Проект «АрхиГрафика» как площадка саморепрезентации

05.12.16
19:00
автор:     |    просмотр: (4757)

Пока четвертый Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2016-2017» плавно выходит на финишную прямую, и приемная комиссия предвидит геометрически прогрессирующий рост заявок в свете неумолимо приближающегося дедлайна (20 декабря 2016 года), организаторы вспоминают опыт прошлых выпусков и делятся некоторыми наблюдениями, связанными с проектом.

Председатель жюри конкурса, архитектор Сергей Чобан на Церемонии награждения победителей «АрхиГрафики 2015-2016»

Из истории проекта. Первый смотр архитектурного рисунка редакция сайта Archplatforma.ru (Группа сайтов 360.ru) организовала и провела в 2013 году только в онлайн-формате. Но и этого хватило, чтобы произвести «эффект разорвавшейся бомбы», как сказал один из участников. Архитекторам и художникам, рисующим архитектуру, был предложен проект, кого-то побудивший перебрать накопившееся за годы в папках и альбомах, а кого-то и вновь взяться за бумагу и карандаш. Качество и количество заявок (444), полученных первой «АрхиГрафикой», подтвердило догадку организаторов о том, что архитектурный рисунок ручной работы (и не только реалистичные пейзажи) еще как жив, а такой проект важен и нужен. Со второй «АрхиГрафики» условия усложнились оправданным и понятным требованием обязательного предоставления оригиналов рисунков (в крайнем случае – репродукций) для тех, чьи работы по результатам первого онлайн-этапа попали в шорт-листы. Вместе с тем появилось ощущение некоторого снижения общего уровня заявок по сравнению с ярким и взволновавшим сообщество первым смотром. Прозвучали даже предложения проводить конкурс не каждый год. Однако третий смотр, состоявшийся без большого перерыва, развеял эти сомнения значительным числом свежих, созданных преимущественно специально для конкурса рисунков.

Главный архитектор Москвы, куратор номинации «Москва: архитектура и вода» Сергей Кузнецов на Церемонии награждения победителей «АрхиГрафики 2015-2016»

Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики, на выставке финалистов конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» в рамках XXI АРХ Москвы. Экспозицию представляет куратор проекта Екатерина Шалина.

Эту тенденцию на Церемонии награждения победителей прошлой «АрхиГрафики» отметил председатель жюри, основатель берлинского Фонда архитектурного рисунка, руководитель бюро SPEECH Сергей Чобан. «Я считаю, что конкурс стал серьезным, большим событием. Первый год дал очень репрезентативный выбор, второй раз был слабее, но третий сезон абсолютно опрокинул мои негативные ожидания и, наоборот, показал, что проект стимулирует авторов рисовать больше и лучше, а ежегодное проведение имеет смысл».

Сергей Кузнецов и участник конкурса Артур Скижали-Вейс, получивший диплом «Специальное упоминание Жюри за успешное участие в нескольких номинациях» и занявший 2-е место в номинации «Рисунок к проекту».

Что дает участие в конкурсе. Одно из кардинальных отличий «АрхиГрафики» от других мировых и российских смотров той же специализации заключается в открытом онлайн-туре. Большинство конкурсов принимает заявки в закрытом режиме и предъявляет публике только произведения финалистов и победителей. В первом туре «АрхиГрафики» все работы, прошедшие модерацию (!), выкладываются в общедоступную онлайн-галерею. То есть весь материал, из которого жюри затем выбирает шорт-лист и призеров, – у всех на виду. Конечно, нельзя списывать со счетов соревновательный момент, но для авторов, рисующих архитектуру, сайт конкурса отлично функционирует и как площадка саморепрезентации. В первую очередь она дает возможность познакомить со своим мастерством широкую аудиторию и, как показала практика, не в последнюю очередь – ценителей архитектурной графики, заинтересованных в ее приобретении.

Выставка «АрхиГрафики 2015-2016» на АРХМоскве: работы Романа Баянова и Артура Скижали-Вейса  

Некоторые работы победителей и лауреатов прошлых конкурсов – Романа Фаерштейна, Рубена Аракеляна, Артура Скижали-Вейса, Дарьи Кузнецовой, Анастасии Бурденковой – попали в важные частные коллекции. Фантазии Артура Скижали-Вейса экспонировались в берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана. По итогам прошлого конкурса Сергей лично пригласил двух участников, студентов факультета архитектуры Санкт-Петербургской Академии Художеств Владимира Баласаняна и Иона Зеленина на практику в бюро SPEECH. Интерес к сотрудничеству не раз возникал при просмотре конкурсных работ и у других членов жюри конкурса – известных, востребованных профессионалов.

Участник кокнурса Иоан Зеленин, занявший третье место в номинации «Москва: архитектура и вода» и работа Иоана на выставке конкурса.

Многие авторы пользуются шансом рассказать через графику о своей основной деятельности: о проектах, исследованиях, идеях и теориях. Концептуальная наполненность таких рисунков (даже в отсутствии всегда желательных пояснений) выделяет их на общем фоне, особенно, если сопровождается высоким художественным качеством.

Cергей Чобан вручает диплом китайскому архитектору Сюй Вэю, занявшему 2-е место в номинации «Рисунок с натуры»

Например, «Традиционные поселения горных районов южного Китая» призера конкурса Сюй Вэя (иллюстрация вверху) оказались не просто изображениями живописных местечек, а иллюстрациями к кандидатской диссертации. Китайский архитектор глубоко исследует типологию и особенности застройки национальных деревень. Призер в номинации «Москва: архитектура и вода» (2-е место) Инна Дианова-Клокова включила в серию «Мосты через Москву-реку ночью» два cооружения, к проектированию которых имела непосредственное отношение.

Сергей Кузнецов награждает призера номинации «Москва: архитектура и вода» Инну Дианову-Клокову.

Развалины изумительных деревянных домов в Вологде, изображенные финалистом конкурса Антоном Темниковым (иллюстрация внизу), –  не только рефлексия по поводу исчезающего наследия, примеров которой немало во всех выпусках конкурса, но живая боль архитектора-реставратора, «непосредственно работающего с деревянными памятниками в организации, которая занимается проектной деятельностью, столярным, плотницким и кузнечным делом, что даёт высокий уровень реставрационных работ».  

Не забудем и про опцию «портфолио»: все участники, заполняя личный профиль при регистрации, могут дать в соответствующей строке ссылку на свой сайт или страницу в Интернете. Для самых смелых немаловажным мотивом участия может стать критика со стороны коллег по цеху, которую можно получить в комментариях. Правда, большинство отзывов на «АрхиГрафике» носят конструктивно-позитивный характер.

«Вредные» модераторы. Участие в этом конкурсе, что, опять-таки, отличает его от многих других, не требует вступительного взноса. Наряду с этим организаторы оставили за собой право на предварительный редакционный выбор. Не скроем, с каждым разом, с опытом, он становится строже. Мы воспринимаем интернет-площадку конкурса, на которой разворачивается первый тур, как полноценную онлайн-выставку и придирчиво следим за техническим качеством файлов, которые загружают участники. Удивительно, что далеко не все понимают, казалось бы, очевидное: работы на суд зрителя и жюри необходимо представлять в лучшем виде. К сожалению, нередко поступают плохо отснятые, темные, криво расположенные изображения. Сильно сомневаемся, что небрежная подача позволит по достоинству оценить даже самую гениальную графику. К счастью, при своевременной отправке заявки это поправимо. Как и другие технические огрехи, вызванные невнимательным прочтением условий. Часто, к примеру, авторы пренебрегают латинской транскрипцией своего имени и английским переводом информации о рисунках. А для конкурса, открытого для участников из всех стран, в жюри которого выступают уважаемые иностранные эксперты, это принципиально важно.

Член жюри, архитектор Сергей Эстрин и участник конкурса Владимир Баласанян, представивший на Церемонии Александра Кобяка, победителя в номинации «Архитектурная фантазия».

Да, в условиях много букв, но добросовестное ознакомление со всеми пунктами существенно облегчает и прохождение работы на конкурс, и кропотливый труд модераторов, которым приходится возвращать на переоформление практически каждую третью заявку. Сложнее в тех случаях, когда возникают вопросы к художественному качеству и содержанию. Здесь есть множество тонких, не подчиняющихся измеримым параметрам нюансов – от однообразия сюжетов, когда студенты одной группы массово отправляют экзерсисы, выполненные с разной степенью прилежности по одному учебному заданию, до технически явно слабых, сделанных неуверенной, ученической рукой работ. Нам казалось само собой разумеющимся, что под «рисунком с натуры» на конкурсе архитектурной графики подразумевается «натура» архитектурная, а не «ню» и не портреты людей. Как оказалось, мы ошибались. Озадачивают рисунки, в которых архитектуры мало, в которых она является смутным фоном, а не ведущей темой. Да, мы говорим о том, что сайт сompetitions.archplatforma.ru – площадка для творческой саморепрезентации, но все-таки это еще и конкурс, подразумевающий, что авторы ответственно подходят к участию и производят осмысленный, cамокритичный отбор, а не выставляют сразу же на соревнование «первые пробы пера» или черновые зарисовки, в которых еще никак не просматривается идея проекта и нет даже намека на художественную форму.

Перед модераторами стоит очень непростая и противоречивая задача: с одной стороны, искренне хочется пропустить на конкурс максимум желающих, с другой – собрать интересную, разноплановую онлайн-экспозицию, показать спектр индивидуальных авторских почерков и подходов, тем и проблем, выдержать высокий уровень конкуренции. Иногда работы по этой причине долго находятся на модерации, но до конца ее срока, обозначенного в «датах» (в этот раз – до 30.12.2016), все заявки будут обработаны. Настоятельно рекомендуем не затягивать подачу до крайнего срока – после 15 декабря уже не будет гарантий, что в потоке «спешащих на последнюю электричку» можно будет исправить какие-то серьезные ошибки. Поэтому еще раз призываем внимательно читать условия на страницах номинаций до или в процессе «добавления работы», а не в буквальном смысле «для галочки» соглашаться с ними. Надеемся, что этими занудными нотациями мы не отпугнули потенциальных участников. На самом деле, мы рады всем, кто хочет принять участие в конкурсе, и всегда стараемся помочь, если при подаче заявок возникают какие-то затруднения.

Как привлечь внимание к своей работе на сайте конкурса. Пока сложно предсказать, сколько работ будет соревноваться в этом выпуске. Сейчас их около 200. В предыдущих конкурсах общее число доходило примерно до 400, а это значит, что чьи-то рисунки в какой-то момент могут оказаться не в приоритетной зоне видимости – внизу главной страницы сайта, а то и на следующих. Здесь есть маленькая хитрость: ротацию рисунков обеспечивают не только новые «поступления» пока идет прием заявок, но и такие действия, как «лайки», доступные до конца зрительского голосования (обычно до конца мая), и комментарии (всегда открытая опция). Один из способов обратить внимание на свое творение – попробовать завести профессиональную дискуссию в комментариях к своей работе или на территориях работ других авторов. Не запрещается просить голосовать за себя своих друзей, однако нужно иметь в виду, что любая искусственная «накрутка» легко отслеживается и редактируется. Напомним, что народное голосование может принести его победителю «приз зрительских симпатий» в виде какого-то приятного и практичного сувенира от организаторов, но на мнение жюри оно никак не влияет, а бывает что и расходится с ним.

О приятном: призы и сюрпризы. Помимо приза фавориту онлайн-аудитории, организаторы выставляют общий денежный приз, судьбу которого решает профессиональное жюри. В этот раз призовой фонд конкурса  – 100 000 рублей, и он снова может быть отдан в одни руки в качестве Гран-при или распределен между авторами лучших работ в любых номинациях. Напомним, что на «АрхиГрафике 2015-2016» Гран-при был вручен Юлии Малининой, автору рисунков из серии «Гастингс» (иллюстрация внизу). Как пояснил председатель жюри Сергей Чобан, ее рисунки являются безусловно точным попаданием техники в настроение изображаемой архитектуры и абсолютно индивидуальны по композиции.

Юлия Малинина. Обладательница Гран-при «АрхиГрафики 2015-2016»

Одновременно во всех номинациях были определены по 2-3 призовых места. Неожиданным сюрпризом стала инициатива члена жюри, архитектора Максима Атаянца наградить автора, занявшего первое место в номинации «Рисунок с натуры», дополнительным денежным призом (50 000 р.) от себя лично.

Работу «Архиерейка» (иллюстрация вверху) Аделии Шаеховой он выделил «не только из-за ее блестящего, редкого по нынешнему времени графического уровня». «Более важным мне представляется, что в рисунке живо и очень точно выражен дух, который был присущ множеству российских городов позднего советского времени, а теперь постепенно и безвозвратно уходит»,  – прокомментировал Максим Атаянц свое решение.

Аделия Шаехова. Победительница в номинации «Рисунок с натуры»

Директор по маркетингу Roca Group в России и странах СНГ Марина Сидорина.

Каждый раз специальный приз одному из участников вручал и постоянный партнер конкурса – LAUFEN (компания Roca Group). На «АрхиГрафике 2015-2016» обладателем наручных швейцарских часов стал Сергей Саргин (работа «Интерьер коллекционера времени»).

В нынешнем конкурсе «АрхиГрафика 2016-2017» номинация «Архитектурная фантазия» поддержана специальным призом от Фонда Сергея Чобана – поездкой на выставку Музея архитектурного рисунка в Берлине. Победителя специальной номинации «Москва: Гений места» ждет особый приз от ее куратора, главного архитектора столицы Сергея Кузнецова. О теме этой спецноминации и кураторских ожиданиях мы подробно писали здесь.

Все призеры «АрхиГрафики 2015-2016» получили в подарок издания рисунков Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.

Также мы, уже по традиции, будем стремиться устроить весной выставку на основе избранных конкурсных работ. Должны сказать, что, несмотря на все трудности модерации и организации, делать проект «АрхиГрафика» безумно интересно. Энергия рисунков, созданных руками, ощущается даже, когда рассматриваешь их на мониторе, не говоря уже о последующей встрече с оригиналами. И мы бесконечно благодарны всем, кто причастен и помогает делать этот проект – лично Сергею Чобану и его Фонду архитектурного рисунка, главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову, Рубену Аракеляну и бюро WALL, Марине Сидориной и LAUFEN (компания Roca Group), Елене Петуховой и Союзу московских архитекторов.

Сергей Эстрин — постоянный эксперт конкурса «АрхиГрафика». О своих критериях оценки работ участников однажды емко высказался в блоге. Советуем прочесть всем участникам: http://blog.estrin.ru/

В заключение предлагаем посмотреть видеоролик  о Церемонии награждения победителей и призеров «АрхиГрафики 2015-2016», прошедшей в Инжиниринговом центре прототипирования высокой сложности МИСиС-Кинетика вместе в подведением итогов дружественного проекта онлайн-конкурсов PINWIN.RU.8 CЕЗОН.

 

 
Александр Крылов. Призер «АрхиГрафики 2015-2016», 2-е место в номинации «Архитектурная фантазия»

Андрей Новаров. Призер «АрхиГрафики 2015-2016», 3-е место в номинации «Архитектурная фантазия»

Роман Баянов. Призер «АрхиГрафики 2015-2016», 3-е место в номинации «Рисунок с натуры» и диплом «Специальное упоминание жюри за успешное участие в нескольких номианциях»

Сюй Вэй: призер «АрхиГрафики 2015-2016» в номинации «Рисунок с натуры»

Дизайнер Владимир Пирожков, руководитель Инжинирингового центра прототипирования высокой сложности МИСиС-Кинетика

Композитори и пианист Никола Мельников

С итогами предыдущего конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» также можно ознакомиться здесь.

 

Работа участника конкурса «АрхиГрафика 2016-2017» Динара Сайфитдинова из серии «Высота»

Конкурс «АрхиГрафика 2016-2017» открыт для подачи заявок до 20 декабря 2016 года (включительно). По всем вопросам пишите в оргкомитет: archigraphic@archplatforma.ru

Организатор конкурса: сайт ARCHPLATFORMA.ru  (Группа сайтов 360.ru)
Программные партнеры конкурса: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Союз московских архитекторов.
Стратегические партнеры конкурса: LAUFEN (компания Roca Group), Forbo
Информационные партнеры:  Интернет-порталы ARСHI.RU; АРХСОВЕТ Москвы, журналы speech:, ПРОЕКТ БAЛТИЯ, TATLIN

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сайт конкурса: http://competitions.archplatforma.ru/

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Фото: Вартан Айрапетян, Василий Буланов, Глеб Анфилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tags: АрхиГрафика | Международный конкурс архитектурного рисунка АрхиГрафика | |

автор: |  просмотр:(4757)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey