«Будем надеяться, что мастера останутся зрячими…»

15.12.17
12:35
автор:     |    просмотр: (15669)

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков подводит итоги «архитектурного года» в преддверии V Юбилейной Премии Архсовета Москвы, которая состоится 20 декабря в «Доме на Брестской».

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков – сторонник радикальных методов в реновации, противник привлечения публики для принятия архитектурных решений. Он с иронией относится к молодым специалистам и со скепсисом – к уровню российской архитектуры в целом. Накануне V Юбилейной Премии Архсовета Москвы Николай Иванович поделился своей оценкой главных событий отрасли 2017 года и все-таки нашел поводы для оптимизма в 2018 году.

Часть 1. «Будем надеяться, что мастера останутся зрячими…»

- Николай Иванович, какими знаковыми проектами и событиями запомнился лично Вам 2017 «архитектурный год»? Начнем с Москвы. Что нового, с вашей точки зрения, произошло в городе, что может повлиять на дальнейшее его развитие?

- Пожалуй, я могу отметить два важных для меня проекта 2017 года. Первый – это ввод в эксплуатацию северного участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена: станции «Фонвизинская», «Бутырская» и «Петровско-Разумовская». Почему для меня это значимо? Во-первых, потому, что я их проектировал, во-вторых, проектировал очень много лет, что, впрочем, характерно для большинства работ над метрополитеном. В-третьих, я очень доволен этими тремя станциями. Просто с годами складывается понимание, какую именно ты архитектуру делаешь, почему и для кого, когда ты за каждую линию несешь ответственность. В этом смысле все три станции сделаны с толком, чувством, расстановкой, причем, именно в той авторской архитектурной стилистике, которую я последнее время пропагандирую и считаю перспективной. Для публики и для себя лично я сформулировал этот стиль как «черно-белая графика». Речь идет об очень жесткой архитектуре, безо всяких «женских начал». Этот стиль подпитан такими мастерами, как Николай Ладовский. Это не означает, что никакую иную архитектуру я не принимаю, просто я мыслю именно такими категориями.

Станция «Бутырская»

Cтанция «Фонвизинская»

Второй объект года, который нельзя не упомянуть, это, конечно, «Зарядье». Парк давно ждали, и не зря – получилась такая сумасшедшая история, которая достойна центра Москвы. «Зарядье» вполне органично соседствует и с Красной площадью, и с Собором Василия Блаженного, с которым по своему архитектурному «сумасшествию» они близки. В проекте парка есть несколько загадочных ситуаций, пусть и не бесспорных, но говорящих о том, что проект делали мастера. Однако, если вспомнить историю зодчих (или одного зодчего, по разным летописным источникам) Постника и Бармы, которым после строительства Собора Василия Блаженного Иван Грозный велел выколоть глаза, то будем надеяться, что с «Зарядьем» такого не случится, и мастера останутся зрячими.

- Каково ваше отношение к тому, как принималось решение о концепции парка и его реализации?

- Разумеется, я высоко оцениваю этот проект. Разве возможно сказать о нем плохо, когда решение о «Зарядье» принималось на самом высоком уровне города и страны?

-Кажется, применительно к данной теме метафору с выколотыми глазами какой-то степени вы адресуете и себе? Что ж, не будем рисковать вашим зрением. Тем более, что итоги года можно подводить разными способами. Например, в виде новых имен на архитектурной сцене. Появились ли какие-то молодые команды, за деятельностью которых вам интересно наблюдать?

- Если продолжить разговаривать про зрение, то что-то у меня, действительно, с ним плоховато, поскольку последнее время я не наблюдаю тех молодых дарований, которые должны были бы появиться на небосклоне. Более того, я вижу, что то, что делают сегодня молодые архитекторы, не совсем, к сожалению, профессионально.

- Обоснуйте, пожалуйста, свою позицию.

- Дело в том, что профессия свелась к рисованию картинок. У большинства молодых архитекторов просто нет подготовки, нет школы. Потому что архитектором, на самом деле, становятся не в МАРХИ, где получают только начальные представления о том, как устроено проектирование. Профессионалом становятся только по «месту прописки». Вот он, условно говоря, распределился куда-то, начал работать. И если он попал не в опытный, высококлассный коллектив, то толку не будет никакого, а тем более, если выпускник организовал какую-то свою контору, как сейчас часто бывает. Если молодого специалиста опытный профессионал не взял за руку и не повел по этой архитектуре, то ничего не получится, человек так дальше и будет – умело или не очень рисовать картинки. А картинки – это не архитектура. Архитектура – это слишком объемная и глубокая профессия, где нужно понимать абсолютно все.

Современные ребята занимаются по сути книжной графикой, «бумажной» архитектурой. Когда они берутся за большие проекты, я понимаю, что им нужно еще лет 10 работать, чтобы соответствовать таким задачам, чтобы на нормальном языке разговаривать со своими же коллегами. Здесь у молодых есть простой выбор: либо они «в песочнице» играют с такими же пацанами, либо общаются с профессионалами на профессиональном языке. Конечно, есть надежда, что кто-то из них вырастет до мастеров, я не так уж пессимистично смотрю на новое поколение. Но сегодня я их как архитекторов не вижу. Давайте обоснуем эту позицию дефектом моего зрения.

Часть 2. Бульдозером по пятиэтажкам!

- Анализируя 2017 год в архитектурно-градостроительной Москве, невозможно пройти мимо темы реновации. Как вы относитесь к этой истории?

- Я выскажу, наверное, непопулярное мнение, но, уверен, что мы сейчас мало занимаемся реновацией. В том плане, что обсуждаем полумеры. Моя позиция радикальная: нужно взять бульдозеры и пройтись по всем пятиэтажкам! Не может Москва жить в той архитектуре, которой являются пятиэтажки. Я знаю, что такой позиции практически никто не придерживается, но такова уж моя планида. Я считаю, что все это нужно снести, а на месте снесенного построить те самые, удивительные и сказочные города, в которых и должен жить нормальный человек.

- Сейчас Ваша позиция, действительно, выглядит, радикальной, потому, что официально декларируются более мягкие сценарии реновации, предполагающие внимательное отношение к сложившейся жилой среде и мнению граждан. Или вы предполагаете, что со временем закончатся силы и средства на «терапевтические» методы, и мы перейдем к «хирургии» и бульдозерам?

- Возможно и так. Что касается участия в программе реновации граждан, то это – очень опасный момент. Я категорически против того, чтобы выносить на публичное обсуждение на площадки подобные «Активному гражданину» профессиональные вопросы, такие как архитектура. Это слишком сложная тема даже для специалистов, а уж выносить на публику и получать потом непонятную обратную связь – это вообще никуда не годится! На любом конкурсе, любое профессиональное жюри, которое назначено или избрано, если принимает какое-либо решение, то оно за него и отвечает. А если после решения жюри все это выноситься на «Активный гражданин», где по своим абсолютно непрофессиональным, нелепейшим представлениям об архитектуре, выносят определенный вердикт, то результат будет просто чудовищным. Можно обсуждать с народом название улицы или цвет скамейки, но не нужно дискутировать, где именно и какое архитектурное сооружение должно стоять. Это – прерогатива профессионалов.

- Не считаете ли вы, что уже поздно ограничивать публику в высказываниях? Люди, пользуясь социальными сетями, которые каждого обывателя сделали «архитектурным критиком», активно выражают свое мнение. Так случилось с тем же парком «Зарядье» или памятником Калашникову…

- Речь не идет о том, чтобы вообще не давать народу слова или не прислушиваться к его гласу. Просто на народное обсуждение надо выносить не профессиональные темы, а те вопросы, которые позволят людям «выпустить пар». Если же публика сама выражает свое мнение, как в случае с «Зарядьем», то нужно просто терпеть, не огрызаться ни в коем случае. Терпение и труд – вот и весь рецепт. А с Калашниковым, к сожалению, надо поступить радикально.

- В 2017 году в архитектурно-градостроительной сфере прошло немало конкурсов, профессиональных премий. Как вы относитесь к данному инструменту расстановки акцентов в профессии? Насколько он объективен и эффективен?

- Союз архитекторов России постоянно занимается конкурсами и премиями, используя этот механизм для различных «отметок», поощрений и фиксации интересных направлений. Это – полезно для отрасли и приятно для тех, кого отметили. По крайней мере, институт профессиональных премий снижает процент потенциальных суицидов среди авторов.

- То есть премии и конкурсы в данном контексте – это профилактика «климата» в отрасли?

- Можно и так сказать. Я всегда поддерживаю такие мероприятия. Правда, не всегда надеясь, что победит сильнейший.

- Почему?

- Конкурсы проводятся для разных целей. Каждый из них – конкурс еще и внутри себя. Нужно не только наградить лучших, но и «потрепать по щечке» тех, кто в этом нуждается, с точки зрения организаторов. Один из самых объективных, на мой взгляд, конкурсов – это «Золотое сечение», когда профессиональное сообщество отмечает труд лучших архитекторов, своих собратьев по цеху, когда полностью отсутствует какая-либо конъюнктура и предвзятость, а критерии оценки - талант и профессионализм.

Часть 3. «Панель» придавила нашу архитектуру…»

- Перейдем от новостей архитектуры Москвы к России. Что здесь, как президент Союза архитекторов, вы можете отметить, анализируя уходящий год?

- Современной архитектуры России в принципе не существует. Есть отдельные мастера, которые в виде исключения иногда получают какие-то уникальные заказы, и достаточно грамотно их реализуют. Примеры этому, к сожалению, локализуются в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в других городах ничего выдающегося, как правило не наблюдается. Дело в том, что в нашей стране полностью отсутствует архитектурная политика. Власть мыслит категориями шестидесятилетней давности, той самой «панелью», которая благополучно придавила нашу архитектуру, которая по сей день под ней и лежит. Союз пытается сейчас на всех уровнях объяснить, и донести до всех, что с такой архитектурой страна развиваться не может и не должна. Хотим жить хорошо и достойно – нужно заниматься архитектурой.

- Речь идет о многострадальном Законе об архитектурной деятельности?

- В том числе и о нем. Концепция закона об архитектуре в настоящее время находится в Минстрое. 20 декабря мы ее будем обсуждать. На следующий год, надеюсь, его будут принимать в Госдуме.

- В завершении поделитесь Вашими прогнозами на будущее? Куда движется архитектурная мысль? Следуете ли Вы за ней или со свойственной Вам иронией, наблюдаете за этим движением?

- Союз никогда не стоит в стороне и не наблюдает за процессом, он всегда в гуще событий. Архитектура – очень инертная отрасль. Изменения в ней происходят десятилетиями. Прямо завтра светлого будущего не наступит. Но я надеюсь, что, шаги, которые мы все (Академия Архитектуры, НОПРИЗ, Союзы Архитекторов) предпринимаем сейчас, приведут к некоторым просветлениям в отрасли. Это дает повод для оптимизма!

СПРАВКА:

V Юбилейная Премия Архсовета Москвы состоится 20 декабря 2017 года в «Доме на Брестской» (ГБУ «Мосстройинформ, 2-ая Брестская, д.6). За победу будут бороться лучшие проекты, получившие утвержденное архитектурно-градостроительное разрешение (АГР) в 2017 году. Отбор традиционно проводится в 6 номинациях: жилой дом эконом-класса; жилой дом повышенной комфортности; объект образования и медицины; объект общественного назначения; объект офисного и административного назначения; объект торгово-бытового назначения. В состав жюри Премии входят члены Архсовета Москвы, ведущие архитекторы столицы, руководители крупнейших проектных бюро и иностранные эксперты под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Фото предоставлены пресс-службой Союза Архитекторов России.

Беседовала Оксана Надыкто

 

Сохранить

Сохранить

Сохранит

Сохранить

Сохранить

Сохранить

автор: |  просмотр:(15669)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey