Непростые отношения

29.11.12
19:00
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (7402)

Выставка «Баухауз в Москве» и события культурно-образовательной программы в Галерее ВХУТЕМАС 30 ноября, 6 и 11 декабря.

С 2009 года, когда отмечалось 90-летие Баухауза, и по настоящее время в мире прошло немало выставок, посвященных легендарной школе.Чаще всего она представала как основоположница промышленного проектирования, отчего выставочные пространства походили на мебельные шоу-румы. Выставка, идущая в московской Галерее ВХУТЕМАС в рамках «Года Германии в России» до 29 декабря, - другая. Реальных образцов тряпочек, обоев, мебели, чайников и прочей утвари, с которой принято ассоциировать Баухауз, здесь вы не увидите.

Фото Елена Стрекоза

Оформление экспозиции аскетично, но в нем есть «индустриальное» изящество и созвучие с архитектурными темами модульности, регулярности, прозрачной структурности. На эфемерных «лентах» из металлической сетки, протянутых от потолка до пола, закреплены копии различных документов, писем, вырезок из прессы и фотографий. В основном они имеют отношение к четырем московским выставкам 1920-30-х годов, где участвовали представители Баухауза. Последний раздел посвящен немецким студентам и преподавателям, тесно взаимодействовавшим с ВХУТЕМАСом, а затем - ВХУТЕИНом. Идея куратора выставки, сотрудника Музея МАРХИ Татьяны Эфрусси была в том, чтобы показать, как на самом деле воспринимали Баухауз в Москве, с чем сталкивались и чем занимались баухаузовцы, когда приезжали сюда.

Фото Елена Стрекоза

Фото Елена Стрекоза

Неоспоримое достоинство исследования – научная новизна. Тему сложных взаимоотношений передовых творческих сил Германии и России толком никто не прорабатывал. Татьяне удалось раскопать в архивах много неизвестных документов. По подаче выставка несколько напоминает кабинет ученого, пришпиливающего на стены материалы своих изысканий. Глядя на них, он или его коллеги могут что-то понять для себя. Человек «не в теме» - вряд ли. Осознавая, что экспозиция представляет собой довольно сложный «текст» с не всегда очевидными выводами, авторы проекта выпустили газету, в которой изложена концептуальная канва - с датами, фактами и самыми интересными документами. Текст к «тексту» - выставке о выставках и об отношениях. Важно, что краткое содержание последних считывается без пояснений.

Фото Елена Стрекоза

Экспозиция начинается с пламенных воззваний создавать новое искусство для новой жизни, которыми обменялись русские и немецкие художники в 1919 году. Замыкается ее круговой обход письмом Ганнеса Майера, объясняющего свои причины отъезда из СССР в 1936-м. Архитектор, уволенный с поста директора Баухауза за «левые» убеждения, в 1930-м приехал сюда с надеждой активно участвовать в социалистическом строительстве, но ему вскоре перекрыли доступ к работе и преподаванию так, что он был вынужден заключить: «Строительство социализма – это жестокая борьба всех против всех». В общем, как говорится, начали за здравие…

Фото Елена Стрекоза

Если хорошо знать,чем занимался Баухауз в разные свои периоды, то на основе материалов экспозиции можно установить: московские выставки, о которых идет речь, не давали полных и объективных сведений о деятельности школы. На одной  («Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924) основным материалом были идеологически «невинные» картины и скульптуры Л. Мохой-Надя, П. Клее, Й. Иттена, В. Гроппиуса, О. Шлеммера. Впрочем, некоторым из них здесь успели навязать антибуржуазный подтекст. В 1926 году каталог веймарского Баухауза был включен в выставку «Революционное искусство Запада», хотя ничего особо революционного там не было. Майер, уже после переезда в Москву, в соответствии со своими интересами подчеркнул политический аспект творчества Баухауза. В экспозиции 1931 года («Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.») было много агитационных плакатов, имевших к учебному процессу косвенное отношение. При этом существенная доля разнообразной практики школы осталась, как поясняет газета-подсказка, в стороне. В целом в стенах Баухауза, на что обращает внимание куратор, коммунистические настроения были гораздо слабее, чем себе это представляли в СССР.

Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930

Посетители тех выставок видели основные постройки Гропиуса – здание Баухауза и рабочий поселок в Дессау, его же проект «Чикаго Трибьюн», типовые дома Майера, предметные разработки, образцы тканей, обоев, графику. Но какие последствия имело это знакомство? Как реагировали на все это посетители, студенты, архитекторы, профессора ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа? Визуальный ряд, представленные документы не дают на это развернутых ответов. Они подчеркивают сам факт взаимного интереса, притяжения и поддержки, но художественные параллели остаются в данном случае в стороне, если не считать редких замечаний критиков. Так, Д. Аранович, посетив «Первую выставку современной архитектуры» в 1927 году, написал, что произведения Баухауза выделялись среди несколько однообразного торжества эстетики конструкции, очевидно, сопоставив их с отечественными проектами, привлеченными в экспозицию ее организаторами - ОСА. А ведь именно в этом торжестве архитекторы двух стран видели свою родственность. Адекватность замечания оценить сложно - на выставке не показаны вещи русских единомышленников Баухауза.

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

Последняя глава – про контакты Баухауза и ВХУТЕИНа, работу Хиннерка Шепера в «Малярстрое» (где он среди прочего выполнил росписи Дома Нарокомфина), разочарование Ганнеса Майера, романтическую переписку Гунты Штельцль и Аркадия Мордвинова и пропавшего без вести Бюкинга – самая трогательная, но и грустная. Из «Открытого письма» студентам ВХУТЕИНа, написанного Хиннерком и Лу Шепер, мы узнаем: у студентов в Дессау тоже были превратные представления о том, что происходило в «московском Баухаузе». Знакомые с деятельностью Гинзбурга и Лисицкого, они были уверены: тут буквально на каждом шагу идут поиски новых форм и решений для промышленно-технической сферы. Однако по приезду с удивлением обнаружили в аудиториях «ню на фоне зеленого шелка, головы мелом, то есть весь арсенал старого академического образования», чем были немало расстроены.

 

Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930

Внимательный и сведущий зритель, конечно, сможет проследить эту историю обоюдно завышенных ожиданий, иллюзий, временных несовпадений. Отношений, прекрасных на расстоянии, но не выдержавших испытания реальными встречами. Нелюбопытный человек быстро утомится, пожмет плечами и уйдет. Хотя таких, наверное, в Галерее при МАРХИ, бывает немного. Отсутствие зрелищных пластических ходов, модных интерактивных «игрушек» и раритетных экспонатов организаторы с лихвой искупают насыщенной культурно-образовательной программой, погружающей в художественную жизнь Германии и России первой трети XX века.


Вот расписание ближайших событий:

30 ноября в 19.00 Лекция «Архитектурная жизнь Германии от кайзера до Гитлера» . Читает выпускница МАРХИ, доктор искусствознания Татьяна Гнедовская,  специалист по немецкой архитектуре первой половины ХХ века. Лекция сопровождается фильмом, основанном на документальной хронике. В заключение Татьяна Гнедовская исполнит нескольких немецких песен 1900-1930 гг. Подробнее.

6 декабря 19:00 На лекции «Тотальный театр Вячеслава Колейчука» его создатели расскажут о том, как они продолжают и развивают авангардистские эксперименты в своем творчестве. Лекция сопровождается показом звуковых и пластических перформансов, инсталляций, костюмов-объектов, мультимедиапроектов, экспериментальных спектаклей («Птицы сна», «Путешествие квадратика», «Два Кандинских»). Ведущие: Вячеслав и Анна Колейчук. Подробнее.

 

11 декабря 19:00 Музыка, Баухауз, Кандинский Музыковед, журналист, кандидат наук, куратор выставочных проектов Анна Ильичева прочтет лекцию о значении музыки для всех экспериментальных  концепций 1910-1920-х годов, начиная от музыкального пароля студентов и педагогических установок Баухауза, заканчивая авторскими сценическими постановками М. Матюшина, О. Шлеммера, А. Шенберга и В. Кандинского. Подробнее


Вход свободный.
Количество мест ограничено – просьба предварительно зарегистрироваться по e-mail: vkhutemas@gmail.com

Организаторы: Московский архитектурный институт, Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ)
Партнеры: Гете-институт, Фонд Баухауз Дессау
Информационные партнеры: ARCHI.ru, TATLIN, Россия-24, Радио Культура, Zovem.ru, Archplatforma.ru, Archinews.ru, ИА "Архитектор"

Проект спонсирован из средств Года Германии в России 2012/13

Официальный сайт Галереи ВХУТЕМАС: www.vhkutemas.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(7402)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey