TAG: Красный Октябрь

«Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения»

07.03.13
16:06
Категории: | События | Презентации

Бюро Wowhaus: творческая позиция с иллюстрациями. По материалам встречи, организованной Союзом московских архитекторов в ЦДА 28.02.2013.

Презентация Дмитрия Ликина и Олега Шапиро «Общественное пространство и современный город» открыла программу «Метод 2:0», которую СМА запустил с целью познакомить широкую аудиторию с тонкостями профессиональной практики. Основатели Wowhaus оказались ее первыми героями не случайно. Бюро, преобразившее Стрелку, Парк Горького, Сад Баумана, Парк «Сокольники», стало известным всего за пять лет существования, и артикулированная авторская позиция сыграла в этом не последнюю роль. Коллеги входят в Попечительский совет Института архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка» и, по сути, практикуют тот подход, которому здесь обучают. «Архитектура – не только рисование и не столько рисование, но и анализ социальных, экономических, культурных и многих других факторов», - сформулировал этот принцип Дмитрий Ликин в начале презентации.

Новый объект Wowhaus в Парке Горького - «Павильон 1 канала», который начнет работу весной 2013 года.

В первой части выступления партнеры представили свои основные принципы проектирования и работы с общественными  пространствами – сегодня это главная тема Wowhaus; во второй – рассказали о некоторых случаях из практики. Мы попробуем соединить одно с другим – проиллюстрировать «кредо» бюро примерами из его творчества.

«Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования». Это значит, пояснили архитекторы, что любое сооружение или пространство сегодня должно что-то сообщать (речь не о медиафасадах и наружной рекламе) обществу, быть ориентированным на определенную аудиторию, а проектированию в идеале должно предшествовать планирование жизни объекта с учетом возможной перемены его участи, то есть он должен иметь тенденцию к перепрограммированию.

Перепрограммирование – это то, что фактически случилось с территориями Стрелки и Парка Горького. Первая раньше была местом арт-тусовки, не слишком обустроенным и интересным довольно узкому сообществу. С появлением комплекса Института она превратилась в площадь городского значения, по ощущениям сравнимую с уютным, защищенным двором, куда можно придти на лекцию, концерт и кинопоказ или же просто посидеть в баре, созерцая реку и наслаждаясь блаженным «ничегонеделанием».

Учебные и лекционные аудитории, зал с экраном под открытым небом, бар с верхней «палубой» и лестница-амфитеатр – площадки и помещения для «профи» и «профанов» продуманно разведены в многоуровневом пространстве. Коммерческая и просветительская функции дополняют друг друга, обеспечивая структуре «Стрелки» грамотное жизнеобеспечение и проходимость в 300 000  человек только за летний сезон.

Строилось все это на неопределенно короткий срок, поэтому проектировочные решения, выбор материалов обусловлены еще одним важным принципом – Sustainability. Под устойчивостью здесь понимается разумная достаточность. «Архитектура не обязательно должна быть дорога. Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам», - верят создатели Wowhaus.

Летний кинотеатр в Парке Горького

Для благополучного функционирования общественного пространства нужен оператор, который заботится о территории, но и получает от нее прибыль. Тогда есть порядок, тогда «хозяин» пространства – приличная публика, и таковой становится даже потенциально агрессивный контингент. Если оператора нет, по наблюдениям спикеров, «хозяевами» места становятся бомжи или охранники.

Чтобы сделать Парк Горького таким, каким он стал сейчас, архитекторы вместе с руководством Парка представили категории «пользователей», которых хотели бы сюда привлечь, структурировали территорию по их интересам и разного рода активностям. Придать пространству осмысленность можно и совсем не хитрыми средствами, считают авторы. К примеру, у фонтана они установили перголу со скамейками и клумбами. Легкая, светлая конструкция отделила транзитную зону, где гоняют скейтеры, от зоны спокойного отдыха.

«Находим место, исследуем потенциал, проявляем его свойства и восполняем недостаточность». Для Сада Баумана, следуя этому принципу, архитекторы разработали детскую площадку, постаравшись приспособить ее для детей с разными возможностями. Именно этот объект они посчитали необходимым для сада в шаговой доступности от жилых домов. Модель Парка Горького, несмотря на всю свою привлекательность для городских властей, здесь была бы неуместна.Так проявляется принцип «Адекватность обстоятельствам, идентификация с местом, а не с автором».

Wowhaus, по словам его создателей, относится к тем коллективам, в которых не считают, что архитектор вправе внушать заказчику свою волю «с позиции Бога». Здесь декларируется «соучастие с потребителем», стремление добиться сначала от самого заказчика четких формулировок его потребностей. Однако, есть и определенные условия, за рамками которых бюро старается за проект не браться. Например – если не видит хотя бы в удаленной точке «пересечение вектора власти, вектора потребителя и вектора архитектора». В последнее время архитекторы все чаще имеют дело с муниципальным заказом, а его особенность – жесткие сроки. Как пошутил Олег Шапиро, «властям ложка дорога к обеду, причем вчерашнему». Но из-за желания сделать быстро, как известно, часто страдает качество. Бюро старается объяснять это заказчикам, выстраивать с ними диалог. И часто само его инициирует. «Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения», - раскрывают коллеги принцип активизма.

Наблюдая изо дня в день Берсеневскую набережную, ужасно неудобную в зоне Красного Октября для пешеходов, архитекторы разработали и обнародовали концепцию альтернативных низких набережных, по которым можно было бы беспрепятственно дойти до Парка Горького или Третьяковской галереи. Консольные конструкции крепились бы на сваях, ввинченных в дно реки. Помехой для реализации проекта стало большое количество проложенных в этих местах городских коммуникаций. Этот концепт дал начало другому, имеющему реальные перспективы, – превращению Крымской набережной в пешеходный парк, простирающийся до Воробьевых гор, привлекающий разнообразными ландшафтными затеями, интересными видовыми точками.

Недавно мы писали о презентации этого проекта на Совете по общественным пространствам. Здесь добавим, что предварительно архитекторы обратились в Департамент транспорта с вопросом, как реализация такого замысла повлияет на городской трафик. Выяснилось, что негативные изменения оцениваются лишь в 1,5% . Территория вполне может быть отдана пешеходам и велосипедистам.

Для Москвы пришло время общественных пространств – хорошее время и для благоустройства Бульварного кольца, считают cоздатели Wowhaus и снова выступают с инициативой. Чтобы бульвары, у каждого из которых есть своя специфика, зажили как единый организм, по их мнению, достаточно нескольких точечных воздействий.

Например, интересно было бы разместить своеобразные «машины времени» - стойки с двумя отверстиями на уровне глаз: в одном из окошек - современный бульвар, а в другом - его фотография полувековой давности, сделанная с той же точки. Также не лишними были бы павильоны-убежища с кафе, книжными магазинами, куда зимой можно просто зайти погреться. И туалеты с безопасными, освещенными тамбурами из стекла.

Уже совсем скоро подобным образом может быть обустроен Никитский бульвар, избранный пилотным участком программы.

Идея надземных пешеходных связей для Трубной Площади, пока утопическая.

Так могли бы выглядеть подземные переходы.


«Общественное пространство самоидентифицирует город не меньше, чем памятники и мифы». Свое убеждение архитекторы подкрепили примерами Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Рима. Они надеются, что в недалеком будущем в этот ряд можно будет поставить и Москву. Нужно, чтобы в столице появилось больше мест, сочетающих такие параметры, как комфорт, безопасность, содержательность, дизайн и идентичность. Над чем Wowhaus и работает.

Каток в парке Горького.

Арки в Сокольниках.

Публичная презентация проектов – тоже часть этой работы. Коллегам хочется знать реакцию общества, обсуждать свои предложения с теми, кому они адресованы. Потому что коммуникация, уверены Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, – социальная ответственность архитектора. Выступление в ЦДА продемонстрировало этот принцип в действии. И хотя оживленной дискуссии, на которую рассчитывали спикеры, не случилось, интерес, к тому, чем занимается бюро, подтвердило количество людей, пришедших на лекцию, – зал был полон.

 Официальный сайт бюро: www.wowhaus.ru

Модернистское лицо классицизма

03.02.12
12:27
Категории: | События | Лекции

По случаю выхода журнала speech: - № 8 «Детальность» в Москву приехал и рассказал о своей практике швейцарский архитектор Макс Дудлер.

Новый выпуск журнала  speech: сфокусирован на архитекторах, особо чувствительных к деталям, прорабатывающих проекты «от и до», скрупулезно проводящих единую мысль снаружи и внутри здания. В этой компании оказались Доминик Перро, Херцог и де Мерон, Франсиско Мангадо, Тод Уильямс. Ярким представителем всеобъемлющего подхода к проектированию является и приглашенный на презентацию журнала архитектор Макс Дудлер, бюро которого (Max Dudler) реализовало немало значительных объектов и градостроительных концепций в Германии и Швейцарии.

Макс Дудлер на презентации журнала speech:- № 8 «Детальность» в Шоколадном цехе «Красного Октября».

Наряду с «детальностью» существенной категорией для архитектора является временная и пространственная непрерывность. Особое значение в его творчестве, хоть прямо об этом и не говорилось, имеет также понятие порядка – того самого немецкого «орднунга» (Ordnung), генетически связанного с термином «ордер». Иллюстрируя свои принципы, Дудлер показывал постройки, многие из которых, невзирая на отсутствие классических колонн и антаблементов, хочется причислить к ордерной архитектуре на основании присутствующих в них классических меры, ритма и завершенности. Одно из своих произведений, библиотеку в Берлине, автор и сам назвал отображением классицизма в модернизме. Эту характеристику можно распространить на многие его вещи.

«История архитектуры - история миграции форм, бесконечной трансформации образов. Мы не должны воспроизводить образцы прошлого, но важно, чтобы новые сооружения были его продолжением», - говорит Дудлер и показывает свои «Казино Ландесбехерденьцентрюм» в Эберсвальде и Концертный зал в Ройтлингене, «архетипичность» которых позволяет им стоять в одном ряду с храмом Посейдона в Пестуме (V в до н.э.).

Приверженность классическим традициям демонстрирует Дудлер и в градостроительных масштабах - в стремлении выстраивать целостные ансамбли. В Цюрихе, в центральной части города рядом с вокзалом и старым почтамтом, под застройку отведен огромный ареал. «Мы не могли «просто наставить зданий по соседству», а пошли по принципу уплотнения -  создали единый комплекс с маленькими улочками, площадями, аллеями, архитектурными фигурами, состоящими в диалоге друг с другом и образующими живописные ракурсы вместе с историческим окружением. Здесь расположены офисы, магазины, кафе. В одном из трех зданий находится учебное заведение. Для города важно соединять в одной точке разнородные функции, чтобы как можно больше людей могло  пользоваться этим пространством. Мне кажется только так, имея четкую концепцию, можно развивать европейские города».

Ареал Зилпос, Цюрих

Иногда огромный ансамбль у Дудлера «держит» одна повторяющаяся пластическая деталь, которую он тоже преподносит как продолжение истории.

Франмент фасада Педагогического института, ареал Зилпост в Цюрихе, и ренессансный босаж.


Во Франкфурте бюро спроектировало три здания на Ульмштрассе. Они стоят на некотором отдалении друг от друга, но с расстояния воспринимаются как единый ансамбль. В данном случае источником вдохновения послужило творчество Миса ван дер Роэ. «Он решил проблему угла, сделал его многоступенчатым, обогатил пластику фасада углублениями и графикой линий», - перечисляет Дудлер востребованные им достижения классика модернизма. В одной из башен специалисты бюро спроектировали образцовые интерьеры, показав, какое наполнение, по их мнению, органично внешнему облику зданий. Неудивительно, что в центре комнат оказались кресла, спроектированные ван дер Роэ.

Здания на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Здания на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Проект интерьера в башне на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Глобально мыслящим урбанистом Дудлер остается и вне города. Даже когда случается строить на пустом месте, буквально в чистом поле, необходимо представлять, что твое здание потенциально может стоять в городе, убежден он. Так создавался музей Риттер в Вальденбухе. Вокруг - поля и леса. Музей с одной из сторон раскрыт в ландшафт прозрачными стенами, но в целом выглядит как городское сооружение. 

Музей Риттер, Вальденбух


Город в миниатюре воспроизводит архитектор и в проекте поселка неподалеку от Цюриха. Он выстраивает площади, лестницы, улицы, виллы и выдерживает везде один архитектурный стиль, обыгрывая контраст между традиционным и современным материалами - натуральным камнем и бетоном. Законченное, почти самодостаточное в своей целостности произведение не растворяется в пейзаже, но и не игнорирует его. В поселке немало видовых точек, из окон каждой виллы открывается  захватывающая панорама.

Ареал Гиссен, Мейлан

Остроумно задействовал Дудлер пейзаж в своей работе на территории средневековых Хамбахского замка и замка Гейдельберг, где он достравает и наделяет новыми функциями укрепительные сооружения. «Кажется, если у вас прекрасный вид, надо создавать панорамное остекление. Но здесь я с этим не согласился. Решил сделать много маленьких окошек – из них интересно выглядывать». Получилась своеобразная галерея, где в «рамах» вместо картин реальные пейзажи.

Замок Хамбах, Нойштадт

Галерея на фортификационной стене, достроенная Ддулером. Нойштадт

Фрагмент Центра посетителей замка Гейдельберг

Особая тема в творчестве Дудлера - библиотека -  вместилище знаний и, разумеется, порядка.  «Существует типологическое сходство в отношениях буквы и строки, книги и полки, и не в последнюю очередь, между полкой и зданием. Здание предметно обсуждает это формальное сходство и переводит его в архитектуру плана, разреза и фасада», - считает зодчий, спроектировавший библиотеку в Мюнстере, примыкающую к средневековому монастырю, громадную библиотеку Якоба и Вильгельм Гримм Центра в Берлине, маленькую частную библиотеку рядом с шале в швейцарских Альпах и библиотеку в Эссене с фасадом из экспериментального композитного материала, придающего свету благоприятный для чтения молочный оттенок.

Библиотека в Мюнстере

Библиотека в Берлине

Частная библиотека рядом с домом Коральник в Заасе, Альпы, Швейцария

Деление фасадов его библиотек, как правило, отображает организацию внутреннего пространства. И наоборот: находясь внутри, понимаешь, как выглядит здание снаружи. Берлинское сооружение отличает интересная многоступенчатая структура центрального читального зала. Это единое помещение, но столы расположены на разных уровнях-уступах, образуя как бы отдельные комнаты, а по обеим сторонам тянутся ярусы книгохранилища, повторяющие членения фасада. Благодаря этому интерьер напоминает улицу, заключенную внутри сооружения.

Интерьер библиотеки в Берлине

Оказавшись в Москве впервые, Дудлер первым делом отправился в Библиотеку имени Ленина, масштабы которой его потрясли. Столица в целом произвела на него сильное впечатление: «Никогда не думал, что это такой прекрасный город. В Швейцарии, откуда я родом, всего лишь 7 миллионов жителей во всем государстве, а у вас тут минимум 14 миллионов в одном городе! Первое, что чувствуешь на улицах – величие зданий. Я думаю и верю, что в смысле развития территорий и построек Москва - европейский город». Интересно, остался бы швейцарский архитектор при своем мнении, если бы провел здесь больше времени или, скажем, посетил выставку Габриеле Базилико «Москва вертикальная» в МУАРе, дающую представление о сегодняшнем состоянии мегаполиса, хаотичное развитие которого поглотило не одну ясную градостроительную концепцию прошлых лет?

Официальный сайт бюро Макса Дудлера: maxdudler.com

 Журнал speech: speech-aj.su
 

 

 

Бизнес и развитие территорий

22.07.11
16:27
Категории: | События | Выставки

В рамках «Недели Италии» на Красном Октябре прошла выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса». Экспозиция и лекция кураторов Франческо Орофино и Массимо Лоччи были посвящены главным тенденциям итальянского градостроительства.

Одним из организаторов мероприятия наряду с проектом «Итальянский квартал» выступил Национальный институт Архитектуры Италии (IN/ARCH), основанный  в Риме в 1959-м году по задумке архитектора и теоретика Бруно Дзеви. Он видел институт местом встречи не только архитекторов, строителей, инженеров, но и промышленников, бизнесменов, критиков, а также широкой аудитории, интересующейся архитектурой. Концепция объединения различных сил для решения градостроительных задач отражена в названии экспозиции, подготовленной сотрудниками института - архитекторами Франческо Орофино и Массимо Лоччи. Впервые, о чем мы уже писали, выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» была показана на Венецианской архитектурной биеннале в 2010 году. В июле она гостила в пространстве Шоколадного цеха на Красном Октябре.
Экспозиция состояла из двух частей. Первая – фотографии объектов, созданных в Италии с послевоенного времени до наших дней, от ГЭС и мостов (мост через реку Базенто, вантовый мост через реку По) до кварталов и жилых домов (дом-башня в Риме на виале Этиопия).
Во второй части выставки демонстрировался макет проекта новой градостроительной оси Рима, которую разрабатывал Бруно Дзеви со своими коллегами по бюро ASSE с 1960-х годов. С  помощью этого проекта  планировалось разгрузить исторический центр и создать новый административно-инфраструктурный полюс в северо-восточном районе итальянской столицы. Не весь замысел удалось воплотить, но строительство некоторых объектов по этому плану еще ведется. Важно, что идеи архитекторов в свое время были поддержаны инвестициями частных предпринимателей, которые понимали и градостроительную целесообразность, и коммерческую выгоду данного начинания.
Куратор Франческо Орофино рассказал также о том, по какому пути сейчас идет развитие архитектуры в других городах Италии. Например, завод FIAT, построенный в середине 1920-х годов в Турине, сегодня не выполняет прежней функции. Весь комплекс был преобразован в выставочные пространства и деловой центр с гостиницей. Лекторы упомянули и самый известный итальянский пример джентрификации  – Арсенал в Венеции. Бывший военный объект сейчас используется как выставочная площадка биеннале. 
Решения «не строить новое, а реорганизовывать старое» принимаются все чаще, поскольку территории – ресурс исчерпываемый. В течение последних 30 лет в Италии следовали логике экспансии, что привело к значительному сокращению свободных земель. Поэтому сегодня итальянцы стараются обновлять, перестраивать и развивать уже имеющиеся объекты. В то же время такая модернизация позволяет современной архитектуре сосуществовать со старыми памятниками, способствовать их сохранению.
Франческо Орофино подчеркнул, что при  урбанистической трансформации важно соблюдать баланс, не отдавать всё в распоряжение предпринимателей, поскольку в архитектуре должно осуществляться слияние бизнеса и культуры. Только в этом случае она способна действительно изменить ту среду, в которой мы живем, в лучшую сторону.

Дополнительная информация: 2800028.ru

Участники и организаторы «Недели Италии»: Франческо Орофино, куратор выставки «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса»; Омар Вульпинари, вице-президент «Международной ассоциации графических дизайнеров», Кристина Кьяппини и Александра Санькова, кураторы выставок «Лучший современный графический дизайн для общества и культуры», Анна Миронова, заместитель генерального директора компании «ГУТА-ДЕВЕЛОПМЕНТ».

Неделя Италии на «Красном Октябре»

27.06.11
16:16
Категории: | События | Выставки

С 9 по 17 июля в пространствах бывшей шоколадной фабрики развернутся мероприятия, посвященные итальянской архитектуре, графическому дизайну, кинематографу, фотографии и стилю жизни.

Забудьте о мотороллерах «Веспа», Монике Беллуччи и пасте с песто. Неделя Италии, которая пройдет в июле в столице, предлагает иной, более глубокий взгляд на страну, которую нельзя не любить. Гвоздь программы - экспозиция «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса», организованная IN/ARCH Национальным институтом архитектуры Италии. Впервые эту выставку можно было увидеть в Венеции в 2010 году в рамках 12-й Архитектурной биеннале. Ее куратор Франческо Орофино является Советником Союза архитекторов города и провинции Рима. В день открытия фестиваля он и его коллега Массимо Лоччи прочтут лекцию об экспозиции и работе архитектурного бюро ASSE по урбанизации северо-восточного района итальянской столицы (9 июля, 16:00).

Во время фестиваля можно будет познакомиться со злободневным графическим дизайном – на выставке, подготовленной кураторами  Кристиной Кьяппини и Александрой Саньковой. Они обещают представить современный  визуальный язык Италии во всех его аспектах – даже самых острых и запрещенных.

Известное дизайн-объединение Fabbrica покажет спецпроект, созданный специально для демонстрации в Москве, – видеоинсталляцию «Wanted Creativity Moscow 2011». Передать креативный дух Апеннинского полуострова призваны фотовыставки в галерее «Победа» и «Центре фотографии братье Люмьер», а также целая серия кинопоказов, музыкальных и гастрономических вечеринок на территории «Красного Октября».  

Неделя Италии проходит при поддержке проекта «Итальянский квартал».

Программа событий на официальном сайте мероприятия:2800028.ru

Фотографии архитектурных объектов, ставших предметами исследования в проекте "Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса".

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey