«Мы раскачали эту лодку»

09.10.18
14:20
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (383)

Девятидневная экспедиция АРХПарохода 2018 по Волге началась с обсуждений архитектуры, дизайна и декора общественных и жилых интерьеров. О темах, затронутых­ участниками этого направления, мы поговорили с его куратором — архитектором Марией Романовой.

В отличие от проектировщиков больших объектов, профессионалы интерьерной сферы нечасто собираются вместе, чтобы обсудить специфику своей работы. Поэтому для уникального трехдневного форума (5 — 7.09.2018), ставшего первым разделом девятидневного дискуссионного клуба на воде, вновь организованного командой АРХМосквы, компанией RIM.ru и эвент-пространством Pluton project, архитектор Мария Романова, приглашенная куратором, приготовила серию таких объемных тем, что каждой из них хватило бы не на один АРХпароход.

Василий Бычков, Мария Романова, Карина Малышева

Мария Романова, Кира Полянина, Карина и Максим Малышевы, Наташа Барбье

Трансформация понятия стиля в современном мире, соотношение практики дизайнеров с глобальными современными процессами на смене эпох и  парадигм, способы взаимодействия с заказчиками, идентификация авторского почерка и внутреннего голоса, применение новейших технологий и перспективы профессии в стремительно меняющемся мире — вот лишь несколько пунктов из предложенной повестки. Мы попросили куратора прокомментировать задачи, поставленные перед участниками, и дать оценку итогам дискуссий и презентаций, состоявшихся на борту теплохода «Григорий Пирогов», пока он шел по маршруту Москва — Углич — Ярославль.

Мария Романова, Яна Степанова, Мануэль Пико Торрес, Карина Малышева, Евгения Михайлиди, Максим Малышев

Мария Романова, Наташа Барбье, Ирина Дымова

 

Мария Романова, куратор АРХПарохода-2018 — направление «Архитектура и Дизайн интерьеров»:

«Прежде всего, мы получили очень интересный опыт встречи профессионалов, которые пересекаются друг с другом обычно лишь на специальных, чаще  праздничных мероприятиях, а не на панельных дискуссиях. Если для архитекторов, проектирующих здания и города, их профессия — как правило, первая и единственная, то интерьерами занимаются специалисты, которые и позиционируют себя по-разному, и имеют очень разный  бэкграунд. Это и архитекторы, и дизайнеры, и декораторы. Многие  из них получили первое искусствоведческое или какое-то иное образование, работали в журналистике или  других областях. У нас не было цели дифференцировать всех по специальностям. Наоборот,  хотелось, чтобы уже востребованные и реализовавшие себя в своих нишах  профи,  посмотрели друг на друга, показали свои проекты и поговорили о том, какое место мы в целом занимаем в архитектурной среде,  кто мы для наших заказчиков, куда мы идем, и что это вообще за деятельность такая, — проектирование интерьеров — вызывающая как восхищение, так и споры.  Кто-то называет ее коммерческой, кто-то считает продолжением большой архитектуры,  с переходом на иной масштаб, но с не менее серьезными проблемами. Архитекторы-градостроители иногда ведь смотрят на «интерьерщиков» свысока, считают, что по сравнению с их глобальными задачами, это своего рода «лёгонькая промышленность», но так ли это?

Максим Рубцов

АРХПароход предоставил нам уникальную возможность профессиональной рефлексии и саморепрезентации. Архитекторы- градостроители, объемщики  волей-неволей накапливают существенный опыт публичных выступлений, защищая свои концепции на различных форумах, советах и слушаниях, перед более или менее понимающими коллегами по цеху, а, бывает, и перед критически настроенными пользователями архитектуры. В интерьерной среде обсуждение может начаться только в случае, если работа выносится на суд широкой публики в СМИ, в личных профилях в соцсетях или демонстрируется где-то на выставках. Но зачастую интерьерные проекты, даже общественных пространств, остаются личным делом автора и заказчика, и далеко не все дизайнеры владеют навыками профессиональной аналитики и языком, провоцирующим интересные дискуссии. После одобрения проекта частным заказчиком, реализации заказа, дискуссии о профессионализме, качестве проекта, о стиле, элементарно о вкусе, часто бессмысленны. Критика, кроме обид и раздражения, ничего не вызывает. Дискуссии в соцсетях —  тому доказательство.

Татьяна Смирнова

Архитектурное сообщество умеет обсуждать цеховые вопросы, есть признанные и опытные эксперты, лидеры авторитетного мнения. Было интересно, готовы ли мы к дискуссиям. Знаем ли мы, чувствуем ли время, смену эпох, портрет заказчика нового времени? Можем ли быть трендсеттерами? Так сложилось, что пока дизайнеры молчат, за них говорят журналы и интернет-ресурсы, ставшие главными рупорами интерьерных трендов. В нашей стране СМИ больше рассказывают людям о том, чем мы занимаемся. Кроме того, именно они рассказывают нам, что мы должны делать и как, что в тренде, модно, а что устарело. Безусловно, редакторы и критики по своему опыту, образованию, насмотренности, имеют право на мнение, это их работа, но хотелось бы, чтобы авторская точка зрения в целом звучала громче и увереннее.

В мире совсем другая ситуация — дизайнеры, люди со вкусом и интеллектом, почитаются как авторитетные трендсеттеры, они дают прогнозы и часто формируют интерьерную моду. В связи с этим участникам АРХПарохода  было предложено взглянуть на свою практику со стороны и рассказать о личном бренде в формате короткой презентации, как если бы они писали о себе для популярного издания. Лучше всего с этой задачей предсказуемо справились те, кто давно занимается профессиональным самоанализом, имеет большой преподавательский опыт. Но в целом было просто интересно познакомиться с различными методами и принципами работы. 

Татьяна Рогова

Для одних авторов, выступавших на нашей площадке, самое важное — создание  функционального пространства, движение и свет в нем, для других отправной точкой может послужить какая-то интересная фактура, материал, кто-то начинает интерьер со сценария, и продолжает его рассказывая историю. Думаю многим было очень полезно узнать, к примеру, как мыслят и на какие референсы опираются декораторы, и что, получив заказ, самые опытные из них не стесняются приглашать на субподряд архитекторов, если видят, что прежде, чем «одевать тело», его нужно создать.

Инна Слуцкая и Аркадий

Мне очень понравилось, что наш разговор плавно перетек из настоящего в будущее. Мир меняется стремительнее, чем мы того хотим. Мы живем на сломе эпох, в период сосуществования всевозможных стилей и образов жизни. Это время, когда сама личность, несущая безупречный вкус, гармонию, эстетику, эмоциональность, широчайший кругозор и индивидуальность уже становится носителем стиля. Также никто не отменял технологический процесс. Параметрическое моделирование, VR-технологии уже вовсю применяются в проектировании не только экстерьеров, но и интерьеров. На потенциальных заказчиков в Интернете обрушивается огромный поток информации о готовых решениях и изделиях, продаются CAD пакеты с проектами различных пространств; даже для VIP-апартаментов в зданиях бизнес-класса можно найти 5-6 типов планировок с вариантами меблировки, освещения, общей стилистики. И на этом фоне возникают следующие закономерные вопросы, в которых хочется разобраться: как мы, состоявшиеся профессионалы, носители своего почерка, если хотите, даже  своего  личного бренда, встречаем будущее, вписываемся в него или нет, знаем ли мы новое поколение заказчиков — миллениалов, их ожидания и потребности, и что мы можем им предложить, как сделать так, чтобы быть им понятными, и нужно ли?

Анастасия Панибратова

Архитектура и интерьеры всегда социальны, всегда — зеркало общества. Мы говорили о том, знаем ли мы, какое общество сейчас, что  определяет его философию, философию современного потребителя? В любом случае мы не памятники себе творим, не создаем театральные интерьеры-однодневки, а пространства, в которых нашим клиентам жить не один год. Мы должны  осознавать, что от наших профессионализма и квалификации, вкуса, интеллекта и эрудиции напрямую зависит психологический и физический комфорт людей, их истинное  ощущение дома как личного пространства, укрытия от стрессов больших городов и не в последнюю очередь — возможность их выхода на новый личностный уровень. В общем и целом — интерьеры должны приносить ощущение счастья. В этом смысле авторы, создающие интерьеры, участвуют в формировании здорового, благополучного и всесторонне развитого социума, и уже поэтому не стоит недооценивать эту профессию. 

Ильяс Яс, Кирилл Лопатинский, Евгения Михайлиди

Возможно, через некоторое время мы также будем выполнять роль семейных докторов, к которым заказчики, нахватавшиеся идей в библиотеках готовых решений, будут обращаться как к конечной экспертной инстанции, способной собрать в единое целое их противоречивые пожелания и выявить их истинные потребности. Но в любом случае, лет через 10-15 вряд ли исчезнет та небольшая категория людей, для которой во всем, включая интерьеры, будет так же важен «индпошив», которые будут просить создать для них некий сценарий жизни, проработать вместе личную историю, рассказать ее в определенном пространстве. Но чтобы остаться востребованными и актуальными, профессионалам интерьерной сферы придется постоянно самосовершенствоваться и обогащаться новыми знаниями и навыками. Мы затронули проблематику междисциплинарности, появления новых надпрофессий. Одновременно сошлись во мнении, что универсальные одиночки вряд ли смогут конкурировать с многопрофильными командами. Поэтому необходимо учиться работать коллегиально, в единой связке — архитектор-дизайнер-декоратор.

Дарья Басанец

Прозвучала в дискуссиях и тема переходного времени, окончания эпохи постмодернизма, которую все увереннее констатируют аналитики, эксперты, искусствоведы. Для обозначения новой эстетики, новых состояний в культуре, искусстве, архитектуре все чаще используется понятие «метамодернизм». Закрепится ли оно в терминологии будущего для философии нынешнего переходного времени — еще не известно. Но так или иначе, приставка «мета» (с греч. μετά — «между, после, через») — часть сложных слов, обозначающая  обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, и превращение)  — все чаще мелькает в интернет-пространстве. 

Яна Степанова

На борту «Пирогова» мы начали формулировать и скоро, уже на суше, представим некое резюме или прогноз, подводящий итог нашим дискуссиям на воде с условным рабочим названием «Манифест о синергиях». Он ни в коем случае не будет никому ничего диктовать, но зафиксирует темы и тезисы, к которым мы приблизились. Надеюсь, все это было только началом большого профессионального дискурса по интерьерной проблематике. Мне кажется, нам немного удалось раскачать эту лодку, и я от души благодарю всех организаторов и участников АРХПарохода. В программе направления дизайн приняли участие: Наталья Барбье, Татьяна Рогова, Ирина Дымова, Татьяна Смирнова, Анастасия Панибратова,  Дмитрий и Татьяна Хорошевы, Ирина Татарникова, Максим Рубцов, Инна Слуцкая и многие другие архитекторы и дизайнеры. К сожалению, осенний сезон, который совпал с началом учебного года и выставочных сессий, не позволил многим приглашенным участникам присоединиться к АРХПароходу. Но мы уверены, что они смогут присоединиться к нам на суше».

Марина Сидорина

Марина Мелехова

Силами деловых партнеров программы АРХПароход 2018 под руководством Марии Романовой в короткие сроки было осуществлено редекорирование верхней палубы парохода, а также некоторых общественных помещений корабля и кают. В итоге теплоход превратился в большой уютный дом с атмосферой, располагавшей как к сконцентрированной работе в рамках деловой программы, так и отдыху в небольших перерывах от нее.

Владимир Кузьмин, фото Лиза Бычкова

Карина Малышева, Илья Мукосей, Юлия Шишалова

Антон Буканов, Антон Образцов и Халида Абуева

Проект АРХПароход 2018

Организаторы: PLUTON project by RIM, международная архитектурная выставка АРХ Москва

Даты: 5-13 сентября 2018

Кураторы: Василий Бычков, Владимир Кузьмин, Юлия Шишалова, Илья Мукосей, Мария Романова

Участники: 120 ведущих архитекторов, дизайнеров, представителей научно-культурной общественности, СМИ

Маршрут: Москва - Солнечная Поляна - Углич - Ярославль - Городец - Нижний Новгород - Козьмодемьянск - Казань - Макарьев - Плес - Углич

Пароход: «Григорий Пирогов»

Партнеры: LAUFEN (Roca Group), Togas, Finex, King David

Фото: Сергей Смирнов

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

В 2015 году группа исследователей, возглавляемая руководителем проекта АРХ Москва Василием Бычковым, организовала экспедицию по Волге с целью изучения этой уникальной акватории. Экспедиция была поддержана RIM – своего рода лабораторией по комплектации архитектурных проектов, компанией, известной резонансными акциями в архитектурно-дизайнерской среде.


В компании Василия Бычкова (АРХ Москва), Максима Малышева (RIM) и архитектора Владимира Кузьмина (бюро «Поле-дизайн») родилась идея этого проекта: ведущие российские архитекторы, участники АРХ Москвы, совершают недельную прогулку по водным путям и одновременно ведут напряженные рабочие дискуссии.

В 2016 году с 4 по 10 июля АРХ Пароход совершил свое первое путешествие по реке Волге. В круизе по маршруту Москва-Тверь-Ярославль-Нижний Новгород-Кострома-Рыбинск-Углич-Москва приняли участие 100 лучших архитекторов и дизайнеров России.

В 2017 году АРХ Пароход отправился в Санкт-Петербург в самый разгар белых ночей. И 6 июня крупнейшая российская выставка на один день превратилась в АРХ Петербург: причалив в городе на Неве, АРХ Пароход открыл свои двери для широкой общественности северной столицы. В Главном штабе Эрмитажа, после экскурсии в самые потаенные его места вместе с авторами проекта — Никитой и Олегом Явейнами — состоялась конференция «Города будущего», а на следующий день на территории петербургского ARTPLAY — круглые столы с девелоперами и «Архитектурный совет двух столиц».

Подробнее о проекте АРХПароход 2018


 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(383)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey