TAG: Кирилл Асс

Фамильные черты

30.11.11
16:11
Категории: | События | Выставки

Выставка «Ассы: В.Е.K.», действующая в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря, - творческий «семейный портрет». Однако родственное сходство в искусстве трех поколений архитекторов раскрывают отнюдь не их сооружения. 

Евгений и Кирилл Ассы делали свою «домашнюю», как они говорят, выставку без куратора. Да он им был и не нужен. Во-первых, оба сами не раз выступали в этом качестве. Во-вторых, семейная история - предмет сокровенный, лучше никто бы и не справился. «Ассы: В.Е.К.» - в названии экспозиции первые буквы имен трех представителей архитектурной династии удачно складываются в слово «век». Проект приурочен к столетию со дня рождения Виктора Евгеньевича Асса (1911 - 1987), отца Евгения и деда Кирилла.

Фото Елена Стрекоза
Кирилл и Евгений Ассы на открытии выставки

Несмотря на тему преемственности поколений, хронологический принцип в экспозиции соблюдается только в документах и фотографиях, разложенных на витринах-кубах, установленных крестом в центре галереи. Здесь отражены и тяготы войны, вынудившей Виктора Евгеньевича с женой Александрой Михайловной Христиани-Асс эвакуироваться из Ленинграда, и радость по поводу рождения в 1946 году сына Евгения, и рабочие будни в мастерской у архитектора Л.В. Руднева – личности, сыгравшей очень важную роль в жизни этой семьи. Здесь же – фотографии и зарисовки сооружений Асса старшего, фиксирующие трансформацию его архитектуры от академизма 30-40-х до функционализма 60-80-х,  от жилого дома Министерства Обороны на Садово-Кудринской улице в Москве, с колоннами, балюстрадой, арочными окнами, до сурового в непрерывности своих горизонталей Центрального военного госпиталя в Красногорске.

Фото Елена Стрекоза

Евгений, глава бюро «Архитекторы Асс» и Кирилл, работающий в мастерской у Александра Бродского, свою архитектуру не стали выставлять намеренно. «Нам показалось, что сопоставлять современные технологичные визуализации со старыми фотографиями и эскизами проектов отца - не вполне корректно. К тому же в семейном архиве материалов по ним мало. Отец работал в военном ведомстве, и большая часть его объектов  – секрет государственной важности», - объяснил Евгений Асс.  

Фото: Елена Стрекоза

В семейном архиве сохранилась фотография, где Виктор Евгеньевич показывает сыну альбомы по искусству. Ее можно рассматривать как свидетельство некой предопределенности. Все Ассы с детства отлично рисовали. «Прадед был инженером, отец хотел стать театральным художником, но на семейном совете решили, что архитектура – это верное дело в руках, а искусством можно и для себя заниматься», - вспоминает Евгений. Так сложилось и у него, и у его сына Кирилла. Однако, именно живопись, графика, документации инсталляций составили костяк данной экспозиции. «В своих художественных работах отец был намного свободнее, чем в архитектуре, где  есть зависимость от заказчика», - считает Евгений. «Искусство всего лишь дает другие инструменты, но авторское высказывание в арт-проектах получается более концентрированным», - рассказывает о своей практике Кирилл. Главное, что в картинах, рисунках и арт-проектах отчетливее, чем в стилистически далеких монументальных формах, проступает родственное художественное чувство или «генокод» семейного творчества.

Фото Елена Стрекоза

Работы в галерее развешивались так, как они висят в «родовом гнезде» Ассов  - в квартире в том самом доме на Садово-Кудринской, спроектированном Виктором Евгеньевичем. Произведения сгруппированы не по времени создания, а по разным принципам сближения. Архитектурные эскизы и пейзажи, фигуративные и абстрактные изображения, работы отца и сына, деда и внука перекликаются где-то темами, где-то колоритом, где-то настроением. Если не читать инициалы и не знать наверняка, то авторство, что показательно, не везде очевидно. Подобрать точные слова для описания этих родственных черт довольно сложно. Можно говорить про прозрачность и простоту, про крупную, косую  штриховку или склонность к изображению городских и природных ландшафтов, теме монументов и вышек. Но скорее это что-то из области интуитивного, не поддающегося словесному выражению. 

Фото Елена Стрекоза

«Если ты растешь в окружении произведений отца и деда, с детства впитываешь определенные образы, они формируют твое художественное мышление на подсознательном уровне», -  говорит Кирилл. «Фундаментальная вещь для нашей семьи – это вкус. Он не зависит от разных стилистических систем. Вкус делает вещи приемлемыми», - так, цитируя философа Людвига Витгенштейна, отвечает на вопрос о творческом генокоде Евгений Асс. «Нам бы хотелось, чтобы посетители выставки сами для себя определили, в чем близость и родственность всех этих произведений», - добавляет он.  

Выставка открыта в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря.

Сайт галереи: vkhutemas.ru
 
Фотографии с открытия выставки

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 Фото Елена Стрекоза

 

 

 

Ассы: В.Е.К.

18.11.11
17:03
Категории: | События | Выставки

22 ноября в галерее ВХУТЕМАС открывается выставка, посвященная творчеству известной архитектурной династии.

В.Е.К. – Виктор, Евгений, Кирилл. Семья, в судьбе которой важнейшую роль сыграла преемственность профессиональных традиций. История трех поколений архитекторов Ассов, отраженная в документах, фотографиях и артефактах, предстанет и как история трансформации художественного языка - от академизма Виктора к модернистскому минимализму Евгения и концептуальному неоромантизму Кирилла. Можно ли за приверженностью к разными направлениями разглядеть в их творчестве «однокоренные» черты? Это едва ли не самая большая интрига проекта. Раскрыть ее, возможно, помогут  встречи с представителями династии, запланированные в рамках выставки. В экспозиции – чертежи, проекты, эскизы и живопись В.Е. Асса, графические работы и видео Е. Асса, графика и инсталляции К. Асса.

Виктор Асс. Вид дома по Садово-Кудринской 28/30, Арх. В.Л. Руднев, В.О. Мунц, В.Е. Асс. Фотография. 1947

Биографические справки:

Виктор Евгеньевич Асс
(1911-1987) - заслуженный архитектор РСФСР, представитель петербургской школы и незаурядный художник. Родился в Санкт-Петербурге в 1911 г. в семье инженера Евгения Львовича Асса, одного из первых в России и СССР специалистов по железобетонным конструкциям. Окончив в 1936 г. архитектурный факультет Академии художеств, поступает на работу в мастерскую выдающегося архитектора Льва Владимировича Руднева. Виктор Евгеньевич всю жизнь проработал в военном ведомстве, правда, проектировал сугубо гражданские сооружения – здание Наркомата обороны на Фрунзенской набережной, жилой дом на Садовой-Кудринской улице (совместно с О. Мунцем) и комплекс жилых домов на Новопесчаной улице в Москве, санаторий в Архангельском, центральный военный госпиталь в Красногорске и др. В 1972 г. стал главным архитектором Звездного городка, проектировал гостиницу для американских астронавтов на Байконуре в рамках проекта «Союз – Аполлон». Живописные работы В.Е Асса выставлялись на коллективных и персональных выставках и ныне хранятся во многих частных коллекциях.

Евгений Асс. Графика «Дом No2»

Евгений Асс - архитектор, профессор МАРХИ, руководитель Мастерской экспериментального учебного проектирования, член Европейского культурного парламента, архитектурный критик, художник. Родился в Москве в 1946 г. После окончания МАРХИ (1970) и учебы  в аспирантуре (1978-1981) возглавлял группу исследований дизайна городской среды в Институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Многие годы практиковал как свободный архитектор, художник и выставочный дизайнер. Курировал и проектировал выставку «Московский архитектурный авангард» в Art Institute of Chicago (1994), как художник участвовал  в Венецианской Биеннале в 1995 г., выставлял художественные произведения в России и за рубежом («Элементарные действия» 1989, «Спонтанная геометрия» 1995, «Распознавание» 2002, «Тень архитектора» 2003, «Секретики» 2005, «Забор» 2007, «Горизонт» 2008, «Русский простор» 2011 и др.). В 2004 -2006 годах являлся художественным руководителем Российского павильона на Биеннале архитектуры в Венеции. Руководитель бюро «Архитекторы Асс», автор многих проектов и построек.

 

Кирилл Асс. DRAMATIS PERSONÆ - инсталляция на выставке «Фантомные монументы». Совместно с А. Ратафьевой. 12 железобетонных обелисков. ЦСК «Гараж». 2010
 
Кирилл Асс - архитектор, художник, архитектурный критик, ведущий архитектурной колонки на Openspace.ru, куратор. Родился в 1974 г., окончил МАРХИ в 1998 г., работал в московском офисе William Alsop architects (1996 – 2000), с 2004 г. и по настоящее время работает в мастерской А. Бродского. Является соавтором ряда архитектурных проектов, с 2009 г. преподает в МАРХИ, участвует во многих художественных выставках в России и за рубежом.

Выставка Ассы: В.E.K.

Место проведения: галерея ВХУТЕМАС

Даты: 22 ноября - 17 декабря

Официальный сайт галереи: vkhutemas.ru

 

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey