организаторы предполагают, что участвовать в основном будут консорциумы, коалиции творческих коллективов. Квалификационный рейтинг учтет опыт ландшафтного проектирования, работы над подобными объектами, возможности привлечения специалистов из разных областей, производственную мощность компаний. Результаты рейтинга в рекомендательном порядке будут предъявлены жюри. Оно состоит из семерых российских и восьмерых зарубежных экспертов. Среди последних – Вице-мэр Барселоны Антони Вивес-и-Томас, исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн, знаменитый ландшафтный архитектор из Нью-Йорка Питер Уокер. С российской стороны – представители различных, вовлеченных в проект ведомств: Сергей Кузнецов, Сергей Капков, Александр Кибовский, Наталья Сергунина и др. Войти в судейский состав, а не участвовать, предпочел в этот раз один из ведущих московских архитекторов – Юрий Григорян, руководитель бюро «Проект Меганом».

© Стрелка
Старый Государев Двор - Знаменский монастырь. XVII в.


В июне жюри выберет шесть команд – участников второго тура, которые и будут разрабатывать по детальному ТЗ ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Зарядье» и получат по 80 000 долларов. Победитель будет назван после 12 ноября. По самым оптимистичным оценкам, создание парка может занять не менее трех лет. Известно, что уже заключены договора с компаниями, которые подготовят площадку для реализации проекта. 


Детальная информация о конкурсе, процедура регистрации, новости на сайте: www.parkzaryadye.com

Источник фото №2: http://radikal.ua/data/upload/49112/6895e/dea124e752.jpg
 

Судьба Зарядья

29.04.12
16:30
Категории: | События | на злобу дня

История злободневного вопроса и мнения профессионалов в очерке Елены Петуховой.

Ощущение, что на наших глазах творится история, стало уже как-то приедаться. Только все более или менее свыклись с мыслью о том, что конфигурация генерального плана Москвы приобретет весьма специфическую форму, как нужно приходить в себя от открывающихся перспектив по созданию возле Кремля как бы «парка».

Источник изображения: www.zaradye.org

Предыстория участка, на застройку которого в феврале 2012 года Москомархитектура объявила конкурс (официальное название «Открытый творческий конкурс на разработку концепции развития общественного пространства на территории Зарядья на месте бывшей гостиницы «Россия»), весьма драматична. В ней есть периоды стагнации и периоды катастрофических перемен. На протяжении столетий между стенами Кремля и Китай-Города, улицей Варваркой и Москва-рекой селился торговый и ремесленный люд. После пожара 1812 года, уничтожившего все постройки, здесь начали возводить предтечи доходных домов – двух-трехэтажные дома с лавками на первых этажах. Не слишком престижная, не смотря на близость к Кремлю часть города, изрезанная частой сеткой переулков, по большей части сбегавших вниз от Варварки к реке, просуществовала в своем полухрущобном состоянии до 30-х годов 20 века, когда это место было решено занять чем-то более значимым и знаковым для победившей страны Советов.

Источник изображения: www.oldmos.ru

На 20 лет растянулась эпопея с определением достойного проекта. Многие архитекторы ломали карандаши в стремлении превзойти величие башен Кремля и Храма Василия Блаженного. Но менялась политическая конъюнктура, менялись планы партии и в небытие уходили все десятки вариантов. Оставляя после себя, как это произошло с начатым строительством восьмой высотки, неустраняемые следы в виде огромного подземного бункера, который в конце пришлось просто встроить в стилобатную часть самой большой гостиницы СССР – гостиницы «Россия» (3182 номера на 5300 человек), построенной на этом месте в 1967 году. И снова на 40 лет растянулся период покоя. Гостиница пользовалась популярностью у россиян и зарубежных туристов. Встроенный в нее Киноконцертный зал претендовал на статус главной эстрадной площадки страны. Пока очередной политический коллапс и смутные коммерческо-девелоперские интересы власть предержащих не поставили под сомнение сам факт существования огромного комплекса.

Источник изображения: www.oldmos.ru

В 2004 году был скоропалительно проведен как бы архитектурный конкурс, а пока его победитель судился с недовольными проигрышем конкурентами, начался демонтаж здания. Оказалось, сносить - действительно не то, что строить. Первое было сделано за 2 года, тогда как второе заняло в 60-е на год больше. Но тут опять дело встало. Власти опять не могли определиться с приоритетами на освободившуюся площадку. Через полвека история повторялась. Но 21 век все-таки побыстрее, чем 20-й, и никто не стал тратить на обдумывание вариантов десятки лет. Всего пять лет москвичи и гости столицы любовались самой дорогой рекламной площадкой города, в которую превратился огромный забор вокруг пустыря, как вдруг, по какой-то необъяснимой причуде вселенских сил, на первый план вышел самый некоммерческий и самый гуманистичный вариант развития событий – свести строительство к минимуму, а на свободном участке разбить парк, так необходимый городу, задыхающемуся в тисках транспортного коллапса.

Источник изображения: http://radikal.ua/data/upload/49112/6895e/dea124e752.jpg

Создается ощущение, что огромное количество людей в Правительстве Москвы ждали, когда В.В. Путин предложит парковый сценарий. Ведь до как бы случайно оброненной реплики (20 января 2012 г), никто из чиновников эту перспективу всерьез не рассматривал и уж точно не прорабатывал с привлечением профессиональных экспертов. Тем не менее, уже 1 февраля 2012 (т.е. через 10 дней после «вброса шайбы») в Большом зале Архитектурного совета в присутствии функционеров от архитектурного сообщества и, как принято говорить, «ряда заинтересованных лиц» было объявлено о начале  творческого конкурса. Об условиях конкурса лучше прочитать, чтобы не сомневаться в его абсолютной неконкретности. Положения конкурса были составлены таким образом, чтобы заинтересовать кого угодно, кроме профессионалов. Общественность всколыхнулась, как «девятый вал». Судьба территории Зарядья, выставленная на такое легкомысленное по своей подготовке творческое соревнование, могла быть определена самим трагическим образом. В ожидании конкурсных проектов, то и дело происходили обсуждения, собирались круглые столы, специалисты самых разных областей торопились высказать свою точку зрения на проблему и, хотя бы вдогонку, но дать участникам конкурса понимание всей сложности задачи, за которую они взялись.


Когда же (26 марта 2012 г.) на сайте Москомархитектуры начала работать виртуальная выставка 118 конкурсных проектов (именно столько Экспертная группа отобрала из сотен присланных концепций) на какое-то время наступила тишина. Есть очень хорошее русское слово, точно выражающее ощущения от просмотра этих проектов, – «оторопь».  Нужно было очень подробно и скрупулезно изучать все 118 проектов, чтобы найти среди них достойные. Разум отказывался воспринимать вероятность реализации какой-либо из этих концепций в историческом центре нашего города. Попытки прорваться через первые десять или двадцать оборачивались резким повышением артериального давления и выбросом желчи (извините за физиологические подробности). Спустя несколько дней, в прессе, на выставке в «Доме на Брестской» и в Интернете развернулось искомое общественное обсуждение. Множество оценок распределяются в широком диапазоне: от категоричного «конкурс дилетантов» до подозрения в чиновничьей партизанщине, от корректного восторга от обилия «свежих идей» до «гомерического» смеха над наиболее «свежими» из них. Общим знаменателем реакций может служить вопрос: что происходит и для чего все это нужно? Неужели, это все всерьез? Очевидно, что для понимания происходящего не достаточно одной, возможно, избыточно эмоциональной точки зрения отдельно взятого человека. Нужны альтернативные взгляды, способные увидеть и причины, и возможности, и варианты, и последствия, и шансы, и аналоги, и… еще многое такого, что скрыто в истории застройки Зарядья, явно и не очень.

Мы попросили поделиться своими мыслями представителей нескольких, вовлеченных в тему групп - историков и охранителей наследия, экспертного сообщества, мэтров архитектуры и архитекторов «молодого поколения».

 

Наталья Душкина. Профессор Московского архитектурного института, вице-президент научного комитета ICOMOS (International Council on Monuments and Sites) по наследию ХХ века:

«Нельзя выдавать задание на проектирование в виде планшета с зеленой травкой без информации об археологическом, гидрогеологическом, инфраструктурном состоянии территории и без фиксации тех построек, которые есть на и под землей. Мне это кажется неуважительным по отношению к городу, правительству и своим коллегам. Единственное напрашивающееся объяснение - это делается сознательно, чтобы пролонгировать время для выжидания и уточнения, в каком направлении вообще развернется политический и инвестиционный флюгер после выборов…Читать комментарий полностью.

Андрей Некрасов. Архитектор, Заведующий кафедрой Архитектуры жилых зданий, профессор МАРХИ, член Экспертной группы:

«Перед участниками конкурса была поставлена очень сложная задача. Был выделен очень небольшой срок на подготовку предложений, а условия конкурса были сформулированы слишком неконкретно. В результате, от участия в конкурсе отказались практически все ведущие профессиональные команды. Это не могло не сказаться на его результатах. Нельзя сказать, что среди представленных работ совсем нет интересных предложений. Это не так. Но, на мой взгляд, здесь должны быть выработаны какие-то решения особого качества, отвечающие всем задачам, актуальным для этого места.

Прежде всего, как мне кажется, здесь нужно найти форму выражения исторической структуры и планировки этого места. Необходимо продумать использование подземного пространства и тот перепад рельефа, который во много определяет характер участка и всей близлежащей территории. И, конечно, выход к реке. Среди конкурсных проектов были хорошие идеи по устройству проходов под проезжей частью прямо к воде, чтобы можно было гулять вдоль реки по консольным мосткам. Они могли бы связать парк и причалы, чтобы можно было легко спуститься к воде, сесть на пароходик и поплыть куда-нибудь. Читать комментарий полностью.

Сергей Чобан, архитектор, руководящий партнер бюро SPEECH Чобан & Кузнецов:

«Правильное с профессиональной точки зрения решение проблемы Зарядья – это возврат к низкоэтажной высокоплотной застройке, состоящей из отдельных домов-адресов. Но этот путь неминуемо приведет к дроблению участков и увеличению количества собственников расположенных на них объектов, которые будут вести строительство домов-парцелл. По такому пути шла застройка этого участка 200 и 100 лет тому назад. Но и сейчас такой вариант вполне реален. Аналогичная застройка есть, например, в Берлине, недалеко от Министерства иностранных дел.
Другая возможность – парк, как своего рода продых, разрыв в плотной структуре, ткани, города с одним знаковым объектом – концертным залом. Второй сценарий, на мой взгляд, сейчас кажется более реалистичным и реализуемым.
Читать комментарий полностью.

Илья Мукосей. Архитектор, архитектурная студия «ПланАР»:

«К Зарядью у меня сложное отношение. На этом участке города все непонятно. Для кого он? Что там вокруг происходит, кто туда будет приходить? С какой целью? Это - место для отдыха или место для проведения каких-то культурных событий или многофункциональное общественное пространство? С последним сейчас вообще сложно. Ведь одна из основных функций такого рода пространств – публичное выражение мнений, проведение митингов, акций. Представить сейчас, что в двух шагах от Кремля, который у нас по-прежнему почти «Закрытый город», кто-то будет создавать общественное пространство для многолюдных собраний, невозможно. Неудивительно, что среди конкурсных проектов было не очень много вариантов с подобным предназначением. Отсутствие ясной функциональной программы – это серьезная проблема для развития проекта. Нельзя отталкиваться от пустоты. Читать комментарий полностью

 

От редакции: пока этот материал готовился к публикации, стали известны итоги творческого конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы Россия. В результате голосования экспертов, посетителей выставки и пользователей Интернета было отобрано 30 работ. Выяснилось, что эксперты больше поддерживают идею рационально устроенного парка, а народ хотел бы видеть на этом месте выразительные архитектурные объекты и воссозданную историческую среду. Ниже  публикуем три характерные работы из тридцати избранных. Подробнее об итогах конкурса рекомендуем почитать здесь.

 

Источник изображений: www.gpinfo.mka.mos.ru

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey