TAG: ТПО «Резерв»

Разговор о перспективе

17.02.17
13:58

27 февраля в рамках программы «Архитектурного года» состоится public talk c руководителем бюро ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным.

Созданное в 1987 году Творческое производственное объединение «Резерв» является одним из ведущих московских архитектурных бюро «со стабильно реализуемой и узнаваемой художественно-эстетической позицией», как говорится на его сайте. И практика это полностью подтверждает.

На счету объединения более 20 построенных объектов и десятки проектов в модернистской эстетике. Среди знаковых работ жилой комплекс «Аэробус», здание Арбитражного суда, офисный комплекс «Аэрофлота».  Самый важный и крупный проект, воплощающийся в настоящее время, – здание Филармонии в Парке «Зарядье», вписанное в структуру его искусственного рельефа и снабженное эксплуатируемой «зеленой» кровлей (иллюстрация вверху). А на днях в ГТГ на Крымском валу открылась выставка-блокбастер «Оттепель» (до 11 июня 2017 г.), для которой бюро разработало архитектуру экспозиции. На данный момент в ТПО «Резерв» работает около 300 человек, оно осуществляет все виды проектных работ и является одной из немногих российских компаний, успешно внедряющих в свою работу BIM технологии.

Руководитель бюро Владимир Плоткин, профессор Международной Академии Архитектуры, члена СА и правления МОСА, был удостоен звания «Архитектор Года» и показывал свою персональную экспозицию в рамках «АРХ Москва» в 2011 году. На открытой встрече «Перспектива» в рамках «Архитектурного года» он расскажет о практике бюро. В программе мероприятия также автограф-сессия, розыгрыш призов от компании AGC. Активные участники мастер-класса получат эксклюзивный календарь проекта «Архитектурный год» с автографом Владимира Плоткина.
Посещение всех 12 мероприятий проекта позволит собрать автографы всех архитекторов проекта 2017 г.


Организаторы: AGC Glass Russia, мировой лидер по производству стекла, один из главных участников большинства самых интересных и знаковых объектов современной архитектуры, и Национальное агентство по архитектуре и градостроительству.

Publik Talk «Перспектива с Владимиром Плоткиным»
Дата: 27 февраля 2017 г.
Начало в 18:30
Место проведения: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Винтажный зал (подъезд 15), г. Москва, 4-й Сыромятнический переулок, д.1, стр. 6.


Участие бесплатное! Необходимо зарегистрироваться на сайте http://agc-info.ru/architecturalyear/february

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Олимпийский «Резерв»

04.08.15
21:01

Авторский коллектив под руководством Владимира Плоткина выиграл конкурс на проектирование нового здания Олимпийского комитета России. Судьи оценили «спортивную» собранность и динамичность архитектурно-планировочного решения, предложенного ТПО «Резерв». 

Всего в закрытом национальном конкурсе соревновались семь команд. Пять из них были приглашены на основании портфолио: архитектурное бюро Асадова, ТПО «Резерв», «Проект Меганом», «БРТ РУС», а также мастерская Евгения Герасимова. Две команды –  «Цимайло, Ляшенко и партнеры» и бюро «UNK project»  –  были привлечены к участию на некоммерческих условиях (без вознаграждения).

По заданию требовалось разработать сооружение, которое заменит старое здание ОКР, расположенное на участке 1, 29 га в излучине Москвы-реки, рядом с территорией спорткомплекса Лужники (Лужнецкая наб, д.8). Площадь новостройки не должна превышать 80 000 кв.м, а максимальная высота ограничена 40 метрами. В функциональную программу входило размещение административного комплекса Олимпийского комитета России, а также федераций по различным видам спорта, спортивных ассоциаций и прочих российских и международных спортивных организаций. Кроме того, следовало включить в объект инновационный центр для научных исследований и разработок новых спортивных технологий площадью 950 квадратных метров, а также конференц-зал на 500 мест. Само собой, новостройку надлежало органично вписать в существующую городскую ткань.

Многие участники скомпоновали все функции в здании-моноблоке. Архитекторы «Резерва» распределили их между двумя самостоятельными и в то же время связанными блоками. Объемно-планировочное решение основано на простой и рациональной форме параллелепипеда, разбитого на два автономных объема энергичным V-образным вырезом. На верхней отметке блоки объединены стеклянной крышей. Под ней разместилась открытая, почти треугольная площадь – входная зона комплекса.

Инфраструктурно два десятиэтажных корпуса независимы. У каждого свой двухуровневый подземный паркинг и центральное ядро в виде двора-атриума. Целостность комплексу придает единое решение периметра – стены в светлом юрском камне с плотной сеткой окон. В зоне нижних этажей объемы отступают внутрь, создавая пешеходные крытые галереи. Фасады, выходящие на общую площадь, акцентируют ее пространство металлической «штриховкой» золотистого цвета. Прозрачный навес над входной зоной несет главную эмблему Олимпиады – пять сцепленных между собой колец.

С проектами других участников конкурса можно ознакомиться на сайте Института Генплана Москвы
http://genplanmos.ru/publication/2015_07_30_winner/

и Архсовета Москвы
http://archsovet.msk.ru/article/konkursy/novoe-zdanie-olimpiyskogo-komiteta-postroyat-po-proektu-tpo-rezerv

 

Штаб-квартиры компаний «Спортмастер» и «O’stin»

12.02.15
17:17

Конкурсное предложение ТПО «Резерв». Первое место.

ГК «Спортмастер» планирует построить в Северном административном округе Москвы два офисных здания для своих ключевых брендов. По заказу группы в несколько этапов был проведен международный закрытый конкурс. В нем, как стало известно на прошлой неделе, в соперничестве с очень серьезными конкурентами, к примеру бюро Массимилиано Фуксаса, победило российское ТПО «Резерв» во главе с Владимиром Плоткиным.

Авторский коллектив: В. Плоткин, Е. Кузнецова, Ю. Фадеев, А. Догадкина, Д. Масаков

Место будущей дислокации штаб-квартир – территория промышленной зоны №5 «Магистральные улицы» в Хорошевском районе. Общая площадь участка, разделенного 5-й Магистральной улицей  – 2,43 га (штаб-квартира «Спортмастера» займет примерно 1.4 га, 16 этажей,  41 880 кв. м; участок «O’stin» –  ок. 1.1  га, 17 этажей,  общая площадь – 31 017 кв. м).

Подземные и наземные части двух зданий (наземные объемы корпусов запроектированы в пределах подземных площадей) конструктивно не связаны друг с другом, но авторы стремились организовать объекты как целостный комплекс. Взаимосвязь «родственных» сооружений  архитекторы постарались подчеркнуть, расположив здания «лицом к лицу» на минимально возможном расстоянии, с учетом дороги, примыкающих к ней пешеходных путей и полосы зеленых насаждений. От входа до входа – 58 метров.

Для удобства ориентации сотрудников, которым по рабочим вопросам придется переходить из корпуса в корпус, пути передвижения и зонирование офисов в двух сооружениях выстроены аналогичным образом. Вертикальная коммуникация осуществляется при помощи девяти пассажирских лифтов и одного технического, соединяющего склады, расположенные на «-1» этажах, с верхними уровнями. На подземных уровнях в обоих зданиях также предусмотрены паркинги, подъем из которых ведет в холл к пропускным пунктам. Две лестницы, расположенные в разных концах строений, обеспечивают эвакуацию: одна выходит в вестибюль, другая на улицу.

При проектировании архитекторы ТПО «Резерв», согласно заданию, отталкивались от узнаваемых элементов торговых марок  – их атрибутики,  графики и фирменной палитры (красно-синяя у «Спортмастера», красно-черная у «O’stin»). Так, в основу геометрии объема и фасадной сетки штаб-квартиры «Спортмастер» положены треугольные формы, складывающиеся в стилизованную фигуру спортсмена на логотипе марки. Благодаря наклонным линиям и офисному блоку, вынесенному вперед и слегка вверх над легким остекленным вестибюлем, здание обретает энергичный и «подтянутый» вид, соответствующий профилю компании.

Корпус «O’stin», марки повседневной, демократичной одежды, нарисован спокойными, прямыми линиями. Брендинг выражен в  дизайне фасадов: он базируется на красной точке и абрисе начальной буквы "O" из фирменного написания бренда. Очевидно, такое изобретательное и масштабное включение айдентики компаний в архитектуру, а также степень проработанности и детализации концепции – команда «Резерва» успела сделать не только макет, но и анимацию, демонстрирующую конструктивные элементы зданий (см. на фейсбуке бюро ) – не остались незамеченными и привели российское бюро к победе.

 

 

 

 

Cайт бюро: http://www.reserve.ru/

О конкурсе и проекте «серебряного» призера (UNK project)

Вызов для троих

11.04.14
19:58
Категории: | События | Конкурсы

Cтартовал закрытый конкурс на разработку архитектурной концепции для комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина. Участвуют Проект Меганом, Сергей Скуратов Architects и ТПО «Резерв». Все бюро – из Москвы, и это неслучайно. Репортаж с пресс-конференции, состоявшейся в Москомархитектуре 10 апреля.  

Вопрос о реконструкции территорий и зданий, входящих в комплекс ГМИИ им. А.С. Пушкина, летом прошлого года встал ребром. Сэр Норман Фостер, представивший свое предложение четыре года назад, отказался от дальнейшей работы над ним. Возникла острая необходимость вновь провести конкурс и найти нового архитектора. Но прежде следовало уточнить концепцию и программу развития музея, объемы реконструкции и нового строительства, потому что на тот момент оставалось много нерешенных вопросов.
Концепция и программа развития были рассмотрены и доработаны командой ГМИИ совместно с французской компанией Avesta Group во главе с Полем Алезра. Это группа профессионалов, которая анализирует и прогнозирует все, что связано с функционированием музейных институций, включая бизнес-план. В Европе в числе их клиентов –  Лувр и Галерея Tейт, в России – ГЦСИ и Политехнический музей. Специалистам ГМИИ они помогли рассчитать распределение потоков посетителей, показали, где целесообразно делать входы в здания, как должно быть структурировано пространство, осмыслили историческую среду и рекомендовали максимально деликатный подход к ней.


Результаты этой работы легли в основу задания закрытого архитектурного конкурса, объявленного в четверг, 10 апреля, на пресс-конференции в Большом зале Архсовета в здании Москомархитектуры. Отбор участников – бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном, «Сергей Скуратов Architects» во главе с Сергеем Скуратовым и ТПО «Резерв» Владимира Плоткина  –  главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пояснил высокой репутацией всех трех команд, которую они заслужили многолетней работой в столице. Ставку на московскую «прописку» проектировщиков прокомментировала Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «В их таланте никто не сомневается. Да, они не строили музеи, но всегда есть кто-то, кто делает это в первый раз. Важно, что им дорого само место, они с детства ходили в этот музей и любят его. Для них это огромный репутационный и человеческий вызов, но огромно и то эмоциональное чувство, которое связано у них с этим предложением. Именно оно обрекает эту затею на успех».


Марина Лошак также развернуто представила программу развития ГМИИ, на которую предстоит опираться участникам конкурса. «Новизна подхода в том, что мы пытаемся сделать не просто музей, состоящий из отдельных зданий для экспозиций и собраний. Мы пытаемся сделать нечто большее, чем просто музейный квартал. Мы стремимся связать музей с городом, чтобы это был настоящий городской культурный кластер. Чтобы людям в любое время было интересно приходить на территорию, которая станет пешеходной зоной, свободной от транспорта, где все открыто, и сняты все преграды, где есть перетекающие друг в друга ландшафтные пространства. Мы видим музей как живой организм, и предполагаем целостное участие человека в его жизни. Можно сказать, что сопричастность – девиз нашей концепции».


Помимо главного здания, в комплекс музея сегодня входит 11 сооружений разного времени. Шесть из них уже отреставрированы, пять еще предстоит привести в порядок. Согласно представленной концепции, жизнь музейного квартала не будет заканчиваться вечером с закрытием экспозиционных пространств. Во многих зданияx будут функционировать магазины, кинозалы, информационные центры, кафе и рестораны.


Главному историческому корпусу предстоит, по словам Марины Лошак, тонкая реставрация и реконструкция, в результате которой он получит все необходимые, соответствующие современному музею общественные функции, в том числе за счет развития подземных помещений. Вход для посетителей будет организован со стороны Малого Знаменского переулка –  так парадному фасаду и скверу, выходящим на Волхонку, будет проще выполнять роль «визитной карточки» комплекса.


Подземные помещения получает и Галерея старых мастеров – бывшая усадьба Вяземских-Долгоруковых. Она будет связана с главным зданием 11-метровым туннелем, в котором также предполагается размещать экспозиции, чтобы посетители и в переходе чувствовали, что они в музее.
В силе замысел Ирины Александровны Антоновой, бывшего директора, ныне президента ГМИИ, согласно которому, Дом Стулова должен стать открытой библиотекой. Здесь же будут проводить выставки, посвященные всему, что связывает текст и образ. «Может быть, там же будет крошечный концертный зал, пространство для уединенного прослушивания записей из собрания виниловых пластинок», –  представляет Марина Лошак.

В новой концепции увеличилось значение образовательной миссии музея. Продумываются сценарии жизни «Пушкинского зимнего» и «Пушкинского летнего». Для летних программ предполагается построить временные павильоны.


Новое капитальное строительство тоже планируется. Есть площадка в восточной части квартала, окруженная исторической застройкой. Она отведена под депозитарно-реставрационно-выставочное пространство с объемом площадей – 9000, 3000 и 5000 кв. метров соответственно. «Мы хотим пойти по пути максимально открытого хранения, дать посетителям возможность путешествовать по депозитарию и видеть его объекты. Реставрационный центр тоже может быть в какой-то мере открыт. Рассчитываем, что он будет служить не только нуждам музея, но и приобретет международное научное значение, и сюда для обмена опытом и получения образования смогут приезжать специалисты из других стран. Ну а выставочное пространство отчасти решит проблему дефицита площадей для проектов нашей уникальной выставочной программы»,  –  пояснила Марина Лошак. Будут ли новые площадки одним или несколькими зданиями, это предстоит решить архитекторам. Главное, что здесь необходимо будет считаться с окружающими зданиями.

На западе квартала есть еще один участок, где могло бы быть построено что-то новое, в частности, многопрофильная аудитория на 500-600 мест, которая необходима музею. Об этом настойчиво говорила на пресс-конференции Ирина Александровна Антонова, ставя в пример передовые западные институции, включая Лувр, Метрополитен, Прадо. Проблема в том, что этот участок, на котором к тому же находится бензоколонка 1930-х годов, остается охранной зоной, и пока по закону здесь строить ничего нельзя. Тем не менее, участники конкурса могут разработать и для этой территории какое-то предложение – на случай, если ее статус изменится, и бензоколонка будет перенесена. Сергей Кузнецов обмолвился, что решение о переносе бензоколонки уже принято. В то же время Марина Лошак не исключала возможность ее интеграции в музейный комплекс с приспособлением под оригинальное кафе.


По мнению Ирины Александровны, несмотря на планирующееся строительство, площадей для выставок и зрительской активности все равно не хватает. Ведь сегодня музеи стремятся познакомить зрителя с искусством тех стран и континентов, которое слабо или вовсе не представлено в их фондах, но активно влияет на современный художественный процесс – речь шла об искусстве стран Азии, Африки, Латинской Америки. «Современные музеи создаются по принципу 50 на 50. 50%  –  выставочные площади, 50%  –  пространство зрительской активности: это могут быть лекции, детские кружки и многое другое », –  напомнила она.


В настоящее время площадь комплекса ГМИИ составляет 49 000 квадратных метров (из них 26 000 – экспозиционные). После реконструкции она увеличится до 105 000 квадратных метров. Поток посетителей возрастет с 1,3 до 3 млн. человек в год. Работу по созданию «музейного городка», о котором мечтал еще основатель ГМИИ Иван Владимирович Цветаев, планируется завершить к 2020 году, потратив 22 млрд. рублей.
«Мы ограничены рамками квартала, но у него много возможностей. Разрозненность зданий, которую иногда называют недостатком, может быть нашей особенностью. Давайте не будем сравнивать себя с другими музеями, нужно опираться на свои сильные стороны», –  заключительные слова Марины Лошак прозвучали как послание архитекторам, которым предстоит большая работа в довольно сжатые сроки.

Свои разработки авторские коллективы должны будут сдать 12 июня. До 20 июня будет происходить экспертная оценка, а 24 июня планируется объявить победителя.

Участники пресс-коференции: президент ГМИИ им. А.С. Пушкина И. А. Антонова, советник Президента РФ по культуре В.И. Толстой, главный архитектор Москвы С.O. Кузнецов, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина М. Д. Лошак, заместитель министра культуры РФ Е.Б. Миловзорова.

Подробнее о новой концепции развития на сайте музея: www.arts-museum.ru

Источник иллюстраций: материалы, предоставленные на пресс-конференции

Источник фото: www.arts-museum.ru
 

Владимир Плоткин. «От конкурса до проекта»

22.01.14
10:53
Категории: | События | Лекции

 31 января 2014 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева состоится встреча с руководителем и главным архитектором ТПО «Резерв»

 

Проект жилого комплекса повышенной этажности на пересечении Рублевского шоссе и улицы Ярцевской

За последние годы ТПО «Резерв» приняло участие в 24 архитектурных конкурсах и в четырех одержало победу. Один проект уже реализован. Особенно резонансным был международный конкурс на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Зарядье», в котором проект творческой группы во главе с Плоткиным  занял второе место и получил высокую оценку критиков и представителей профессионального сообщества. На лекции Владимир Плоткин расскажет о своем участии в конкурсах – как в качестве архитектора, так и члена жюри. 

 

Ландшафтно-архитектурная концепция парка «Зарядье»

Проект архитектурно-художественного решения фасадов нового корпуса Государственной Третьяковской галереи

Мероприятие организовано комитетом по архитектуре и градостроительству  Москвы, архитектурным советом Москвы, музеем архитектуры имени Щусева. Встреча проводится в рамках выставки «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы», куратором которой выступает главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Экспозиция в основном посвящена последним архитектурным и градостроительным конкурсам, нацеленным на повышение качества архитектуры и городской среды. На выставке в музее архитектуры представлен целый ряд конкурсных работ ТПО «Резерв»: проект архитектурно-художественного решения фасадов нового корпуса Государственной Третьяковской галереи, проект архитектурной концепции Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. М.В. Ломоносова (совместно с MECANOO International B.V), ландшафтно-архитектурная концепция парка «Зарядье».

 

Лекция пройдет 31 января в 19.00 в анфиладе (зал №4) Государственного музея архитектуры.

Официальный сайт музея: muar.ru  

Новая доминанта на Рублевском шоссе

30.12.13
13:30
Категории: | События | Конкурсы

Завершился конкурс на проект жилого комплекса повышенной этажности на пересечении Рублевского шоссе и улицы Ярцевской. Среди шести представленных финалистами концепций лучшей признана работа бюро «Сергей Скуратов Architects».

 

Конкурс был организован осенью 2013 года и проводился в два этапа. На первом был составлен список из почти 30 проектных организаций, обладающих значительным опытом или потенциалом к решению поставленных задач. Жюри оценило поступившие заявки и портфолио, определив по количеству набранных балов шесть финалистов: архитектурное бюро «Атриум», ООО «А-Б студия», архитектурная мастерская «Сергей Киселёв и Партнёры», ТПО «Резерв», компания «Сергей Скуратов Architects» и  ГУП МНИИП «Моспроект-4».

Через два месяца финалисты передали организаторам готовые концепции жилого комплекса площадью более 100 тыс. кв. метров и максимальной высотой в 40 этажей. Все проекты были оценены независимыми экспертами на соответствие нормативной базе, эффективности конструктивных и фасадных решений, рациональности транспортной схемы и рыночному потенциалу. Проект и результаты экспертизы были представлены членам жюри на финальном заседании  26 декабря 2013 г.

 

Концепция бюро «Атриум»

Концепция бюро «Атриум»

Концепция ТПО «Резерв»
К итоговому решению жюри пришло достаточно быстро и практически единогласно. Лидером голосования и победителем конкурса стал проект бюро «Сергей Скуратов Architects», представляющий собой 4 башни, стоящие на общем стилобате. Второе место занял проект ТПО «Резерв», а третье досталось работе бюро «Атриум». 

Концепция бюро «СЕРГЕЙ СКУРАТОВ ARCHITECTS», занявшая 1 место

 
В комментариях члены жюри отметили, что проект победителя отличается наиболее выигрышными с градостроительной точки зрения параметрами, обладает ярким архитектурным и планировочными решениями, предлагает развитую общественную функцию на первом этаже и позволяет создать комфортный внутренний двор, а также предусматривает организацию на кровлях башен дополнительного общественного пространства для жильцов. Кроме того, предложенное фасадное решение, обыгрывающее контраст красной кирпичной и светлой облицовок, позволило придать каждой башне индивидуальный характер, но при этом сохранить цельность облика комплекса. 
 
 

Официальный сайт организатора: mka.mos.ru

Первый парк за полвека

12.11.13
16:46
Категории: | События

Тундра, лес, степь и болота — 4 климатические зоны, характерные для России, предлагает воссоздать в непосредственной близости от стен Кремля команда архитекторов и ландшафтных дизайнеров во главе с американским бюро  Diller Scofidio + Renfro, победившая в международном конкурсе на проект парка «Зарядье». Наш репортаж с итоговой пресс-конференции.

Территория Зарядья и Китай-города в 1860 году

Сегодня, 12 ноября, в Музее архитектуры имени Щусева огласили результаты международного конкурса на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», объявленного  в апреле 2013 года. Событие, безусловно, стало знаковым для общественной жизни Москвы, где последний парк построили более 50 лет назад (парк Дружбы на Ленинградском проспекте). О большом интересе к конкурсу говорит и количество участников – более 400. В качестве его организатора выступило ГУП «НИиПИ Генплана города Москвы», а в качестве консультанта  – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». 

 

Зарядье в наши дни 

Представительное жюри (в его состав, к примеру, входят исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн и профессор Гарварда, кудесник ландшафтного дизайна Кен Смит) под председательством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова вынесло свой вердикт. Решение это было сложным, обсуждение продолжалось почти весь предыдущий день. В результате победителем признан консорциум, возглавляемый архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro. В качестве партнеров и консультантов в нем участвуют фирмы Hargreaves Associates и Citymakers (последняя с офисами в Москве и Копенгагене).  Второе место досталось команде, состоящей из  российского ТПО «Резерв», ландшафтных проектировщиков Latz + Partner, голландских урбанистов Maxwan, инженеров из Buro Happold и ряда других компаний. На третьей позиции – творческая группа архитекторов из бюро MVRDV и АБ «Атриум», возглавляемого Верой Бутко и Антоном Надточим. 

Панорама территории Зарядья. Концепция бюро MVRDV

Главная аллея парка. Проект бюро MVRDV

Главная идея MVRDV и «Атриума» заключается в том, чтобы опутать территорию парка лабиринтом пересекающихся дорожек, соединить ее с набережной Москвы-реки пешеходными мостами и разбить в Зарядье сады, демонстрирующие природное многообразие России. Согласно концепции, с двух широких бульваров открываются великолепные виды на город. По контуру бывшей гостиницы «Россия» вырыты пруды с фонтанами и водными растениями. Холм увенчан смотровой площадкой с панорамным обзором. Это место можно назвать раем для пешеходов. 

Генплан территории. Проект ТПО «Резерв»

Панорама парка. Проект ТПО «Резерв»

Архитекторы ТПО «Резерв» предложили создать не парк-памятник, а демократичное пространство, усиливающее качество архитектурного окружения. По замыслу авторов в условиях существующего рельефа должны быть созданы четыре уровня террас. Нижний уровень – большая общественная зона для празднования значимых событий.  Чуть выше расположено пешеходное кольцо Зарядья. Далее следует историческая терраса с памятниками  и церквями. Верхний уровень – своеобразный бельведер с видами на реку. 

 

Генплан парка. Концепция победителей, бюро Diller Scofidio + Renfro

Ночная панорама

Модель территории

Победившая концепция Diller Scofidio + Renfo основана на принципах ландшафтного урбанизма, то есть, гармоничного сосуществования людей и растений. Архитекторы определяют ландшафтный урбанизм как «возможность покинуть город и одновременно стать к нему ближе». На территорию парка будут представлены четыре характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и «обволакивают» основные объекты парка. В разных частях гибридного парка будет создан различный микроклимат с помощью регулирования температуры, имитации естественного света и генерации ветровых потоков. 

Псковский холм

Вход со стороны Красной площади

«Тундра», одна из природных зон парка 

Другая природная зона - «Болота»

Панорама парка с моста

Мнения участников пресс-конференции о проектах конкурса:

Марта Торн, декан по внешним связям Школы архитектуры и дизайна университета IE в Мадриде, исполнительный директор премии Притцкера в области архитектуры, член международного жюри: «Парк «Зарядье»: «Я могу сказать, почему три упомянутых проекта вышли в финал. Все они стали результатом размышлений над ролью парка как общественного пространства в XXI веке.  MVRDV представили новую модель парка, зеленый  город в городе.  Проект ТПО «Резерв» простой и невероятно элегантный. В этой концепции много традиционных черт, а еще прекрасно продумана связь с рекой. Что касается проекта-победителя, то в нем мы можем видеть единство архитектуры и ландшафта». 

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В Москве более полувека не было новых общественных парков. Поэтому конечно мы хотим, чтобы Зарядье стало достопримечательностью, знаковым местом столицы. Уже принято решение о том, что проект будет целиком и полностью финансироваться из бюджета города, поскольку имеет большую общественную значимость. Участники команд, принимавших участие в конкурсе, будут приглашены в качестве экспертов для составления технического задания к проекту. Это сделано для того, чтобы максимально учесть все идеи, заложенные в работах».

Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы, член международного жюри: «Парк «Зарядье» имеет все шансы стать гордостью Москвы. Он может быть либо начальной, либо конечной точкой туристического маршрута по центру города, который включает в себя Третьяковскую галерею, Крымскую набережную, Тверскую улицу, Храм Христа Спасителя, Бульварное кольцо.  По нашим прогнозам, «Зарядье» будет посещать до 20 млн. человек в год – примерно столько же, сколько и Красную площадь». 

Официальный сайт конкурса: parkzaryadye.com

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: концепция бюро ТПО «Резерв». Третье место

29.07.13
16:21

Главная идея архитекторов — развитие в оформлении фасадов на новом современном уровне неорусского романтического стиля, определившего национальную сущность музея.

В основу фасадной ткани, которой  предлагается укрыть структуру нового здания, лег русский узорный орнамент – рисунок изразцового фриза, выполненный по эскизам В.М.Васнецова. Укрупнение размерности орнамента необходимо для попадания в масштаб окружающей застройки, это усиливает целостность восприятия рисунка с дальнего расстояния - с противоположного берега реки и Болотной площади. Использование преимущественно сочетания красного и белого цветов — логичное продолжение традиций Третьяковской галереи. 

Вот как комментируют концепцию архитекторы Владимир Плоткин и Елена Кузнецова
 
«Объемный рисунок, сформированный из ленты, идеально воспринимается во фронтальном положении. Потом, по мере движения вдоль фасада, возникает эффект динамической трансформации рисунка. С ближней точки и боковых ракурсов рисунок меняется и «рассыпается» фрактально на геометрические фигуры. При этом прозрачность рисунка обеспечивает освещенность помещений и красиво работает на просвет в ночное время. Конструкция фасада представляет собой навесную систему - оболочку, изготовленную лазерным и фрезерным способом по эскизам, выполненным в DWG-формате. Оболочка — конструкция из гнутой полосы анодированного и окрашенного, скрепленного точечной сваркой алюминия, крепящаяся к модульной подконструкции. Ориентировочный размер модуля 3х1,5 м. Эта конструкция является «вторым фасадом» и крепится к основному фасаду. 

Основной фасад -  преимущественно остеклённая ригельная система. Между ними расположено пространство с техническими мостиками для обслуживания системы. Сама система остекления со стороны Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка также может содержать дополнительный декоративный рисунок. Орнамент рисунка выполняется путём послойной заливки стеклянных панелей акриловой смолой и становится составной внутренней частью стеклопакета. 

Реализация этого проектного решения должна стать настоящим профессиональным вызовом как для архитекторов, так и для производителей материалов и конструкций, строителей и монтажников фасадов. Поиск технологий, позволяющих воплотить архитектурный образ здания, во многом будет носить экспериментальный и инновационный характер. При сохранении традиций Третьяковской галереи и стилевой преемственности мы получаем яркий образ здания, воплощающего достижения своего времени».

Более подробная информация о конкурсе здесь

Предлагаем также ознакомиться с другими конкурсными концепциями.

Проект бюро SPEECH 

Проект бюро TOTEMENT/PAPER 

Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» 

Проект бюро UNK project 

Проект бюро «Остоженка» 

Официальный сайт архитектурного бюро: reserve.ru

 

Новое лицо Третьяковки: назван победитель конкурса фасадов

03.07.13
17:25
Категории: | События | Конкурсы

В закрытом конкурсе  на архитектурно-художественное решение фасадов нового корпуса Государственной Третьяковской галереи, строящегося на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, победило бюро SPEECH.

Конкурс  был объявлен Москомархитектурой в конце мая, то есть на разработку концепции участникам было дано чуть больше месяца. Проект курировал попечительский совет Третьяковки, а также лично главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он же возглавил жюри, в которое вошли Евгений Асс, Юрий Григорян, Николай Шумаков, Михаил Посохин, бывший директор по строительству и городскому развитию муниципалитета Берлина Ханс Штимманн и другие. В качестве эксперта выступил автор проекта нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи, руководитель ГУП «Моспроект-4» Андрей Боков. После консультаций с профессиональным сообществом к участию в конкурсе пригласили 6 бюро: ТПО «Резерв», бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», UNK Project, «Остоженка», SPEECH и TOTEMENT/PAPER.

Андрей Боков, Сергей Кузнецов, Ирина Лебедева, Ханс Штимманн на пресс-конференции

Сегодня, в среду 3 июля, на пресс-конференции в Москомархитектуре гендиректор Третьяковской Галереи Ирина Лебедева обнародовала имена победителей. Первое место жюри присудило концепции бюро SPEECH, второе досталось команде архитекторов из TOTEMENT/PAPER, а третье –  ТПО «Резерв».

Экспозиция работ участников

Затем Ирина Лебедева рассказала журналистам предысторию конкурса. Проект нового корпуса, расположенного в северной части музейного комплекса и выходящего на набережную, был создан еще в середине прошлого десятилетия ГУП «Моспроект-4». Однако время шло, строительство затягивалось, назрела необходимость в модернизации проекта. «При этом мы должны сохранить основные параметры здания – пятно застройки, высоту, площадь, – рассказывает Ирина Лебедева. – Победившая концепция полностью отвечает потребностям Третьяковской галереи и соответствует образу музея нового тысячелетия. Это не просто отдельно стоящая постройка, а  элемент комплекса, соразмерный человеку и пешеходной зоне в Лаврушинском переулке. Это современная стилизация, создающая ассоциативную связь с существующим зданием».

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, решение жюри явилось результатом бурных дебатов и поиска компромисса. Сильные стороны победившей концепции: уважительное отношение авторов к урбанистическому контексту, их современный архитектурный язык, узнаваемость объекта и безошибочная идентификация в качестве части Третьяковской галереи. Главный архитектор подчеркнул, что вариант, предложенный SPEECH, – не окончательный, наверняка образное решение фасадов будет доработано, как-то скорректировано в ходе проектирования.

Концепция бюро SPEECH

Здание, в котором разместятся мастерские реставраторов, дополнительные экспозиции и запасники, должно быть построено в 2018 году. По словам Сергея Кузнецова, пересмотр концепции фасадов не повлияет на бюджет проекта, ведь в любом случае доля фасадного оформления в общей структуре затрат составляет около 10 %.

Концепция бюро TOTEMENT/PAPER - 2-е место

Концепция ТПО «Резерв» - 3-е место

 

Проектирование жилья эконом-класса: опыт ТПО «Резерв»

08.04.13
13:23
Категории: | События | Интервью

Разговор с архитектором Владимиром Плоткиным на тему, которую он предложил своим студентам в школе МАРШ. Продолжение серии интервью.

Владимир Ионович, тема проектной студии, которую вы с Владимиром Юзбашевым ведете в МАРШ  – «Долгоиграющее жилье?». Имеются в виду недорогие, долговечные и при этом способные подстраиваться под меняющиеся обстоятельства решения. Вы считаете, у таких проектов в нашей стране есть перспективы?

Идея этого задания родилась из очевидной проблемы. В рамках программ по разработке недорогого, возможно арендного, жилья – а такие программы в нашей стране уже существуют – ничего принципиально нового не предлагается. Мы видим все те же, многократно растиражированные решения, ограниченные возможностями панельного домостроения. Одновременно его продукция – это давно уже не социальное, а коммерческое жилье, отнюдь не дешевое и не долговечное, при этом ужасного вида и качества. Да, я оптимистично полагаю, что рано или поздно для массовой застройки начнутся серьезные поиски альтернативы, и к этому уже есть предпосылки, так что вполне возможно, наработки студентов, выбравших эту тему, пригодятся им в их дальнейшей профессиональной практике.

Из западной практики социального жилья: дом на юго-западе Парижа, бюро du Besset-Lyon Architectes, построен в 2012 году.

Почему к вышеупомянутым программам до сих пор не привлекались талантливые проектировщики, способные предложить альтернативу панельным «клонам»? Может быть, нужна инициатива от архитекторов?

Наша студия, к примеру, и есть такая инициатива. Но по большому счету инициатива должна исходить от государства, от города, должен быть социальный заказ, которого как такового нет. Куда архитекторам идти с инициативой? Мы все живем в едином информационном пространстве. Все знают о западном опыте. Я недавно вернулся из Берлина. Там в центре, в респектабельном районе Митте, сдается в аренду  качественное, симпатичное жилье, которое могут позволить себе даже студенты. И западные примеры доказывают, что даже при скромном бюджете строительства и использовании унифицированных элементов возможно невероятное разнообразие вариантов.

Пример социального жилья в Брюсселе. Проект MDW ARCHITECTURE. Год постройки: 2011

Для разных ситуаций могли бы подойти дома, где все квартиры однокомнатные, или на первых этажах –  однокомнатные, выше – двухкомнатные и так далее. Разработка новых типологий  и сценариев – одна из задач, стоящих перед студентами моей группы. Что можно было бы сделать с таким жильем со временем – продать, сломать, видоизменить? Параллельно они исследуют зарубежные модели, и должны решить, насколько они приемлемы для России. Как у любого исследования, результат может оказаться и положительным, и отрицательным.

Архитектор: Seán Harrington Architects. Страна/Город: Ирландия, Дублин Год постройки: 2008

Изучая столичный рынок жилья, можно придти к выводу, что авторских проектов реального эконом-класса на нем пока нет. Если девелопер приглашает бюро с именем и выдерживает планку заданного им качества, то цены за квадратный метр начинаются от 3000-4000 долларов. В практике вашего бюро ТПО «Резерв» есть более доступные примеры?

Дома, которые мы проектировали в Москве, относятся скорее  к «бизнес» и «премиум»-категориям, но в ближайшем Подмосковье, рядом с Химками, сейчас ведется строительство большого района «Ивановское». По идее это жилье эконом-класса. Это квартальная застройка, трех-четырех-пятиэтажные дома, но при этом комфортные, с лифтами, только квартиры меньше по площади.

ТПО «Резерв». Генеральный план «Ивановское». Район запроектирован на территории общей площадью 73 га, примыкающей к Новогорскому лесопарку. Квартальная сетка предполагает возможность развития.

В чем принципиальные отличия этого района от типовой застройки 1960-80-х, которую все ругают за монотонность и непродуманную организацию пространства?

Здесь, работая над мастер-планом, мы старались придерживаться концепции «Нового урбанизма». Например – ограничить автомобильное движение во дворах, чтобы доступ был только у спецтранспорта, а жители оставляли машины на стоянках с внешней стороны кварталов. Гаражи мы предложили замаскировать под элементы ландшафта – спрятать под зелеными холмиками. Все необходимые объекты инфраструктуры – в шаговой доступности. Словом, мы планировали уютную, соразмерную человеку среду.

30 компактных кварталов разместились по осям зеленых променадов.

Из каких материалов строятся в этом районе дома?

Несущие конструкции – монолит, внешние стены – панели разных цветов по индивидуальному проекту. Цвета много – не «безумие», конечно, но для визуального разнообразия было разработано несколько комбинаций. 

Конфигурация домов предельно локанична, визуальное разнообразие достигается при этом не только за счет цвета фасадов, но и с помощью вариаций ритма и размера окон.

Создается впечатление, что цвет в экономичных проектах – главное средство индивидуализации.

Не единственное, но самое простое. К необычным объемно-пространственным решениям заказчики относятся с недоверием, боятся, что на нестандартные варианты не будет спроса, хотя, на мой взгляд, это не так. Многоквартирные дома в массе своей однообразны не потому, что архитекторы такие неталантливые и ничего нового придумать не могут. Проблема в том, что заказчики еще очень консервативны и предпочитают идти проторенным, уже приносившим прибыли путем, а не экспериментировать.

Это касается только малобюджетного жилья?

По моим наблюдениям, после кризиса 2008-2009 годов в проектах дорогих домов тоже наметилась тенденция к упрощению, к примеру, квартиры стали меньше по площади. До этого сегмент элитного жилья был на подъеме. Динамика роста благосостояния его потенциальных потребителей была такова, что казалось, денег будет все больше и больше. Вот люди и думали: почему бы не купить квартиру не в 70, а в 120 кв.м. в престижной новостройке. Залезали в долги. Сейчас в проектах предусматривается больше однокомнатных, двухкомнатных квартир – их легче продать. С нестабильной финансовой ситуацией связана и возросшая популярность более-менее доступного жилья, и, вероятно, она будет расти.

 

Официальный сайт бюро: www.reserve.ru

Портрет Владимира Плоткина: www.march.ru

Фотографии европейского социального жилья - примеры, рассматривавшиеся в рамках проектной студии "Долгоиграющие жилье?" в школе МАРШ. Благодарим за предоставленные материалы Владимира Юзбашева.

 Ниже еще несколько объектов из мировой практики.

Мексика http://www.archilenta.ru/index.php?act=1&nwid=846

Франция http://www.archilenta.ru/index.php?act=1&nwid=1936

Испания http://www.archilenta.ru/index.php?act=1&nwid=1600

Другие объекты по теме: http://www.archilenta.ru/index.php?act=3&catg=75

См. также предыдущее интервью из серии: «Проектирование жилья эконом-класса: опыт бюро «Сергей Киселев и Партнеры. Беседа с Игорем Шварцманом».

Медный гость

26.03.13
20:00
Категории: | События | Презентации

В конкурсе на проект Музейно-просветительского Центра Политехнического музея и МГУ им. М.В. Ломоносова победила команда итальянского бюро FUKSAS и российского - SPEECH Чобан & Кузнецов. Как стало известно на пресс-конференции, состоявшейся утром 26 марта, решающее мнение Попечительского совета совпало с выбором профессионального Жюри.

15 марта 2013 года международное Жюри конкурса (о его предыдущих этапах мы писали здесь) изучило отчеты технической экспертизы по шести проектам, представленным анонимно (под номерами 6001-6006), и составило свой рейтинг. Сегодня, 26 марта, с ним ознакомились и провели решающее голосование члены Попечительского совета Политехнического музея. Его глава, заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов, выходя из конференц-зала, где проходило заседание, объявил победивший проект и дал комментарий представителям СМИ: «Все шесть работ, которые мы рассмотрели, - самого высокого мирового уровня. Эксперты признали, что они отвечают ведущим современным тенденциям. Очень жаль, но нужно было выбрать одного победителя. Мнение Попечительского совета совпало с выбором Жюри. Победил проект бюро итальянского архитектора Массимилиано Фуксаса и российской компании SPEECH. Теперь наша задача – познакомить с этой работой широкую общественность, сообщество МГУ, жителей города, чтобы они восприняли проект как свой».

Затем, на пресс-конференции в зале Политехнического музея, где разместилась выставка проектов финалистов, ведущий архитектор бюро FUKSAS Кристиан Салливан подробнее рассказал про проект журналистам.

По авторскому замыслу, вокруг Музейно-просветительского центра должно быть открытое городу пространство. Цельность площади, окружающей здание, обеспечивает его «цокольный» этаж – прозрачный, визуально и физически проницаемый параллелепипед. В нем сосредоточатся различные общественные функции (информационный центр, кафе, конференц-залы...). Это своего рода форум для встреч и общения, и одновременно – «постамент» для главной формы, похожей на гигантскую абстрактную скульптуру сложного абриса. В четырехчастной структуре, контрастирующей с геометрически простым, открытым основанием, несколькими уровнями расположатся выставочные залы.

Части этого причудливого, цельнокроеного «образования» сообщаются между собой посредством атриумов по вертикали и сквозных проходов по горизонтали, что позволит создавать единые экспозиционные пространства. В то же время вырезанные «рукава» удобны для проведения обособленных выставок, обустройства лекториев и кинозалов. Внутреннее пространство отличается функциональной гибкостью, обусловленной концепцией развития Политехнического музея. Это отметил руководитель разработавшей ее британской компании Event Communications Джеймс Александер, один из членов жюри, присутствовавший на пресс-конференции. Он также обратил внимание на высокий уровень проведения конкурса, за что отвечала команда Института «Стрелка» во главе с Денисом Леонтьевым.

В основу образа здания, по словам Салливана, легло представление о некой развивающейся природной форме, сложном организме, находящемся в процессе роста. Части объема символизируют четыре природных элемента. Голубоватый оттенок объясняется запланированным материалом отделки – патинированной медью. «Мы считаем, что этот материал вполне органичен для московского пейзажа и подходит для местного климата», - сказал он. На фоне своих «соседей» по Ломоносовскому проспекту - жилого квартала «Доминион» и Второго учебного корпуса МГУ - здание явно будет выделяться, но не доминировать. Его высота – 35 метров – наименьшая среди представленных решений.

 

По словам Юлии Шахновской, заместителя генерального директора Политехнического музея, примерные затраты на строительство оцениваются в 180 млн. долларов, и это будут внебюджетные средства. По «инсайдерской» информации, победивший проект - не самый дорогой из шести рассмотренных. В то же время это заметная, знаковая архитектура, какую, очевидно, и хотели видеть здесь заказчики. Им было важно, чтобы здание Музейно-просветительского центра провоцировало любопытство студентов, жителей и гостей города, притягивало внимание и «приглашало» зайти внутрь.

Кристиан Салливан (Studio FUKSAS), Юлия Шахновская (Политехнический музей), Джеймс Александер (Event Communications)

Как подчеркнули на пресс-конференции представители Жюри (Джеймс Александер и Юлия Шахновская), работа бюро FUKSAS и бюро SPEECH Чобан & Кузнецов выиграла по совокупности достоинств. Это и выразительный футуристический образ, отвечающий миссии Музейно-просветительского центра, и цельность и проработанность концепции, и соответствие функциональной программе и техническим нормам. Замысловатая по виду форма, по оценке немецких и российских строительных экспертов, - не самая сложная для реализации, закончить которую планируется в 2017 году.

P.S. До оглашения результатов проект-победитель значился на сайте конкурса и выставке в Политехническом музее под кодовым номером 6005. Сегодня спала «завеса анонимности» и с пяти других работ, несколько дней интриговавшая профессиональное сообщество. Номер 6001 оказался работой «Проекта Меганом» (Россия) и «John Mcaslan+Partners», 6002 - проект «3XN A/S» (Дания) и «Архитектурная Студия Асадова» (Россия), 6003 - «Mecanoo International B.V.» (Нидерланды) и ТПО «Резерв» (Россия), 6004 - «Farshid Moussavi Architecture» (Великобритания) и Архитектурное бюро «Рождественка» (Россия), 6006 - «Leeser Architecture» (США) и «ABD Architects» (Россия).

Пока Жюри рассматривало заключения технической экспертизы, на сайте конкурса шло народное голосование. Здесь в лидеры (по неофициальным пока данным) сначала вышел проект «3XN A/S» (Дания) и «Архитектурной Студии Асадова» (Россия) - на фото вверху. (Говорят, он был и одним из сильных конкурентов проекта-победителя по рейтингу профессионалов). Но затем к  народному голосованию подключились поклонники творчества Фаршид Муссави, и благодаря их активности проект «Farshid Moussavi Architecture» и Архитектурного бюро «Рождественка» стал первым - по версии интернет-аудитории.

6004 - «Farshid Moussavi Architecture» и Архитектурное бюро «Рождественка»

6001 - Проект «Меганом» (Россия) и «John Mcaslan+Partners»

6003 - «Mecanoo International B.V.» (Нидерланды) и ТПО «Резерв» (Россия)

6006 - «Leeser Architecture» (США) и «ABD Architects» (Россия).

Подробнее о проектах участников конкурса мы постараемся рассказать в ближайшее время в рубрике «Концепты».


Официальный сайт конкурса: pm-competition.com

Вечер пятницы с Владимиром Плоткиным

28.11.12
13:10

Союз московских архитекторов приглашает на лекцию руководителя ТПО «Резерв». 30 ноября. ЦДА. 19:00

Организаторы «Ежемесячных архитектурных встреч в ЦДА» провели в социальных сетях опрос среди будущих и начинающих архитекторов: с кем из мэтров им хотелось бы пообщаться, узнать, как складывался творческий путь, услышать какие-то рекомендации. Многие назвали главного архитектора Творческого Производственного Объединения «Резерв» Владимира Плоткина. Он и стал гостем АрхНоября. Под руководством этого мастера создавались такие знаковые  объекты, как жилой комплекс «Аэробус» , здание Арбитражного суда, офисный комплекс «Аэрофлота». Среди новых проектов - Штаб-квартира Объединенных авиационных корпораций в Жуковском, мастер-планы жилых районов в Москве («Ивановское») и во Владивостоке (на берегу бухты Патрокл). 

Владимир Плоткин на рабочем месте в ТПО «Резерв». Фотографию сделал Александр Графов, участник экскурсии, организованной в рамках «Дней архитектуры в Москве».

Концепция встреч, кураторами которых выступают Ваге Казарян и Александр Щербаков, подразумевает диалог спикеров со слушателями, возможность открытого,  неформального общения. Поэтому речь может пойти о разработках мастерской, особенностях градостроительного мышления, опыте сотрудничества с недавними выпускниками архитектурных вузов или о каких-то других профессиональных аспектах, интересных собравшимся.


Вход свободный. Желательна регистрация: moscowarch.timepad.ru

30 ноября, 19.00, Центральный дом архитектора.

Организаторы:
Союз московских архитекторов
Молодежное объединение Союза московских архитекторов
Клуб партнёров Союза московских архитекторов

При поддержке
ZinCo,  «ВСК – электро»

 

Новые крылья

21.11.12
15:56

В Жуковском началось возведение Штаб-квартиры Объединенной авиационной корпорации по проекту ТПО «Резерв».

В творчестве коллектива, которым руководит архитектор Владимир Плотин, этот проект является своеобразным продолжением «авиационной» темы,  воплощенной в офисном комплексе «Аэрофлота». Главное, что объединяет два решения при множестве индивидуальных нюансов - обусловленный специализацией заказчиков образ здания, «готового оторваться от земли».

В объемно-пространственной композиции Штаб-квартиры – двух симметричных, V-образно поставленных корпусах – легко считывается намек на крылья. Сочетание стекла и «летучего» металла – алюминия – обеспечит строению визуальную легкость, созвучность самолетам на расположенном неподалеку аэродроме, в сторону которого обращена смотровая площадка на крыше.

Подчеркнутая  горизонтальная структура крыльев, поднятых на мощные опоры, «кожухи» ( фасадные экраны из алюминиевых ламелей ), диагональю перебивающие горизонтали, – все здесь работает на почти литературный образ не то фантастической птицы, не то космического корабля. Перед входом планируется поставить некую малую форму, которая сейчас видится авторам также в духе технофэнтези – как большой прозрачный шар-фонтан.

В зоне смыкания два корпуса объединены общим стилобатом высотой в три этажа, где размещается атриум, конференц-холл, столовая. На первом этаже запланированы небольшие торговые павильоны, кафе и переговорные. Линия турникетов  формирует пути передвижения по вестибюлю. Предполагается, что в пространстве перед ними будет доступ к информационным сервисам, комфортным зонам отдыха и делового общения.

С третьего по пятый этажи корпусов-крыльев отданы под основные офисные пространства со свободной планировкой. Ширина корпуса составляет в среднем 23 метра, и в центральной, удаленной от света части планируется разместить переговорные, кофе-поинты, архивы, а по периметру вдоль окон – рабочие места. 

Шестой и седьмой этажи занимает VIP-зона с собственной столовой, переговорной и кабинетами руководителей. В цокольном этаже находятся фитнес-центр с бассейном и технические помещения; в подземном – парковка на 230 машиномест при общем числе рабочих мест в комплексе 1560, но будет и наземная парковка.

Если говорить об экотенденциях, то архитекторы постарались так поместить здание на участке, чтобы максимально сохранить все существующие деревья, и по окончании строительства будут высажены новые. Даже мощение предполагается выполнить газонной плиткой.

Композиция объемов рационально отвечает трапециевидной форме участка. В симметричной структуре корпусов проявляется классический подход, придающий модернистским формам собранный и торжественный вид.

Таким образом, весь будущий комплекс удачно сочетает в себе мировые тренды с российским стремлением к представительности. Не исключено, что это здание станет архитектурным символом Жуковского.

Владимир Плоткин, главный архитектор ТПО «Резерв»:
«Участие в конкурсе на это здание потребовало от нас стремительности – срок был невероятно коротким. Нам удалось выиграть, возможно, потому, что совсем недавно, при проектировании офисного комплекса для «Аэрофлота», мы решали похожую задачу – даже общий метраж этих двух объектов близок. По сравнению с конкурсным вариантом в процессе доработки объект, конечно, претерпел изменения. Однако его экспрессивность, заданная разворотом двух корпусов, двух крыльев осталась – как основа образности. Кроме того, такая композиция позволяет сохранить визуальную проницаемость всего участка, к чему мы тоже стремились. Это офис очень высокого класса с собственным конференц-холлом, фитнес - центром, подземной парковкой, самым современным инженерным оснащением и т.д., и нам было приятно, что заказчик согласился на свободную планировку рабочих пространств – она здесь весьма уместна».

Здание Объединенной авиационной корпорации (ОАК)

Адрес: Москва, Московская область, г. Жуковский
Проектирование: 2.2012
Авторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Травкин, Е. Кузнецова, Е. Солонкина, А. Догаткина, Р. Князев,
Заказчики: ЗАО «Ленинградский Проспект-Инвест»
Площадь участка: около 2,8га

Местоположение: к юго-востоку от центральной части города Жуковского, к северу от территории аэродрома и примыкает непосредственно к ул. Туполева.
Размеры участка: около 185м вдоль ул.Туполева на 190 м перпендикулярно ул.Туполева.
 

В публикации использованы изображения с официального сайта ТПО «Резерв»: www.reserve.ru

«Садовые кварталы»: станет ли опытная модель образцовой?

14.03.12
16:57

В Хамовниках продолжается строительство элитного микрорайона. В феврале был проведен «круглый стол», в ходе которого архитекторы, критики и инвесторы обсудили особенности и перспективы проекта, объединившего на одной стройплощадке сразу семь видных российских бюро.

Тема встречи - «Авторская архитектура кварталов: градостроительный и потребительский аспекты». В центре внимания оказался проект, уже отмеченный крупными профессиональными премиями (в том числе «Жилой комплекс года», Urban Awards, 2011) и признанный одним из самых значимых событий последнего времени в российской архитектуре. Напомним, почему «Садовые кварталы» достойны неоднократного и самого пристального рассмотрения. 

Участок, где в три очереди ведется строительство четырех элитных кварталов, имеет крайне удачное расположение: в двух шагах от метро Фрунзенская, в самом сердце района Хамовники – рядом с парком им. Мандельштама, между улицами Усачева, Ефремова и 3-ей Фрунзенской.

Генеральный план «Садовых кварталов». В первую очередь в 2013 году будут сданы объекты, обозначенные цифрами 4.1-4.8.

Раньше на этом месте был завод «Каучук». Компания Уникор, собственник предприятия, вывела его в одну из периферийных промзон и занялась рекультивацией бывшей территории завода для возведения жилого комплекса. «Чистое поле» площадью 11 га посреди исторической застройки в престижной, экологически благополучной зоне столицы –  просто «Платиновая миля», идеальная ситуация для элитного строительства. Впрочем, девелопер мог выбрать самые разные сценарии ее развития. Компания Уникор пошла по достаточно сложному пути. Было решено строить не просто элитный микрорайон, а «город в городе», «город-сад» – провести экореконструкцию с обновлением грунта, спрятать все транспортные коммуникации и паркинги под землю, освободив тем самым кварталы от машин, разбить площади и бульвары, обустроить в центральной части пруд с набережными, создать инфраструктуру, включающую школы и детские сады, помещения для кружков и занятий спортом, магазины, кафе, рестораны и прочее. Были также выделены зоны деловой активности с бизнес-центром.

Дома  по проекту «Сергей Скуратов Architects»

Важно, что при всем этом ставку сделали на актуальную авторскую архитектуру и именно российскую, хотя к такому решению пришли не сразу. По словам Аркадия Воловника, вице-президента по развитию девелоперских проектов УК Уникор, тендер, проведенный среди западных бюро, выявил, что зарубежные мастера «не готовы работать в российских условиях и не знают запросы наших людей». Единственный иностранец, привлеченный в итоге к работе, - Хосе Асебильо, главный архитектор Барселоны. Он выступил консультантом по структуре кварталов. В качестве генерального проектировщика была выбрана компания «Сергей Скуратов Architects». Наряду с ней различные объекты в проекте выполняют ТПО «Резерв», SPEECH Чобан&Кузнецов, «Проект Меганом», «А-Б», бюро «Остоженка», «Бюро 500».

Участники круглого стола. Слева-направо: архитектор Иван Щепетков ( «Бюро 500»), историк архитектуры Николай Малинин, архитектор Сергей Скуратов, модератор беседы, обозреватель Валерия Мозганова (Бизнес ФМ), Юрий Григорян («Проект Меганом»)

Зачем нужно было приглашать столько именитых мастеров в один проект? Как им работается вместе? Повысил ли этот ход коммерческую эффективность? Стоило ли вообще придумывать для жилого комплекса такую сложную и недешевую структуру? Как этот микрогород будет взаимодействовать с макрогородом? И, наконец, станут ли «Садовые кварталы» образцом для подражания? Сегодня, когда возведены каркасы зданий первой очереди (2010-2013 гг.), и в них распродано более половины квартир, создатели микрорайона решили, что уже могут ответить на эти вопросы, и встретились с журналистами за «круглым столом» в бизнес-центре «Арбат», расположенном в Хамовниках по соседству со стройплощадкой.

Архитектор Юрий Григорян, вице-президент по развитию девелоперских проектов УК Уникор Аркадий Воловник, архитектор Сергей Никольский (бюро «А-Б»)

Во избежание монотонности и пестроты. Объемно-пространственная концепция «Садовых кварталов»  закладывалась еще до того, как было принято решение привлечь несколько бюро. Четкая композиция с парком и прудом в центре стала основой для формирования кварталов как единого организма. Идея «распределить» объекты между авторами, объяснил Аркадий Воловник, возникла из желания избежать монотонности застройки: «Мы привлекли семь мастерских, чтобы на одной территории были разные дома. Москва ведь вся разная, и «эклектичный» подход органичен для ее градостроительной традиции. При этом все авторы придерживались дизайн-кода, заданного главным архитектором, что собирает их работы в одно целое».

Дома, спроектированные бюро «Проект Меганом»

Объекты «Бюро 500»

Дома  по проекту «Сергей Скуратов Architects»

Код, разработанный мастерской Сергея Скуратова для «Садовых кварталов», включает единый высотный регламент, использование в зданиях однотипных элементов (например, везде есть входные атриумы в два света) и материалов, среди которых ведущая роль отведена кирпичу. «Это не самый модный сейчас материал, но он как нельзя лучше соответствует «днк» места и придает в целом модернистскому архитектурному решению достаточную долю консерватизма, - отметил Сергей Скуратов, собственноручно выбиравший качественные кирпичи на фабриках в Голландии. Опытный мастер признался также, что «Садовые кварталы» - самый сложный в его практике проект: «Строительство отдельных домов – дело уже привычное, а  трехуровневая подземная структура, объединяющая постройки, возводимые в три очереди, – новое, сложное. За время проектирования три раза менялись пожарные нормы, и приходилось все переделывать. Здесь на одной территории сосредоточено множество функций жизни человека. Увязать все это вместе непросто».

Объекты «Сергей Скуратов Architects»

Объекты «Сергей Скуратов Architects»

Поэтому главный архитектор, как он сам говорит, рад, что не приходится все делать одному. В команду были приглашены его коллеги по цеху, отношения между которыми основаны на дружбе и профессиональном уважении. Все работают в одном жанре – умной, интеллектуальной архитектуры и способны вести диалог, что для достижения гармоничного результата, пожалуй, важнее всего. Представители трех бюро, работающих вместе с Сергеем Скуратовым над зданиями первой очереди, говорили об уникальном опыте, который они получают, участвуя в этой истории. Иван Щепетков из «Бюро 500» рассказал, что свою задачу он и его коллеги видели в том, чтобы встроить доверенные им два дома  в общую картину, как детали в пазл - «не выпасть и не притянуть лишнего внимания». Сергей Никольский из «А – Б» выразил благодарность за то, что им, напротив, дали выйти за ограничительные рамки и сделать одно, но едва ли не самое заметное здание, выделяющееся на общем фоне каплевидной формой и сплошным остеклением. Юрий Григорян (у «Проекта Меганом» в проекте три  жилых дома с фактурными «сетчатыми» фасадами) вспомнил о своем первом сотрудничестве с Сергеем Скуратовым на Остоженке, когда они строили жилые дома на соседних участках. Еще тогда (конец 1990-х-начало «нулевых»), их коллега, архитектор Сергей Гришин убедил девелопера в необходимости отдать объекты нескольким архитекторам, чтобы поддержать разнообразие исторической застройки.

Здание от «A-Б»

Посторонним вход разрешен. Феномен Остоженки во время обсуждения вспоминали неоднократно, и не со знаком «плюс». Большинство зданий «Золотой мили», примечательных с архитектурной точки зрения, имеют закрытую территорию. Остоженка превратилась в «каменный мешок», выключенный из жизни города - одни машины, охранники, а красоты архитектуры совсем не видно, хотя, как сказал Скуратов, в новостройки закладывались общественные функции, но они оказались невостребованными. Участвующий в круглом столе историк и критик архитектуры Николай Малинин высказал опасение, не разделят ли «Садовые кварталы» участь Остоженки (не исказит ли и этот прекрасный замысел привычка состоятельных собственников всеми способами отгораживать свое пространство от постронних)? «Репрезентация проекта радует. Это, действительно, музей современной архитектуры, где каждое здание – своего рода шедевр. Но важны не отдельные здания, а пространство между ними. Когда все зеленое - очень красиво, а как это будет выглядеть зимой, которая у нас полгода? Чтобы делать вывод, удался ли эксперимент, нужно понаблюдать за жизнью проекта лет 10-20», - рассуждал он.

Здание от «A-Б»

Аркадий Воловник от лица компании-девелопера заверил, что в проекте соблюден баланс приватного и публичного пространств. Последнее составляет около 6 га (из общих 11). Нельзя будет закрыть доступ к центру микрорайона, к пруду, который запроектирован так, чтобы промерзать зимой до основания и функционировать как общественный каток. В кварталах с их значительной площадью озеленения должно быть достаточно места для прогулок и отдыха для горожан. Пространство микрорайона задумывалось как открытое, демократичное, активно взаимодействующее с городом и претендующее на роль нового центра притяжения. Проектом также предусмотрена модернизация транспортной структуры всего района. Словом, Хамовники от появления «Садовых кварталов» только выиграют.

Объекты «Сергей Скуратов Architects»

Клиент созрел. Вкладываясь в разработку комфортной среды обитания, инвесторы рассчитывали на новый тип потребителя. По мнению Дмитрия Кузнецова, руководителя Департамента продаж элитной недвижимости Est-a-Tet, сегодня покупателей квартир интересует не только высота потолков и планировка, как это было несколько лет назад, но и концепция застройки, инфраструктура, экология, безопасность». Обустройство пруда и продуманного ландшафтного дизайна, максимально приближенного к естественной природе, – это тоже выгодные инвестиции. В Лондоне или Нью-Йорке, по наблюдению Сергея Скуратова, люди за виды на воду и парки готовы жертвовать качеством архитектуры, а здесь ничем жертвовать не надо.

Объекты «Сергей Скуратов Architects»

Инвесторы убеждены в том, что в нашей стране созрел класс потребителей, понимающих современную архитектуру. По крайней мере, в той ее, не лишенной достаточной доли консерватизма, как говорилось выше, версии, которую предлагают «Садовые кварталы». Насколько потенциальным покупателям квартир важны имена мастеров, и знают ли они их вообще? Эти темы в ходе круглого стола, на наш взгляд, остались не раскрытыми. Предположим, что пока на потребителя больше воздействует само понятие «авторская архитектура», подразумевающее эксклюзивность, качество и ответственность за все это некого авторитетного специалиста, а в данном случае не одного, а нескольких.

Объекты «Сергей Скуратов Architects»

Тенденция vs единичный случай. Последуют ли за «Садовыми кварталами» аналогичные проекты жилья, или микрорайон в Хамовниках останется историей, не имеющей прецедентов, хотя бы в силу дефицита земли в престижных районах города? Аркадий Воловник заметил, что в том же ЦАО имеются промышленные территории, пригодные для редевелопмента, но вот есть ли у их собственников или арендаторов аналогичные возможности и планы, как у Уникора, он не знает. Что касается звездных архитектурных альянсов, достаточно распространенных на Западе, в России их эффективность испытывается сейчас и на более масштабном, чем жилищное строительство, уровне - в проектировании иннограда Сколково, где ведущие российские архитекторы трудятся наряду с западными «звездами». Для возникновения других мощных «коллабораций» пока никаких противопоказаний нет, но и благоприятной ситуации на горизонте пока тоже не видно, по крайней мере в ближайшем будущем. Возможно, такой потенциал есть у территории ЗИЛа, судьба которой сейчас решается.

«Садовые кварталы»  в цифрах: 

Первая очередь проекта: 2010-2013 гг., вторая очередь - 2012-2014 гг., третья очередь - 2014-2017гг.

Площадь участка: 11, 08 га.

Площадь застройки: 450 тыс. кв.м.

Жилая часть - 177 тыс. кв.м.

Количество жилых зданий - 34 (4-14 этажей)

Мастерская Сергея Скуратова проектирует 24 дома, «Проект Меганом» - 3, ТПО «Резерв» - 2, «А-Б Студия» - 1, «Остоженка» - 3, SPEECH - 1, «Бюро: 500» - 2.

Площадь квартир  -  60 кв.м - 600 кв.м.

Высота потолков - 3,8-4,1 м.
 

Официальный сайт проекта: sadkvartal.ru

 

Обзорная экскурсия по «Арх Москве». Часть I

03.06.11
14:13
Категории: | События | Выставки

Cтенды российских архитекторов: мастера выставлялись скромно, молодежь -  изобретательно.

XVI-я Международная выставка архитектуры и дизайна завершилась в минувшее воскресенье. Днем ранее были вручены Дипломы за лучшие экспозиции, архитектурные проекты, дизайн объекты, экстерьерные, интерьерные и световые решения. Были награждены победители и инициаторы конкурсов, кураторы выставок. В рамках «Арх Москвы» прошло множество лекций, мастер-классов, торжественных церемоний. Cамым сильным, как часто бывает, оказалось первое впечатление от выставки, сложившееся во время экскурсии, проведенной для журналистов кураторами Бартом Голдхоорном и Еленой Гонсалес. Мы решили поэтапно реконструировать этот маршрут, фокусируясь на том, что больше всего запомнилось.

Фрагмент экспозиции Владимира Плоткина  (ТПО «Резерв»)

Экскурсия началась с выставки Владимира Плоткина, архитектора года, руководителя ТПО «Резерв».  Эта экспозиция символически заняла центральное место в структуре «АрхМосквы» ( в первом зале на втором этаже) и сыграла роль введения к расположенным этажом выше стендам архитектурной зоны. Забегая вперед, скажем, что пролог оказался едва ли не сильнее всей последовавшей истории.

Барт Голдхоорн и Владимир Плоткин

Владимир Плоткин прокомметировал концепцию экспозиции: «Градостроительные, социальные, экологические аспекты (о них шла речь незадолго до этого на пресс-конференции), безусловно, важны. Но архитектура – это, прежде всего, пластическое искусство, это форма. Мы решили показать свою творческую лабораторию, то, из чего на свет появляются формы будущих зданий». На стенде, с четырех сторон обособленном высокими перегородками, все  было белым. Как и положено в лаборатории. В стенах прорезаны «окна» с многослойными, ажурными орнаментами – как бы первыми, еще абстрактными «прорисями» сооружений. Объемную графику оживляли силуэты людей, возникавшие из толщи стен. Позже сотрудники ТПО «Резерв», работавшие над выставкой, признались, что  такая анимация была одним из самых сложных технологических элементов. На трех экранах, вмонтированных в одну из стен,  шел фильм, в котором эскизы обретали плоть реальных построек. К выставке были изданы две книги, посвященные практике ТПО «Резерв».   

Презентация книг ТПО «Резерв»

Третий этаж. Архитектурная зона. Отечественных бюро, представивших отчет о проделанной или текущей работе, в этом году было немного. Вопрос, с чем это связано, кстати, так и остался открытым. Среди выставившихся - «Архитекторы Асс», «Меерсон и Воронова», Архитектурное бюро Тимура Башкаева, Arch Group, Архитектурное бюро Александры Федоровой. Большинство показало проекты в виде планшетов с иллюстрациями и пояснениями.

АБТБ. Проект «Новая Земля». Архитектурное бюро Тимура Башкаева развивает концепцию строительства на озеленных искусственных платформах. 

Стенд бюро «АРДЕПО». Проект реконструкции загородного дома (Дача Че) был отмечен Дипломом III cтепени как лучший архитектурный проект.

Бюро Arch Group выставило проект Российского Духовного и Культурного Центра в Париже, занявшего первое место в международном конкурсе. На мониторе вверху можно было также увидеть работы других номинантов.

Самый занимательный планшет, стилизованный под стенгазету, сделали «Архитекторы Асс». На нем предстала «Пермская стена», всколыхнувшая волну негодования у жителей Перми. Историю проекта вместе с разгоревшейся вокруг него полемикой Евгений Асс, глава бюро, честно, не упустив самую жесткую народную критику, изложил как на своем стенде, так и в прилагающейся к нему газете. Из написанного в заключении следовало, что стене все-таки быть, причем уже в июне этого года, и она отнюдь не испортит облик городской площади перед Пермским академическим Театром-Театром, а станет частью масштабных преобразований, призванных эту площадь облагородить.

«Архитекторы Асс». Пермская стена.

Евгений Асс у своего стенда, стилизованного под стенгазету.

Идею вовлечения в архитектурный процесс  широкой аудитории реализовало и Московское Архитектурное Общество с помощью языка агитплаката. В центре зала разместилась инсталляция из коробок, обклеенных лозунгами «МАО за открытый архитектурный конкурс на Зарядье!». На символические баррикады архитекторы  поднялись, чтобы помешать властям распорядиться столь значимой исторической территорией столицы по собственному усмотрению – застроить ее правительственными учреждениями без проведения конкурса. Будет ли это выступление или другие, которые, возможно, за ним последуют, услышаны, неизвестно. Организаторы «Арх Москвы» поощрили архитекторов-активистов Дипломом III cтепени за лучшую экспозицию в разделе Архитектура.

Евгений Полянцев на стенде МАО

Запоминающийся стенд  был у Totement/Paper. Во-первых, это бюро, одно из немногих, представило макет. Во-вторых, этот макет выглядел как самоценный арт-объект,  выполненный из металла. Скульптурные объемы будущего Музея-хранилища коньяка в Калининградской области экспонировались в обрамлении живописных коряг.  В основе этого проекта лежит литературно-символическая концепция, связанная с культурой изготовления коньяка. И дерево появилось неслучайно. Художник Александр Залавский, сотрудничающий с бюро, объяснил, что гигантская скульптура из древесины «выдержанного» темного цвета, украсит и сам музей, строительство которого уже началось. Старания Totement/Paper были вознаграждены Дипломом I cтепени.

Фрагмент стенда Totement/Paper

Программа «АрхМосквы» в этом году была сосредоточена на поколении NEXT. Логичным образом немалую часть архитектурной зоны заняли молодые бюро – ZA BOR, cтудия MEL, A2, «ПланАр», «Дети Иофана» и другие.  Одни – вчерашние выпускники, и пока разрабатывают концепты и манифесты. Другие уже решают реальные задачи разного масштаба. Важно, что и те, и те подошли к оформлению своего пространства ответственно и изобретательно. В результате стенды молодежи привлекали больше внимания, чем экспозиции «корифеев».  Архитекторы бюро «MИЛХАУС», например, воспользовалось передовыми интерактивными технологиями. Их «Бережный пример реконструкции исторического промышленного здания в Оренбурге (превращенного в бизнес-центр)» демонстрировался на сенсорном экране. Реагируя на движения зрителя, программа меняла на экране пространственные ракурсы, создавая эффект присутствия.

Стенд бюро «Милхаус Концепт Дизайн»

Организаторам выставки больше понравился детально проработанный макет Школы парусного спорта, выполненный  студией MEL (на фото внизу), получившей за свою экспозицию Диплом II степени.

ZA BOR. Офис-паразит.

Одному из молодых бюро -  ZA BOR - достался и почетный Диплом II cтепени за Лучший архитектурный проект (еще один Диплом II cтепени заслужила компания «Меерсон и Воронова» с проектом офисного комплекса Galaxy) . Учитывая, что первое место, а следовательно и  звание «Архитектор года», не присудили никому, это можно считать большим достижением. На счету бюро много реализованных объектов, в том числе офисов крупных компаний. На выставке архитекторы показали свой будущий офис - остроумный, концептуальный проект, пока существующий лишь в воображении авторов. Так называемый «Офис-паразит» находит себе место, например, между торцевыми стенами высотных домов, заполняя нефункциональную пустоту между ними.

Комплексная экспозиция нескольких молодых бюро (VI project,  «Традиционная Архитектура+дизайн» , Бюро Бакушина и Киселева, «Дети Иофана»). Разноцветные баннеры подчеркнули, что у каждого из этих коллективов уже сформировался свой ярко выраженный стиль.

В зале были и другие интересные проекты молодых архитекторов, имеющие отношение к одной из ключевых тем нынешней «Арх Москвы» – теме образования. О том, как она была раскрыта, мы постараемся рассказать в следующей публикации, посвященной выставке.

P.S.

При входе в архитектурную зону разместился стенд группы сайтов 360.ru, к которой относится и ресурс Archplatforma.ru. Мы не только показывали возможности наших порталов онлайн - на сенсорных панелях 3M Touch Systems, но и представили на них лучшие проекты российских архитекторов, созданные за последние два года.

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey