TAG: Фестиваль Зодчество

Грани прозрачности

16.10.19
22:52
Категории: | События | Выставки

17-19 октября в Гостином дворе пройдет XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России.

Мероприятие организовано при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы и Московской области. В церемонии открытия примут участие важнейшие деятели архитектуры и градостроительства: Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, Евгений Герасимов, депутат Московской городской Думы, Керен Коэн-Гат, временная поверенная в делах Государства Израиль в Российской Федерации, Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин, кураторы «Зодчества» в этом году, и Дмитрий Майоров, генеральный директор корпорации «РУСЬ».

©Автор Егор Гаврилин

Главная тема «Зодчества» этого года — «Прозрачность». Самое яркое воплощение лейтмотив найдет в спецпроектах, которые в этом году курировали ведущие издания, университеты и архитекторы. К примеру, журнал «Проект Россия» позволит гостям посмотреть на современное градостроение под другим углом, а студенты и преподаватели кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ возведут здание из известняка прямо на глазах гостей и участников фестиваля «Зодчество». Современные технологии и способы демонстрации новых архитектурных решений развиваются, а с ними и «Зодчество». 

Спецпроект «Протоколы возникновения тумана и явления инея» продемонстрируют архитектуру будущего через природные явления, воссозданные с помощью 3D принтера, а студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС дадут возможность посетителям «Зодчества» посмотреть на шедевры абстракционистов в другом измерении с помощью VR-очков. И это только малая часть той архитектуры, которую гостям предстоит ощутить, увидеть или почувствовать. 

©Автор Юлиана Наумкина

Центральное место займёт выставка конкурсных работ фестиваля «Зодчество» займёт центральную часть общей экспозиции. Участие в смотре приняли все слои профессионального сообщества: от молодых архитекторов, студентов и опытных архитектурных бюро до режиссёров, профессоров и журналистов. Более 400 заявок поступило на смотр в следующих девяти тематических конкурсах: «Архитектурные произведения 2017-2019», «Творчество молодых архитекторов», «Творческие коллективы и мастерские», «Регионы России», «Детское архитектурно-художественное творчество», «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей», «Экоустойчивая архитектура», «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» и «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах». 

За три дня фестиваля на площадках фестиваля пройдут десятки круглых столов, сессий, лекций, презентаций, пленумов и дискуссий.  В рамках деловой программы более 300 ведущих градостроителей, урбанистов и архитекторов России и зарубежья поднимут самые актуальные вопросы, волнующие профессиональное сообщество, и обсудят самые злободневные темы сегодняшней повестки. Среди них: Тотан Кузембаев, Николай Шумаков, Роберт Конечны, Юрий Виссарионов, Никита Явейн, Александр Скокан, Александра Кузьмина, Яша Гробман, Елена Чугуевская, Алексей Гинзбург, Николай Лызлов, Инна Крылова и многие другие. 

Огромную роль для «Зодчества» играет экспозиция «Регионы России». В этом году будут продемонстрированы важнейшие градостроительные концепции, реализованные на территории Российский Федерации. Свои достижения представят 15 регионов — от Ингушетии до Приморского края.

Также в деловой программе примут участие десятки представителей федеральных и региональных властей, девелоперских компаний и компаний-производителей, таких как: ООО «КНАУФ ГИПС», Корпорация РУСЬ, Alfresco, КРОСТ, Citythinking by Eddea (Испания), АО «Карбогласс», Научно-производственное объединение «НОРТ» и многие другие.

В Гостином дворе будет оборудовано четыре площадки — Форум, Лекторий, Конференц-залы 1 и 2 — которые станут зонами для обмена опытом и мнениями, а также для диалога между архитекторами, заказчиками, представителями власти и гостями фестиваля. 

 

 «Зодчество» — ежегодный международный архитектурный фестиваль, в рамках которого проводится смотр достижений в области архитектуры и градостроительства. В его конкурсной программе участвуют не только творческие архитектурные коллективы, проектные институты, мастерские и бюро, но и молодые архитекторы, студенты архитектурных вузов и факультетов, детские архитектурно-художественные коллективы, а также целые города и регионы России.

С 1992 года «Зодчество» встречает гостей экспозицией лучших работ российских и зарубежных архитекторов, а также предлагает им принять участие в разнообразных дискуссиях, лекциях, презентациях и круглых столах.

За двадцать восемь лет фестиваль посетили сотни тысяч гостей, но главными героями события всегда были архитекторы – с их проектами, видением мира сквозь призму профессии. Именно для них фестиваль совершенствуется, сохраняя при этом свой первоначальный замысел.

 

Сайт фестиваля  http://www.zodchestvo.com/

 

 

 

 

Зодчество'18: итоги

22.11.18
20:41
Категории: | Новости | Архитектура

21 ноября 2018 года в последний день работы XXVI Международного архитектурного фестиваля «Зодчество'18» состоялась торжественная церемония объявления лауреатов и победителей в основных номинациях конкурсной программы.

 

XXVI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» стал рекордным во многих отношениях. Общая посещаемость достигла 12 тысяч человек. Актуальность поднятых тем и вопросов подтвердила беспрецедентная по насыщенности деловая программа, в рамках которой на четырех площадках прошло более 50 мероприятий: конференций, пленарных и кейс-сессий, дискуссий, круглых столов, лекций и презентаций; с участием почти 300 спикеров. Несомненным достижением фестиваля «Зодчество’18» стала серия специальных (кураторских) проектов, подготовленных ведущими исследовательскими, образовательными и экспертными институциями, в которых каждый из участников развивал те или иные аспекты главной темы фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». Разработанные кураторами фестиваля Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным для размещения спецпроектов ярко оранжевые каркасные башни «Архитектоны» стали символами фестиваля «Зодчество’18», превратив просторный зал ЦВЗ «Манеж» в подобие города: с кварталами, домами, проспектами и улицами.

21 ноября 2018 года в последний день работы фестиваля состоялась торжественная церемония объявления лауреатов и победителей в основных номинациях конкурсной программы:  «Регионы России», «Архитектурные произведения» (Проекты, Постройки), «Творческие архитектурные коллективы и мастерские», «Лучшее издание». Всего жюри рассмотрело около 450 работ.

Российская национальная Премия «Хрустальный Дедал» и Гран-при фестиваля «Зодчество’18» присуждена реализованному проекту архитектурной мастерской Михаила Мамошина «Застройка пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске: МФК «ДЕЛЬТА», ЖК «ОМЕГА ХАУС», ЖК «АЛЬФА». Авторский коллектив: М.А. Мамошин (рук. проекта), А.Х. Богатырева, А.В. Кралин, А.М. Мамошин, А.И. Щеглов, при участии Е.А. Бастрыкина (Архангельск), П.В. Веряскина, Д.Ю. Гришко, А.П. Федченко; Е.П. Шмаев (ГИП), С.В. Никулин (конструктор, Архангельск). 

Премию «Владимира Татлина» и Гран-при фестиваля «Зодчество’18» получил проект «Центра современного искусства в парке «Орленок», разработанный АБ_Роман Пупавцев + архитектор Елизавета Коровина (г. Воронеж) 

Раздел «Архитектурные произведения 2016-2018. Постройки» 

«Многоквартирные жилые здания» 

«Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой» архитектурного бюро «Григорьев и партнеры» — «Золотой Диплом».

«Жилой комплекс в Красково» архитектурного бюро «Остоженка»  — «Золотой Диплом».

«Жилой комплекс «Стокгольм» Архитектурного бюро «Студия 44» и «Жилой дом Versis» архитектурного бюро ASADOV (архитектура) и компания ИСТОК-Строй (конструкции, инженерия) удостоены «Серебряного диплома»;

В номинации «Объект социального и культурного назначения»:

Серия футбольных стадионов в г. Волгоград, г. Самаре, г. Нижнем Новгороде, «Костровая «АРТЕК-АРЕНА», МДЦ «Артек» ООО «Проектный институт уникальных сооружений «АРЕНА», а также участок Большой Кольцевой линии Московского метрополитена «Деловой центр»-«Петровский парк» станции «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха»  АО «Метрогипротранс» удостоены «Золотого диплома»;

Номинация «Многофункциональные градостроительные ансамбли и комплексы»

«Застройка пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске: МФК «ДЕЛЬТА», ЖК «ОМЕГА ХАУС», ЖК «АЛЬФА» архитектурной мастерской Михаила Мамошина удостоен «Золотого диплома». 

Номинация «Объект социального и культурного назначения»

«Музей-хранилище коньячного завода «Альянс 1892» бюро «TOTEMENT / PAPER», «Музей железных дорог России» архитектурного бюро «Студия 44» и «Аэропорт в Перми» архитектурного бюро ASADOV (архитектура), СПЕКТРУМ Групп (генпроектировщик), UNK Project (интерьеры), Шамарин и Ко (благоустройство) удостоены «Серебряного диплома». 

 Номинация «Открытые общественные пространства»

 

«Детская площадка круглогодичного пользования на территории Российской клинической больницы (РДКБ). Москва, Ленинский проспект 117» архитектурного бюро Meralstudio удостоен «Серебряного диплома».

Раздел «Архитектурные произведения. Проекты»:

«Жилой комплекс FUTURIST» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удостоен «Серебряного диплома» в номинации «Многоквартирные жилые здания»;

«Центр современного искусства в парке «Орленок» консорциум АБ_Роман Пупавцев + арх. Елизавета Коровина удостоен «Золотого диплома» в номинации «Малоэтажные здания. Объект социального и культурного назначения»;

«Многофункциональный комплекс», спроектированный MAD Architects, и «IT-кластер» от бюро «Т+Т Архитектс» получили «Серебряный диплом» в номинации «Многофункциональные градостроительные ансамбли и комплексы»;

«Проект благоустройства улиц на территории проекта «Иркутские кварталы»: ул. Подгорная, ул. Коммунаров» ООО «Сибирская Лаборатория Урбанистики» получил «Серебряный диплом» в номинации «Открытые общественные пространства».

В номинации «Творческие архитектурные коллективы и мастерские» «Серебряного знака» были удостоены два коллектива: архитектурное бюро «Гордеев-Демидов» и Проектное бюро «Крупный План».

Раздел «Регионы России»:

Хабаровский и Краснодарский края удостоены «Золотого знака» в номинации «Лучшие архитектурные практики»;

Москва и Московская область получили «Серебряный знак», а Санкт-Петербург удостоен «Золотого знака» в номинации «Городская среда»;

Сахалинская область, Тюмень и Тобольск получили «Серебряный знак», а Иркутск удостоен «Золотого знака» в номинации «Города России».

Лучшим печатным изданием об архитектуре и архитекторах и обладателем «Золотого диплома» «Зодчество’18» была признана монография «Советское градостроительство 1917-1941», подготовленная в филиале ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ и издана по гранту Российского фонда фундаментальных исследований.

20 ноября 2018 были вручены награды победителям смотров-конкурсов в номинациях «Творчество молодых архитекторов», «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей» и «Детское архитектурно-художественное творчество». 

В номинации «Творчество молодых архитекторов» «Серебряный знак» получил проект «Дом на дереве «ЛЕСОМ» авторства московской команды «СОЗОНЫЧ». Международное жюри приняло решение в этом году Премию «Эхо Леонидова» не присуждать.

В номинации «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей» лучшей жюри признало градостроительную концепцию города замкнутого цикла в экстремальной среде Арктической зоны Республики Саха (Якутия) (на примере п. Тикси). Ее автор, Семен Востриков, студент Инженерно-Технический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, получил «Серебряный знак» смотра-конкурса.

Детская архитектурная студия MINIARCHITECTS из города Ярославль получила высшую награду – «Золотой знак», за проект «Архитектура цвета». «Серебряным знаком» были отмечены работы воспитанников детской архитектурной мастерской «МасШтаб» из Хабаровска (проект «Корни моего края») и студии «Архитерик» из города Троицк (проект «Эскизное предложение малых архитектурных форм «Мебель для города»).

Больше информации на www.zodchestvo.com

 

Зодчество'18: экспозиции

20.11.18
16:50
Категории: | События | Выставки

На Международном архитектурном фестивале стенды десятков регионов России демонстрируют самые интересные и знаковые архитектурно-градостроительные события и проекты.

XXVI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество'18» начал свою работу. Фестиваль, на котором представлены наиболее значимые проекты в области отечественной архитектуры и градостроительства, проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.

Все мероприятия деловой программы, а также вся экспозиция «Зодчество’18» посвящены главной теме фестиваля «РЕКОНТЕКСТ», заявленной его кураторами, архитекторами Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным. Тема, отражающая новые подходы к формированию и оценке качества городской среды, дает широкий диапазон для трактовок, многие из которых раскрываются в рамках серии специальных кураторских проектов, отобранных на основе открытого конкурса и подготовленных целым рядом ведущих профессиональных, исследовательских и образовательных институций.

Для презентации специальных проектов кураторы фестиваля разработали оригинальное дизайнерское решение: вдоль широкого центрального прохода большого зала ЦВЗ «Манеж» расставлены каркасные структуры ярко оранжевого цвета. Они называются «Архитектоны», в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. Благодаря этим конструкциям, похожими на башни, выставочное пространство напоминает городскую застройку с кварталами, домами, проспектами и улицами.

В первую очередь, обращают на себя внимание стенды Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Каждый регион нашел оригинальное экспозиционное решение для демонстрации своих важнейших проектов. Москва показывает проект развития береговых зон вдоль Москвы-реки в виде инсталляции из сотен синих шаров. Московская область представляет проекты благоустройства общественных территорий, превратив свой стенд в мини-копию комфортного и дружелюбного пространства. Санкт-Петербург презентует самые знаковые проекты последних лет в мистическом оформлении из черных драпировок и зеркал. Краснодарский край предлагает огромный макет концепции реконструкции и развития главной улицы Краснодара – улицы Красной. 

Кроме региональных экспозиций и специальных проектов, на фестивале «Зодчество’18» представлены конкурсные работы, поданые в номинациях «Регионы России», «Архитектурные произведения 2016-2018», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов» и многих других разделах. Международное жюри определит и отметит дипломами наиболее яркие профессиональные работы. В финале фестиваля 21 ноября состоится торжественная церемония, на которой будут объявлены обладатели высших наград «Зодчества’2018».

 

Российскую национальную Премию «Хрустальный Дедал» получат авторы лучшего здания, построенного в России за последние два года.

Премию «Владимира Татлина» вручат за лучший проект.

Премией «Эхо Леонидова» отметят самых талантливых молодых архитекторов.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Зодчество’18: специальные проекты

16.11.18
16:38
Категории: | События | Выставки

На XXVI Международном архитектурном фестивале, кроме традиционных экспозиций конкурсных работ, а также стендов регионов и городов России, будет представлено несколько специальных выставочных проектов. Созданные ведущими экспертами и экспертными институциями, они развивают главную тему фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». 19 - 21 ноября, ЦВЗ «Манеж»

Кураторы фестиваля «Зодчество'18» архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили яркую дизайнерскую идею, структурирующую пространство большого зала ЦВЗ «Манеж» и создающую конструктивную основу для монтажа авторских спецпроектов. Вдоль центрального прохода располагаются каркасные структуры, напоминающие уступчатые пирамиды, каждая из которых имеет оригинальную форму. Кураторы назвали структуры «Архитектонами» в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. По словам кураторов, «эти объекты должны создать уже не фасад, не объем, а новую экспозиционную среду, своеобразную улицу из башен, обладающую широким визуальным и смысловым диапазоном». Каждый «Архитектон» предназначен для размещения экспозиций специальных проектов.

 За несколько месяцев до фестиваля оргкомитет «Зодчество'18» объявил открытый конкурс на концепции специальных проектов, в результате которого были отобраны лучшие и наиболее актуальные предложения, сопряжённые по смыслу с главным смысловым акцентом фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». Развитие городов, в том числе изменение их исторически сложившийся среды, требует новых навыков и приемов работы по формированию пространства. Не удивительно, что сегодня в архитектурно-строительной отрасли так часто встречаются слова с приставкой «ре», означающей пересмотр, реформирование устаревающих явлений и систем. В результате, для фестиваля «Зодчество'18» была собрана коллекция специальных проектов, название каждого из которых начинается с приставки «РЕ».

«РЕ-ГОРОД». Куратор проекта Святослав Мурунов, урбанист, создатель Центра прикладной урбанистики, представляет результаты работы консорциума «Лучшие практики умных городов» и созданную им систему совместного решения городских проблем с привлечением жителей.

«РЕ-ГЛОМЕРАЦИЯ». По замыслу куратора проекта руководителя компании «Яузапроект» Ильи Заливухина, проект представляет поиски оптимальной стратегии развития Московской агломерации, включающей основные жилые районы Москвы и Московской области, с единой системой управления и общим бюджетом.

«РЕ-УСТОЙЧИВОСТЬ». Проект был разработан в «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ студентами программы «Прототипирование городов будущего» при участии международных экспертов. Кураторами проекта выступили Висенте Гуаярт (Испания), Елена и Иван Митрофановы (Россия).

«РЕ-ПРОМ». Куратор спецпроекта, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, представляет исследование «МОСКВА RE:ПРОМЫШЛЕННАЯ», подготовленное Агентством совместно с бюро «Рождественка» и специалистами ГУП НИиПИ Генплана Москвы, при участии Марины Хрусталевой.

«РЕ-ШКОЛА», куратором которого выступает Наринэ Тютчева, руководитель бюро «Рождественка», продолжает тему работы с историческим наследием, представляя новые образовательные и проектные методики, отвечающие современным требованиям к работе с памятниками архитектуры и культуры.

«RE-DUTCH». В этом проекте кураторы Ева Родионова (Голландия) и Ната Волкова (Россия) собрали лучшие примеры реконструкции исторических зданий голландскими архитекторами по всему миру. 

«РЕ-АКЦИЯ» - проект Алексея Комова (НОЦ "УРБОТЕХ" СевГУ) представит антологию движения «архитектуры прямого действия» и программы «ТЕРРИТОРИУМ», благодаря которой были разработаны проекты благоустройства для различных городов России.

«РЕ-ФОРМА». Кураторы проекта Андрей Ефимов и Мария Соколова, представляющие кафедру «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ, исследуют источники и результаты эволюции средового дизайна как универсальной системы гармонизации городского пространства.

В рамках выставочного проекта «РЕ-МАРКА» студенты Института бизнеса и дизайна под руководством куратора Владислава Савинкина проведут серии художественных экспериментов с формой «Архитектона», используя различные материалы и фактуры.

 

«РЕ-ПРОЕКТ РОССИЯ». Один из ведущих архитектурных журналов России пережил немало трансформаций, следуя за эволюцией профессионального сообщества и проектных реалий. Куратор проекта шеф-редактор журнала Юлия Шишалова представит результат очередной «ре-формации» печатного издания. 

Отдельно, вне системы «Архитектонов», будет представлена экспозиция «Идеал и норма», представляющая представление архитекторов о нынешнем состоянии и возможном будущем городов. Выставка, куратором которой выступил главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов, станет поводом для публичной дискуссии в рамках деловой программы фестиваля.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

Зодчество’18: деловая программа

16.11.18
15:14
Категории: | События | Выставки

За три дня фестиваля, с 19 по 21 ноября, на четырех площадках в ЦВЗ «Манеж» пройдут более 50 мероприятий с участием почти 300 спикеров.

 

Международной архитектурный фестиваль «Зодчество'18» – авторитетная выставка лучших проектов и построек, демонстрация достижений российских городов и регионов в архитектурно-градостроительной области. Но самое главное – это место встреч и конструктивного общения всех, кто заинтересован в развитии зодчества как индустрии: российских и зарубежных архитекторов, градостроителей, инженеров, представителей федеральных и региональных властей, бизнес сообщества и ведущих экспертов архитектурно-строительного отрасли России.

Деловая программа фестиваля «Зодчество’18» составлена таким образом, чтобы в дни его работы каждый участник и гость могли найти для себя интересное событие, присоединиться к дискуссии, познакомиться с ведущими экспертами в области архитектуры и градостроительства.

Для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития отрасли в программу фестиваля «Зодчество’18» включены конференции, пленарные и кейс-сессии, дискуссии, круглые столы, лекции и презентации по наиболее актуальным проблемам, связанным с темой фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ», отражающей новые подходы к формированию и оценке качества городской среды.

Многие из кураторских проектов, специально созданных для «Зодчества’18», сопровождаются публичными мероприятиями, на которых кураторы вместе с приглашенными экспертами обсудят более детально темы представленных работ и различные аспекты своего творчества.

Краснодар

19.11.

Первый день фестиваля и его деловую программу открывают две пленарные сессии с участием руководителей профильных департаментов федерального и региональных Правительств, а также ведущих экспертов сообщества.

Пленарная сессия #1 посвящена анализу существующего положения в области формирования инфраструктуры и развития городской среды, а также вопросам внедрения городских стратегий, принятых на государственном и региональном уровнях.

Пленарная сессия #2 предлагает к обсуждению принципы разработки и методику реализации конкретных проектов и программ, направленных на воплощение в жизнь принятых стратегий.

Завершится первый день фестиваля лекцией финского архитектора и архитектурного критика Тарьи Нурми «От старого к новому: реновация, реставрация или разумная перестройка зданий современными финскими архитекторами».

Финляндия, JKMM

20.11

Второй день фестиваля начнется с ХLIII заседания Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований под девизом «Главный архитектор – РЕкультивация, РЕтрансляция, РЕвальвация профессии». В рамках заседания пройдет дискуссия «Нужен ли территории главный архитектор», а также впервые состоится публичная кейс-сессия «Архитектурная политика и практика», во время которой шесть главных архитекторов различных городов и регионов России представят результаты своей работы за предыдущий год и поделятся планами на следующий.

Давний партнер фестиваля «Зодчество» Издательский дом «Татлин (Екатеринбург) 20 ноября представит свой новый образовательный проект «... ЕСТЬ ТАКОЙ АВАНГАРД», инициированный совместно с Институтом архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета и Творческим пространством «ArhiМЫ».

В этот же день журнал «Проект Балтия» проводит круглый стол «Идеальный город XXI века: релевантность утопии» –  в развитие темы своего выставочного проекта «Идеал и Норма», который демонстрируется на «Зодчестве’18».

20 ноября Центр прикладной урбанистики в рамках своего проекта «РЕ-ГОРОД» проводит форум «Новая градостроительная политика» или «Неразвивающиеся города с развивающимся населением». Во время трех блоков конференции будет проанализирована реальная ситуация в городах, состав и специализация экспертного сообщества, а также новые форматы кооперации и технологии работы с городскими сообществами и проектами.

Казань

21.11

Третий день фестиваля впервые представит гостям и участникам презентацию российских проектов-финалистов World Architectural Festival (WAF). Российские архитекторы участвуют в WAF несколько лет и неоднократно побеждали в различных номинациях, но только в этом году 21 ноября в рамках фестиваля «Зодчество’18» все желающие смогут увидеть, как проходит защита проектов на WAF.

Также 21 ноября Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы проведет дискуссию «Москва-река как мегапроект», в которой выступят эксперты и архитекторы, принимающие участие в реализации различных проектов по развитию набережных и прибрежных территорий в Москве.

Тему воды в архитектуре города продолжит лекция итальянского архитектора Клеменса Ф. Куша «Венеция: современный город?», организованная издательством DOM publishers в поддержку выхода нового путеводителя по современной архитектуре Венеции второй половины XX века. 

21 ноября состоится и лекция «Жилые кварталы будущего как единый организм», заявленная ведущим экспертом международной лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ и со-куратором спецпроекта «РЕ-Устойчивость» Еленой Митрофановой.

В этот же день Агентство стратегического развития «Центр» в продолжение своего спецпроекта «РЕ-Пром» организует панельную дискуссию «Редевелопмент промзон. Реализация» 

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ: http://www.zodchestvo.com/festival/schedule/

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

 

Зодчество'18: девиз и темы

09.11.18
14:48
Категории: | События | Выставки

С 19 по 21 ноября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» пройдет XXVI Международный архитектурный фестиваль. Его девиз — «РЕКОНТЕКСТ», понятие, отражающее новые подходы к формированию и оценке качества городской среды.

Вопросы развития и совершенствования качества застройки российских городов сегодня актуальны как никогда. В России реализуются несколько профильных программ, разрабатываются нормативы и правила комплексного развития территорий, благоустройства городской среды, стандартного жилья. Российские архитекторы, градостроители и проектировщики принимают в этом самое активное участие. Особое значение приобретают новые способы взаимодействия и ведения конструктивного диалога между представителями профессионального архитектурного цеха с обществом и государственными структурами, в первую очередь, такие как Международный фестиваль «Зодчество», представляющий наиболее интересные и перспективные разработки в области архитектуры и градостроительства и проходящий при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.

Кураторы фестиваля "Зодчество'18" Влад Савинкин и Владимир Кузьмин

Происходящие в стране изменения определяют концепцию и содержание фестиваля. В 2018 году его кураторы архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин выбрали девиз, выражающий главную тему экспозиции: «Реконтекст». Развитие городов, в том числе изменение их исторически сложившийся среды, требует новых навыков и приемов работы по формированию пространства. Неудивительно, что сегодня в архитектурно-строительной отрасли так часто встречаются слова с приставкой «ре», означающей пересмотр, реформирование устаревающих явлений и систем. Кураторы фестиваля «Зодчество’18» предлагают проанализировать и, возможно, переосмыслить такие понятия как: «РЕализация», «РЕдевелопмент», «РЕвитализация», «РЕнормирование», «РЕконструкция», «РЕвью».

В течение трех дней посетители фестиваля «Зодчество’18» смогут увидеть экспозиции конкурсных работ, представленных в номинациях «Регионы России», «Архитектурные произведения 2016-2018», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов» и многих других разделах.

Правительства Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского и Хабаровского краев, Московской, Ростовской, Иркутской и многих других областей РФ готовят собственные экспозиции, посвященные самым интересным и знаковым архитектурно-градостроительным событиям в регионах.

В рамках деловой программы фестиваля состоятся десятки мероприятий: пленарные сессии, круглые столы, лекции и презентации, в которых примут участие ведущие российские и зарубежные архитекторы, урбанисты и градостроители, представители федеральных и региональных властей, девелоперских компаний и компаний-производителей. Тематика и формат мероприятий сформированы таким образом, чтобы дать возможность специалистам публично обсудить актуальные проблемы и перспективы развития отрасли, а представителям общественности – узнать о наиболее важных событиях и интересных решениях, которые окажут влияние на облик российских городов в ближайшем будущем.

В финале фестиваля состоится торжественная церемония, на которой будут объявлены обладатели высших наград «Зодчества’2018».

Российскую национальную Премию «Хрустальный Дедал» получат авторы лучшего здания, построенного в России за последние два года.

Премию «Владимира Татлина» вручат за лучший проект.

Премией «Эхо Леонидова» отметят самых талантливых молодых архитекторов. 

 

Дополнительная информация о Фестивале «Зодчество», а также текст манифеста кураторов, концепция выставки, перечень смотров-конкурсов, деловая программа и условия сотрудничества представлены на сайте www.zodchestvo.com 

Дирекция фестиваля «Зодчество»: info@zodchestvo.com

PR-менеджер Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/L5h6kkuVZP4fWIL83

Пространство потом/Afterspace

12.10.16
15:42
Категории: | События | Фестивали

C 14 по 20 октября на территории бывшей текстильной фабрики «Трёхгорная мануфактура» пройдет Международный фестиваль «Зодчество'16».  

В 2015 году темой Фестиваля стала реновация территорий с помощью архитектуры и новых индустрий. В этом году Фестиваль под заголовком «Пространство потом/Afterspace»  делает следующий шаг и становится реальным инструментом развития городских пространств. 

Экспозиция Фестиваля развернётся на двух площадках бывших цехов «Трёхгорной мануфактуры», что составляет более 6 000 кв.м. В рамках деловой программы в течение недели пройдут конференции и воркшопы по альтернативному девелопменту и новым форматам развития городов.

Одна из ключевых задач Фестиваля 2016 года – обсуждение стратегии развития территорий «Трёхгорной мануфактуры» и возможных форматов «короткого» девелопмента в виде серии благоустройства общественных пространств. Фабрика «Трёхгорная мануфактура» – старейшее московское ткацкое предприятие, основанное еще в конце XIX века и расположенное на Краснопресненской набережной, недалеко от современного городского центра Москва-сити. 

В рамках фестиваля «Зодчество 2016» пройдет открытый двухэтапный конкурс для молодых архитекторов на благоустройство общественных пространств территории фабрики. Опираясь на общую концепцию, конкурсантам будет предложено разработать проекты благоустройства внутренних общественных пространств, входы на территорию, систему навигации, освещение и другие элементы дизайна городской среды. 

Финальная часть проектирования пройдет в формате воркшопа в одном из исторических цехов Ткацкой мануфактуры, где у каждого участника будет возможность пообщаться с представителями заказчика и резидентами, а также ощутить дух уникальной промышленной территории. Фестиваль завершиться открытой защитой команд, после которой будут определены проекты-победители. В дальнейшем выбранные проекты будут реализованы.

Официальный сайт фестиваля: http://zodchestvo.com

«Новые индустрии»: история с продолжением

23.11.15
17:25
Категории: | События | Фестивали

В обзорном видеосюжете с фестиваля «Зодчество 2015», его куратор, архитектор Андрей Асадов объясняет, почему выставочному проекту «Кейсы в кейсах» необходимо отправиться в турне по всей стране. 

Уже в 2014 году, впервые взяв на себя ответственность за кураторские экспозиции «Зодчества», тогда посвященные поискам национальной идентичности и наследию русского авангарда, архитекторы Андрей и Никита Асадовы задумали продемонстрировать наработки Международного фестиваля, организованного Союзом архитекторов России, в других городах. В 2015-м их намерение только окрепло, о чем свидетельствовало оформление центральной выставки «Зодчества», развернувшегося на новой площадке, в ЦДХ, с 1 по 3 октября. Глобальная тема прошедшего форума — «Новые индустрии», то есть инструменты внедрения новой креативной экономики. Макеты удачных примеров реновации архитектурных объектов были установлены на дорожных кофрах соответствующих размеров, что символизировало потенициальную мобильность экспозиции. «Если архитектура не станет флагманом развития территорий, у нее не останется мест приложения труда…Особенно на периферии», — опасается Андрей Асадов. Подробнее о перспективах выставочных проектов фестиваля и о том, чем программа «Новые индустрии» может быть полезна в регионах, ее автор говорит в нашем видеосюжете.

 

Завоевание неба

06.03.15
18:51
Категории: | Новости | Архитектура

Говорят, что сегодня, в суровых реалиях строительного рынка, архитекторы разучились мечтать, а креативная энергия (не то что в «бумажные» 80-е) расходуется на борьбу за «хлеб насущный». Герой проекта «Генетический код» Степан Липгарт своим творчеством это мнение опровергает.

У Степана много графических фантазий, исполненных цифровыми инструментами, но потрясающе похожих на рисунки от руки. А к реализации практических задач он идет, черпая вдохновение в романтических идеалах, прорывах и удачах XX века. Об этом архитектор рассказал, участвуя в спецпроекте «Генетический код» — исследовании специфики российской архитектуры, проведенном куратором Еленой Петуховой при поддержке Союза московских архитекторов, сайта Archplatforma.ru и видеоотдела Группы сайтов 360.ru.

Ведущим отечественным проектировщикам было предложено ответить на вопросы:

1. Что формирует идентичность российской архитектуры?
2. Какие темы, образы, мотивы раскрывают ее национальный характер?
3. В какие исторические периоды он наиболее ярко проявил себя?
3. Актуальны ли отмеченные черты для вашей практики?


Ответы и размышления архитекторов мы записали на видео, а на фестивале «Зодчество 2014» в рамках программы «Актуальное Идентичное» вместе с видеоинтервью были показаны инсталляции и объекты участников спецпроекта, символизирующие их понимание особенностей российской архитектуры. Степан Липгарт представил, пожалуй, самое романтичное сооружение, устремленное ввысь, светящееся, наполняющее пространство вокруг жизнеутверждающей музыкальной классикой — произведениями Чайковского, Скрябина, Шнитке .

Об инсталляции «К Элиз»

— Что будет символизировать ваша инсталляция?
— Там будет порыв. Там будет завоевание неба. Там будет свет, то есть свет как способ дематериализовать здание, архитектуру, превратить архитектуру больше в идею, во что-то нематериальное. И там будет любовь, то, чего нам очень не хватает сейчас. Там будут цветы…

 

Другие сюжеты о спецпроекте ищите на сайте Archplatforma.ru под тегом «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

В публикации использованы фотографии Елены Петуховой, Елизаветы Парфеновой, изображения, предоставленные Архитектурной Мастерской Cтепана Липгарта.

 

Русский канон

06.02.15
17:25
Категории: | Новости | Архитектура

Для спецпроекта «Генетический код», исследующего идентичность российской архитектуры, Максим Атаянц придумал скульптуру, основанную на игре слов и символов –  православный крест опирается на композитную капитель, вырастающую из пушечного ствола. Ключ к расшифровке этого послания – в нашем интервью с архитектором.

Напомним, что в рамках спецпроекта «Генетический код» редакция сайта Archplatforma.ru вместе с куратором Еленой Петуховой расспрашивала ведущих отечественных проектировщиков о самых ярких и актуальных для них явлениях в истории российской архитектуры. Разговор с Максимом Атаянцем вывел на такие серьезные темы, как культурный слом, христианская основа русской идентичности и современная храмовая архитектура. Поэтому наряду с видеозаписью мы предлагаем вашему вниманию текстовую версию интервью, в которой зафиксированы важные наблюдения автора, оставшиеся за рамками видеосюжета.

Видеоверсия интервью

 

В какие периоды истории российской архитектуры, на ваш взгляд, максимально проявилась ее национальная специфика? Есть ли у нее вообще то, что называют идентичностью?

Конечно, идентичность есть, только она довольно сложная. Если говорить о том, чем российская архитектура интересна и известна миру, здесь, во-первых, можно выделить допетровскую архитектуру, во-вторых, весь классицизм имперского времени – это одна из вершин развития отечественной архитектурной школы, а в XX веке две по-настоящему интересные  вещи – это конструктивизм и то, что мы называем сталинской архитектурой. Вот эти четыре явления, находящиеся в очень сложных отношениях друг с другом, наверное, и составляют идентичность российской архитектуры, если мы определяем ее как нечто ценное в масштабе, выходящем за национальные рамки.


Как в этом контексте рассматривать существенное иностранное влияние – сначала византийское, потом европейское? Из-за него отечественной архитектуре иногда вообще отказывают в идентичности. Особенно имперскому классицизму, большинство произведений которого создано мастерами, приехавшими из-за рубежа?  

Все, происходившее в российской архитектуре, я считаю, нужно рассматривать как часть единого процесса развития европейской художественной культуры и говорить не о каких-то специальных влияниях, а о сложной системе взаимовлияний в большом пространстве христианской цивилизации, частью которого Россия является так же, как и до известного момента Византия. Да, в Санкт-Петербурге работало много итальянцев, но в Риме в то же время проектировали французы и голландцы. Трезини строил и в России, и в Дании. А Карл Иванович Росси – ну, какой же он итальянец? Он – русский, итальянского происхождения, в то время как у Луиджи Ванвителли, трудившегося в Риме и Неаполе, голландские корни, а у Валадье – французские.

Можно ли говорить о том, что в рамках этой интегрированности в общеевропейские процессы, зодчие, приезжавшие в Россию, вырабатывали на местной почве какие-то специфические приемы, отличающие, скажем, российский ампир от французского?

Здесь есть чрезвычайно важное обстоятельство. Сейчас, когда приглашают или стремятся практически всю творческую площадь очистить для иностранных звезд, очень часто спекулятивно ссылаются на то, что Монферран строил, Кваренги строил, да кто угодно еще, забывая об одном. Поп-звезды современной архитектурной сцены порхают от Шанхая до Гренландии, везде что-то предлагая и практически не бывая на строительной площадке. По крайней мере, так было лет 10 назад, сейчас эта тенденция, слава Богу, кажется, потихонечку умирает. А в XVIII и XIX веках иностранные архитекторы приезжали в Россию жить, переселялись сюда навсегда или на десятилетия. Это означает полное изменение собственной судьбы, выбор нового места, в которое человек врастал и понимал его особенности, поэтому все, что он здесь делал, естественным образом становилось идентичным.

Вы когда-нибудь формулировали для себя, как Ваша архитектурная практика выражает национальные черты?

Конечно, я не сижу и не думаю специально, как выразить в своем творчестве идентичность. Сделал, удачно получилось – значит, как-то через тебя это выразилось; получилось плохо, значит, не выразилось. Мне, конечно, близка классическая традиция. С ней связано развитие русской архитектуры на протяжении, наверное, уже 300, а то и более, лет – своеобразная переработка ордерных форм была и до Петра. И я сторонник простого очень подхода, который многим не нравится: современной является та архитектура, которая сейчас сделана.  Вот и  все. Ее как жанр и как стиль не надо определять. Сам факт того, что она сделана и существует сейчас, делает ее современной. Или актуальной, в буквальном, словарном значении этого слова. Раз она сейчас существует – значит она актуальная. То же самое с идентичностью. 

А в целом тема идентичности – она актуальна? Имело ли смысл поднимать ее кураторам прошедшего «Зодчества» Андрею и Никите Асадовым? У российской архитектуры столько насущных проблем, а мы тут, быть может, о каких-то отвлеченных материях рассуждаем.

Вообще, размышлять о том, что ты делаешь, и что другие люди делают, полезно. Сейчас мы присутствуем, как мне кажется, при тяжелейшем культурном сломе. С невероятной скоростью уничтожается то, что мы привыкли считать европейской цивилизацией. И это ситуация какого-то фантастического трагизма на самом деле. Просто, находясь внутри, можно этого ее не замечать. Так жители Рима второй половины IV века нашей эры вряд ли думали, что они живут внутри краха этой колоссальной тысячелетней цивилизации. А так было. Даже судя по дошедшим до нас текстам, люди спокойно продолжали вести какие-то свои повседневные дела, а в это время идентичность менялась чрезвычайно сильно. И сейчас надо искать какое-то место в этом мире, надо отстаивать какие-то свои представления, не зависимо от того, что с ними будет потом.

В чем, как Вы думаете, причина этого цивилизационного слома?

Сейчас идет уничтожение, размыв, и довольно агрессивный, христианской основы Европы. В рамках жизни одного поколения бывают гораздо более трагические и быстрые события, а это процесс медленный. Я его ощущаю как трагический. Обсуждение деталей этого процесса приведет нас к неполиткорректным вещам, которые для меня очевидны, но я не хочу их высказывать. И русская идентичность вне христианства невозможна. Я имею в виду сейчас не то, что надо непременно ходить к исповеди и причастию раз в неделю, чтобы быть русским – это чушь. Кстати, мне кажется, человек должен сам определять свою национальную идентичность, и как он сказал, так оно и есть. Имеется в виду, что русская идентичность, она, так или иначе, в каком-то отношении к христианству состоит. Даже когда человек русский отрицает свою связь с христианством, он с ним находится в диалоге, в позитивном, негативном, каком угодно. Но до проникновения христианства на территорию среднерусской возвышенности, этого народа ни в каком привычном нам виде не было. Это были совершенно другие племенные объединения. И поэтому здесь разрушение этой основы, оно, очевидным образом, приведет к появлению совершенно другого народа. Но если люди выберут такой путь, так и будет.

Собор Александра Невского, Екатеринбург


Может ли архитектура противостоять этому процессу? Укрепит ли христианскую основу, например, массовое строительство храмов?


Правильно и нормально, когда храм возникает в каком-то месте по инициативе, живущей в нем общины, и на ее средства. Храм не должен навязываться сверху. Но, пожалуй, именно храмовая архитектура является лакмусовой бумажкой: действительно, а что является идентичностью? Как она проявляется в настоящем моменте? Это очень интересно. Я спроектировал некоторое количество храмов. И в основном – это русские православные храмы в Петербурге, Ленинградской области и в некоторых других местах. Это одна из самых интересных задач для архитектора. Ведь, по сути дела, это чистая выразительность с очень обманчиво простой функцией. Но простой – не в ее духовном наполнении, а простой физически.

Собор во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, Санкт-Петербург

Если расписать, то это огромное здание, в котором, грубо говоря, два помещения или три, а иди – сделай. То есть это такая чистая художественная задача.  И, конечно, это важно, и людям это нужно.  Мы сейчас видим, что в целом современная архитектура храмов в России очень слабая. В то же время, хорошо, что мы избежали, хотя и страшной ценой, истории модернистского храмостроения. В Италии в 1950-60-х она испоганила колоссальное количество церквей. Там такие жуткие образцы из железобетона встречаются.

Храм во имя Иоанна Крестителя. Нагорный Карабах, деревня Караглух

Храм во имя Святой Елены, Ленинградская область, деревня Шелково

Тем не менее, европейская христианская идентичность не боится, отвечая духу времени и состоянию сознания, выражать себя в авангардных архитектурных формах, в то время как России это по-прежнему кажется невозможным.

У меня был очень интересный эпизод в жизни, связанный с современными формами. В южной Швейцарии, когда я вел курс архитектуры и дизайна для молодых людей 17-18 летнего возраста, мы ездили по этой итальянской части страны, смотрели массу небольших, симпатичных  романских церквей. И попали в деревню, где построил храм знаменитый архитектор Марио Бота. Довольно острая архитектура, как Бота любит, в виде полосатого цилиндра с кососрезанной стеклянной крышей и так далее. Это интересная архитектура, талантливо сделанная, и это видно. И вот когда мы зашли внутрь, произошло чудовищное – девочки из группы, которые всегда, попадая в атмосферу маленьких романских церквей, вели себя соответственно тихо и прилично, вдруг запрыгнули на престол и, усевшись на нем, стали делать «селфи». И это вовсе не потому, что они хотели святотатствовать, а потому что пространство архитектурно было интересным, но совершенно не имело сакрального характера. Я не видел ни одного модернистского храма, в котором это сакральное ощущение получилось бы. Может быть, они есть. Но, мне кажется, сегодняшняя архитектура, я не имею в виду даже классический модернизм 50-60-х годов, она принципиально носит подчеркнутый эфемерный характер. Причем это часто неправда, потому что там колоссальной силы конструкции, при необходимости они девятибальное землетрясение выдержат, а вид у здания такой, как будто это нечто необязательное, заранее обреченное на снос. Это полностью противоречит идее храма. Вот здесь есть проблема, которая пока решения никакого не получила. Но пусть архитекторы пробуют. Мне понятнее язык классики. А ведь содержание человек может выразить в формах того языка, на котором он умеет разговаривать. И хорошо, чтобы вокруг были люди, которые этот язык могут понимать. Иначе диалога не будет и высказывания не будет, потому что высказывание на языке, который никто не может понять, оно тоже не существует. Язык традиционной архитектуры люди пока еще интуитивно разбирают.


Как будет выглядеть Ваш объект для проекта «Генетический код»?


Я пока еще не придумал, но наш разговор подсказал мне одну идею…

На выставке проекта «Генетический код» в рамках фестиваля «Зодчество 2014» Максим Атаянц представил объект «Русский канон». Особенно зрителей интриговала надпись, начертанная на пушечном стволе: «Последнее аргументум».

Фото: Елена Петухова



Позже автор пояснил символику скульптуры:

«Эта работа выражает то, что меня в последнее время мучает и занимает. Весь мир сползает в какое-то тяжелое противостояние, и в голове мелькали образы на эту тему. В классической архитектуре есть такое понятие, как канон. В буквальном смысле это инструмент, линейка или прямой шест, которым строители в старину выверяли линии, и в то же время  сanon (фр.) – пушка,  отсюда «канонада». Классическая пушка, по сути, представляет собой ствол колонны, положенный на бок. Известны и памятники такого рода, например, колонна из пушек перед Троице-Измайловским собором в Санкт-Петербурге. Нижняя часть нашей скульптуры – ствол пушки, сделанный подробно и достоверно  –  с гербом, кольцами, ручками для лафета, запальным отверстием. А колонна, всегда что-нибудь на себе несет – если не архитрав, то небо. В нашем случае – крест, именно русский, каменный, прорезной, подобный новгородским или псковским. Надпись «последнее аргументум» – в петровской грамматике, такое писали на пушках: война – последний довод королей. Здесь  –  последний аргумент классической традиции, метафора готовности отстаивать позиции, но крест наверху в то же время дает понять, что стрелять мы, конечно, ни в кого не собираемся».

 О спецпроекте «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

В публикации использованы фотографии куратора Елены Петуховой, изображения, предоставленные Архитектурной Мастерской Максима Атаянца.

 

Русский рационализм

23.01.15
19:38
Категории: | Новости | Архитектура

Что общего между Церковью Покрова на Нерли и Мавзолеем Ленина? Ответ знает архитектор Алексей Бавыкин  –  из этой параллели он выводит базовый принцип отечественной архитектуры. Продолжение серии публикаций  спецпроекта «Генетический код».

 

Фото: Елена Петухова

Словосочетание «русский рационализм» кому-то может показаться оксюмороном. Рационализм – это ведь больше про немцев или про швейцарцев. Русскими могут быть космизм, загадочная душа, «авось» и тому подобное. Однако в трактовке Алексея Бавыкина (см. видеоинтервью) определение «русский рационализм» получает логичное, весомое обоснование. И буквально весомо выглядит его объект, предложенный для выставки спецпроекта «Генетический код» на «Зодчестве 2014». Это даже не макет, а скорее скульптура, отлитая из бронзы мастером Борисом Черствым по эскизам архитектора. В основе – реальный проект: два параллельно стоящих дома с пластичными, слегка выгнутыми волной объемами. За необычными фасадами с «аритмичными» балкончиками стоят, по словам архитектора, очень разумные планировки, и вообще все решение, разработанное в условиях разрешенной высокой плотности, но небольшой высоты – рационально.   

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

 Фото: Елена Петухова

 О спецпроекте «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

В проекте использованы фотографии Глеба Анфилова, из архивов Юрия и Игоря Пальминых, куратора Елены Петуховой, из открытых источников.

Романтизм, идеализм, новаторство

23.01.15
17:41
Категории: | Новости | Архитектура

«Авангард заложил потребность каждый раз придумывать что-то новое. И модернизм ее подхватил», — архитектор Тимур Башкаев говорит в спецпроекте «Генетический код» о том, что ему близко.

Фото: Глеб Анфилов

В качестве инсталляции-символа русской архитектуры для выставки спецпроекта на «Зодчестве 2014» Тимур Башкаев выбрал один из проектов своей мастерской — «Полумост надежды»:

«Поскольку здесь не было заказчика и не было никаких внешних условий, мы смогли сделать то, что на самом деле хотели и чувствовали. Это был проект для фестиваля «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец. Название этого объекта отражает мое субъективное ощущение от российской архитектуры и, одновременно,— мое кредо. Это такой полумост, незаконченный мост, стоящий параллельно реке, не очень нужный. Он воплощает стремление к какому-то идеалу, к чему-то такому, может быть, даже недостижимому. Это чисто наше, российское ощущение. Для меня это очень трогательно и романтично».

Фото: Глеб Анфилов

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

 

 О спецпроекте «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

В проекте использованы фотографии Глеба Анфилова, куратора Елены Петуховой, из открытых источников.

Архетипические основы

20.01.15
13:29
Категории: | Новости | Архитектура

В видеоинтервью, записанном в рамках спецпроекта «Генетический код», Президент «Союза архитекторов России» Андрей Боков объясняет, почему в качестве предмета, символизирующего сущность российской архитектуры, он выбрал старинные прялки из своей личной коллекции.

В рамках проекта-исследования Ведущим отечественным проектировщикам было предложено ответить на вопросы:

1. Что формирует идентичность российской архитектуры?
2. Какие темы, образы, мотивы раскрывают ее национальный характер?
3. В какие исторические периоды он наиболее ярко проявил себя?
3. Актуальны ли отмеченные черты для вашей практики?

Ответы и размышления архитекторов мы записали на видео, а на фестивале «Зодчество 2014» в рамках программы «Актуальное Идентичное» вместе с видеоинтервью были показаны инсталляции и объекты участников спецпроекта, символизирующие их понимание особенностей российской архитектуры.

 

 

 

 

 Другие сюжеты о спецпроекте ищите на сайте Archplatforma.ru под тегом «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

Фото: Глеб Анфилов, Елена Петухова

Видимость «Прогресса»

20.01.15
01:36
Категории: | Новости | Архитектура

Антон Барклянский – архитектор из Перми, сейчас работает  в Москве. Участвуя в спецпроекте «Генетический код», пошел «от обратного» – показал пример, как строить не надо.  А о том, к какой архитектуре стремится его мастерская, и своем понимании национальной идентичности  — рассказал в видеоинтервью.

Фото: Глеб Анфилов

Башня под названием «Прогресс», представленная в разделе спецпроекта на «Зодчестве 2014»,  –  образ сегодняшнего дня, она разрушает ткань города, сама обернута строительной сеткой, под которой, «может быть, ничего уже и нет».

Фото: Елена Петухова

«Высотке» противопоставлены традиционные маленькие домики со скатной кровлей – как символ аутентичной, уникальной архитектуры, чего-то магического, что, по мнению автора, должен сохранять в себе каждый архитектор.

Фото: Елена Петухова

Фото: Елена Петухова

 Фото: Елена Петухова

 

 О спецпроекте «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)

В проекте использованы фотографии Глеба Анфилова, из архивов Юрия и Игоря Пальминых, куратора Елены Петуховой, из открытых источников.

Плакаты конкурса «Генетический код». Часть III

19.01.15
19:00
Категории: | События | Конкурсы

Работы, выбранные для выставки на фестивале «Зодчество 2014». Авторы от Н до Я.

В продолжение публикаций, посвященных спецпроекту «Генетический код», представляем плакаты, участвовавшие в открытом конкурсе. Здесь выкладываем первую часть работ, вошедших в экспозицию. Их авторы стали лауреатами творческого состязания. Произведения победителей и призеров можно увидеть в предыдущей публикации.

«Круглая Россия». Алексей Невзоров, архитектор:

«Круг всегда почитался в архитектуре как идеальная форма. В истории русской архитектуры круг занимает особое место. С одной стороны – он незаметен и ненавязчив. С другой, на основе круга протекает вся жизнь русского человека — его быт, его религия, его представления о мире. Все формообразование пропитано им: от пропорционирования отдельных элементов до формы древних поселений, от луковиц церквей до медальонов и древних украшений, от языческих символов до православных подсвечников. Давайте продолжать эту традицию!»

Анастасия Парначева, дизайнер:

«Эпиграфом к плакату могут быть слова академика И.Э.Грабаря: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чувство пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,— словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа». В центре плаката – Преображенская церковь в Кижах. В ее архитектуре раскрылся букет приемов, деталей, выработанных мастерами деревянного зодчества за многие столетия. На плакате — резной наличник окна, через которое мы смотрим на архитектуру, видим декоративные мотивы (молекулы ДНК, русского кружева, силуэтов ели с шишками, луговых трав и цветов). Красота, созданная предыдущими зодчими, задает вектор развития на будущее, формирует эстетическое мировоззрение у последующих поколений…»

Мария Пономарева, дизайнер:
«Плакат был создан в 2010 г. Основной темой является безжалостное разрушение архитектурных памятников и строительство на их месте современных зданий, не всегда вписывающихся в общую структуру города.  Фотомонтаж, компьютерная графика».

Марина Пономарева. Художник, дизайнер, преподаватель МАОУДОД ДХШ №1, Томск:

«Деревянная застройка во многом до сих пор определяет архитектурное лицо Томска, в городе сохранились десятки домов — замечательных памятников деревянного зодчества. Среди наиболее распространённых в застройке Томска архитектурных стилей выделяются русское зодчество (в дереве), сибирское барокко, классицизм и модерн (в дереве и камне). Данный плакат ярко отражает все характерные черты города. Резные окна, необычные элементы украшения, а также самый известный дом с драконами ярко расскажет Вам о Томске (какой он был вчера и какой остается сегодня). Идея плаката направлена на защиту старой архитектуры, которой в современных городах не так уж и много. Думаю резные элементы именно деревянного зодчества можно и нужно использовать в новых креативных проектах. Это сделает города более интересными, а также мы отдадим дань историю. 

Ирина Семенова, студентка УлГУ, Факультет культуры и искусства, Ульяновск:


«Генетический код города – условное, но очень вещественное понятие, которое может реально работать в современной архитектуре и градостроительстве. Сегодня архитектор может менять среду города и создавать свой виток в генокоде архитектурного пространства. Главное в этой возможности понимать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями, чтобы невзначай не «убить» город.
Губернский Симбирск с восторгом воспринял стиль модерн, и за короткое время в городе появилась своя школа модерна, отразившаяся во множестве великолепных зданий и интерьеров. Национально-романтическое направление нашло широкое распространение в деревянных постройках Федора Осиповича Ливчака. Чуткость к градостроительному контексту, внимание к деталям, фактуре, свойствам материалов, стремление насытить форму дополнительным точным и емким содержанием и гармонично интегрировать в проект новейшие инженерные достижения – в этом и не только проявилось творчество Ф. О. Ливчака».

Юлия Соколова, студентка ГУЗ:


«В данной работе я хотела провести аналогию между формированием и развитием архитектурных стилей, которые сменяют друг друга от эпохи к эпохе, с возведением прочного и большого дома. Как каждый следующий кирпич или камень кладутся один на другой, так и архитектурные стили и традиции наслаиваются друг на друга, переплетаясь порой в самых неожиданным местах и моментах. Каждый новый этаж — это новая веха в истории архитектуры.
Но не стоит забывать, что первостепенную роль в обеспечении прочности, устойчивости и надежности играет фундамент здания. По-моему мнению, фундаментом для отечественной архитектурной школы является древнерусская архитектура. А конкретно русская деревянная архитектура Севера, зародившаяся в глубине души русского человека. Возникшая "в народе" изба, давшая развитие храмовой деревянной архитектуре, - истинный символ национальной архитектуры России. Именно в этот выражается самобытность российского зодчества, не тронутого ни чьим влиянием. Именно сюда стоит чаще обращать свой взор современному архитектору».

Юлия Соколова, студентка ГУЗ:

«В данном плакате я провожу аналогию с палитрой художника: архитектор так же, как и живописец, выбирая из чистых архитектурных красок необходимые, смешивает их по своему усмотрению и создает индивидуальное, ни на что не похожее произведение искусства. К имеющимся на палитре краскам из года в год, от эпохи к эпохе добавляется все большее количество архитектурных оттенков и тонов, ее структура усложняется, количество мазков увеличивается, появляются всевозможные фактуры и формы. Из базовых элементов русского зодчества, пользуясь опытом коллег из других стран,  перенимая их технические и эстетические приемы и соединяя их национальным колоритом, отечественные архитекторы создавали и продолжают создавать свои творения, каждое из которых отличается национальным колоритом.
На сегодняшний день палитра современного русского архитектора, на которой уже несчетное количество раз смешивали то одно, то другое, чрезвычайно обширна, но на ней еще свободное место и также есть множество вдохновения для создания архитектуры будущего».

Александра Тимченко, студентка ГУЗ:


«В своём плакате я показала многообразие стилей в  русской архитектуре. Также я выделила цветом те фрагменты, которые, по моему мнению, больше всего отражают колорит отечественной архитектуры, это: московское барокко, классицизм, модерн, конструктивизм, деревянное зодчество, средневековая архитектура и псевдоготика.С каждой эпохой к имеющимся образцам национальной архитектуры добавлялись новые. Отечественные архитекторы использовали в своём творчестве базовые элементы русского зодчества, обращались к опыту иностранных коллег, обучались в заграничных архитектурных школах, и использовали иностранный опыт на русской земле. Но это не привело к копированию форм и внешнего облика зданий, а стало фундаментом, на котором развивался самобытный русский стиль. Даже в новое время, используя непривычные для себя, но общие с европейскими странами пространственные и декоративные приёмы, русская архитектура создала именно русское барокко, русский классицизм, русский ампир и русский модерн. Это были европейские стили, но в русской культурной традиции».

Александра Тимченко, студентка ГУЗ:


«В этом плакате я отразила тему деревянного зодчества России. Издревле главными строительными материалами для русских зодчих было дерево. На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие  влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек».

Труфанова Ольга Сергеевна:

«На плакате изображен наземный вестибюль станции метро «Красные ворота», архитектором которой стал Н. Ладовский».  Это одно из зданий, которые составляют советский авангард. Авангард можно назвать генетическим кодом, он изменил взгляд людей и заложил основу для дальнейшего развития во всех сферах искусства». 

Юлия Юрина, архитектор, ГБУК Областной Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры, Волгоград:


«Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический  образ мира. Квадрат — мужское начало, круг — женское, поэтому квадрат отождествляется с Землей, круг — с Небом. В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов. Таким образом, расшифровать идею плаката можно двояко. С одной стороны: прекращение вражды двух религиозных течений. Попытка найти (на самом деле общих черт очень много) что-то общее между ними при помощи архитектурного языка процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов».

Даниил Янкилевич, студент, САДИ СГТУ им. Ю.А. Гагарина, Саратов:

«Каждый человек, несмотря на требования общества, при обстоятельствах, смывающих наносное, становится похожим на своих предков. Архитектор, родившийся в России, видевший ее деревню, города и столицы и изучивший историю русской архитектуры, не может исключить из себя макромолекулу, обеспечивающую хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития личности.
   -рубленная изба-пятистенок;
   - шатровые покрытия храмов и хором в Коломенском;
   - золотые главы соборов Кремля;
   - фасады своеобразного и уникального Нарышкинского барокко;
   - неподражаемая Шехтелевская лестница особняка Рябушинского
     и питерский модерн;
   - окна дома Константина Степановича Мельникова;
   - сетчатые оболочки Владимира Григорьевича Шухова.
Часть этих всплывающих визуальных блоков стала в сознании определением только принадлежавшего России. Другая, Авангард 20 века, стала флагманом мировой архитектуры, к сожалению чаще цитируемым сегодня зодчими нероссийскими.
Будущее нашей архитектуры в период, когда все говорят о смене парадигмы, должно найти поддержку в истоках, в генетическом коде, который в здоровом организме изменить невозможно».
 

См. также:

Плакаты конкурса «Генетический код». Часть II

Лучшие высказывания о русской архитектуре на языке плаката. Часть I

1  2  3




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey