Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
«Архстоянию», летнему фестивалю лэнд-арта в Калужской области, исполнилось десять лет. Все это время он активно развивался, охватывал новые территории и смыслы. В юбилейный выпуск дошел до деревни Звизжи, где 31 июля – 2 августа представил публике 4 произведения «полезного искусства».
В 2006 году на первое «Архстояние» по приглашению художника Николая Полисского, автора идеи фестиваля и первых объектов в художественном поселении Никола-Ленивец, а также архитекторов Антона Кочуркина и Юлии Бычковой, взявших на себя кураторские и продюсерские хлопоты, приехало человек пятьсот. В 2014 году на фестивале зарегистрировались 15 000 посетителей. Последней статистики пока нет, но и без нее ясно: за десять лет из небольшого творческого слета с центром в Никола-Ленивце вырос масштабный, не имеющий аналогов в мире проект под открытым небом. Иногда говорят: «музей», но музеи имеют более-менее четкие границы, хранят, экспонируют, изучают, популяризируют. Здесь же на территории, уже переросшей 55 га, непрестанно идут процессы, запущенные фестивалем и вышедшие за его пределы: арт-резиденции, детский лагерь, ландшафтные лектории, лаборатория экожизни «Ферма», парк «Версаль» и многое другое.
Здесь создаются и исследуются разнообразные формы проживания ландшафта, все чаще – через синтез искусств, в котором объекты, инсталляции, и, прежде всего, сама уникальная природная среда становятся не просто декорациями, но и героями перформансов, произведений саунд-арта, современного балета и других авангардных медиа. Коллекция арт-парка «Никола-Ленивец» сегодня насчитывает около 20 экспонатов, рассеянных по лесам, полям и красивейшим холмам над Угрой. А всего на свет под этим небом появилось 121 произведение. Любые объекты, приуроченные к «Архстоянию» и возникшие вне его, подчиняются общей идее взаимодействия с ландшафтом, открывают его «места силы», становятся в них опорными точками-магнитами.
В разные годы фестиваль поднимал темы границ, знаков движения, предлагал изобретать сараи, строить лабиринты, осваивал реку, закладывал основы архполиса, привлекал внимание к проблеме гибели лесов от жуков-короедов и вот вышел в деревню Звизжи.
«Один из принципов нашей работы – стимулировать позитивные преобразования, – рассказывает куратор фестиваля Антон Кочуркин. – В ситуации глобального экономического кризиса идеология арт-парка как экспо творческих амбиций мне представляется некорректной. Арт-парк – про мир достатка, где главная цель художественной практики – самовыражение. А у нас по соседству разваливается деревня. Фестиваль уже обеспечил работой часть ее крестьян: одни строят объекты в артели «Никола-Ленивецкие промыслы» и стали художниками-соавторами Полисского, другие обустроили гостевые дома, принимают и кормят туристов. Тем временем общественные пространства Звизжей пребывают в удручающем состоянии. Молодежь тусуется на ветхой автобусной остановке. Вход в сельский клуб находится в аварийном состоянии. Здание сельпо давно превратилось в руину. Мы решили помочь деревне не просто красивыми, но полезными объектами и сделать ее в этом году центром «Архстояния». Донести до населения наши благие намерения было очень непростым, щепетильным делом. Далеко не все местные были рады перспективе вторжения в их тихий быт фестивальных толп. Мы искали общие цели, проводили общественные слушания». В итоге мы нашли общий знаменатель. Радостное чувство возникло, когда заработал деревенский социум – все включились! И нашли для себя свой фестиваль. На центральной улице заработал сельский маркет, а в клубе – детские мастерские со «смешанным» тьюторским составом. Фестиваль получился совсем другого качества, применив инструменты комплексного развития территории» (фото: Екатерина Баталова).
Звизжи действительно встретила гостей радушно. Оказалась уютной, живописной деревушкой. Около 200 жителей, три улицы, кафе, конюшня. Да, видно, что многие дома нуждаются в ремонте, но летом все тонет в зелени, и ветхость архитектуры не слишком цепляет глаз. В отличие от радостных подсолнухов в огородах, столбов с деревянными птицами Полисского на участках, чрезвычайно ласкового кота, вольготно гуляющего по проселочной дороге, размытой дождем, и умудряющегося оставаться при этом белоснежным. На главной улице деревенские жители выставили прилавки с домашними пирогами, вареньями и соленьями, продукцией «Никола-Ленивецких промыслов» и другими сувенирами ручной работы.
Въезд в Звизжи теперь отмечает восьмиметровый глинобитный столб, выросший посреди картофельного поля и словно из его почвы – крепкий, коренастый, перекликающийся с водонапорными башнями, характерными для сельских ландшафтов. Авторам объекта – Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой – организаторы предложили создать знак, по которому путешественники будут опознавать Звизжи среди других деревень. Однако архитекторы пошли дальше и наделили свое сооружение не только функциями дорожного ориентира, но и музея сельского труда и быта.
В башне есть дверь – подчеркнуто древняя, потертая, филенчатая – своеобразный «привет» «Ротонде» Бродского. Внутри можно увидеть старинные инструменты и утварь, собранные в окрестных деревнях. В пространстве круглой высокой башни, в свете, льющемся сверху из единственного окна-фонаря, незатейливые, когда-то совершенно обыденные предметы – мотыги, вилы, колеса, упряжь, ковши, корыта, пилы – выглядят драгоценными артефактами. В творчестве Сергея Чобана этот объект логически продолжает размышления о первоформах русской допетровской архитектуры. Круглую колонну с квадратным завершением, воспроизводящую деталь Мирожского монастыря в Пскове, архитектор представлял как символ национальной идентичности на выставке «Генетический код» в рамках «Зодчества-2014».
За преображение любимого места сборищ молодежи взялся архитектор Алексей Козырь. По его проекту была «препарирована» и перекроена железная автоцистерна, в которой перевозили муку. «С точки, на которой стоит остановка, открывается великолепный вид на деревню. Поэтому объект называется «Бельведер Звизжский». Цистерна напомнила мне о бочке Диогена Синопского. Я хотел создать место, в котором можно уединиться и предаться размышлениям, место медитации и созерцания. Кроме того, мой объект наделен формами, отсылающими к культам плодородия, образу матери-кормилицы – теме, всегда актуальной для деревни», – рассказал автор.
Разрезанная цистерна с внешней стороны получила две выпуклости, оканчивающиеся круглыми дисками-витражами -— их создала специально для этого проекта художник Мария Кошенкова. Узор витражей, просматривающихся с обеих сторон, напоминает зрачок в радужной оболочке. То есть и это сооружение выполняет «сверхзадачу»: вместо обычной остановки у Звизжей появилась «глазастая» скульптура-оберег, но в то же время она отлично справляется с главной функцией – укрывает от дождя, ветра и палящего солнца.
Чудесная метаморфоза происходит с бывшим сельским магазином. Развалина в центре деревни снаружи и внутри обрастает покровом из деревянных брусочков, нанизанных на металлические стержни. У всех на глазах материализуется структура органических очертаний, похожая на гигантский муравейник.
«Мне давно хотелось привести в порядок эту руину, казалось, что она, находясь в самом центре деревни, была символом разрухи, портила ауру деревни, – поясняет Николай Полисский, автор объекта «СЕЛЬское Потребительское Общество. – Мы починили крышу, сделали хорошую гидроизоляцию. Деревянные бруски – наш рисайклинг, отходы производства «Никола-Ленивецких промыслов». На всю скульптуру их не хватило, денег пока нет, но потихоньку доделаем, достроим всем миром».
Полисский видит в своем сооружении некий храм, возможно, храм искусства. Во время «Архстояния» в одной из ниш внутри, как в апсиде, размещался прилавок с весами – память о прежней судьбе постройки. В дальнейшем она вряд ли будет функционировать как продуктовый магазин, хотя здесь вполне можно было бы продавать сувениры, обустроить кафе, информационный и образовательный центр, устраивать концерты и собрания, впрочем, некоторые из этих функций успешно выполняет сельский клуб.
Сельский клуб в Звизжах – одноэтажная кирпичная постройка, с архитектурной точки зрения ничего особенного не представляющая, но активно функционирующая по назначению. Внутри – просторный актовый зал со сценой, где справляют свадьбы, отмечают дни рождения, занимаются в кружках, танцуют, собираются, чтобы обсудить дела и так далее. Меж тем входить в здание стало небезопасно – крыша сползала вместе со снегом, крыльцо развалилось. По проекту Валерия Лизунова и Екатерины Агеевой (бюро Archpoint) обветшавшую входную зону не просто укрепили, но из 12 тонн деревянных досок сконструировали целый портал, развернувшийся сложным крылом-веером вокруг двери. Источником вдохновения архитекторам послужила традиционная деревенская игрушка – птица счастья. Возможно, с новыми объектами, символизирующими созидание, плодородие и благополучие и с помощью «Архстояния», Звизжи, сегодня маленькая, небогатая деревушка, превратится в процветающий районный центр. Главное, чтобы при этом она сохранила свою аутентичную среду и глубокую связь с природой.
Официальный сайт фестиваля: http://arch.stoyanie.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.